1 Cтрановедение – сердцевина географии. Предмет, задачи и методы страноведения.
Туристическое страноведение – относительно новое понятие, возникновение которого связано с практическими потребностями работников турбизнеса. Менеджер по туризму, реализующий туры в разные страны, и экскурсовод обязаны знать географическую номенклатуру, особенности тех стран и регионов, по которым они работают. От этих знаний напрямую зависит успех их коммерческой деятельности.
Традиционно страноведение считалось неотъемлемой частью географических наук. В наиболее общем виде система географических наук делится на физическую и экономическую географию. Физическая география изучает компоненты географической оболочки: гидросферу, атмосферу, рельеф, размещение почв и т.п. Экономическая география – наука о закономерностях и принципах размещения производительных сил (природных ресурсов, населения, отраслей хозяйства и т.д.). Существует также и понятие региональной экономики. Один из основоположников регионалистики А.Е. Пробст в свое время писал: «Разграничение региональной экономики и экономической географии может происходить прежде всего на основе разграничения объектов их изучения. Объект экономической географии значительно шире объекта региональной экономики; первая изучает не только районы, но и страны... Объект региональной экономики представляет только часть объекта экономической географии».
Таким образом, туристическое страноведение можно определить как часть системы географических наук, изучающую страну с точки зрения ее привлекательности для туризма..
Основными подходами, или методами, страноведения в туризме являются: аналитический, хорологический (пространственный), хронологический (временной), формально-логический, географический и культуристский.
При этом используются материалы, подходы и методические приемы других дисциплин: исторического, географического (комплексного и проблемного), политологического, культуристского и других видов страноведения. Так, например, многие черты современного облика той или иной страны, своеобразие ее традиций, искусства, языка, народного творчества определяются особенностями ее исторического развития. Поэтому исторический раздел стал обязательной составной частью туристской характеристики, а использование понятий, терминов и некоторых методов исторического исследования – необходимой составной частью туристского изучения страны.
Связи страноведения в туризме с географическим (комплексным и проблемным) страноведением более основательны и многоплановы. Туристское страноведение заимствовало из географического (комплексного) страноведения очень многое: план характеристики страны (который разнится лишь в деталях), отношение к природной составляющей (характеристика и оценка компонентов и явлений природы – одного из важнейших условий развития туризма), и все это дается в связи с географическим своеобразием территории. Основой содержания в комплексном страноведении является раскрытие пространственной организа ции страны как результата взаимодействия ее территориальных элементов общественного и природного характера, т.е. изучения взаимосвязей, сочетания компонентов, комплекса всех составляющих. Аналогично, главной задачей туристского изучения стало создание образа страны, что возможно только путем выявления специфических особенностей сочетания, мозаики, композиции всех компонентов. Но страноведение в туризме в отличие от комплексного географического страноведения рассматривает только те объекты (компоненты, явления, процессы), которые определяют возможности и условия развития туризма в стране.
Термин «страноведение в туризме» и его описательно-поясняющие варианты целесообразно заменить термином «туристское страноведение», к сожалению, пока не имеющего официального статуса. Если существуют и широко используются в учебной и методической литературе такие термины, как «историческое страноведение», «политологическое страноведение», «комплексное географическое страноведение», то, очевидно, вполне обоснован и уместен предлагаемый нами термин. Поэтому далее в тексте в тех случаях, когда это необходимо по смыслу и нормам русского литературного языка (а также не противоречит методике учебной дисциплины), используется в данной книге термин «туристское страноведение».
