Свободные экономические зоны
Современные международные экономические отношения невозможно представить без инвестирования капиталов в свободные (или специальные) экономические зоны (СЭЗ). Сегодня в мире действует около 4000 различных видов свободных экономических зон, что свидетельствует об огромной популярности подобных экономических образований в мире. СЭЗ играют важную роль в стимулировании внешнеэкономических связей и являются инструментом общенационального экономического развития; это одна из новых форм международного разделения труда.
Согласно Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур, принятой в городе Киото 18 мая 1973 г., под свободной зоной (или «зоной-франко») понимается часть территории страны, на которой ввезенные товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной юрисдикции и, следовательно, освобожденные от обычных в таких случаях процедур таможенного контроля и налогообложения.
В более широком толковании, характерном для международной практики, СЭЗ является частью национального экономического пространства с преференциальной системой льгот и стимулов для хозяйствующих субъектов, не применяемой на остальной территории.
При создании специальных экономических зон могут быть использованы два концептуальных подхода: территориальный и функциональный. Согласно первому подходу льготным режимом пользуются предприятия и организации, расположенные на определенной, специально оговоренной территории. Во втором случае льготы устанавливаются для определенных видов предпринимательской деятельности вне зависимости от места размещения фирм и предприятий, занимающихся этой деятельностью.
Выбор одного из этих двух подходов зависит от конкретных задач, которые государство хочет решить при образовании свободной экономической зоны. Территориальный подходпозволяет в большей мере решить проблему развития какого-либо региона, афункциональный– проблему развития определенных отраслей. На практике преобладает территориальный подход к образованию СЭЗ.
Льготы,предоставляемые иностранным инвесторам на территории специальных экономических зон, можно подразделить на четыре основные группы.
Внешнеторговые льготы, предусматривающие упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций, а также снижение или полную отмену экспортно-импортных пошлин;
Финансовые льготы, то есть установление низких цен на коммунальные услуги, снижение арендной платы за землю и производственные помещения, получение преференциальных государственных кредитов;
Фискальные льготыпредусматривают стимулирование притока иностранного капитала за счет снижения или отмены налогов на прибыль, доход, имущество;
Административные льготы, которые предусматривают упрощенный порядок регистрации фирм, режима въезда и выезда граждан, оказание различных услуг, связанных с регистрацией фирм.
Льготы различных видов могут применяться в свободных экономических зонах в различных комбинациях, в зависимости от приоритетных целей образования СЭЗ.
Создание свободных экономических зон преследует различные цели. Прежде всего, привлеченные иностранные инвестиции используются для расширения производства товаров на экспорт, либо импортозамещающих товаров. Такие производства развиваются, как правило, на основе новейших технологий. Некоторые СЭЗ создаются с ориентацией на развитие иностранного туризма на территории зоны.
И в первом, и во втором случае создание СЭЗ способствует ускоренному развитию экономики, созданию современной инфраструктуры, повышению квалификации местных работников, и, в конечном итоге, увеличению притока валютных средств в страну.
Однако, для привлечения иностранных инвесторов недостаточно только провозглашения определенных льгот. Практика показывает, что создание СЭЗ будет эффективным, с экономической точки зрения только тогда, когда имеются следующие условия:
благоприятные географические условия, то есть близость к государственной границе, к основным международным транспортным магистралям;
наличие на территории зоны современной инфраструктуры (электроснабжение, водоснабжение, телекоммуникации и т.п.), а также наличие благоприятной социальной инфраструктуры (жилья, соответствующего необходимым стандартам, детских садов, школ, больниц и т.п.);
достаточно высокий уровень обеспечения финансовыми услугами, связь с международными финансовыми рынками;
ясность в законодательстве, широкие полномочия местной власти в сфере управления СЭЗ;
общая политическая стабильность.
Для создания предпосылок успешного развития СЭЗ государство должно произвести определенные затраты на обустройство зоны в соответствии с вышеприведенными требованиями. Практика показывает, что государству необходимо вложить приблизительно 4 доллара на каждый доллар первоначальных иностранных инвестиций в СЭЗ.
Однако, правительства, создающие СЭЗ, идут на эти затраты, исходя из того, что положительный эффект функционирования таких зон вполне их окупит. Привлеченный иностранный капитал создаст новые рабочие места, организует производство по наиболее современным технологиям, что будет способствовать повышению квалификационного уровня работников. В стране может быть создан крупный экспортный сектор экономики, за счет которого увеличатся валютные поступления в страну. Опыт таких стран, как Южная Корея, Малайзия, Филиппины показывает, что примерно половина всех валютных поступлений от СЭЗ составляют суммы, выплаченные работникам в виде заработной платы. Вторым, по значимости, источником валютных поступлений являются поставки электроэнергии предприятиями принимающей стороны для предприятий, работающих в зоне. Следует отметить, что крупные затраты могут окупиться лишь в том случае, когда СЭЗ будут функционировать длительный период с неизменно высокой отдачей. В научной литературе выделяется до 30 разновидностей СЭЗ и, хотя они проявились давно, тем не менее, общепринятая классификация типов СЭЗ отсутствует. Не претендуя на класси-фикацию всех видов существующих СЭЗ, кратко охарактеризуем те из них, которые имеют четкий хозяйственный профиль:
Свободные торговые зоны, свободные порты, транзитные зоны, беспошлинные склады и таможенные зоны на отдельных предприятиях. Они базируются на отмене или снижении таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля над товарами, поступающими в зону и реэкспортируемыми из нее. Организация таких зон нацелена на удешевление перевалки и хранения грузов для предпринимателей. Один из примеров подобных зон – распространенные в США «зоны внешней торговли». Они были созданы в 30-е годыXXв. для активизации внешней торговли США. Товары, поступающие в эти зоны, не являются объектами таможенного контроля. Но, если они перемещаются из зоны на территорию США, то подлежат прохождению всех предусмотренных таможенных процедур.
