12. Переворот в Киргизии (март 2005). Заключение военного союза России и Узбекистана (ноябрь 2005)
Тюльпановая революция в Киргизии 2005
Всё началось с парламентских выборов (27 февраля и 13 марта): оппозиции отказали в регистрации, а партии власти (во главе с дочерью Акаева) были предоставлены преференции. Оппозиция обвинила президента и партию в злоупотреблении властью и нарушении избират законодат-ва и инициировала протесты. После 2-го тура оппозиция начала создавать собств временные органы власти в южных областях, 23 марта в Бишкеке прошёл несанкционированный митинг (против рез-тов голосования), на след день толпа захватила Белый Дом. Акаев бежал, власть перешла к оппозиции. Ночь 24-25 марта – беспорядки в столице, их разогнал Феликс Кулов (бывший мэр Бишкека и губернатор Чуйской области). Так в Киргизии произошла смена власти («тюльпановая революция»). 10 июля 2005 г. – президентские выборы; союз Север Юг (Кулов-Бакиев) – обеспечили относит стабильность, но не прекратили межэтнич распри.
Всё это не было удивительно, если бы до этого Киргизия не расхваливалась Западом за успешный «демократич транзит», Акаев наз-ся самым либеральным правителем в ЦА, Киргизию называли страну с рыночной эк-кой, в Киргизии были размещены воен базы США (в Манасе) и России (в Канте). Почему Запад переменил своё отношение? Потому что в Киргизии были серьёзные признаки нараставшего кризиса, Акаев потерял авторитет, высокий процент теневой эк-ки (25% от ВВП), разрыв между Севером (индустр, малонас) и Югом (землед, густонас), в руках властей и близких к ним группам лиц – контроль над секторами эк-ки, общая нищета, замедл восстановление эк-ки, высокая зависимость от иностр помощи, внешние долги. Полит причины: в оппозиции по офиц данным 30-40 партий, по неофиц – 60, они постоянно соперничали друг с другом и существовали за счёт финанс помощи Запада. Рев-цию в Киргизии можно интерпретировать как рез-тат внешнего воздействия на гос структуры и неправит орг-ции. Т о «зап спонсоры» разочаровались в режиме, кот к тому же постоянно оглядывался на Россию и способствовали свержению режима.
В стране было создано и спонсировалось американцами около 170 НПО, занятых продвижением дем-тии. На строит-во демократии Киргизия получила из амер правительств фондов около 12 млн долл. Официально существовали связи между амер и киргизскими структурами, работавшими в сфере нац без-ти (как на Украине). Акаев попытался избавиться от американцев и искал поддержки России, но было поздно, т к большинство хотело его свержения.
Но Запад не был удовлетворён, т к: а) рев-ция прошла иначе, чем на Украине или в Грузии (след, невозможно проводить «бархатные революции»); б) власти после Акаева оттеснили проамер политиков и во внешнеполит курсе сохранились пророссийские тенденции.
Последствия рев-ции: затяжной полит кризис, опасность усиления криминалитета, связ с наркотрафиком, рост исламистских орг-ций и нарастание радикальных настроений.
Признаки всех цветных рев-ций:
• Формирование символа. Выступает важным элементом техники и методов осуществления бархатных революций, а также является своеобразным средством общения и идентификации единомышленников. В Сербии это был сжатый кулак, на Украине — оранжевый цвет, в Грузии — роза, в Киргизии — тюльпан. Обязательным качеством любого символа должна быть узнаваемость и несложная возможность его нанесения различными способами в общественных местах.
• Кампания неповиновения власти. Состоит в организации массированного давления на органы исполнительной власти на различных её уровнях. Формами такого давления, как правило, выступают митинги и забастовки всех видов, голодовки, представление поддельных документов, блокирование информационных линий и транспортных коммуникаций, снятие указателей госучреждений, бойкот выборов, отказ от уплаты налогов, отказ от должности и работы с правительством и т. д.
