logo
Ответы на билеты по СМО (2000-2011)

25. Международно-политические аспекты использования арктических природных ресурсов и транспортных путей, а также проблемы защиты окружающей среды Арктики

Арктика – регион, на территории которого согласно большому количеству экспертов находится до четверти углеводородов мира. Регион, богатый не только нефтью и газом, но и такими металлами как цинк, никель, железная руда и т.д. Также очень важен факт наличия там биоресурсов моря. (Умные америкашки подсчитали, что в этом океана хранится до 30% неразведанных мировых запасов природного газа и 13% запасов нефти! И это все хранится на глубине менее, чем 500 метров! Так вот, запасы газа сосредоточены в основном в России, так что, вероятно, РФ получит самый большой кусок пирога.)

Более того, регион очень важен в стратегическом плане.

Кроме того, через Арктику проходят морские пути между рынками Северо-Западной Европы и Тихоокеанского региона. При использовании Северного Лед Океана путь из Йокогамы в Роттердам сократится на 40%! Поэтому возникает вопрос: кто будет контролировать эти пути и кому достанутся все бабки? Плюс ко всему, таяние льдов грозит потенциальной террористической угрозой (не вижу связи, и в тексте это не объясняется), нелегальной иммиграцией, пиратством и может способствовать транзиту ОМУ.

И уже сейчас существует конфронтация в регионе между «приарктическими» странами – США, Канада, Норвегия, Россия и Дания (через Гренландию имеет выход). Более того, даже Китай претендует на Арктику.

В настоящий момент отношения между приарктич странами регулируются Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. Согласно ей, страны могут использовать ресурсы только в пределах исключительной экономической зоны в 200 морских миль. (Все 4 страны ратифицировали ее за исключением США.) И согласно ей, Северный полюс и прилегающие к нему территории объявлены нейтральными водами. Однако, сейчас начинается борьба. Россия уже подала заявку 20 декабря 2001 году в ООН на рассмотрение вопроса о разрешении осваивать ресурсы хребтов Ломоносова и Менделеева, так как они являются частью Сибирской континентальной платформы (согласно конв ООН 1982 можно расширить искл эк зону,если дальнейшая территория является продолжением той, что входит в исключит эк зону). Комиссия рассмотрела заявку, но попросила провести более детальные исследования хребтов. В 2007 году во время экспедиции РФ в Арктику на дне Северн Ледов океана в точке Северного полюса был установлен флаг РФ, а междунар реация была негативной. Страны восприняли это как знак односторонних действий РФ. Дания тоже претендует на часть хребта Ломоносова, которая входит в ее «сектор». А другие страны не хотят, чтобы комиссия ООН одобрила заявку РФ, так как на этих хребтах огромное количество ресурсов.

Важен также статус Северного морского пути. Это кратчайший путь из Европы в Дальний Восток. Но пока там льды. Но в связи с глобал. потеплением – он может стать важной транспортной артерией. С 1926 г. он считался транспортной коммуникацией СССР, а также согласно закону «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» подтверждается статус Северного морского прохода как транспортной артерии РФ. Но сейчас арктические страны, а особенно США могут поставить вопрос о свободном судоходстве на восточной ветке Северного морского пути от Маточкина Шара до Берингова пролива.

Нужно отметить, что считается, что страны сейчас заявляют свои претензии на Арктич регион скорее не с целью разработки ресурсов, а для утверждения своих стратегических интересов. Согласно статье Роджера Ховарда Russia's New Frontline Россия как раз этим больше и интересуется. Если учесть, что еще не известно, будет ли глобальное потепление иметь такие последствия, после которых льды в Арктике действительно растают, если не все полностью, то хотя бы часть, что откроет реальный доступ к той четверти мировых запасов углеводородов, которая находится на арктическом пространстве. Даже если это и произойдет, то вряд ли в ближайшие двадцать, а то и тридцать лет. И даже по прошествии стольких лет не факт, что, получив доступ к ресурсам, страна сможет добывать их беспрепятственно, а тем более транспортировать через весь Северно-Ледовитый океан в страны-импортеры.7 Все это – вопрос времени и финансовых средств и пока он лишь теоретический, в то время как вопрос о занятии стратегического положения – насущный и очень важный для России.

(Howard R. Russia’s New Frontline)

Таяние льда в Океане представляет угрозу безопасности России, т.к. ее теперь можно будет атаковать с севера. Москва опасается военного удара НАТО с стороны Океана. Американские или китайские военные корабли могут, используя базы в Гренландии, Исландии или Норвегии, через Берингов пролив добраться до материковой части РФ, которую традиционно прикрывали ледники. При самом худшем сценарии РФ будут атаковать одновременно с разных направлений, и это то, чего она всегда боялась.

Сейчас в мире все больше стали понимать значение Сев.Лед.океана (далее просто Океан или Арктик Си), где взаимодействуют такие факторы, как безопасность, экономика и окружающая среда. Ввиду климатических изменений, которые открывают новые экономические перспективы, споры по поводу этого региона ведутся между Россией и 4 другими арктическими государствами – US, Канадой, Норвегией и Данией, которая представляет Гренландию. Военный конфликт между ними хоть и маловероятен, однако не может быть полностью исключен. Есть даже вероятность, что несмотря на тот факт, что 4 вышеперечисленные страны есть союзники по НАТО, они все равно переругаются из-за бабла, которое им светит, если океан растает  (читай – будут преследовать нац.интересы). Всё то сотрудничество по широкому кругу вопросов, которое имело место после окончания Холодной войны, сейчас находится под угрозой.

Вывод: Океан – это источник сложных, разносторонних глобальных проблем человечества в XXI веке. Потенциальные экономические выгоды, которые Он сулит, заставляет страны данного региона жестко соревноваться. Самая большая опасность, которая существует, заключается в том, что стратегическая важность региона создаст порочный круг из подозрений, националистической политики и ремилитаризации, а также, что краткосрочные национальные интересы поставят под угрозу важнейшие стратегические цели, сохранение стабильности в регионе – зоне мира и сотрудничества.

Что касается экологической ситуации. Об этом нет особой информации. Нужно сказать, что работает Арктический совет, созданный в 1996 году. Это международная организация, созданная в 1996 году по инициативе Финляндии для защиты уникальной природы северной полярной зоны. Он отвечает исключительно за вопросы экологии. Вопросами безопасности он не регламентирует. Одной из его целей является надзор и координация программ, учрежденных в рамках Стратегии охраны окружающей среды Арктики по Программе арктического мониторинга и оценки, Программе сохранения арктической природы и фауны, Программы защиты арктической морской среды. Его участиники – 8 приарктических стран – Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция.