3.4. Формы государственного устройства
Исторически сформировались три модели государственной структуры – унитарная, федеративная и конфедеративная.
Унитарное государство предполагает распространение на всю его территорию единой системы права, органов государственной власти и управления, единого гражданства; местные органы не обладают какой-либо политической самостоятельностью, но могут быть самостоятельны в хозяйственной и социально-культурной сферах. Российскую империю можно рассматривать как унитарное государство. До 1917 г. Россия являлась империей. Империя – это большое многонациональное государство, управляемое из одного центра, где принимаются решения в интересах всего политического пространства. Это монархическое государство, во главе которого стоит император, обладающий ничем не ограниченной, абсолютной властью. Империя является также крупной колониальной державой с владениями, зависимыми исключительно от метрополии. Будучи империей, Россия имела территорию 19,5 млн кв.км без Польши и Финляндии. Это было многонациональное государство, в котором проживало около 180 национальностей. Коренной нацией были русские (к началу XIX в. – 72 %), но в процессе расширения государства коренная нация не получала преимуществ по сравнению с присоединёнными народами. Социальное устройство России представляло собой сословный строй. Независимо от способа присоединения территорий правительство сохраняло за местной верхушкой значительную автономию в управлении, учитывая различные факторы социально-экономического, этнического, географического порядков. Русские чиновники практически не вмешивались в традиционный уклад жизни и верования национальных окраин. Это было самое обширное государство в Европе (25 % её населения) и одно из крупнейших в мире.
Федерация – это сложное союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определённой политической самостоятельностью. Федеральные конституции устанавливают степень самостоятельности её субъектов. Отношения между центром и субъектами строятся на основе распределения полномочий: часть из них является исключительной компетенцией федерального центра, другая – субъектов федерации, третья – в совместной компетенции. Субъекты федерации могут иметь собственные конституции, правовую и судебную систему, свои органы власти и управления, своё гражданство. В большинстве случаев члены федерации не имеют права одностороннего выхода из союза. Практика этой формы государственного развития показывает, что федеративные субъекты, как правило, очень мало различаются между собой и с федерацией в целом по институциональным характеристикам. Федерация формируется по территориальному (административному) и по национальному принципам. Национальная федерация менее устойчива. Бывший Советский Союз являлся федерацией. Это положение было закреплено в первой Конституции, принятой 10 июля 1918 г. Согласно положениям Конституции, Россия становится федерацией, но при фактическом отсутствии её субъектов. В Конституции закреплялась власть Советов, переход основных средств в руки государства, провозглашался союз рабочего класса с трудовым крестьянством, утверждалось равноправие наций. Также Конституция провозглашала права и свободы граждан на труд, защиту завоеваний революции, свободу организаций, союзов, печати и т.д. Эта Конституция была несовершенной, что объяснялось объективными факторами. Заменена была эта Конституция в 1925 г. на Конституцию РСФСР 1925 г., причиной замены было объединение РСФСР с другими республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924 г.
На данный момент времени Российская федерация состоит из четырех видов субъектов: национальные республики, административно-территориальные единицы (край, область), национально-территориальные единицы (автономный округ, автономная область), города федерального значения. Сложность подобного строения федерации проявляется в том, что один субъект федерации (автономия) входит в состав другого (область, край). Федеральный центр обладает конституционной возможностью подорвать или уничтожить закреплённые за субъектом федерации полномочия и атрибуты независимости, а также его политические или иные институты.
Конфедерация – это объединение государств для координации каких-либо видов государственной деятельности. Входящие в конфедерацию государства полностью сохраняют свою независимость и имеют собственные органы государственной власти. Конфедерации обычно создаются для достижения определённой цели, поэтому она представляет собой довольно крупное неустойчивое объединение и либо преобразуется в федерацию, либо распадается.
Контрольные вопросы
1. Какие общие признаки государства Вы можете назвать?
2. Как трансформируются общие признаки государства в структуре государственной власти?
3. Чем обусловлен объем функций государства? В связи с чем они могут сокращаться?
4. Каковы основные формы правления?
5. Что отражается в формах правления и формах государственного устройства?
6. Каковы основные черты президентско-парламентской формы правления, закрепленной Конституцией РФ 1993 г.?
7. Каковы основные черты российского федерализма?
Литература
1. Гринин Л. Е. Эволюция государственности: от раннего государства к зрелому. Государство и исторический процесс. М., 2010.
2. История России IX–XX вв.: учебник. М., 2006.
3. Конституция РФ. 1993 г.
4. Ливеровский А. А. Актуальные проблемы федеративного устройства России. СПб., 2002.
5. Мамут Л. С. Государство: полюсы представлений // Общественные науки и современность. 1996. № 5.
6. Основы политологии: учеб. пособие. М., 2010.
7. Пантин И. К. Демократия в России: противоречия и проблемы // Полис. 2003. № 1.
8. Политология: учебник / под ред. В. А. Ачкасова. М., 2008.
- Социально-политическая история россии XX–XXI вв.
- Введение
- 1. Предмет социально-политической истории России
- 2. Эволюция политического режима России в XX–XXI вв. План семинара
- 2.1. Понятие политического режима и типология политических режимов
- 2.2. Основные черты авторитарного режима, авторитарный режим в России до 1917 г.
- 2.3. Основные черты демократического режима, недолгий опыт демократии в России с февраля по октябрь 1917 г.
- 2.4. Советская Россия и ссср: формирование основных черт тоталитарного режима
- 2.5. Характеристика посттоталитарного политического режима
- 2.5.2. Политический режим в ссср 1965 – 1985 гг.
- 2.5.3. Политический режим периода перестройки в ссср 1985 – 1991 гг.
- 3. Характеристика российского государства
- План семинара
- 3.1. Понятие «государство»
- 3.3. Формы государственного правления
- 3.4. Формы государственного устройства
- 4. Характеристика социально-классовой структуры российского общества План семинара
- 4.1. Понятие социально-классовой структуры
- 4.3. Социально-классовая структура Советского общества с 1917 по 1991 г.
- 4.4. Социально-классовая структура российского общества конца хх – начала XXI вв.
- 5. Революции и реформы в истории России
- План семинара
- 5.1. Революция: понятие, сущность, теоретические концепции. Революции в российской социально-политической истории и их последствия
- II Всероссийский съезд Советов
- 5.2. Реформа: понятие, сущность, основные виды. Особенности российских реформ. Реформы XX в. И их характеристика
- 5.3. Модернизация: понятие, сущность, типология. Проблемы модернизации современной России
- 6. Идеологии и партии в социально-политической истории России XX–XXI вв.
- 6.1. Идеология: понятие, структура, функции
- 6.2. Основные типы идеологий
- 6.3. Партия как политический институт. История становления партийной системы в России
- 7. Национальные отношения и национальная политика России хх–ххi вв. План семинара
- 7.1. Национальные отношения и национальная политика
- 7.2. Национально-государственное строительство в России: от империи к федерации
- 7.3. Этнополитические процессы в современной России
- 8. Внешняя политика России (хх-ххi вв.) План семинара
- 8.1. Национальные интересы и внешняя политика
- Темы рефератов
- Оглавление
- Социально-политическая история России XX–XXI вв.
- 125047 Москва, Миусская пл., 9.