Туризм является комплексным – многоцелевым и многоотраслевым – видом хозяйственной деятельности. Он включает несколько направлений, каждое из которых состоит из ряда специализированных отраслей. Так, например, спортивный туризм включает горнолыжный, охотничий, экстремальный и прочие виды туризма. Познавательный туризм: этнографический, религиозно-паломнический и пр. Для каждого из них необходим свой, отличный от других набор возможностей, поэтому необходимо рассмотреть и оценить соответствующие компоненты характеристики под определенным углом зрения. Это сближает туристское страноведение с проблемным страноведением. Сущность проблемного и туристского страноведения заключается в том, что изучаемая страна рассматривается с учетом определенной хозяйственной специализации. В практике туризма все виды деятельности имеют равное значение, и студент должен в равной степени владеть навыками, умением определять возможности организации и развития любого вида туризма. Поэтому предметом туристского страноведения как учебной дисциплины является формирование умения составлять специальную характеристику каждого из компонентов окружающей среды на территории какой-либо страны или ее части и раскрывать особенности ее состава, рисуя образ территории, страны в целом.
- Содержание
- 1 Cтрановедение – сердцевина географии. Предмет, задачи и методы страноведения.
- 1.1 Страноведение комплексное, проблемное, глобальное. Экологический и гуманистический принципы страноведения.
- 1.2 Типы страноведения. Описательно-познавательная и информационная функции страноведения. Просветительское, мировоззренческое, а также практическое значение страноведения.
- 1.3 Интегрирующее свойство страноведения в системе географических наук. Содержание страноведческого исследования.
- 1. По составу:
- 2. По размерам:
- 3.1 Этнические факторы регионализма (диффузия рас, Родина, этноценоз, этические признаки и контакты)
- 3.2 Демографический фактор (население, социум, геодемография). Расселение (миграция, города и агломерации, геоурбанистика).
- 3.3 Конфессиональный фактор (мировые религии и религиозное пространство)
- Возникновение буддизма
- Христианство и его течения
- Возникновение ислама
- Численность последователей современных религий
- 3.4 Политико-географический фактор (геополитика). Современные цивилизационные макрорегионы мира.
- 3.5 Политическая карта мира. Типология стран мира: показатели, методология, группировка стран.
- 4. Туристическое страноведение регионов и стран мира
- 4.1. Туристические ресурсы зарубежной Европы Общая характеристика зарубежной Европы
- 4.1.1. Скандинавские страны
- Финляндия
- Норвегия
- Исландия
- 4.1.2. Средиземноморский европейский курортный очаг
- Испания
- Гибралтар
- Португалия
- Франция
- 4.1.3. Страны Западной Европы германия
- Ирландия
- Страны бенилюкса включают бельгию, нидерланды и люксембург. Н идерланды
- Бельгия
- Люксембург
- 4.1.4. Альпийские страны Европы австрия
- Лихтенштейн
- 4.1.5. Страны Центральной и Восточной Европы ч ехия
- Венгрия
- 4.2. Туристические ресурсы Америки Общая характеристика Латинской Америки
- Общая характеристика Северной Америки
- 4.2.1. Северная и Центральная Америка
- Соединенные штаты америки
- Мексика
- 4.2.2. Островные государства и территории Карибского бассейна
- Д оминиканская республика
- 4.2.3. Южная Америка
- Б разилия
- Аргентина
- Венесуэла
- Уругвай
- 4.3. Туристические ресурсы Африки
- Общая характеристика Африканского материка
- 4.3.1. Северная Африка
- Марокко
- Коморские острова
- 4.3.3. Западная Африка
- Республика сейшельские острова
- 4.4. Туристические ресурсы Азии и стран Азиатско-Тихоокеанского региона (атр) Общая характеристика зарубежной Азии
- 4.4.1. Рекреационный потенциал и современное развитие туризма в Азии
- С аудовская аравия
- Монголия
- Таиланд
- 4.4.2. Рекреационный потенциал и современное развитие туризма в Австралии и Океании австралия
- Новая зеландия
- 5. Туристические ресурсы России. Характеристика основных туристических и курортных зон в России
- Заключение
- Приложение б. Характеристика основных типов городов мира по характеру их застройки и планировки
- Список рекомендованной литературы Основная литература
- Дополнительная литература