Возникновение ислама
Из мировых религий самая молодая – ислам, или мусульманство. Эта религия возникла в начале VII в. н. э. на Аравийском полуострове. Сформировавшись в качестве монотеистического вероучения, ислам испытал заметное влияние со стороны более ранних монотеистических религий - христианства и иудаизма Ислам, как и многие другие религии, неоднороден. Он распадается на два главных направления: суннизм и шиизм. Нередко, определяя две основные ветви ислама, утверждают, что шиизм отличается от суннизма прежде всего тем, что не признает сунну - „священное предание", представляющее сборник рассказов о жизни и деятельности Мухаммеда. В действительности же сунна признается и шиитами, но они основывают ее только на авторитете семьи Мухаммеда, в то время как сунниты -также и на свидетельствах сподвижников пророка. Кроме сунны шииты имеют и свое особое „священное предание" - ахбар. В шиизме сильно развит культ святых мучеников. Из мучеников особым почитанием пользуется второй сын халифа Али - Хусейн. Одним из важнейших положений шиизма является вера в „скрытого имама", который должен появиться вновь и установить на земле божье царство. Как и сунниты, шииты признают Коран божественным откровением, однако допускают иносказательное толкование текста этой книги. В отличие от суннитов, для которых священными городами считаются Мекка и Медина в Саудовской Аравии, местом паломничества шиитов являются в первую очередь иракские города Эн-Наджаф и Кербела, где, согласно преданию, погребены халиф Али и его сын - „великомученик" Хусейн.
Еще при жизни халифа Али среди его сторонников произошел раскол, давший начало третьему, сравнительно мало известному направлению ислама – хариджизму. Хариджиты, ярые противники сложившейся у арабов аристократической племенной верхушки, выступили в защиту прав рядовых членов племен и прочего эксплуатируемого населения. Они провозгласили принцип демократии в мусульманской общине, требовали ввести выборность халифов. Вера, согласно учению хариджизма, должна подкрепляться практическими делами. В то же время сторонники этого направления ислама проявляли еще большую, чем остальные мусульмане, нетерпимость ко всем иноверцам и вообще ко всем людям, имеющим отличные от них взгляды. В настоящее время хариджизм представлен своим умеренным крылом – ибадитами.
Что касается течений внутри главных направлений ислама, то особенно многочисленны они в шиизме. Из шиитских сект наиболее близки по своей догматике к суннизму зейдиты, течение которых возникло в VIII в. Зейдизм отрицает существование „скрытого имама", отвергает культ святых и монашество. В вероучении зейдитов имеются некоторые рационалистические элементы. Они, например, отвергают догмат о предопределении, не верят в несотворен-ность Корана. Для зейдитов характерна большая веротерпимость.
В VIII в. образовалась и шиитская секта исмаилитов, получившая свое название по имени сына шестого шиитского имама - Исмаила. Это сравнительно немногочисленная, но очень активная секта На вероучение исмаи-лизма заметное влияние оказали неоплатонизм и буддизм. В частности, из буддизма было заимствовано представление о переселении душ. Коран толкуется исмаилитами иносказательно. Исмаилиты отвергают мусульманскую обрядность, не настаивают на соблюдении поста, не требуют обязательного совершения молитв и паломничества. Эта секта, в свою очередь, подразделяется на две основные группировки - протоисмаилиты (мусталиты) и неоисмаилиты (низа-риты). Большая часть неоисмаилигов возглавляется живущим в Индии исмаилитским имамом, которого они почитают в качестве „живого бога".
От исмаилизма ответвилась секта друзов, весьма далеко отошедшая по своим догматам от ортодоксального ислама и вобравшая в себя многие зороастрийские и христианские положения. У друзов, как и у исмаилитов, распространена вера в переселение душ. Они также верят в возможность периодических воплощений бога в человека. Согласно их вероучению, последний раз бог воплотился в фати-мидского халифа Хакима. Этого халифа секта почитает как бога и ждет его второго пришествия.
Еще дальше от ортодоксального ислама отошла другая шиитская секта - нусайриты, или алавиты. Вероучение этой близкой к исмаилизму секты под влиянием христианства и зороастризма приобрело синкретический характер. Если друзы считают воплощением бога халифа Хакима, то нусайриты верят в существование святой троицы - Али, Мухаммеда и Саль-мана, причем во главе троицы ставят Али. Ряд алавитских обрядов напоминает христианские.
Обожествляется имам Али и в шиитской секте али-илахи, которая также сильно отдалилась по своей догматике от мусульманства и заимствовала многие положения зороастризма. Сторонники этой секты живут замкнутой жизнью и стараются не общаться с инакомыслящими.
Своеобразное положение в исламе занимает секта бехаистов. Возникнув в середине XIX в. в качестве шиитской секты, бехаизм полностью отказался от культовой и обрядовой сторон мусульманской религии. Бехаизм настолько далеко отошел от ортодоксального ислама, что многие религиоведы считают его отдельной религией. Не считают себя мусульманами и сами последователи этой конфессии. Бехаисты выступили с проповедью классового мира и космополитизма, чем завоевали симпатии не только среди буржуазных слоев населения Ближнего Востока, но и среди некоторых кругов в США и Западной Европе.
Шиитской в своей сущности является секта (вернее, дервишский орден) бекташи. Вероучение бекташи носит синкретический характер, наряду с исламскими (шиитскими) положениями мы находим в нем и элементы христианства. Для последователей ордена характерно безбрачие.
