8.1. Национальные интересы и внешняя политика
Любое государство включено в политические и экономические процессы с другими государствами и объединениями государств. Целью такого взаимодействия должно быть приобретение государством наибольшей экономической и политической выгоды от разного рода внешних взаимодействий. Определению целей взаимодействия государства с другими участниками международной жизни служит система его национальных интересов.
Национальные интересы – совокупность условий и требований, реализация которых укрепляет мощь и влияние нации и государства.
Национальные интересы государства являются фундаментом для построения его внешней политики.
Внешняя политика – сфера деятельности нации и государства по реализации своих национальных интересов в отношениях с другими государствами, нациями и международными организациями.
Функции внешней политики государства:
- оборонительная;
- представительно-информационная – государство в лице своих органов (правительства, парламента и др.) или своего политического лидера информирует о своей политике или представляет себя на международном уровне;
- торгово-организаторская – устанавливает, развивает и укрепляет торгово-экономические, научно-технические и другие связи с другими государствами;
- сотрудничество – взаимодействие с другими субъектами международной политики в решении глобальных проблем.
Формы традиционного осуществления внешней политики:
- установление дипломатических отношений между государствами;
- открытие представительства государства при всемирных и региональных международных организациях или членство государства в них;
- сотрудничество с дружественными государству зарубежными политическими партиями и другими политическими и общественными организациями;
- осуществление и поддержание контактов с политическими субъектами, с которыми государство не имеет дипломатических отношений или дружественных связей, но в диалоге с которыми заинтересовано.
8.2. Внешняя политика России в начале ХХ в. Участие в Первой Мировой войне (1914–1918 гг.)
На рубеже ХIХ–ХХ вв. значительно возросла роль бурно развивавшихся государств – Германии, Японии и США. Великие державы начали борьбу за передел сфер влияния в мире.
Русский император Николай II (правление 1894 – март 1917 гг.) во внешней политике продолжал линию своего отца – императора Александра III (правление 1881–1894 гг.), направленную на предотвращение военного столкновения в Европе с помощью следующих мер:
- сохранение союза с Францией как противовеса агрессивным устремлениям Германии.
- укрепление влияния России на Балканском полуострове и противодействие усилению в этом регионе влияния Австро-Венгрии и Германии.
Одной из давних целей внешней политики России было решение восточного вопроса.
Восточный вопрос – внешнеполитический курс России на укрепление её влияния на Ближнем Востоке, Балканском полуострове и на Чёрном море (главным образом, контроль проливов Босфор и Дарданеллы, соединяющих Чёрное море с Мраморным и Средиземным морями).
Население Балканского полуострова и восточного Причерноморья традиционно исповедует Православие, поэтому поддержка Россией единоверцев в этом регионе являлась важным аспектом укрепления её влияния.
В Азии внешняя политика России преследовала следующие цели:
- сохранение установившегося баланса сил на Ближнем Востоке;
- недопущение усиления влияния Германии в Турции;
- укрепление своего влияния в Персии (с 1935 г. страна стала называться Ираном);
- непризнание Афганистана сферой влияния Великобритании;
- борьба с другими государствами за укрепление влияния России в Корее и в Китае.
В 1896 г. Россия подписала договор с Китаем о строительстве в Манчжурии Китайской восточной железной дороги (КВЖД) и о создании оборонительного союза против Японии. Эти шаги Российской империи вызвали негодование не только в Японии, но и в США, так как США всегда стремились и стремятся сделать бассейн Тихого океана зоной своего внешнеполитического влияния. Укрепление России на Дальнем Востоке вызвало также недовольство и в Великобритании. В итоге Англия и Япония в 1902 г. заключили антироссийский договор. Англия и США выделили крупные суммы на перевооружение армии и флота Японии.
В январе 1904 г. Япония без объявления войны напала на русские боевые корабли Тихоокеанской эскадры и начала осаду Порт-Артура – военно-морской базы России на юге Китая. Русско-японская война (1904–1905 гг.) закончилась поражением России, утратой военно-морской (в Порт-Артуре) и морской торговой (в Даляне) баз русского флота.
Углубление противоречий между европейскими державами на рубеже ХIХ–ХХ вв. привело к возникновению двух противоборствующих военно-политических блоков:
- Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия);
- русско-французский союз.
Оба блока старались привлечь на свою сторону могущественную Англию. В 1904 г. Англия и Франция договорились о разделе колоний в Африке, при посредничестве Франции Россия стала сближаться с Англией. Начала складываться Антанта. В 1907 г. Россия и Англия договорились о разделе сфер влияния в Персии, Афганистане и на Тибете.
К 1914 г. основные направления России во внешней политике в целом оставались прежними:
- усиление влияния в северной Персии;
- усиление влияния на Балканском полуострове;
- сближение с Англией.
Причина войны – противоречия ведущих держав по переделу мира.
Противоборствующие военные блоки стран-участниц войны:
1. Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия. Позже союз поддержала Турция).
2. Антанта (Россия, Англия, Франция. В ходе войны блок расширился до более чем 20 государств).
Поводом к началу войны стало убийство сербским террористом 15 июня 1914 г. в г. Сараево наследника австрийского престола герцога Франца-Фердинанда. В военно-политическое противостояние Сербии и Австро-Венгрии быстро втянулись другие государства, в том числе и Российская империя, вставшая на сторону Сербии.
В ходе боевых действий образовалось два фронта:
- восточный (Россия против Германии и Австро-Венгрии);
- западный (Франция и Англия против Германии).
Германия рассчитывала разгромить сначала Францию, а затем и Россию. Командование Франции рассчитывало на военную помощь со стороны России. Россия же ориентировалась на разгром в первую очередь Австро-Венгрии, имевшей большое влияние на Балканах. Австро-Венгрия рассчитывала воевать только с Россией.
В 1916 г. победа стала переходить в руки Антанты, но истощённая войной и внутренними предреволюционными событиями Россия шла к кризису. 6 апреля 1917 г. на стороне Антанты в войну вступили США. В России же к этому времени власть царя уже была свергнута. После свержения осенью 1917 г. в России Временного правительства противоречия углубились настолько, что весной 1918 г. в стране разразилась Гражданская война, сопряжённая с интервенцией бывших союзников России (Англии, Франции, США и других государств) на её территорию.
18 января 1919 г. в Париже начала работу конференция по урегулированию послевоенного мира. В её работе участвовало 27 стран. Мировые державы не пригласили на конференцию Россию, главного участника войны, даже в качестве наблюдателя. Участники конференции вынудили Германию подписать мирный договор на крайне невыгодных для неё условиях. Разорённая войной и революциями Россия также оказалась в проигрыше.
Утверждённые в Версале, пригороде Парижа, новые принципы миропорядка существенно перекроили политическую карту Европы, породив тем самым множество территориальных споров, которые расшатывали систему международных отношений.
В 1921 г. Англия, Франция, США и Япония договорились о гарантиях по неприкосновенности владений в Тихом океане. Затем в Вашингтоне был подписан договор крупнейших держав, утвердивший выгодную для США политику «открытых дверей» в отношении Китая. Впервые мировая система международных отношений отошла от принципа раздела мира на сферы влияния. Это позволяло США, заработавшим немалые деньги на военных поставках в годы Первой Мировой войны, своей мощной экономикой вытеснять европейские страны не только из Китая, но и вообще из Азии.
Договоры, подписанные странами по итогам Первой Мировой войны, стали основой Версальско-Вашингтонской системы, ставшей новой моделью международных отношений. Новая система, перекроив границы, породила многочисленные национально-территориальные конфликты в Европе, став, в частности, катализатором развития фашистских и нацистских настроений в Италии и Германии. Ослабление европейских стран породило быстрое усиление влияния Японии и США на мировую политику.
Характерно, что интересы России в Версальско-Вашингтонской системе не учитывались. Наша страна, как и лишённая колоний Германия, была отстранена от обсуждения новых форм внешнеполитического взаимодействия. Международная изоляция, на которую Германия и Россия были обречены ведущими державами, заставила обе страны в 1920-х годах идти на дипломатическое сближение друг с другом. Лишь в 1924 г. СССР был признан некоторыми странами на дипломатическом уровне. А США признали его только в 1933 году.
8.3. Россия и СССР в системе международных отношений (1918–1945 гг.)
Приход в России к власти коммунистов и изоляционистская политика Советской России и СССР помогли нашей стране избежать сползания в общемировой экономический кризис 1929–1933 гг. Экономическое положение крупнейших государств в этот период напрямую зависело от наличия или отсутствия у них колоний как рынков сбыта собственной продукции. Находившийся в политической изоляции Советский Союз выступил с резкой критикой колониальной системы, обогащавшей США и ведущие европейские страны и разорявшей народы колоний. Такая позиция СССР вызывала ненависть со стороны стран-метрополий и находила горячую поддержку в странах, порабощённых колонизаторами.
В 1933 г. в Германии к власти пришли нацисты. В связи с этим концепция внешней политики СССР в 1930-е годы претерпела существенные изменения: СССР перестал воспринимать все «империалистические» государства как реальных врагов. В конце 1933 г. Народный комиссариат иностранных дел разработал план создания системы коллективной безопасности в Европе, но этот план не был поддержан другими государствами. В итоге в период 1933–1939 гг. советская внешняя политика стала носить антигерманский характер. Её главными целями стали изоляция Германии, Италии и Японии как явно агрессивных государств и стремление к заключению союза с западными державами.