Заключение военного союза России и Узбекистана
Беспорядки в Андижане 13 мая 2005 год. – по мнению Каримова финансировались из-за рубежа. Власти Узб подавили народные восстания и оказались в междунар изоляции. Пол-ка внешняя изменилась. Так, Узб потребовал вывода с его территорий военных баз Германии. Россия же поддерживала действия офиц.властей. Российская Федерация и Республика Узбекистан опираясь на исторические традиции дружбы и добрососедства между Россией и Узбекистаном и народами двух государств, признавая важную роль, которую играют в российско-узбекских отношениях Договор между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о дальнейшем углублении всестороннего сотрудничества в военной и военно-технической областях от 11 декабря 1999 года и Договор о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан от 16 июня 2004 года, стремясь поднять отношения между Россией и Узбекистаном на качественно новый, союзнический уровень, что будет в наиболее полной мере отвечать коренным интересам их народов, служить делу обеспечения и укрепления национальной, региональной и международной безопасности и стабильности, руководствуясь стремлением к дальнейшему развитию сотрудничества в различных областях, подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, основных документов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, учитывая документы, принятые в рамках Содружества Независимых Государств. Договор о союзнических отношениях России и Узбекистана - Документ предполагал, что Россия заявит о готовности вмешаться во внутренние дела Узбекистана, если режим Ислама Каримова окажется под угрозой. Узбекистан, в свою очередь, соглашался взамен выведенных американских разместить на своей территории российские военные базы. Узбекистан, со своей стороны, официально заявил о выходе из организации ГУУАМ, чьи позиции становятся всё более антироссийскими, объявил о намерении присоединиться к Организации Договора о коллективной безопасности, 14 ноября 2005 подписал с Россией союзнический договор, закрыл для американских ВВС базу Карши-Ханабад, использовавшуюся с 2001 для воздушной поддержки операций в Афганистане, и готов с 2006 предоставить её для использования российскими войсками. 25 января 2006 президент Узбекистана Ислам Каримов на саммите ЕврАзЭс в Санкт-Петербурге торжественно подписал протокол о присоединении Узбекистана к договору об учреждении ЕврАзЭС. - сотрудничество в борьбе с терроризмом и наркотрафиком - развитие товарных отношений - объединение усилия для стабильности и прогресса в регионе - договоренности о взаимной помощи в случае агрессии против одной из сторон. - все попытки внешнего вмешательства в Узбекистан в любой интерпретации будут рассматриваться в аналогии с подобными действиями по отношению к России. По словам Каримова - эти инициативы стали возможны из-за сложившейся в последние годы в стране ситуации, "когда угрозы, нависшие над Узбекистаном и его границами, стали приобретать оттенок конкретного вмешательства во внутренние дела государства путем насилия".
- 2. Террористические нападения на Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября 2001 г. И реакция международного сообщества. Антиталибская операция в Афганистане (2001-2002)
- 3. Развитие ситуации вокруг северокорейской ядерной программы (2000-2003)
- 4. Интеграционные процессы в Северной и Латинской Америках после распада биполярности: основные институты и мотивирующие факторы
- 1) Нафта (Североамериканская зона свободной торговли)
- 2) Меркосур (Общий рынок южного конуса – Mercado Comun del Cono Sur)
- 3) Цаис (Центральноамериканская интеграционная система)
- 4) Кариком (Карибское сообщество)
- 6) Группа «Рио»
- 7. Палестино-израильский конфликт (2000-2006). Смерть я. Арафата и смена власти в Палестинской автономии
- 8. Иракская кампания сша и проблемы государственного строительства в Ираке (2003-2010)
- 9. Американский проект переустройства «Большого Ближнего Востока». Дебаты вокруг стратегии демократизации и «смены режимов»
- 17 Декабря 2005 года официальный статус кандидата на вступление в ес был предоставлен Македонии.
- 11. Смена власти в Грузии (2003), на Украине (2004-2005) («цветные революции»): подходы России и других государств
- 12. Переворот в Киргизии (март 2005). Заключение военного союза России и Узбекистана (ноябрь 2005)
- 13. Ситуация в Ливане в середине 2000-х годов. Курдский вопрос в Ираке и Турции
- 16. Ситуация в Пакистане в середине и конце 2000-х годов. Ядерный фактор в индо-пакистанских отношениях. Положение Индии и Пакистана в режиме нераспространения ядерного оружия
- 17. Эволюция региональной и глобальной роли кнр в 2000-е годы. Китайско-американские отношения. Подход России к отношениям с Китаем
- 18. Япония в среде безопасности Восточной Азии в 2000-е годы
- 21. Энергоснабжение и энергетическая безопасность в мировой политике в середине 2000-х годов. Проблема транзита и торговли энергоносителями в международных отношениях России
- 22. Экологические проблемы в современной мировой политике. Потепление климата и возможная роль парниковых газов. Загрязнение среды обитания человека и его воздействие на мировую политику.
- 23. Проблемы режимов контроля над обычными и ядерными вооружениями в Европе в 2000-е годы
- 24. Отношения России с ес и нато в конце 2000-х годов
- 25. Международно-политические аспекты использования арктических природных ресурсов и транспортных путей, а также проблемы защиты окружающей среды Арктики
- 26. Военно-политическое измерение космического пространства. Возможности использования космоса в военных целях
- 28. Переговоры по иранской ядерной программе в конце 2000-х годов. Позиции сторон и возможные сценарии развития ситуации
- 30.Российско-американское взаимодействие в сопредельных России регионах. Перспективы расширения нато на страны постсоветского пространства