Формы международной миграции капитала
На современном этапе развития мирового хозяйства одним из основных факторов развития МЭО является вывоз капитала. Такие формы МЭО, как международная торговля товарами, услугами, технологиями имеют валютно-финансовые аспекты: при осуществлении экспортно-импортных операций проводятся международные расчеты или требуются международные кредиты, при международной миграции рабочей силы переводятся трансферты заработной платы. Таким образом, международные валютно-кредитные и финансовые отношения являются и предпосылкой развития других форм мирохозяйственных связей в мировой экономике, и их следствием и одновременно самостоятельной формой последних.
В современном мировом хозяйстве международное движение капитала осуществляется в таких формах, как прямые и портфельные инвестиции, долгосрочное кредитование, а также предоставление экономической помощи. Субъектами международного рынка капиталаявляются различные институциональные единицы: центральные и местные органы государственного управления, центральные и коммерческие банки, международные организации. Основным субъектом в международном движении капитала являются ТНК.
Следует отметить, что в этой области МЭО в отличие от международной торговли в значительно меньшей степени проявляются ограничительные меры государственного регулирования; наоборот, большинство правительств стремится привлечь иностранные капиталы в национальную экономику, так как они способствуют экономическому росту и повышению благосостояния населения.
Движение международного капитала обусловлено различными факторами и мотивами, при этом преследуются различные цели, среди которых особое место занимает получение высокой прибыльности в различных формах: промышленной, банковской, торговой, процентов по займам, земельной ренте и т.д.
По характеру и формам международные капиталовложения могут быть разными. Классификацию их можно осуществить по различным критериям.
По источникам происхождения:
государственный капитал;
частный капитал.
Государственный капиталв международном обиходе называют еще официальным. Он представляет собой средства из госбюджета, которые уходят за рубеж или принимаются оттуда по решению либо непосредственно правительств, либо межправительственных организаций. По формам – это государственные займы, ссуды, гранты (дары), помощь, международное движение которых определяется межправительственными соглашениями. К ним же относятся кредиты и иные средства международных организаций (к примеру, кредиты МВФ). Но в любом случае, это все же деньги налогоплательщиков, хотя и идущие до получателя разным путем.
Частный капитал– это средства из негосударственных источников, помещаемые за рубеж частными лицами (юридическими или физическими). К ним относятся инвестиции, торговые кредиты, межбанковское кредитование. Они не связаны напрямую с госбюджетом, но правительство держит их перемещение в поле зрения и может, в пределах своих полномочий, контролировать и регулировать их.
По характеру использованиямеждународные капиталовложения могут быть:
предпринимательскими;
ссудными.
Первые прямо или косвенно вкладываются в производство и связаны с получением того или иного объема прав на получение прибыли в форме дивиденда. Чаще всего здесь выступает частный капитал.
Вторые означают предоставление средств взаймы ради получения процента. Здесь активно выступает капитал из государственных источников, но и операции со средствами из частных источников весьма значительны.
По срокам вложения международные капиталовложения делятся на:
среднесрочные и долгосрочные;
краткосрочные.
К первым относятся вложения более чем на один год. В данную группу входят наиболее значимые капиталовложения, т.к. к долгосрочным относятся все вложения предпринимательского капитала в форме прямых и портфельных инвестиций (преимущественно частные), а также ссудный капитал (государственные кредиты). Краткосрочным считается капитал, предоставляемый на период до одного года. Обычно это бывают торговые кредиты, предоставляемые в целях стимулирования экспорта или импорта.
По форме контроля илицелям вложениямеждународные капиталовложения делятся на:
прямые инвестиции;
портфельные инвестиции.
Первые являются вложением капитала во имя получения долгосрочного интереса и обеспечивают его с помощью права собственности или решающих прав в управлении.
Вторые не дают права контроля за объектом вложения, а всего лишь долгосрочное право на доход, причем даже преимущественное в смысле очередности в получении такого дохода. Это находит свое выражение в различных типах акций (обычных и привилегированных). Международный валютный фонд выделяет еще одну группу – «прочие инвестиции», которую в основном образуют международные займы и банковские депозиты.
Прямые иностранные инвестицииосуществляются, главным образом, путем:
а) долевого участия в капитале местных предприятий, когда инвестор, может реально влиять на управление данным предприятием.
Реальное влияние на управление предприятием подразумевает необходимость доли участия инвестора (пая) в общем капитале предприятия в размере более 10%.
