logo
Ответы на билеты по СМО (2000-2011)

18. Япония в среде безопасности Восточной Азии в 2000-е годы

Конфликты восточноазиатского региона: Корейский пол-в, Тайвань, территориальные споры (Китай-Тайвань-Япония, Южная Корея-Япония, Россия-Япония), распространение оружия масс поражения, терроризм, энергетические проблемы. 1997-98 – финансовый кризис, пошатнувший экономики Юж Кореи, Китая и Японии. Еще с 90-х годов Япония стала придавать большое значение расширению сотрудничества в рамках региональных структур. В 1993 был создан Региональный форум АСЕАН, на котором проводятся ежегодные встречи, и участники осуществляют поэтапное сотрудничество (начиная с разработки мер доверия и превентивной дипломатии и заканчивая урегулированием конфликтов). В 1999 в этот орган помимо 10 основных членов АСЕАН (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины) включал Японию, Китай, Юж Корею, Монголию, Россию, Папуа-Новую Гвинею, Австралию, Новую Зеландию, Канаду и США. Однако к 2006 году участники так и не вышли на уровень договоренностей о совместной превентивной дипломатии, так как Китай видит в этом угрозу своей безопасности. Форум АСЕАН дает Японии возможности участвовать в укреплении региональной системы безопасности. Однако это в первую очередь консультативный орган, который не принимает практических решений. Поэтому его деятельность Япония рассматривает как приложение ко взаимоотношениям с США, с которыми в 1960 был заключен Договор о безопасности. В 1996 была подписана Декларация по вопросам безопасности, в 1997 – «Основные направления японо-американского оборонного сотрудничества». Согласно последнему соглашению границы ответственности Японии и США были обозначены довольно нечетко – не по географическим критериям, а по ситуационным. Это усилило напряженность в японо-китайских отношениях, ведь в случае «соответствующей ситуации» в зону ответственности США и Японии может войти что угодно, даже Тайвань.

После 2001 Япония направила в Ирак части сил самообороны, что было положительно воспринято в американских кругах. Отношения с США также важны для Японии в связи с проблемой Тайваня, ядерными испытаниями на Корейском пол-ве и возможностью экспорта ракетных технологий из Китая.

Кроме того растет экономическое и дипломатическое сотрудничество в регионе, то есть используются не только силовые методы безопасности. Япония активно борется за статус региональной державы и пытается дистанцироваться от имиджа подручного США. Четыре основных принципа: антимилитаризм, договор о безопасности с США, паназиатизм, экономический прогресс в интересах развития всех стран региона.

19. Проблема непризнанных государств в международных отношениях. Развитие ситуации в крае Косово после конфликта 1999 года. Провозглашение независимости Косово (февраль 2008) и его международные последствия

Подписание Дейтонских соглашений по Боснии не стало завершающим этапом дезинтеграции бывшей Югославии; в конце 90-х годов обострился конфликт в сербском крае Косово, население которого состояло из албанцев и сербов при численном преимуществе первых. После Д.соглашений в 1996 году междунар.сообщество, хоть и отменило против Югославии санкции, но отказалось восстановить ее членство в ООН, ОБС и междунар. фин-экономических институтах до урегулирования «косовской проблемы» и восстановления самоуправления края. Албанское население Косово не подчинялось белградским властям, создав свои структуры управления. Весна 1997 года в Албании кризис в связи с падением режима Сали Бериши ; протсты населения; центр.правительство потеряло контроль. На территории Северной Албании создана Освободительная Армия Косово. Пытаясь удержать контроль над ситуацией, Милошевич в феврале 1998 вводит доп.силы армии и военной полиции на территорию Косово. НАТО , требует от Милошевича отказа от силы; этот конфликт рассматривает СовБез- резолюция от 23 сентября 1998 №1199 с требованием прекратить военные действия, а в случае неповиновения-возможность применения «доп.мер» для обеспечения мира. Февраль-март 1999 –соглашение в Рамбуйе, но Сербия против предусмотренного в соглашении ввода иностр. Войск, не подписывает его. 24 марта 1999 начинаются бомбардировки силами НАТО(действия не санкционированы ООН, однако одобрены резолюцией СБ № 1244 от 10 июня 1999). 9июня при посредничестве России сербские представители и натовское командование подписали соглашение о прекращении огня и выводе правительственных войск, взамен которых был введен контингент НАТО. ОАК легализована под видом косовской военной полиции. Ситуация в Косово еще больше осложняется после этого. Спорные выборы 2000 г, оппозиция отказывается признать законной победу Милошевича. В стране начинаются протесты; воор.силы Милошевичу не подчиняются; он отстранен от власти бескровно. Теперь президент от оппозиции- Коштуница. Но смена власти не предотвратила дезинтеграции СРЮ. С 4 февраля 2003 года в связи с принятием новой Коституц.Хартии бывшая союзная Республика Югославия стала официально называться «Сербией и Черногорией». В мае 2006 г. в Черногории был проведен референдум о независимости, и она стала отдельным государством, выйдя из федерации с Сербией.

В феврале 2008 г. вопреки протестам сербского населения края и правительства Сербии, которую поддерживала Россия, косовские албанцы провозгласили независимость Косова. США и страны Европы безоговорочно встали на позицию косовских албанцев.