Первые успехи в этом направлении ознаменовались установлением дипломатических отношений с США в ноябре 1933 г. и принятием СССР в Лигу Наций в 1934 г. в качестве постоянного члена. Советский Союз начал заключать двусторонние договора с европейскими странами. Но Лига Наций не смогла сдержать усиление агрессивных государств. Франция и Англия стремились столкнуть Германию с СССР, чтобы самим не втянуться в масштабную войну. В конце 1930-х годов Германия поддержала приход нацистов к власти в Испании, оккупировала Австрию и Чехию. Западные державы предпочли не вмешиваться в разбойничью политику Германии. СССР, стремившийся к заключению антигерманской военной конвенции и к избавлению мира от новой чудовищной мировой войны, снова оказался в политической изоляции. Весной 1939 г. И. В. Сталин высказал официальную позицию СССР о том, что не Германия, а Великобритания и Франция являются угрозой европейскому миру.
На внешнеполитическую доктрину СССР в этот период повлияла и агрессивная политика Японии на Дальнем Востоке.
Доктрина – систематизированное политическое, идеологическое или философское учение
В 1930-е годы Япония осуществляла военные провокации на советской границе и начала войну с союзником СССР Монголией. Советские войска дали успешный отпор агрессору, но многочисленная японская армия всё же осталась на территории Китая, создав серьёзную угрозу СССР.
Руководство СССР понимало, что войны с Германией не избежать, но к ней надо подготовиться. Германия пока тоже не была заинтересована в преждевременной войне с СССР: воюя в Европе, Германия могла получить удар со стороны СССР и оказаться в положении войны на два фронта. В итоге 23 августа 1939 г. СССР согласился на предложение Германии подписать пакт о ненападении, включавший «секретный протокол», определявший сферы интересов обеих стран в Европе. 1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу с запада, а через несколько дней СССР ввёл войска в Польшу с востока: Польша к этому моменту уже подписала мирный договор с Германией и готовилась к нападению на СССР. Осенью 1939 г. СССР разместил на территории Латвии, Литвы и Эстонии свои военные базы и в 1940 г. включил эти страны в свой состав.
Граница СССР с Финляндией, союзницей Германии, проходила близко от Ленинграда (ныне – Санкт-Петербург). СССР предложил Финляндии обменяться территориями, чтобы отодвинуть границу от второго по величине города СССР. Отказ Финляндии заставил СССР начать войну против этой страны (1939–1940 гг.) и добиться своих целей силой.
И. В. Сталин рассчитывал, что неизбежная война с Германией начнётся летом 1942 г., поэтому нападение Германии на СССР 22 июня 1941 г. стало для него неожиданностью.
Вторая Мировая война, главным участником которой был СССР, стала самой крупной за всю историю человечества. Составной частью этой войны была Великая Отечественная война (1941–1945), которую наш народ вёл с нацистской Германией за свою независимость и за право существовать на планете: агрессоры планировали почти полностью истребить население СССР. Оставшуюся же часть они рассчитывали обратить в рабство и онемечить.
Разработанный германским командованием план «молниеносной войны» против СССР с первых же дней потерпел неудачу. Жестокое сопротивление и массовый героизм советского народа помогли остановить врага на подступах к Москве и с декабря 1941 г. начать контрнаступление.
Уже 22 июня 1941 г. Великобритания и США выразили готовность выступить вместе с СССР против Германии и летом 1942 г. открыть против нацистских полчищ второй фронт в Западной Европе. Однако западные союзники СССР рассчитывали на то, что Германия и Советский Союз ослабят друг друга в боях, поэтому открыли второй фронт только летом 1944 г., когда территория СССР уже была освобождена от врага, и боевые действия шли в Европе. По сути, целью открытия второго фронта Англией и США было присоединение к военным успехам нашего народа, который вынес на себе всю тяжесть войны, и участие в дележе послевоенного мира.
4–11 февраля 1945 г. в Крыму под Ялтой состоялась конференция стран-участниц антигитлеровской коалиции: СССР, США и Великобритании. На конференции обсуждались основные вопросы послевоенного устройства мира:
1. Пересмотр границ территорий, оккупированных нацистской Германией с одновременным распределением зон влияния СССР, США и Великобритании.
2. Создание процедуры, гарантирующей неизменность новых установленных разграничительных линий.
3. Создание Организации Объединённых Наций для предотвращения попыток изменения установленных границ и сфер влияния. СССР как одной из ведущих стран мира было предоставлено место постоянного члена в Совете Безопасности ООН, что давало ему право наложения вето (запрета) на любое решение.
