28. Переговоры по иранской ядерной программе в конце 2000-х годов. Позиции сторон и возможные сценарии развития ситуации
В 2003 году США обвиняют Иран в том, что он тайно ведёт работы по созданию ядерного оружия. Ещё в 2002 г. президент США Джордж Буш причислил Иран к странам «оси зла», которые финансируют террористов и стремятся завладеть ядерным оружием. США пытаются добиться международной изоляции Ирана, чтобы не допустить создания этой страной ядерной бомбы. Однако усилия США наталкиваются на противодействие со стороны Франции, Германии и Великобритании, а также России, связанной с Ираном контрактами на поставку военной техники и строительство АЭС в Бушере.
В конце 2003 года главы МИД Франции, Германии и Великобритании убеждают Иран согласиться на подписание дополнительного протокола к Договору о нераспространении ядерного оружия, который позволяет инспекторам МАГАТЭ проверять любой иранский объект. Этот документ, однако, так и не был ратифицирован иранским парламентом, а потому Иран зачастую игнорирует требования инспекторов МАГАТЭ о проверках. Инспекторам МАГАТЭ всё же удаётся обнаружить в Иране центрифуги для обогащения урана.
В феврале 2004 года начались поставки Израилю(который находится под постоянными угрозами со стороны Иранского руководства) 102 истребителей-бомбардировщиков F-16I, оборудованных специальными дополнительными топливными баками, которые позволяют самолётам долететь до Ирана и вернуться обратно.
2004г. – США, ВБ, Фр и Герм. согласуют заявление МАГАТЭ, в котором призывают ИРА немедленно прекратить все работы по обогащению. Несмотря на вопли, Иран запустил обогатительный процесс. При этом утверждается, что характер программы исключительно мирный. В ноябре Иран соглашается остановить обогащение в обмен на предоставление ЕС легководяного реактора и технологий.
2005г. – США активно поддерживает усилия ЕС по решению проблемы, МАГАТЭ счастливо, Иран обещает возвращать в Россию топливо с «Бушера». Тут президентом становится Ахмадинежад. Все переговоры прекращаются, Иран снимает пломбы с реакторов. США грозят вынести дело Ирана в Совбез ООН, Иран говорит, что в этом случае он начнёт обогащение. На предложение России создать совместные предприятия по урану Иран очень вежливо не реагирует.
2006г. – США начинают истерию, похожую на то, что было перед вторжением в Ирак. Иран называют спонсором мирового терроризма, исчадием ада и т.д. Пытаясь исправить ситуацию, Иран мечется между Москвой и Евротройкой(Франция, Германия, Великобритания), выдавая одно идиотское предложение за другим(а давайте мы будем обогащать уран только в лабораториях, а давайте мы будем строить реакторы в Турции(турки в шоке, их не предупредили), а давайте вместе с Россией строить предприятие, но без участия МАГАТЭ вообще). Тут в США выходит новая СНБ, главная угроза – Иран. 30 марта в Берлине встреча глав МИДов стран Совбеза, запад предлагает жёсткие санкции, РФ и Китай против(аргумент – ну мы сейас надавим, он вообще из ДНЯО и МАГАТЭ выйдет). В результате согласия не достигли, США звереют и начинают шить Ирану всемирный терроризм. Сентябрь – в США выходит доклад, основная суть которого «Иран вот-вот создаст ядерное оружие, надо действовать». МАГАТЭ в полном шоке, выпускает опровержение, говорит, что ничего подобного её инспекторы не обнаруживали. Мировое сообщество против жёстких мер в отношении Ирана. в конце 2006г. Совбез таки согласовал достаточно умеренные санкции против Ирана – нельзя продавать ему ничего, что помогло бы в создании ЯО.
2007г. – мы вот-вот достроим иранцам «Бушер». Они развивают баллистические ракеты. Американцы организовывают «утечку» данных о том, что Иран свернул ядерную программу. Тем не менее, они продолжают обвинять Иран в пособничестве терроризму в Ираке.
2008г. – Бушер достроен, атомная программа идёт полным ходом, но тут уже кризис и всем не до того. Совбез подтвердил на спецзаседании действие введённых до того санкций.
2010г. - Иран заключил договор с Турцией об обмене низкообогащенного урана на высокообогащенный. В связи с этим США, Россия и Китай достигли соглашения относительно новой резолюции ООН, которая вводила бы новые санкции.
