Динамика товарной структуры международной торговли товарами
Мировой товарный рынок подразделяют на три основные группы:
рынок базовых товаров(сельскохозяйственная продукция и продукция добывающей промышленности);
рынок средне и низкотехнологичных, в основном трудоинтенсивныхготовых изделий и полупродуктов;
рынок высокотехнологичной продукции.
Первая группа (базовые товары), доля которой непрерывно уменьшается, является рынком сбыта продукции развивающихся стран и части стран с переходной экономикой. Поскольку качество базовых товаров более или менее одинаково, здесь основной формой соперничества выступает ценовая конкуренция, а формой противодействия ей – картельные соглашения (типа ОПЕК), субсидии сельскому хозяйству.
В группе среднетехнологичных готовых изделий конкурируют преимущественно развивающиеся страны, точнее группа так называемых «догоняющих стран». Конкуренция здесь приобретает все более жесткий характер из-за активного выхода на эти рынки стран с переходной экономикой.
Рынок высокотехнологичной продукции представляет собой сферу ожесточенной конкуренции между развитыми странами, вовлеченными в гонку научно–технических инноваций и не заинтересованных в появлении на мировом рынке новых конкурентов.
В целом же примерно 63-64% общего мирового экспорта товаров (с некоторыми колебаниями) приходится на развитые страны. Из этой доли около 75% экспорта реализуется в отношениях между самими развитыми странами, приблизительно 20% товаров идет в развивающиеся страны, а около 5% приходится на постсоциалистические страны. В свою очередь, развивающиеся страны вывозят в промышленно развитые страны около 70% своих экспортных товаров. И тоже примерно 20% товаров реализуется в их взаимной торговле, а около 5% приходится на поставки в бывшие социалистические страны. Удельный вес постсоциалистических стран в международной торговле составляет около 11%.
Существующее разделение государств мирового сообщества на государства – поставщики сырья и государства–собственники финансовых и интеллектуальных ресурсов – ведет к увеличению разрыва в душевых показателях ВВП между развитыми и развивающимися странами.
Сокращение импорта энергоносителей и сырья привело к снижению доли торговли развитых стран с третьими странами. В то же время неуклонно возрастает экспорт по статье «машины и транспортные средства» – с одной стороны, за счет внутреннего обмена между развитыми странами, а с другой – происходит рост их экспорта в развивающиеся страны. Резко возрос и импорт машин и транспортных средств.
Из сравнения товарной структуры экспорта и импорта стран, высокоразвитого рыночного хозяйства, очевидна более высокая доля экспорта готовой продукции по сравнению с ее импортом, более высокий удельный вес импорта топлива, примерно равная доля импорта и экспорта сырья, почти одинаковая доля продовольственных товаров и сельскохозяйственных продуктов, удельный вес которых в дальнейшем вряд ли будет уменьшаться – по-видимому, он достиг возможного «порога» падения. Наиболее быстрыми темпами развивался экспорт и импорт топлива. На втором месте – готовые изделия, за которыми следуют продовольственные товары, сельскохозяйственная продукция и, наконец, промышленное сырье.
Если до 70-х годов в международном товарообмене преобладала торговля промышленной продукцией, с одной стороны, а сырьем – с другой, то сейчас все более утверждается обмен промышленными изделиями, сложной наукоемкой продукцией (электроника, информационная техника, технологические системы и целые заводские комплексы, не говоря уже о комплектующих к машинам, узлам и т.д.), главным образом, между промышленно развитыми странами.
Снижение доли продовольственных товаров связано с ростом производства сельскохозяйственной продукции в развитых странах, вследствие чего давно достигнута их продовольственная самообеспеченность. Одновременно растут объемы взаимного обмена продовольствием между развитыми странами. Каждая из них выступает и экспортером, и импортером продовольствия, что отражает высокий уровень специализации в производстве и потреблении пищевых продуктов, а также действие закона повышения потребностей человека в современных условиях, что дает возможность в условиях современного рыночного общества, так или иначе, реализовать требование этого общесоциологического закона.
Уменьшение доли импорта сырья, в свою очередь, объясняется тремя главными причинами: расширением производства синтетических материалов на базе развития химической промышленности, большим использованием ресурсов отечественного сырья и переходом на ресурсосберегающие технологии, когда снижается удельный вес сырья на производство единицы промышленный продукции. В то же время резко возросла международная торговля минеральным топливом – нефтью и природным газом, – как следствие развития химической промышленности и изменений в структуре топливно-энергетического баланса. Но и эта тенденция имеет неустойчивый характер и находится в зависимости от изменений в технологической базе производства, а также от динамики промышленного цикла в мировой экономике.
- Академия управления при Президенте Республики Беларусь
- Тема 1. Международные экономические отношения: основные черты и особенности 9
- Тема 1. Международные экономические отношения: основные черты и особенности Лекция 1. Международные экономические отношения: основные черты и особенности
- Сущность и основные формы международных экономических отношений
- Факторы развития международных экономических отношений
- Современные тенденции развития международных экономических отношений
- Контрольные вопросы к теме №1
- Тема 2. Международная торговля товарами Лекция 2. Международная торговля как форма международных экономических отношений
- Сущность, формы и тенденции международной торговли
- Динамика товарной структуры международной торговли товарами
- Основные виды мировых цен
- Внешняя торговля Республики Беларусь
- Динамика объема внешней торговли Республики Беларусь за 1995-2003 гг., в млн. Долл.
- Экспорт основных видов товаров Республики Беларусь в 2003 году
- Основные торговые партнеры Республики Беларусь в 2003 году
- Контрольные вопросы к теме № 2
- Тема 3. Международная торговля услугами Лекция 3. Международная торговля услугами как форма международных экономических отношений
- Структура и специфика мирового рынка услуг
- Виды международных услуг и сферы их реализации
- Объем и динамика транспортных услуг
- Основные показатели по основным туристским макро-регионам
- Регулирование рынка услуг
- Контрольные вопросы к теме № 3
- Тема 4. Международный обмен научно–техническими знаниями Лекция 4. Международный обмен научно-технологическими знаниями
- Международный технологический обмен: предпосылки и экономическая целесообразность
- Экономическая целесообразность экспорта технологий
- Экономическая целесообразность импорта технологий
- Особенности мирового рынка технологий
- Международное техническое содействие
- Контрольные вопросы к теме №4
- Тема 5. Международное движение капитала Лекция 5. Международное движение капитала
- Формы международной миграции капитала
- Ведущие десять стран-получателей и поставщиков пии
- Свободные экономические зоны
- Свободные экономические зоны в Республике Беларусь
- Контрольные вопросы к теме №5
- Тема 6. Международная миграция рабочей силы Лекция 6. Международная миграция рабочей силы как форма международных экономических отношений
- Международная миграция рабочей силы: особенности и последствия
- 1) По направлениям:
- 2) По территориальному охвату:
- 3) По времени:
- 4) По степени законности:
- Инструменты регулирования миграции рабочей силы
- Контрольные вопросы к теме №6
- Тема 7. Механизм регулирования международных экономических отношений Лекция 7. Наднациональное регулирование международных экономических отношений
- Необходимость регулирования международных экономических отношений на межгосударственном уровне
- Роль международных организаций в регулировании мэо
- Лекция 8. Национальное регулирование внешней торговли товарами и услугами
- Внешнеторговая политика государства
- Инструменты внешнеторговой политики
- Контрольные вопросы к теме №7
- Вопросы к экзамену
- Литература Основная
- Дополнительная
- Список Internet-источников
- Рутко Диана Федеровна Международные экономические отношения
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.