Экспортные промышленные зоны. Они основываются не только на применении льготного торгового и таможенного режима, но и на льготном финансовом и налоговом режиме, в т.ч. для иностранного капитала; ориентированы преимущественно на производстве экспортной и импортозамещающей продукции. Первоначально такая зона была создана в ирландском аэропорту Шеннон, которому в конце 50-х годов грозило значительное сокращение рабочих мест в связи с открытием трансатлантических линий и отменой промежуточной посадки самолетов в этом аэропорту. Позже ирландский опыт стал основой создания СЭЗ во многих развивающихся странах, особенно в новых индустриальных странах. Функционирование таких зон основывается та том, что на их территорию, расположенную вблизи международных портов, оборудование и материалы импортируются без таможенных формальностей. Здесь организуются производства по переработке определенной продукции, которая затем экспортируется в другие страны также без вмешательства таможенных властей принимающей территории.
Комплексные экономические зоны, которые сочетают в себе черты, как свободных торговых зон, так и экспортных промышленных зон. Один из примеров такой зоны – зона Манаус в Бразилии. С момента образования в 1967 году здесь постепенно складывается хозяйственный комплекс, который характеризуется быстрыми темпами экономического развития. При этом только 3-5% произведенной здесь продукции направляется на экспорт, остальное – потребляется внутри страны.
Банковские и страховые зоныс льготным режимом осуществления банковских, страховых операций (так называемые оффшорные центры и налоговые гавани). Это территории, на которых значительно упрощены процедуры регистрации новых предприятий, предоставлены широкие налоговые и другие льготы для иностранных предприятий. Например, на островах Олдерни и Джерси (в Ла-Манше) существует только подоходный налог в размере 20 процентов. Иностранные компании, которые только зарегистрированы на острове, но не ведут там хозяйственную деятельность, платят только ежегодный сбор в размере 500 фунтов и ежегодный сбор на финансовую отчетность в размере 100 фунтов стерлингов. На таких территориях отсутствуют валютные ограничения, упрощена финансовая отчетность, гарантируется тайна личности владельца. К оффшорным территориям относятся Кипр, Лихтенштейн, Мальта, Монако и др.
- Академия управления при Президенте Республики Беларусь
- Тема 1. Международные экономические отношения: основные черты и особенности 9
- Тема 1. Международные экономические отношения: основные черты и особенности Лекция 1. Международные экономические отношения: основные черты и особенности
- Сущность и основные формы международных экономических отношений
- Факторы развития международных экономических отношений
- Современные тенденции развития международных экономических отношений
- Контрольные вопросы к теме №1
- Тема 2. Международная торговля товарами Лекция 2. Международная торговля как форма международных экономических отношений
- Сущность, формы и тенденции международной торговли
- Динамика товарной структуры международной торговли товарами
- Основные виды мировых цен
- Внешняя торговля Республики Беларусь
- Динамика объема внешней торговли Республики Беларусь за 1995-2003 гг., в млн. Долл.
- Экспорт основных видов товаров Республики Беларусь в 2003 году
- Основные торговые партнеры Республики Беларусь в 2003 году
- Контрольные вопросы к теме № 2
- Тема 3. Международная торговля услугами Лекция 3. Международная торговля услугами как форма международных экономических отношений
- Структура и специфика мирового рынка услуг
- Виды международных услуг и сферы их реализации
- Объем и динамика транспортных услуг
- Основные показатели по основным туристским макро-регионам
- Регулирование рынка услуг
- Контрольные вопросы к теме № 3
- Тема 4. Международный обмен научно–техническими знаниями Лекция 4. Международный обмен научно-технологическими знаниями
- Международный технологический обмен: предпосылки и экономическая целесообразность
- Экономическая целесообразность экспорта технологий
- Экономическая целесообразность импорта технологий
- Особенности мирового рынка технологий
- Международное техническое содействие
- Контрольные вопросы к теме №4
- Тема 5. Международное движение капитала Лекция 5. Международное движение капитала
- Формы международной миграции капитала
- Ведущие десять стран-получателей и поставщиков пии
- Свободные экономические зоны
- Свободные экономические зоны в Республике Беларусь
- Контрольные вопросы к теме №5
- Тема 6. Международная миграция рабочей силы Лекция 6. Международная миграция рабочей силы как форма международных экономических отношений
- Международная миграция рабочей силы: особенности и последствия
- 1) По направлениям:
- 2) По территориальному охвату:
- 3) По времени:
- 4) По степени законности:
- Инструменты регулирования миграции рабочей силы
- Контрольные вопросы к теме №6
- Тема 7. Механизм регулирования международных экономических отношений Лекция 7. Наднациональное регулирование международных экономических отношений
- Необходимость регулирования международных экономических отношений на межгосударственном уровне
- Роль международных организаций в регулировании мэо
- Лекция 8. Национальное регулирование внешней торговли товарами и услугами
- Внешнеторговая политика государства
- Инструменты внешнеторговой политики
- Контрольные вопросы к теме №7
- Вопросы к экзамену
- Литература Основная
- Дополнительная
- Список Internet-источников
- Рутко Диана Федеровна Международные экономические отношения
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.