Помимо принятия решений по изменению границ Польши и решения судьбы Югославии и Греции, участники конференции договорились о разделе Германии на оккупационные зоны. Следствием этого стало разделение Германии в 1949 г. на два независимых государства. Кроме того, страны-участницы восстановили суверенные права народов освобождённых от гитлеровцев территорий. При этом союзники получили право «помогать» этим народам «улучшать условия» для осуществления прав. Однако как потом оказалось, каждая страна-участница антигитлеровской коалиции имела возможность проводить эту политику только на территории, где находились её войска.
Поскольку создание антигитлеровской коалиции было вынужденной мерой как со стороны СССР, так и со стороны Запада, то по окончании войны бывшие союзники поддерживали только своих идеологических союзников. Это стало прологом к последующему этапу развития мировой политики, когда страны Западной Европы и США, обеспокоенные усилением СССР, стали проводить антисоветскую политику. СССР, в свою очередь, выступал за укрепление социалистического лагеря своих союзников. Мир стал биполярным (с двумя полюсами), расколовшись на два лагеря: капиталистический (Запад) и социалистический (Восток во главе с СССР).
Летом 1945 г. в пригороде Берлина Потсдаме состоялась ещё одна конференция лидеров СССР, США и Великобритании, на которой рассматривались вопросы проведения новых границ Германии и Польши, а также обязательств СССР по разгрому Японии.
На конференции СССР вновь постарался решить актуальный для нашей страны восточный вопрос с целью создания благоприятного для СССР режима в Черноморских проливах, но встретил в этом вопросе сопротивление со стороны Великобритании и США. В ходе конференции возникли и другие противоречия, которые впоследствии привели к «холодной войне» между СССР и Западом.
Так или иначе, советские войска, разгромив Германию и её многочисленных союзников в Европе, 8 августа 1945 г. начали наступление против японской армии, стоявшей всю Великую Отечественную войну возле наших границ на Дальнем Востоке. 2 сентября 1945 г. Япония капитулировала. СССР сыграл решающую роль в разгроме нацистской Германии и милитаристской Японии.
В 2010 г. официальный представитель Министерства обороны России озвучил официальные данные о людских потерях СССР в 1941–1945 гг.: «Безвозвратные (демографические) потери списочного личного состава советских Вооруженных сил (убиты, умерли от ран или не вернулись из плена) за годы войны, с учетом Дальневосточной кампании, составили 8 миллионов 668 тысяч 400 человек, в том числе армии и флота – 8 миллионов 509 тысяч 300 человек, пограничных войск КГБ СССР – 614 тысяч человек, внутренних войск МВД СССР – 97 тысяч 700 человек. Общие людские потери составили 26,6 миллиона человек».
8.4. Внешняя политика СССР в 1945–1991 гг.
США стали единственным государством на планете, нажившимся на бедствиях европейцев во второй мировой войне, и имели 75 % мирового запаса золота. Это невероятное состояние стало основой американской мощи в течение всего послевоенного периода и до наших дней. В ходе второй мировой войны США получили атомную бомбу, созданную европейскими учёными, и присвоили её себе. 6 и 9 августа 1945 г. США сбросили атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки. Погибло несколько сотен тысяч мирных жителей. Военной необходимости для такого преступления не было. Целями этой бесчеловечной акции было устрашение мира и демонстрация американской военной силы.
Высокий авторитет СССР после войны и усиление советского влияния в мире вызвали недовольство западных государств. Премьер-министр Англии У. Черчилль (1874–1965) призвал к сдерживанию СССР. Это выразилось в создании «железного занавеса» (выражение У. Черчилля) вокруг СССР и началом политики «холодной войны» по отношению к Советскому Союзу.
«Холодная война» – политика противостояния, основанная лишь на официальных дипломатических отношениях
Чтобы не быть уничтоженным противником, на этот раз атомным оружием, СССР направил огромные средства на разработку собственных ядерных вооружений, и в 1949 г. в СССР была изобретена водородная бомба. Мир вступил в эру ядерного противостояния.
В 1949 г. западные государства во главе с США создали блок НАТО для оказания военного давления на СССР. В 1955 г. в качестве противовеса НАТО в Варшаве создана военная Организация Варшавского Договора (ОВД) Восточного блока стран социализма во главе с СССР для проведения совместной оборонной политики.
В 1956 г. на ХХ съезде Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) были сформулированы основные положения новой внешнеполитической доктрины СССР:
- создана мировая социалистическая система, которая становится ведущей в мире;
- сфера влияния капитализма сужается;
- необходимо мирное сосуществование двух систем;
- недопустим экспорт революции и контрреволюции;
- есть возможность не допустить новую мировую войну.