9 июня Совет Безопасности ООН 12-ю голосами "за" (в том числе Россия и Китай) одобрил новую резолюцию 1929, предусматривающую санкции в отношении Ирана. Против резолюции проголосовали Турция и Бразилия, воздержалась одна страна (Ливан). Согласно новым санкциям Ирану запрещено инвестировать в некоторые виды сфер экономики, например, в урановые рудники, также невозможна продажа Ирану восьми видов обычных вооружений. В пакете санкций размещено три дополнения с перечислением предприятий, частных лиц и иранских банков, которым будут заморожены активы за рубежом. Закреплены пункты о возможности досмотра иранских судов в нейтральных водах. Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад прокомментировал введение новых санкций, назвав их "использованными салфетками", заявив о своем видении нового мира, "основанного на равенстве и высоких нравственных целях". "Сегодня нам противостоят страны, у которых мир построен по другим принципам. Это можно увидеть на примере Афганистана", - добавил Ахмадинежад.
29. Внешняя политика администрации Б. Обамы: новые цели и инструменты. «Перезагрузка» в российско-американских отношениях. Заключение нового договора об СНВ и перспективы дальнейшего взаимодействия России и США в сфере контроля над вооружениями
Троицкий: Противоречия РФ и США к началу президентства Обамы:
-
в сложившейся архитектуре европейской безопасности, созданной в основном по вашингтонским лекалам, Россия оказалась исключенной из главного института принятия решений – НАТО
-
Москва и Вашингтон конкурируют за симпатии стран – соседей России.
-
Москва и Вашингтон расходятся во взглядах на ряд ключевых проблем международной безопасности – от критериев признания или непризнания самопровозглашенных государств до подхода к ядерной проблеме Ирана
-
США не скрывают заинтересованности в диверсификации маршрутов, по которым углеводороды с месторождений Евразии поставляются на мировые рынки
Его вывод: пока всё это есть, все перезагрузки очень условны.
Принципы политики Обамы:
-
Америка будет стремиться к глобальному лидерству, но не за счёт силы, а за счёт своего положительного примера.
-
Внешняя политика станет менее идеологизированной и более прагматичной.
-
Глобальные проблемы США будут решать в кооперации с другими странами.
-
Клинтон выразила приверженность концепции «умной силы», то есть использованию несиловых методов достижения целей, в основном дипломатии.
-
США будут по возможности участвовать вместе с союзниками в деятельности международных институтов.
Мораль: США продолжают стремиться к глобальному лидерству, но средства меняются.
Перезагрузка.
Пришедшая к власти в январе 2009 г. демократическая администрация Барака Обамы попыталась скорректировать приоритеты в отношении России. В феврале 2009 г. вице-президент Джозеф Байден объявил о начале политики «перезагрузки». 25 марта стороны подписали соглашение о возможности транзита транспортных самолетов НАТО в Афганистан через воздушное пространство России. В сентябре администрация Обамы отказалась от развертывания «третьего позиционного района» ПРО на территории Польши и Чехии (хотя соответствующие соглашения США с этими странами денонсированы не были). 8 апреля 2010 г. президенты Дмитрий Медведев и Барак Обама подписали Пражский договор (СНВ-3), по условиям которого стороны договорились снизить к 2020 г. количество оперативно-развернутых СЯС до 1550 боезарядов у каждой из сторон.Но официальные приоритеты Соединенных Штатов в отношении России почти не изменились. «СНБ-2010» объявила таковыми сокращение СЯС на 75% и снятие обеспокоенностей Москвы в сфере ПРО. При этом администрация Обамы разработала концепцию «минимального сдерживания» (minimal deterrence): сокращение СЯС и их перенацеливание на объекты экономической инфраструктуры. В условиях развития систем ПРО это может повысить соблазн у более сильной стороны пойти на силовое давление или даже развязывание ограниченного военного конфликта.
ПРО
20 января 2007 премьер-министр Чехии Мирек Тополанек сообщил о поступившем предложении разместить на территории Чехии радиолокационную станцию США, входящую в глобальную систему ПРО и использующуюся для наведения противоракет.
19 февраля 2007 премьер-министр Польши и премьер-министр Чехии на совместной пресс-конференции в Варшаве дали понять, что их страны готовы согласиться с предложением США. Польша и Чехия договорились занять согласованную позицию на переговорах с США по условиям размещения баз. В ответ командующий РВСН России генерал-полковник Николай Соловцов заявил на пресс-конференции, что российские ракеты могут быть нацелены на объекты ПРО США в Польше и Чехии. Он также заявил, что Россия готова восстановить производство баллистических ракет средней дальности: «Как класс БРСД были уничтожены, но документация вся осталась, технология вся осталась. В кратчайшее время, если понадобится, производство этих комплексов будет восстановлено. Но уже с новыми технологиями, на новой элементной базе, с новой системой управления, с новыми возможностями».