Под данную форму инвестирования подпадают как непосредственное образование нового предприятия, так и полное либо частичное приобретение акций существующего предприятия. Причем, приобретение права подписки на акции, обращаемых в акции обязательств и других аналогов, которые по своей природе дают право на участие в капитале, также приравниваются к приобретению акций;
б) создания новых и расширения существующих филиалов и учреждений, а также предоставления им возместимых авансов;
в) предоставления долгосрочных займов на установление или поддержание длительных экономических связей со сроком погашения свыше 5 лет. В данном случае предполагается, что заимодавец участвует в прямом инвестировании предприятия займополучателя или разделяет риски, происходящие в результате реализуемой займополучателем экономической деятельности.
Прямые инвестиции дают право непосредственного распоряжения заграничным предприятием, а инвестору – непосредственного участия в процессе управления производством. Во втором случае, право контроля над иностранным предприятием сужается, и его прерогатива ограничена получением определенной доли прибыли. Поскольку главным при осуществлении прямых инвестиций является контроль, их признаком служит наличие господствующих позиций в управлении. МВФ прямыми инвестициями считает те, которые охватывают 10 и более процентов акционерного капитала и дают возможность участвовать в управлении предприятием. В Европе, например, к прямым инвестициям относят такие, которые составляют 25 и более процентов в уставном капитале. Если эта доля менее 25 процентов, то инвестиции считаются портфельными. В США прямыми считаются инвестиции с долей 10 и более процентов в уставном капитале предприятия. Если доля инвестиций составляет менее 10 процентов, то они относятся к портфельным.
К портфельным иностранным инвестициямотносятся:
а) подписка и приобретение акций местных предприятий (как на организованных рынках, так и вне таковых), а также ценных бумаг (облигаций и т.д.) предприятий, чей капитал не представлен акциями. Равнозначным приобретению акций считается приобретение таких ценных бумаг как права подписки, обращаемые в акции обязательства либо иные аналоги, по своей природе дающие право на участие в капитале;
б) подписка и приобретение котируемых на бирже ссудных обязательств местных государственных и частных учреждений, а также физических лиц резидентов. При этом, приобретение нерезидентами ценных бумаг, выпущенных в специальное обращение или эмиссия которых не подпадает под признаки, свойственные котируемым на бирже ценным бумагам не считается иностранным инвестированием;
в) участие в местных коллективных инвестиционных фондах, соответствующим образом разрешенных и зарегистрированных уполномоченными органами государственного управления. Фондовый рынок позволяет инвесторам вкладывать денежные средства в производство, а корпорациям получать доступ к инвестициям. При этом широкомасштабное развитие институтов финансового инвестирования обеспечивает эффективный переток капитала из отраслей с меньшей нормой прибыли в более прибыльные.
Проблема разграничения прямых и портфельных инвестиций имеет важное методическое значение, хотя границы между ними в определенной степени условны. Существенная разница, тем не менее, проявляется в следующих признаках.
По времени использования,портфельные инвестиции являются временными и носят спекулятивный характер. Прямые же оказывают долгосрочное воздействие на финансирование развития экономики.
По масштабам получения прибыли и ее эффективностипрямые инвестиции сопряжены с достижением более высокой рентабельности, чем портфельные.
По роли и месту в инвестируемой экономикепрямые инвестиции оказывают непосредственное влияние на состояние внутреннего рынка, создают новые рабочие места, способствуют ускоренному внедрению новых форм управления, маркетинга и т.д. В конечном счете, они изменяют отраслевую структуру национальной экономики и место государства в системе международного разделения труда. По наличию угрозы национальной безопасности страны прямые инвестиции предопределяют отчуждение национальной собственности на полюс иностранного инвестора.
Прямые инвестиции, на которые приходится примерно четверть валового объема трансграничных потоков частного капитала, являются основной движущей силой процессов глобализации мировой экономики и оказывают решающее влияние на развитие национальных хозяйств как кредитующих, так и принимающих стран.
Последнее десятилетие прошлого века стало свидетелем бурного роста ПИИ, которые увеличились с 202 млрд. долл. в 1990 г. до 1271 млрд. долл. в 2000 г., то есть более чем в 6 раз. Ежегодные темпы прироста ПИИ составляли 20% в первой половине 90-х годов и повысились до 40% во второй половине десятилетия, в том числе достигали 45% в 1998 г. и 55% в 1999 г. Характерно, что на протяжении длительного периода с 1986 по 2000 гг. ежегодные темпы прироста ПИИ превышали 30% в 65 странах мира, включая Бразилию, Китай, Венгрию, Польшу, Чехию. Накопленные общемировые ПИИ по состоянию на конец 2000 г. достигли порядка 6,3 трлн.долл. или около 20% мирового ВВП по сравнению с 6% двадцать лет назад. За счет привлечения ПИИ страны-получатели сегодня обеспечивают почти пятую часть валовых внутренних инвестиций в основной капитал по сравнению с 2% в начале 80-х годов. Критически важную роль в национальном инвестиционном процессе играют ПИИ для многих новых индустриальных стран и стран переходной экономики, включая Чили (62% всех инвестиций в основной капитал в 2000 г.), Аргентину (48%), Бразилию (31%), Чехию (45%), Болгария (41%).