Тем не менее, агрессивная политика США против СССР спровоцировала серьёзный конфликт в 1962 г., получивший название Карибского кризиса. Мир оказался на пороге мировой ядерной войны.
Карибский кризис – противостояние между СССР и США, вызванное размещением американских ядерных ракет на территории Турции и угрожавшими ядерными ударами по столице и крупнейшим городам СССР и ответом на этот шаг Советского Союза, разместившим свои ядерные ракеты на соседней с США Кубе.
В то же время, развязанная Западом против СССР «холодная война» и жёсткое противостояние двух систем заставляли Советский Союз искать союзников в странах так называемого «третьего мира», т.е. неприсоединившихся ни к капиталистическому, ни к социалистическому лагерям. Это были, главным образом, бедные страны Азии и Африки. Для привлечения их на свою сторону, СССР оказывал им большую экономическую и военную помощь, помогал бороться против военных вторжений армий западных стран. Такая политика, разумеется, сильно подрывала экономические устои СССР. Одновременно СССР пресекал попытки свержения власти коммунистических партий в странах Восточной Европы, входивших в Организацию Варшавского договора. В 1979 г. советские войска вошли в Афганистан, чтобы поддержать приход к власти в этой стране просоветски настроенных руководителей.
В апреле 1985 г. КПСС возглавил М. С. Горбачёв (род. в 1931 г.). С его именем связано «новое мышление» в советской внешней политике: М. С. Горбачёв заявил о необходимости в отношениях с Западом «строить мост сотрудничества с двух сторон» и этим прекратить конфронтацию (противостояние).
Внешнеполитические предложения М. С.Горбачёва:
- создать безъядерный мир;
- запретить оружие массового уничтожения;
- снизить военные расходы;
- уважать суверенитет стран;
- обеспечить взаимную поддержку государств.
Усилиями М. С. Горбачёва улучшились отношения СССР и США: Горбачёв провёл несколько встреч с президентами США Р. Рейганом и Дж. Бушем-старшим. Были подписаны договоры о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, соглашение о сокращении стратегических наступательных вооружений. Наладились отношения с Китаем. В 1989 г. СССР вывел свои войска из Афганистана.
Советский Союз не стал препятствовать воссоединению расчленённой после Второй Мировой войны Германии при условии, что НАТО гарантирует нераспространение своего влияния к границам СССР и не будет принимать в свой состав другие страны.
8.5. Международное положение России в мире в 1991–2000-е гг.
Ослабление, а потом и распад в 1991 г. СССР повлекли за собой разрушение мировой социалистической системы, СЭВ (Совета Экономической Взаимопомощи стран социализма) и ОВД (Организации Варшавского Договора). Окончательно рухнул «железный занавес». На мировой арене вновь появилось государство Россия.
8 декабря 1991 г. в Белоруссии руководители бывших республик СССР – Белоруссии, России и Украины – подписали «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств» взамен союзного договора, лежавшего в основе СССР (в СНГ не вошли Латвия, Литва, Эстония, Грузия). Однако СНГ не было и не является ни соглашением о создании единого государства, подобного СССР, ни надгосударственным образованием. Первоначальные цели СНГ:
- «цивилизованный развод» бывших советских республик после распада СССР;
- координация стран-участниц СНГ в управлении их военно-стратегическими силами;
- единый контроль над ядерным оружием.
С течением времени роль СНГ как объединяющего и координирующего начала бывших республик СССР возрастала, и 18 октября 2011 г. Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия, Молдавия и Таджикистан подписали договор о зоне свободной торговли в СНГ.
Распад СССР ослабил геостратегическое положение России, страна потеряла союзников в Центральной и Восточной Европе. Бывшие союзники стремились вступить в НАТО. Бывшие республики СССР, особенно прибалтийские (Латвия, Литва, Эстония), стали обвинять Россию в геноциде своего населения, оккупации их стран и т.д.
Геноцид – целенаправленное истребление народа.
Бывшие советские республики национализировали военные силы вдоль границ СССР. Развалилась единая система противоракетной и противовоздушной обороны. Прекратил существование советский военно-промышленный комплекс (ВПК).
На рубеже 1991–1992 гг. руководство России взяло курс на построение союзнических отношений со странами Запада, в т.ч. и с США. В 1992 г. была подписана Декларация России и США о прекращении «холодной войны».
Россия подписала со странами-членами НАТО ряд договоров, направленных на разоружение и военное сотрудничество. Однако уступчивость России воспринималась Западом как слабость. В НАТО были приняты бывшие союзники СССР по ОВД. Россия, нуждавшаяся в японских кредитах, согласилась обсуждать проблему передачи Японии Южных Курил, присоединённых к СССР после победы над Японией в 1945 г..