Это заявление было, однако, воспринято в Польше и Чехии как попытка шантажа и восстановления российского влияния в данном регионе. Размещение американских ракет и РЛС стало темой № 1 польских и чешских СМИ, при этом большинство здешних политиков поддержало американский проект. Так польский премьер-министр Ярослав Качиньский заявил, что размещение в Польше американской базы даст ей гарантию того, что Польша не вернётся в сферу влияния России: «Речь идёт о статусе Польши». А министр иностранных дел Чехии Карел Шварценберг сказал: «У нас есть опыт с русскими. Стоит уступить шантажу, как не будет пути назад. Мы должны держаться твёрдо».
В июне 2007 на саммите НАТО в Брюсселе была высказана единогласнаяподдержка создания общеевропейской системы ПРО, ключевым элементом которой станут объекты в Польше и Чехии.
В начале июля Совет безопасности Чехии принял решение выделить под строительство радара ПРО США землю.
25 июля представитель Агентства противоракетной обороны Пентагона Рик Ленер объявил, что аэрокосмическая корпорация Boeing выбрана министерством обороны США в качестве подрядчика по созданию системы ПРО в Чехии и Польше. Ей предстоит транспортировать в Чехию уже существующую РЛС с Маршалловых островов и построить 10 ракет-перехватчиков для установки в Польше.
5 ноября в своём обращении в Федеральному Собранию президент России Дмитрий Медведев заявил, что в ответ на размещении ПРО в Восточной Европе в Калининградской области будут размещены ракетные комплексы Искандер. Так же против радара будут использоваться средства радиоэлектронного подавления.
5 февраля 2010 года Россия выразила озабоченность по размещению ПРО в Румынии.
Встреча Медведева и Обамы в Довиле в начале 2010: Оценивая уже имеющиеся соглашения, главы государств не могли не отметить позитивное влияние на международные отношения нового Договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ), от которого, как и десятилетия назад, зависит поддержание стратегического баланса сил. "Удалось сохранить этот баланс, и после подписания Договора об СНВ он стал лучше", - заявил Дмитрий Медведев, напомнив, что теперь этот баланс зависит от вопроса ПРО. В противном случае, как известно из всех последних заявлений российского лидера, наша страна вполне может выйти из договора, и в мире снова начнется гонка вооружений.
Саммит Россия-НАТО в октябре 2010: Медведев: ПРО мы согласны строить на принципах полного партнёрства с Западом. Мы участвуем только на паритетных основах, а если их нет – мы не участвуем и защищаемся. Медведев предложил такую схему: РФ сбивает все ракеты, которые летят в НАТО при помощи своей лично ПРО, НАТО сбивает все ракеты, летящие в Россию, при помощи своей ПРО, но никакой дополнительной совместной ПРО не строится, так как Российских возможностей хватает на покрытие Европы. Это называется «Секторальная ПРО».
Отношения с Китаем.
Высокая доля американских инвестиций в китайскую экономику и дефицит во внешней торговле с Китаем сковывали действия Белого дома. В 2002 г. был создан постоянно действовавший Совместный экономический комитет двух стран. С 2006 г. начались регулярные переговоры по экономическим вопросам на уровне глав внешнеполитических ведомств. Развитие экономических связей привело к появлению в Америке влиятельной прослойки экспертов, выступавших за улучшение отношений с КНР, и финансово-промышленного лобби, заинтересованного в том же.Администрация Обамы попыталась кардинально улучшить отношения с Китаем. Вашингтон обратился к разработанной еще в 2005 г. концепции «группы двух» (G2): партнерство КНР и США как лидеров глобального экономического роста. В феврале 2009 г. госсекретарь Хиллари Клинтон предложила сделать основой американо-китайских отношений взаимодействие в сфере защиты окружающей среды, изменения климата, защиты международной безопасности и борьбы с экономическим кризисом. В апреле лидеры двух стран поставили мировое сообщество в известность о начале Американо-китайского стратегического и экономического диалога. Но 1 декабря Китай заявил о несогласии с формулой «группы двух» и подтвердил приверженность традиционной для себя концепции многополярного мира.Администрация Барака Обамы постаралась сделать свою китайскую политику более традиционной. «СНБ-2010» постулировала стремление развивать позитивные, конструктивные и всеобъемлющие отношения с КНР. Одновременно Вашингтон заявил о намерении (1) наблюдать за развитием военных программ Китая, (2) соблюдать союзнические обязательства перед Тайванем и (3) поднимать перед Пекином вопросы соблюдения прав человека. Экономическое партнерство в формате «группы двух» не привело к пересмотру взгляда на Китай как на стратегического оппонента. Новая волна противоречий, которая обещает обостриться во второй половине президентства Обамы, связана с нарастающими трениями из-за отказа КНР пойти на заметную ревальвацию юаня. По мнению американцев, это искусственно создает конкурентные преимущества китайским производителям и не позволяет США сократить отрицательное сальдо торгового баланса.
