logo
КЛ_Страноведение

1.3 Интегрирующее свойство страноведения в системе географических наук. Содержание страноведческого исследования.

История страноведения – это часть истории географии. Нельзя не отметить, что, исторически развиваясь внутри географии, страноведение пережило периоды популярности и забвения, но в современных условиях вновь востребовано жизнью и как наука, и как учебная и прикладная дисциплина. По мере расширения ойкумены и углубления представлений о ней исследования территорий постепенно выделились в отдельную область знаний, которая получила у разных народов различные названия, но в основном близкие по смыслу и содержанию к понятиям «землеведение» или «страноведение». Землеведческие работы известны с античных времен. Крупными географами для своего времени были Анаксимандр, Гекатей Милетский, Геродот, Эратосфен, Страбон, Птолемей и другие ученые античной эпохи. Ими были сделаны первые описания стран и народов, известных в те времена, и созданы первые картографические изображения континентов. Наиболее важным этапом в страноведческом изучении мира является эпоха Великих географических открытий, которая продолжалась, как теперь можно считать, с X по XIX вв., достигнув своей кульминации в XV– XVIII вв., и совпала с периодом Возрождения (Ренессанса) науки и культуры в странах Европы. Она принесла миру огромный объем новых знаний о природе континентов и океанов Земли, о незнакомых островах, о странах и народах, существенно расширив представления об Ойкумене, значительно укрепив авторитет географии как одной из важнейших наук. В XVII–XIX столетиях географические труды начинают приобретать характер страноведческих комплексных описаний природы и ресурсов отдельных континентов и стран мира. Их содержание было подчинено интересам мореплавания, завоевания и освоения заморских территорий, потому оно непременно включало описание природных особенностей далеких регионов и путей к ним ведущих, природных ресурсов дальних стран, характерных черт хозяйства и быта населявших их народов. Первыми примерами комплексных землеведческих сочинений этого периода могут служить «География» Н. Карпентера (1625) и «Всеобщая география» Б. Варена (Варениуса) (1650). Он впервые разделил географию на общую (систематическую) и региональную (собственно географию, которая изучает земные свойства стран – границы, рельеф, растительность и животный мир; небесные свойства – астрономические и климатические характеристики; человеческие свойства – население, его жизнедеятельность, характер, языки, политику и др.). А труды Варениуса по общей географии можно рассматривать как начало землеведческих обобщений.

В XVIII–XIX вв. в Германии, во Франции и в России географическая литература обогащается различными региональными страноведческими описаниями, объединявшими результаты новейших естественно-научных и экономико-этнографических исследований, отражающих итоги географических открытий новых стран и народов. Развитие общегеографических и страноведческих идей в этот период было связано с именами крупнейших немецких географов – А.Гумбольдта (1769–1859), заложившего основы общего землеведения и сравнительного метода в географии, автора известной монографии «Картины природы» (1808).

Рассматривая современные проблемы страноведения, следует подчеркнуть, что термин «страноведение» трактуется по-разному и существует лишь в русском и немецком языках (нем. – Landerkunde). В других языках синонимом понятия «страноведение» является – «региональная география» (англ. – regional geography; фр. – geographie regionale). Иногда используется буквальный перевод (англ. – country study), что не совсем корректно, т. к. не отражает специфики и синтетической сущности страноведения, заключающейся, по определению, – «в комплексном изучении природы, населения, хозяйства, культуры и социальной организации отдельных стран и крупных территорий» [12]. Можно с уверенностью сказать, что среди российских географов до настоящего времени нет единого мнения по поводу места страноведения в системе географических наук. Соотношение понятий «регионоведение» и «страноведение» до настоящего времени всё ещё остаётся слабо разработанным. В связи с этим, Ю. Н. Гладкий и А. И. Чистобаев в работе «Регионоведение» [5] справедливо отмечают, что уяснение понятий «регионоведение» и «страноведение» важно с методологической (т. е. для развития теоретических построений) и методической (в целях поиска соответствующих приемов и организационных форм для проведения исследований) точек зрения. Названные авторы рассматривают регионоведение как «область научного и образовательного знания, имеющего целью изучение … целостных территориальных образований, как междисциплинарное направление географической науки, близкое, но не тождественное страноведению». Они считают, что регионоведение, должно быть направлено «на углубленное изучение регионов различного типа и выявление роли разнообразных факторов в региональной дифференциации геопространства, определяющих специфику историко-культурных и социально-экономических регионов мира».