Статья Козина:

Самопровозглашение независимости Косова создало крайне опасный прецедент для всей системы МО. Несколько (5) поучительных уроков:

1. «полосы признания» не получилось

2. грубейшее нарушение норм МП

Гос-ва, которые выступили против самопровозглашения Косово, имеющие на своей территории нац-этнические проблемы, указывают, что оно вступило в противоречие с несколькими основополагающими междунар.документами: Устав ООН; Декларация о принципах МП, принятая ООН в 1970; хельсинкский Заключительный акт Совещания по безоп-ти и сотрудн-ву в Европе 1975 и т д

3. ошибочная модель ведения переговорного процесса

Запущенные в феврале 2006 переговоры по определению статуса Косово с самого начала их запуска имели строго очерченный мандат : были ориентированы на определение будущего статуса края, но не на провозглашение его независимости. НО нзначенный руководителем «статусного процесса» по Косово Мартти Ахтисаари высказывался за предоставление краю «контролируемой независимости», которая со временем приобрела бы форму полной независимости. + План Ахтисаари подразумевал очень громоздкую структуру управления краем ( плюс офисы ОБСЕ, которые наблюдали бы за деятельностью этой структуры). Этот план не нес никаких компромиссных элементов и имел несбалансированный характер.

4. край вообще был не готов к «независимости»

Несмотря на солидную фин-экономич. Помощь от стран ЕС и США, край до сих пор неспокоен; ни местные власти, ни междунар.силы не в состоянии обеспечить безопасность, а после самопровозглашения произошло даже снижение уровня безопасности. Плохо контролируется косовско-македонская граница ( через нее-боевики, оружие). Уровень безработицы по-прежнему 1 из самых высоких в Европе; запредельные масштабы оргпреступности, коррупции.

5. угроза повторения косовского «сценария»

Самопровозгл-е может привести к изменению в дальнейшем существующих границ в этом регионе + возможно использование территории края для осуществления военных планов США и их союзников по НАТО. Часть населения Косов, которое не приемлет самопровозглашенную независимость косово, не примет и конституционное устройство, что еще больше обострит ситуацию.

Поэтому вместо форсированного создания внешних атрибутов незаконного гособразования необходимо думать о приемлемой развязке, которая может быть достигнута лишь в диалоге между белградом и Приштиной.

20. Развитие ситуации в Грузии после 2004 года. Отношения Грузии с Россией и США. Российско-грузинский конфликт вокруг Южной Осетии (август 2008) и его воздействие на внешнюю политику России и международную среду

Ноябрь 2003 г. – «революция роз» в Грузии, Шеварнадзе в отставку, президентом становится Саакашвили, который проводит линию на форсированное сближение с США. США не против, для администрации Буша Грузия – важный союзник, витрина демократии; речь шла даже о вступлении Грузии в НАТО. Антироссийские акции Грузии, жесткая риторика по поводу Абхазии и Южной Осетии, которые уже с начала 90-ых развивались фактически самостоятельно.

2005 г. – соглашение между Россией и Грузией о выводе всех российских баз с грузинской территории. 2006 г. – аресты в Грузии российских военных по обвинению в шпионаже. Москва вводит санкции. Вывод баз произошел к ноябрю 2007 г., но отношения не улучшились.

Грузинское руководство приняло решение силой восстановить контроль центрального правительства над территориями А и ЮО. Этому поспособствовала переподготовка грузинской армии и закупка современных видов вооружений, всё на средства американской помощи.

8 августа 2008 г. сначала обстреляли Цхинвал (столица ЮО), затем начали штурм. Несмотря на сопротивление российских и осетинских миротворцев, почти полностью захватили город.

Российские войска получили приказ осуществить операцию по принуждению Грузии к миру. В течение пяти дней они вытеснили войска Грузии с территории ЮО, продвинулись на грузинскую территорию, заняв город Гори, через который проходят главные коммуникации между Восточной и Западной Грузией. Грузия объявила России войну. Российские войска уничтожили большую часть грузинской военной инфраструктуры.

После завершения боевых действий российские войска были отведены с «основной территории» Грузии, однако часть ЮО, в которой до войны преобладало грузинское население, и которая в то время контролировалась Тбилиси, не была возвращена под контроль Грузии.

Западные СМИ вели информационную войну против России, замалчивая то, что Грузия напала первой. Подчеркивали, что Россия намного сильнее. Администрация США не отмежевалась от грузинской агрессии, но и не подтвердила своей сопричастности е подготовки. Обвинения в адрес России, якобы это попытка свержения грузинского правительства.

Страны ЕС решили выступить посредником, особенно Франция. Саркози был в Москве, затем в Тбилиси, предложил Грузии согласованный с Россией документ из шести пунктов, но в Тбилиси согласились только с частью из них. Грузия отказывалась дать гарантии неприменения силы против А и ЮО и требовала «полного вывода российских войск из Грузии», понимая под этим удаление миротворцев из А и ЮО.

26 августа 2008 г. Россия признала ЮО и А, сославшись на прецедент Косова. Пятидневная война и последовавшие за ней события привели к вспышке напряженности в мире, в частности, произошло охлаждение отношений между Россией и США. Также обострилась проблема непризнанных государств.