Шаги Обамы на своём посту:
-
В апреле 2009 года смягчены санкции против Кубы, в январе и мае 2011 года упрощён визовый режим и расширены возможности денежных переводов на Кубу.
-
В октябре 2009 года Обаме была присуждена Нобелевская премия мира
-
В декабре 2009 года объявлено о решении увеличить на 30 тысяч контингент американских войск в Афганистане.
-
В апреле 2010 года подписан договор с Россией о сокращении стратегических наступательных вооружений (в декабре одобрен Сенатом).
-
В мае 2010 года принят закон, требующий от ГосДепа подробной информации о свободе печати в ежегодных докладах о права человека в странах мира (en:Daniel Pearl Freedom of the Press Act).
-
В сентябре 2010 года объявлено о прекращении боевой операции войск США в Ираке; впрочем, около 50 000 американских военнослужащих остались в стране.
-
С марта 2011 года США участвуют в силовой операции группы стран в Ливии.
-
Весной 2011 года в Пакистане уничтожен Усама бин Ладен.
- 2. Террористические нападения на Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября 2001 г. И реакция международного сообщества. Антиталибская операция в Афганистане (2001-2002)
- 3. Развитие ситуации вокруг северокорейской ядерной программы (2000-2003)
- 4. Интеграционные процессы в Северной и Латинской Америках после распада биполярности: основные институты и мотивирующие факторы
- 1) Нафта (Североамериканская зона свободной торговли)
- 2) Меркосур (Общий рынок южного конуса – Mercado Comun del Cono Sur)
- 3) Цаис (Центральноамериканская интеграционная система)
- 4) Кариком (Карибское сообщество)
- 6) Группа «Рио»
- 7. Палестино-израильский конфликт (2000-2006). Смерть я. Арафата и смена власти в Палестинской автономии
- 8. Иракская кампания сша и проблемы государственного строительства в Ираке (2003-2010)
- 9. Американский проект переустройства «Большого Ближнего Востока». Дебаты вокруг стратегии демократизации и «смены режимов»
- 17 Декабря 2005 года официальный статус кандидата на вступление в ес был предоставлен Македонии.
- 11. Смена власти в Грузии (2003), на Украине (2004-2005) («цветные революции»): подходы России и других государств
- 12. Переворот в Киргизии (март 2005). Заключение военного союза России и Узбекистана (ноябрь 2005)
- 13. Ситуация в Ливане в середине 2000-х годов. Курдский вопрос в Ираке и Турции
- 16. Ситуация в Пакистане в середине и конце 2000-х годов. Ядерный фактор в индо-пакистанских отношениях. Положение Индии и Пакистана в режиме нераспространения ядерного оружия
- 17. Эволюция региональной и глобальной роли кнр в 2000-е годы. Китайско-американские отношения. Подход России к отношениям с Китаем
- 18. Япония в среде безопасности Восточной Азии в 2000-е годы
- 21. Энергоснабжение и энергетическая безопасность в мировой политике в середине 2000-х годов. Проблема транзита и торговли энергоносителями в международных отношениях России
- 22. Экологические проблемы в современной мировой политике. Потепление климата и возможная роль парниковых газов. Загрязнение среды обитания человека и его воздействие на мировую политику.
- 23. Проблемы режимов контроля над обычными и ядерными вооружениями в Европе в 2000-е годы
- 24. Отношения России с ес и нато в конце 2000-х годов
- 25. Международно-политические аспекты использования арктических природных ресурсов и транспортных путей, а также проблемы защиты окружающей среды Арктики
- 26. Военно-политическое измерение космического пространства. Возможности использования космоса в военных целях
- 28. Переговоры по иранской ядерной программе в конце 2000-х годов. Позиции сторон и возможные сценарии развития ситуации
- 30.Российско-американское взаимодействие в сопредельных России регионах. Перспективы расширения нато на страны постсоветского пространства