Страноведению они отводят несколько расплывчатую роль, видят его как специфическую часть региональной географии, которая призвана создавать «страноведческие «образы» отдельных стран с учетом множества позиций». Однако в целом, ими отмечается важная роль страноведения как синтезатора разнообразных сведений о территории. Главным критерием при этом признаётся «равномерное освещение природных, экономических, социальных, политических и иных особенностей рассматриваемой территории». Первичные термины «регион» и «страна» в ряде случаев могут пересекаться или быть идентичными по пониманию их как «части земного пространства» или ограниченных «территорий мира». Но с таксономической точки зрения «страна» (как государство) меньше, чем «регион» (т. е. как группа стран, объединенных одним более крупным территориальным выделом на основе определенных признаков). Примером могут быть широко распространенные географические обозначения регионов, такие как: Западная Европа, Юго-Восточная Азия, Азиатско-Тихо- океанский регион, Карибский бассейн, Баренц-регион и др. Однако, наряду с этим традиционно ведутся регионоведческие исследования и внутри крупных стран, таких как Россия, Китай, Бразилия, США и др. В этом случае регионы оказываются частями страны (Северо-Западный регион России, Тибетский регион Китая или регион Аляска (штат) в США и др.).

Страноведение в структуре географической науки сформировалось как комплексное научное направление, основным объектом исследования которого представляется страна (как географическая территория, объект политической карты мира), а основными предметами изучения являются – природа, население и экономика конкретных территорий стран мира, или их отдельных географических районов, а также и группировок отдельных стран. Страноведение «заточено» на изучение такого вполне определенного границами территориального образования как страна (или государство). Однако, расширение традици-онного объекта страноведческих исследований, с одной стороны, и его дифференциация – с другой, привели к появлению понятия «регионоведение», которое, можно сказать, вобрало в себя, «присвоило» и поглотило «страноведение», как свою составную часть или как одно из важнейших направлений регионоведения. В результате, страноведение, как комплексная наука, синтезирует объективный образ страны на основе обобщения материалов о ее природе, населении, хозяйстве и других характеристик в пределах территориальных границ отдельных государств (или природных стран) и является научной основой рекреации и туризма и туристики в целом [21].

Регионоведение (также как и страноведение), является комплексной, и преимущественно географической дисциплиной (но при этом отметим, что могут быть и другие подходы: например, на Историческом факультете СПбГУ успешно функционирует кафедра исторического регионоведения). Географическое регионоведение занимается группировкой и синтезом страноведческой информации, отнесенной к различным территориальным образованиям, но обычно объединяющим по тем или иным критериям (политическим, экономическим и др.) группы стран мира. Объектом регионоведения являются регионы мира или крупные региональные образования внутри стран. Таким образом, региональный подход к изучению многообразия окружающего мира становятся все более востребованными в современных условиях. При этом регионоведение и страноведение как области науки и учебные дисциплины приобретают все большее значение не только в географическом, экономическом и туристском образовании, но и в подготовке историков, политологов и даже филологов. Следовательно, страноведение и регионоведение, как научные направления географии, нисколько не противоречат одно другому. Они едины в их корневой географической принадлежности, но различаются по степени определенности пространственного охвата исследуемой территории, а также и по целевым установкам на конкретное изучение отдельных государств (стран) мира и /или их группировок по сходству и отличиям.

Регионолистика в целом базируется на обширном научном фундаменте географии и истории и использует их базовые хорологические и хронологические методы исследования. Комплексное страноведение по сути является «куполом» или центральной частью любого регионоведческого исследования, обобщающего системную страноведческую информацию.

Страноведение и регионоведение – два направления единой фундаментальной географической науки и образовательной дисциплины взаимно дополняют друг друга и способствуют дальнейшему развитию прикладных территориальных ис- следований (например, в различных областях природопользования, рекреации и международного туризма) .

Можно отметить, что в отечественной географии до настоящего времени практикуются разные подходы к пониманию сущности страноведения. Одни ученые, вслед за классиками, склонны видеть в комплексном страноведении основу единства географии и олицетворение общности географических наук. Другие – их меньшинство – рассматривают страноведение как описательную прикладную географическую науку применительно к отдельным странам, как чисто социально-экономическую и политическую географию, или часть регионоведения, отождествляя её с государствоведением, наделяя страноведение лишь справочным содержанием. Третьи – считают современное страноведение не только комплексной, но и проблемной наукой, которая должна представлять не только синтез географических знаний о стране, но и творческий анализ ее территориальных, экологических и геополитических проблем. При этом большинство географов сходятся в мнении, что именно страноведческий комплекс (природа, население, хозяйство) способствует сохранению целостности и единства всей географии, и что страноведение, как наука, отражает степень интегративности географии в целом.

2. Особенности и методы изучения территории, экономико-географического положения, природных условий и ресурсов, расселения, хозяйства и их территориальных структур в страноведении. Неравномерность социально-экономического развития и ее проявление в типологии стран.

В последние десятилетия в географической науке сформировались новые научные направления, такие как география природных ресурсов, геоэкология, медицинская рекреационная география и др.

Географическое ресурсоведение изучает размещение и структуру отдельных видов природных ресурсов и их комплексов, вопросы их охраны, воспроизводства, экономической оценки, рационального использования и ресурсообеспеченности.