Потоки портфельных инвестицийзначительно уступают объемам международного кредитования, однако по-прежнему являются важной формой участия многих развитых и развивающихся стран в трансграничном движении капитала. Чистый приток портфельных инвестиций в развивающиеся страны в 1999 г. составил около 60 млрд. долл., из которых 58% приходилось на вложения в ценные бумаги предприятий и 42% – на покупку облигаций. Характерно, что в том же году отмечался чистый отток кредитов на сумму более 26 млрд. долл. (в основном из стран Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна). Среди развивающихся государств наибольшие объемы приращения инвестиций в ценные бумаги предприятий приходились на страны Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна (особенно на Южную Корею, Китай, Таиланд, Индонезию), тогда как к размещению облигаций среди зарубежных инвесторов прибегали преимущественно государства Латинской Америки (прежде всего Аргентина, Мексика, Бразилия) и Турция.
За 1992-2002 гг. Республика Беларусь привлекла 1602 млн. долл. прямых иностранных инвестиций. Поступление прямых иностранных инвестиций в 2003 г. составило 93 млн. долл., портфельных – 619,6 тыс. долл.
Таблица 7
- Академия управления при Президенте Республики Беларусь
- Тема 1. Международные экономические отношения: основные черты и особенности 9
- Тема 1. Международные экономические отношения: основные черты и особенности Лекция 1. Международные экономические отношения: основные черты и особенности
- Сущность и основные формы международных экономических отношений
- Факторы развития международных экономических отношений
- Современные тенденции развития международных экономических отношений
- Контрольные вопросы к теме №1
- Тема 2. Международная торговля товарами Лекция 2. Международная торговля как форма международных экономических отношений
- Сущность, формы и тенденции международной торговли
- Динамика товарной структуры международной торговли товарами
- Основные виды мировых цен
- Внешняя торговля Республики Беларусь
- Динамика объема внешней торговли Республики Беларусь за 1995-2003 гг., в млн. Долл.
- Экспорт основных видов товаров Республики Беларусь в 2003 году
- Основные торговые партнеры Республики Беларусь в 2003 году
- Контрольные вопросы к теме № 2
- Тема 3. Международная торговля услугами Лекция 3. Международная торговля услугами как форма международных экономических отношений
- Структура и специфика мирового рынка услуг
- Виды международных услуг и сферы их реализации
- Объем и динамика транспортных услуг
- Основные показатели по основным туристским макро-регионам
- Регулирование рынка услуг
- Контрольные вопросы к теме № 3
- Тема 4. Международный обмен научно–техническими знаниями Лекция 4. Международный обмен научно-технологическими знаниями
- Международный технологический обмен: предпосылки и экономическая целесообразность
- Экономическая целесообразность экспорта технологий
- Экономическая целесообразность импорта технологий
- Особенности мирового рынка технологий
- Международное техническое содействие
- Контрольные вопросы к теме №4
- Тема 5. Международное движение капитала Лекция 5. Международное движение капитала
- Формы международной миграции капитала
- Ведущие десять стран-получателей и поставщиков пии
- Свободные экономические зоны
- Свободные экономические зоны в Республике Беларусь
- Контрольные вопросы к теме №5
- Тема 6. Международная миграция рабочей силы Лекция 6. Международная миграция рабочей силы как форма международных экономических отношений
- Международная миграция рабочей силы: особенности и последствия
- 1) По направлениям:
- 2) По территориальному охвату:
- 3) По времени:
- 4) По степени законности:
- Инструменты регулирования миграции рабочей силы
- Контрольные вопросы к теме №6
- Тема 7. Механизм регулирования международных экономических отношений Лекция 7. Наднациональное регулирование международных экономических отношений
- Необходимость регулирования международных экономических отношений на межгосударственном уровне
- Роль международных организаций в регулировании мэо
- Лекция 8. Национальное регулирование внешней торговли товарами и услугами
- Внешнеторговая политика государства
- Инструменты внешнеторговой политики
- Контрольные вопросы к теме №7
- Вопросы к экзамену
- Литература Основная
- Дополнительная
- Список Internet-источников
- Рутко Диана Федеровна Международные экономические отношения
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.