В марте 1999 г. США и их союзники по НАТО без санкции ООН начали бомбардировку Югославии – союзницы России. Протесты России не принимались. В апреле 1999 г. НАТО приняла новую доктрину: коллективная оборона была заменена отстаиванием интересов стран-участниц блока. НАТО и США стали претендовать на роль мирового жандарма.
Начавшаяся в 1990-е годы военная операция российских федеральных сил в Чечне рассматривалась США и НАТО как повод для вмешательства во внутренние дела России под предлогом «посредничества» в конфликте. Неудачи в налаживании отношений с Западом заставили Россию обращать больше внимания на сотрудничество со странами Азии. Увеличился торговый оборот с Китаем.
Внешняя политика России была ориентирована на чрезмерное сближение с США. Одновременно стали распадаться налаженные в советский период экономические связи, началась переориентация стран нашего «ближнего зарубежья» на Запад. В то же время политики в России стали понимать, что Запад не заинтересован в укреплении нашей страны как нового конкурента. Более того, западные державы, и особенно США, взяли курс на поддержку сепаратизма (расчленения) России. Ведущие политики США открыто заявляли, что не допустят возрождения России как великой державы.
После распада СССР США стали развивать идею однополярного мира, где единственным «полюсом силы» были Соединённые Штаты Америки. Но к этому времени не только Россия и США, но и другие страны располагали ядерным оружием. США также не являлись единственной мощной страной в финансово-экономической сфере. С 1990-х гг. всё более интенсивно стали развиваться страны Азиатско-Тихоокеанского региона: Япония, Китай, Австралия, Южная Корея и т.д.
Всё большее значение стала приобретать Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входят Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины. Иран, Индия и Пакистан стали обладателями ядерного оружия.
В этих условиях внешняя политика России стала переходить с проамериканской направленности на основе «общечеловеческих» ценностей к сбалансированному подходу, диктуемому собственными национальными интересами.
Бывшие республики СССР после 1991 г. сначала отстранились от России, но их экономические и военные проблемы показали выгодность сотрудничества с нашей страной. Например, в 1997 г. был подписан Договор о создании Союза Белоруссии и России для поэтапного создания единого политического, экономического, военного, таможенного, валютного, юридического, гуманитарного и культурного пространства.
Вместе с тем, после распада СССР Россия получила международное признание в качестве правопреемницы СССР, сохранила важное место постоянного члена Совета Безопасности ООН и подтвердила свой курс на разоружение и участие в решении глобальных проблем.
Экономические и политические проблемы внутри России в 1990-е гг. снизили обороноспособность государства и её внешнеполитическую активность. 28 июня 2000 г. президент России В. В. Путин (род. в 1952 г.) утвердил «Основные положения концепции внешней политики РФ», главными из которых стали:
- обеспечение процессов формирования государственности;
- защита территориальной целостности;
- создание условий, обеспечивающих стабильность и необратимость политических и экономических реформ;
- активное и полноправное участие России в строительстве новой системы международных отношений.
Сегодня к приоритетным направлениям внешней политики России относятся:
- создание новой системы взаимоотношений с бывшими социалистическими странами;
- вхождение России в европейское и мировое сообщество;
- разработка новых принципов межгосударственных отношений с бывшими республиками СССР;
- разработка новой военно-политической доктрины;
- активизация отношений с Китаем и странами Юго-Восточной Азии;
- равноправное развитие отношений с США;
- участие в миротворческих акциях по прекращению вооружённых конфликтов под эгидой ООН.
В начале 2000-х гг. Россия окончательно сформулировала сбалансированный подход: у нашей страны нет врагов, ей следует развивать отношения со всеми государствами, в первую очередь с соседними, но при этом России не стоит склоняться ни в ту, ни в другую сторону, а следует руководствоваться исключительно своими национальными интересами. В свете этого подхода особое значение для России приобрели отношения со странами СНГ, которые становились стержневыми в обеспечении её национальной безопасности. Следуя этой концепции, Россия для расширения своего влияния в регионе, нацелилась на создание экономического, политического и геополитического единства. Для реализации этого единства наша страна предприняла ряд важных шагов.
В 2000 г. президенты Белоруссии, Казахстана, России, Таджикистана и Киргизии подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Цель созданной организации — развитие тесного торгово-экономического сотрудничества. Позже в качестве наблюдателей к организации присоединились Молдавия, Украина и Армения.
В 2001 г. лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана была создана региональная международная организация «Шанхайская организация сотрудничества» (ШОС). Её главными задачами являются укрепление стабильности и безопасности на пространстве государств-участников, развитие экономического и энергетического сотрудничества, борьба с наркоторговлей, терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, научное и культурное взаимодействие. Позже к ШОС в качестве наблюдателей присоединились Монголия, Пакистан, Индия и Иран.