Суннизм, в отличие от шиизма, не дал большого числа сект. Правда, сунниты подразделяются на четыре богословско-юридических толка – мазхаба, однако все они считаются одинаково правоверными и каждый верующий мусульманин может принадлежать к любому из них по своему усмотрению. Толки отличаются друг от друга по практикуемому ритуалу и методу толкования Корана. Маликитский толк отличается консерватизмом, ханифитский более либерален, шафиитский допускает сравнительно свободное толкование Корана и критический анализ предания Малочисленный в настоящее время ханбалитский толк объединяет наиболее фанатичную часть мусульманского духовенства и верующих.
В недрах ханбализма сложился ваххабизм – "протестантское" движение в суннизме, возникшее в конце XVIII в. в тесной связи с борьбой арабов против турецкого ига. Ваххабиты считают, что между богом и людьми не должно быть никаких посредников, и поэтому отвергают духовенство. Ваххабизм запретил своим адептам курить табак, пить кофе, носить шелковые одежды, драгоценности. Борясь за строгое единобожие и резко выступая против почитания святых, секта отказалась от культа пророка Мухаммеда. Паломничество к "священному" черному камню в Каабе ваххабиты квалифицировали как идолопоклонство (позже они стали лояльнее относиться к этому паломничеству).
В суннитской среде сформировался и военно-религиозный орден сенуситов, также выступивший за очищение ислама от чужеродных наслоений. Однако руководители борьбы за восстановление чистоты ислама вскоре превратились в феодалов, эксплуатирующих труд рядовых членов ордена.
Заканчивая краткий обзор мусульманских течений, отметим еще секту ахмадие, появившуюся в конце 80-х годов XIX в в Индии. Она названа по имени ее основателя Мирзы Гулама Ахмада, который объявил себя мессией. Секта носит синкретический характер: ее учение сочетает догматы мусульманской религии с некоторыми элементами христианства и индуизма. Внешняя политика секты всегда носила пробританский характер. В частности, ее руководители отвергали борьбу с колониальным владычеством в Индии и даже говорили о „благожелательности британского управления".
- Содержание
- 1 Cтрановедение – сердцевина географии. Предмет, задачи и методы страноведения.
- 1.1 Страноведение комплексное, проблемное, глобальное. Экологический и гуманистический принципы страноведения.
- 1.2 Типы страноведения. Описательно-познавательная и информационная функции страноведения. Просветительское, мировоззренческое, а также практическое значение страноведения.
- 1.3 Интегрирующее свойство страноведения в системе географических наук. Содержание страноведческого исследования.
- 1. По составу:
- 2. По размерам:
- 3.1 Этнические факторы регионализма (диффузия рас, Родина, этноценоз, этические признаки и контакты)
- 3.2 Демографический фактор (население, социум, геодемография). Расселение (миграция, города и агломерации, геоурбанистика).
- 3.3 Конфессиональный фактор (мировые религии и религиозное пространство)
- Возникновение буддизма
- Христианство и его течения
- Возникновение ислама
- Численность последователей современных религий
- 3.4 Политико-географический фактор (геополитика). Современные цивилизационные макрорегионы мира.
- 3.5 Политическая карта мира. Типология стран мира: показатели, методология, группировка стран.
- 4. Туристическое страноведение регионов и стран мира
- 4.1. Туристические ресурсы зарубежной Европы Общая характеристика зарубежной Европы
- 4.1.1. Скандинавские страны
- Финляндия
- Норвегия
- Исландия
- 4.1.2. Средиземноморский европейский курортный очаг
- Испания
- Гибралтар
- Португалия
- Франция
- 4.1.3. Страны Западной Европы германия
- Ирландия
- Страны бенилюкса включают бельгию, нидерланды и люксембург. Н идерланды
- Бельгия
- Люксембург
- 4.1.4. Альпийские страны Европы австрия
- Лихтенштейн
- 4.1.5. Страны Центральной и Восточной Европы ч ехия
- Венгрия
- 4.2. Туристические ресурсы Америки Общая характеристика Латинской Америки
- Общая характеристика Северной Америки
- 4.2.1. Северная и Центральная Америка
- Соединенные штаты америки
- Мексика
- 4.2.2. Островные государства и территории Карибского бассейна
- Д оминиканская республика
- 4.2.3. Южная Америка
- Б разилия
- Аргентина
- Венесуэла
- Уругвай
- 4.3. Туристические ресурсы Африки
- Общая характеристика Африканского материка
- 4.3.1. Северная Африка
- Марокко
- Коморские острова
- 4.3.3. Западная Африка
- Республика сейшельские острова
- 4.4. Туристические ресурсы Азии и стран Азиатско-Тихоокеанского региона (атр) Общая характеристика зарубежной Азии
- 4.4.1. Рекреационный потенциал и современное развитие туризма в Азии
- С аудовская аравия
- Монголия
- Таиланд
- 4.4.2. Рекреационный потенциал и современное развитие туризма в Австралии и Океании австралия
- Новая зеландия
- 5. Туристические ресурсы России. Характеристика основных туристических и курортных зон в России
- Заключение
- Приложение б. Характеристика основных типов городов мира по характеру их застройки и планировки
- Список рекомендованной литературы Основная литература
- Дополнительная литература