logo
КЛ_Страноведение

1 Cтрановедение – сердцевина географии. Предмет, задачи и методы страноведения.

Туристическое страноведение – относительно новое понятие, возникновение которого связано с практическими потребностями работников турбизнеса. Менеджер по туризму, реализующий туры в разные страны, и экскурсовод обязаны знать географическую номенклатуру, особенности тех стран и регионов, по которым они работают. От этих знаний напрямую зависит успех их коммерческой деятельности.

Традиционно страноведение считалось неотъемлемой частью географических наук. В наиболее общем виде система географических наук делится на физическую и экономическую географию. Физическая география изучает компоненты географической оболочки: гидросферу, атмосферу, рельеф, размещение почв и т.п. Экономическая география – наука о закономерностях и принципах размещения производительных сил (природных ресурсов, населения, отраслей хозяйства и т.д.). Существует также и понятие региональной экономики. Один из основоположников регионалистики А.Е. Пробст в свое время писал: «Разграничение региональной экономики и экономической географии может происходить прежде всего на основе разграничения объектов их изучения. Объект экономической географии значительно шире объекта региональной экономики; первая изучает не только районы, но и страны... Объект региональной экономики представляет только часть объекта экономической географии».

Таким образом, туристическое страноведение можно определить как часть системы географических наук, изучающую страну с точки зрения ее привлекательности для туризма..

Основными подходами, или методами, страноведения в туризме являются: аналитический, хорологический (пространственный), хронологический (временной), формально-логический, географический и культуристский.

При этом используются материалы, подходы и методические приемы других дисциплин: исторического, географического (комплексного и проблемного), политологического, культуристского и других видов страноведения. Так, например, многие черты современного облика той или иной страны, своеобразие ее традиций, искусства, языка, народного творчества определяются особенностями ее исторического развития. Поэтому исторический раздел стал обязательной составной частью туристской характеристики, а использование понятий, терминов и некоторых методов исторического исследования – необходимой составной частью туристского изучения страны.

Связи страноведения в туризме с географическим (комплексным и проблемным) страноведением более основательны и многоплановы. Туристское страноведение заимствовало из географического (комплексного) страноведения очень многое: план характеристики страны (который разнится лишь в деталях), отношение к природной составляющей (характеристика и оценка компонентов и явлений природы – одного из важнейших условий развития туризма), и все это дается в связи с географическим своеобразием территории. Основой содержания в комплексном страноведении является раскрытие пространственной организа ции страны как результата взаимодействия ее территориальных элементов общественного и природного характера, т.е. изучения взаимосвязей, сочетания компонентов, комплекса всех составляющих. Аналогично, главной задачей туристского изучения стало создание образа страны, что возможно только путем выявления специфических особенностей сочетания, мозаики, композиции всех компонентов. Но страноведение в туризме в отличие от комплексного географического страноведения рассматривает только те объекты (компоненты, явления, процессы), которые определяют возможности и условия развития туризма в стране.

Термин «страноведение в туризме» и его описательно-поясняющие варианты целесообразно заменить термином «туристское страноведение», к сожалению, пока не имеющего официального статуса. Если существуют и широко используются в учебной и методической литературе такие термины, как «историческое страноведение», «политологическое страноведение», «комплексное географическое страноведение», то, очевидно, вполне обоснован и уместен предлагаемый нами термин. Поэтому далее в тексте в тех случаях, когда это необходимо по смыслу и нормам русского литературного языка (а также не противоречит методике учебной дисциплины), используется в данной книге термин «туристское страноведение».

Туризм является комплексным – многоцелевым и многоотраслевым – видом хозяйственной деятельности. Он включает несколько направлений, каждое из которых состоит из ряда специализированных отраслей. Так, например, спортивный туризм включает горнолыжный, охотничий, экстремальный и прочие виды туризма. Познавательный туризм: этнографический, религиозно-паломнический и пр. Для каждого из них необходим свой, отличный от других набор возможностей, поэтому необходимо рассмотреть и оценить соответствующие компоненты характеристики под определенным углом зрения. Это сближает туристское страноведение с проблемным страноведением. Сущность проблемного и туристского страноведения заключается в том, что изучаемая страна рассматривается с учетом определенной хозяйственной специализации. В практике туризма все виды деятельности имеют равное значение, и студент должен в равной степени владеть навыками, умением определять возможности организации и развития любого вида туризма. Поэтому предметом туристского страноведения как учебной дисциплины является формирование умения составлять специальную характеристику каждого из компонентов окружающей среды на территории какой-либо страны или ее части и раскрывать особенности ее состава, рисуя образ территории, страны в целом.