Россия продолжает работу с блоком НАТО: в Брюсселе работает представительство России в штаб-квартире НАТО. Рабочие группы сотрудничают по следующим направлениям:
- в воздушном пространстве;
- в области тыла и материально-технического обеспечения;
- в области противоракетной обороны.
Выход России из экономического кризиса 1990-х гг., реформирование армии и оборонно-промышленного комплекса (ОПК), активная внешняя политика и принципиальность в решении международных проблем способствовали существенному укреплению положения нашей страны на международной арене. Это позволило президенту России В. В. Путину 10 февраля 2007 года выступить на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности с жёстким заявлением в адрес западных государств:
1. В современном мире однополярная модель не только неприемлема, но и вообще невозможна.
2. Американская система права в экономике, политике и в гуманитарной сфере навязывается другим государствам.
3. Только Устав ООН является механизмом принятия решений по использованию военной силы.
4. НАТО, нарушая достигнутые с Россией договорённости, выдвигает свои передовые силы к нашим государственным границам.
5. «Благотворительная помощь», оказываемая западными государствами странам «третьего мира», лицемерна, так как консервирует их экономическую отсталость и приносит прибыль богатым странам Запада.
6. Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) «пытаются превратить в вульгарный инструмент обеспечения внешнеполитических интересов одной или группы стран в отношении других стран».
7. Россия всегда проводила независимую внешнюю политику и будет следовать этому принципу дальше.
Западные и, прежде всего, американские средства массовой информации обвинили В. В. Путина в агрессивности и в разжигании новой «холодной войны». Тем не менее, в августе 2010 г. В. В. Путин подтвердил полезность и актуальность своей мюнхенской речи не только в момент её произнесения, но и в настоящее время.
Основополагающим принципом российской внешней политики является концепция многополярного мира.
Многополярный мир – консервативная модель устройства международных отношений, предполагающая наличие различных типов государственного устройства, а также многообразие культурных, религиозных и цивилизационных типов на планете и их диалог.
Нестабильность жизни современного мира, разрастание и углубление межгосударственных, межэтнических и межрелигиозных конфликтов свидетельствуют о переломном этапе развития человечества. Россия как одна из самых мощных держав мира стремится не только к укреплению своего положения, но и к созданию новой системы международной безопасности. Благодаря усилиям нашей страны укрепляется и развивается взаимодействие стран, входящих в Содружество независимых государств (СНГ), возникшее после распада СССР.
В заключение отметим, что сложившаяся в России экономическая и политическая система существенно влияет на ее внешнюю политику. Характер и направленность внешней политики также во многом зависят от социально-экономической модернизации и демократического развития страны. Сейчас положение России в современном мире противоречиво. С одной стороны, по ряду показателей она имеет хорошие позиции:
- занимает ключевое положение в центре Евразии с выходом на стратегически важные регионы;
- обладает большими запасами природных ресурсов;
- является крупнейшим экспортером энергоносителей, что дает серьезные экономические и политические рычаги;
- по ракетно-ядерному потенциалу уступает только США;
- является постоянным членом Совета Безопасности ООН с правом вето и т.д.
С другой стороны, Россия имеет ряд уязвимых мест и нерешенных проблем, которые ослабляют её влияние на международную политику:
- потеря ряда стратегически важных территорий, населения и большой части экономического потенциала, важнейших морских портов, части авиации и морского флота (причина – распад СССР и реформы 90-х гг.);
- страна лишилась прежних союзников и влияния в Восточной и Центральной Европе;
- сложилась тяжелая демографическая ситуация, продолжается деградация человеческого потенциала;
- неэффективность и коррумпированность госаппарата и т.д.
Очевидно, что без преодоления внутренних недостатков развития страны будет сложно сделать внешнюю политику более успешной.
Контрольные вопросы
1. Что такое национальные интересы и внешняя политика? Как они взаимосвязаны?
2. Расскажите об основных направлениях внешней политики России в Европе и в Азии в начале ХХ в. Что такое восточный вопрос?
3. Каковы причины, цели и итоги Первой Мировой войны?
4. Почему СССР, старавшийся предотвратить Вторую Мировую войну, оказался в политической изоляции? На каких странах лежит ответственность за развязывание Второй Мировой войны?
5. Почему СССР начал войну с Финляндией (1939–1940) и присоединил к себе Латвию, Литву и Эстонию?
6. Каковы основные вопросы, обсуждавшиеся на Ялтинской и Потсдамской конференциях? Как принятые на этих конференциях решения повлияли на судьбу послевоенного мира?
7. Что такое «холодная война»? Какие государства начали осуществлять эту политику первыми?