Геоэкология с географических позиций изучает процессы и явления, возникающие в окружающей  природной среде в результате антропогенного вмешательства в нее. К числу концепций геоэкологии относят концепцию мониторинга окружающей среды и концепцию эколого-географической экспертизы.

Взаимодействие общества и природы происходит в географической среде. Географическая среда возникла в результате длительной эволюции географической оболочки под влиянием антропогенного воздействия, создания «вторичной природы», т.е. городов, заводов, полей, каналов, транспортных магистралей и др.

Под географической средой понимают часть земной природы, с которой человек взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе человеческого развития. Географическая среда – необходимое условие жизни и деятельности общества. Она служит средой его обитания, источником ресурсов, оказывает влияние на духовный мир людей, на их здоровье и настроение. Однако при оценке роли географической среды в жизни общества допускаются ошибки двух видов: преувеличение этой роли (географический детерминизм) или ее недооценка (географический фатализм).

В последнее время наряду с понятием «географическая среда» используют понятие об окружающей природной среде. Под окружающей средой понимают всю среду обитания и производственной деятельности человеческого общества, весь окружающий человека материальный мир, включая и природную, и антропогенную среду.

Вся история человечества – это история взаимодействия человека с окружающей средой. В процессе этого взаимодействия между человеком и географической средой происходит постоянный обмен веществ.

В XX в. во взаимодействии природы и общества наступил качественно новый этап. Он характеризуется следующими чертами: во-первых, ростом давления на природу со стороны общества; во-вторых, ускорилось превращение природных ландшафтов в антропогенные.

В настоящее время антропогенные ландшафты занимают 60% суши, 20% земной суши преобразованы коренным образом.

В XXI в. общество стало изымать из природы все больше ее ресурсов и одновременно возвращать в природу многочисленные отходы своей деятельности, поэтому возникло две проблемы – это рациональное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды.

Географическое положение – первый пункт плана туристской характеристики страны. От того, насколько ярко, образно написан этот раздел, в значительной степени зависит дальнейшее впечатление читателя, студента, туриста или представителя турфирмы о стране.

Недопустимо перегружать характеристику географического положения, включая в нее все сведения об окружении страны, необходим жесткий отбор материала. Единственным критерием такого отбора может быть выделение тех сведений, явлений и предметов, которые формируют черты своеобразия и уникальности в облике государства.

Поэтому нет необходимости, даже недопустимо давать развернутый ответ на каждый пункт плана. К самому плану, его содержанию также следует подойти аналитически, имея в виду те же критерии. Конечно, желательно включить в характеристику все категории, или системы отношений, географического положения. Но, как во всяком правиле, здесь также может быть исключение. Главное – дать представление о том пространстве, окружающей среде, в которой существует государство, и определить связанные с этим предпосылки развития туризма.

Классический план характеристики географического положения предложил основоположник отечественной экономической географии Н. Н. Баранский. Но в туристском страноведении для составления и оценки географического положения представляется необходимым дать краткие пояснения по основным пунктам плана. Описание положения объекта относительно основных линий и точек на карте или на материке означает необходимость определить собственно местоположение территории страны

Географическое положение характеризуется взаимоотношением объекта с его внешней средой. В страноведении географическое положение имеет большое значение. Еще Н. В. Гоголь отмечал, что прежде всего нужно посмотреть на географическое положение, от которого зависит образ жизни и даже характер народа.

Поскольку в страноведении основным объектом является страна, государство, то под географическим положением понимается отношение данной страны к любым другим объектам, взятым вне ее территории и оказывающим влияние на возможности развития туризма здесь.

Таким образом, сущность географического положения раскрывается через систему территориальных отношений, которые некоторыми учеными-географами называются категориями:

- математико-географическое положение,

- физико-географическое,

- экономике-географическое,

- политико-географическое,

- эколого-географическое.

Но понятие «географическое положение» рассматривается по двум направлениям: 1) географическое положение как фактор развития туризма и 2) географическое положение как условие развития туризма.

Географическое положение как фактор подразумевает выявление и анализ связей (реальных и потенциальных) для определения их воздействия на развитие туризма, его специализацию, особенности организации и технологии.

Все эти вопросы предполагают, что у студентов имеются профессиональные знания, умения и навыки, которые формируются на старших курсах. Рассмотрение географического положения как фактора развития туризма не входит в компетенцию туристского страноведения, являясь частью курса «Ресурсы туризма».

Географическое положение как условие, местоположение позволяет раскрыть основные предпосылки развития туризма, поэтому является обязательной составной частью туристской характеристики страны.

Некоторые ученые определяют географическое положение как принадлежность к определенной территории.

Совокупность всех данностей географического положения формируют

3. Современные пространственные структуры мира. Процессы пространственной дифференциации и интеграции. Глобальные пространственные структуры. Типы и иерархия пространственных образований. Подходы к выделению крупных регионов мира. Факторы регионализма. Природная среда.

Современные пространственные структуры разделяются по следующим признакам.