8. Почему после второй мировой войны СССР стал развивать активное сотрудничество со странами «третьего мира»?
9. Перечислите основные положения новой внешнеполитической доктрины СССР, сформулированные в 1956 г. на XX съезде КПСС.
10. Перечислите основные предложения М. С. Горбачёва в советской внешней политике.
11. Каковы были последствия распада СССР для внешней политики нашей страны?
12. Перечислите приоритетные направления внешней политики России после 2000 г.
13. В чём состоит концепция многополярного мира?
Литература
1. Барышников М. И. Советско-финская война 1939-1940 гг. // Новая и новейшая история. 1989. № 4.
2. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М., 2003.
3. Внешняя политика Российской Федерации (1992–1999): учеб. пособие. М., 2000.
4. Восточный вопрос во внешней политике России. М., 1978.
5. Вяземский Е. Е. СССР – Россия. От М. С. Горбачёва до В. В. Путина, 1985–2002. М., 2002.
6. Загорский А. В. История отечественной внешней политики в годы «холодной войны» // Отечественная история. 1997. № 1.
7. Замятин Д. Н. Геополитика: основные проблемы и итоги развития в ХХ веке // Политические исследования. 2001. № 6.
8. Иванов И. С. Внешняя политика России в эпоху глобализации: статьи и выступления. М., 2002.
9. Игнатьев А. В. Внешняя политика России в 1905–1907 гг. М., 1986.
10. Лебедева М. М. Формирование новой политической структуры мира и место к ней России // Политические исследования. 2000. № 6.
11. Лундестад Г. Восток, Запад, Север, Юг. Основные направления международной политики. 1945–1996. М., 2002.
12. Новейшая история Отечества: ХХ век: в 2 т. / под ред. А. Ф. Киселёва, Э. М. Щагина. М., 1999.
13. Похлебкин В. В. Внешняя политика Руси, России и СССР за 100 лет. Справочник. М., 1992.
14. Проскурин С., Кузьмин Д. Международные отношения в условиях глобализации // Свободная мысль – XXI. 2004. № 2.
15. Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2000.
16. Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945–1985): новое прочтение. М., 1995.
17. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2005.
18. Чубарьян А. О. Европа между миром и войной: 1918–1939. М., 1992.
19. Шаповалов В. Ф. Восприятие России на Западе: мифы и реальность // Общественные науки и современность. 2000. № 1.
- Социально-политическая история россии XX–XXI вв.
- Введение
- 1. Предмет социально-политической истории России
- 2. Эволюция политического режима России в XX–XXI вв. План семинара
- 2.1. Понятие политического режима и типология политических режимов
- 2.2. Основные черты авторитарного режима, авторитарный режим в России до 1917 г.
- 2.3. Основные черты демократического режима, недолгий опыт демократии в России с февраля по октябрь 1917 г.
- 2.4. Советская Россия и ссср: формирование основных черт тоталитарного режима
- 2.5. Характеристика посттоталитарного политического режима
- 2.5.2. Политический режим в ссср 1965 – 1985 гг.
- 2.5.3. Политический режим периода перестройки в ссср 1985 – 1991 гг.
- 3. Характеристика российского государства
- План семинара
- 3.1. Понятие «государство»
- 3.3. Формы государственного правления
- 3.4. Формы государственного устройства
- 4. Характеристика социально-классовой структуры российского общества План семинара
- 4.1. Понятие социально-классовой структуры
- 4.3. Социально-классовая структура Советского общества с 1917 по 1991 г.
- 4.4. Социально-классовая структура российского общества конца хх – начала XXI вв.
- 5. Революции и реформы в истории России
- План семинара
- 5.1. Революция: понятие, сущность, теоретические концепции. Революции в российской социально-политической истории и их последствия
- II Всероссийский съезд Советов
- 5.2. Реформа: понятие, сущность, основные виды. Особенности российских реформ. Реформы XX в. И их характеристика
- 5.3. Модернизация: понятие, сущность, типология. Проблемы модернизации современной России
- 6. Идеологии и партии в социально-политической истории России XX–XXI вв.
- 6.1. Идеология: понятие, структура, функции
- 6.2. Основные типы идеологий
- 6.3. Партия как политический институт. История становления партийной системы в России
- 7. Национальные отношения и национальная политика России хх–ххi вв. План семинара
- 7.1. Национальные отношения и национальная политика
- 7.2. Национально-государственное строительство в России: от империи к федерации
- 7.3. Этнополитические процессы в современной России
- 8. Внешняя политика России (хх-ххi вв.) План семинара
- 8.1. Национальные интересы и внешняя политика
- Темы рефератов
- Оглавление
- Социально-политическая история России XX–XXI вв.
- 125047 Москва, Миусская пл., 9.