Основные виды мировых цен
Мировые цены–это цены, по которым проводятся крупные экспортно-импортные операции, достаточно полно характеризующие состояние международной торговли конкретным товаром.Мировые цены меняются под воздействием рыночной конъюнктуры. В то же время, изменение стоимостных пропорций товарообмена оказывает значительное влияние на развитие международной торговли, ее товарную структуру и результаты.
В современной практике международной торговли применяются два вида основных цен: расчетные и публикуемые.
Расчетные цены–это цены, индивидуально определяемые фирмами – экспортерами на конкретные виды промышленных товаров в соответствии с различными методиками.Публикуемые цены–цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации(справочные цены, биржевые котировки, цены аукционов, цены торгов, цены фактических сделок и др.). Они, как правило, отражают уровень мировых цен.
Для современного мирового рынка характерно наличие большого количества различных отраслевых рынков товаров и услуг, множественность цен. На практике цена на конкретную продукцию одного и того же рынка может существенно различаться. Поэтому при обосновании, определении и согласовании внешнеторговой цены необходимо иметь четкое представление о характере сделки, диктующей особенность «отбора» цены:
использование цен раздельных экспортных и импортных операций;
цены в условиях оплаты наличными;
цены, формирующиеся в рамках обычных коммерческих сделок.
Исходя из данных посылок ясно, что цены, фиксируемые в рамках долгосрочных межгосударственных соглашений, будут существенно отличаться от цен в сделках, или от цен на товар, оплачиваемый путем сложных банковских операций, в условиях определенных валютных ограничений и т.д.
Поставщики товара на внешний рынок встречаются с существенными колебаниями цен, предоставлением различных скидок, приложением надбавок. Кроме того, практически всегда цены на аналогичную продукцию отличаются, т.к. разные поставщики поставляют товары различного качества, комплектации и т.п. Значительную долю в конечной цене составляют транспортные расходы.
В современной международной торговле, особенно в торговле сырьевыми товарами и полуфабрикатами заметное место занимают посреднические фирмы, также имеющие свою прибыль в результате осуществления продаж. Что же касается торговли машинно-технической продукцией, технически сложными товарами, то здесь цены, как правило, формируются только при непосредственном контакте между продавцом-производителем и покупателем-потребителем. При этом в цену включаются самые различные составляющие – надбавки за гарантию, предпродажный и послепродажный сервис, упаковку и др.
Для изучения и использования на практике ценовых показателей мирового рынка необходимо знать основные источники сведений о ценах. В настоящее время созданы специальные банки данных практически для всех товаров и товарных групп по регионам и временным периодам (для товаров сезонных). Огромные возможности предоставляет система компьютерных телекоммуникаций, позволяющая в считанные минуты получить ориентировку практически на все, поставляемые на мировой рынок, товары. Однако, это будут цены ориентировочные, позволяющие экспортеру и импортеру иметь стартовую площадку для переговоров по ценам поставки. Механизм же ценообразования остался старым: анализ спроса и предложения, проект цены, исходя из ситуации на рынке, и формирование контрактной цены в ходе непосредственных переговоров поставщика и покупателя.
Информацию о ценах мировых товарных рынков принято подразделять на несколько групп.
Контрактная цена – это конкретная цена, которую согласовали между собой продавец и покупатель в ходе переговоров, которая, как правило, ниже цены предложения поставщика. Контрактная цена действительна на весь период действия контракта, если ее не подвергли пересмотру в ходе выполнения поставок. Контрактные цены нигде не публикуются, ибо они представляют коммерческую тайну. В принципе, контрактные цены на определенный товар в определенном регионе и при наличии небольшого круга продавцов и покупателей известны. Практическая задача состоит в сборе информации и создании банка данных.
Справочные цены –это цены продавца, публикуемые в специализированных изданиях, бюллетенях, а также в периодической литературе, в газетах, журналах, в каналах компьютерной информации. Круг товаров, попадающих в ценовые справочники, в основном охватывает небиржевые сырьевые товары и полуфабрикаты (нефть и нефтепродукты, черные металлы, удобрения и т.д.). В настоящее время справочная литература по ценам на небиржевые товары получила очень большое распространение. Так, экспортер нефтепродуктов ориентируется на ежедневные котировки цен – потоварные и региональные – публикуемые в справочниках, которые можно получать ежедневно через систему компьютерной связи. Однако, следует иметь в виду, что между ценами, публикуемыми в справочных изданиях, и фактическими ценами сделок существует определенный зазор. Как правило, справочные цены несколько завышены. Справочные цены не реагируют быстро на изменения конъюнктуры или на какие-либо политические события, за исключением, может быть, цен на нефть – товар весьма специфичный. Вместе с тем, они отражают динамику цен на данном рынке и тенденции.
Биржевые цены –это цены на товары, торговля которыми производится на товарных биржах. К биржевым товарам относятся в основном сырьё и полуфабрикаты. Цены на биржевые товары оперативно отражают все изменения, происходящие на рынке данного товара. Малейшие изменения в ту или иную сторону конъюнктуры рынка моментально сказываются на биржевых котировках. Это объясняется тем, что сами биржевые котировки являются фактическими ценами сделок именно в данный момент. Следует отметить, что биржевые котировки не отражают «в себе» другие инструменты международной торговли, как-то: условия поставки, платежа и т.д. Существует определенный регламент работы биржи и участия в ее работе. Биржи функционируют ежедневно, и котировочная комиссия регистрирует и публикует котировочные цены в специальных бюллетенях. Как показывает практика, биржевые котировки, довольно остро реагируя на различные внешние «раздражители», все-таки не могут отражать действительные тенденции в движении цен. Зачастую на биржах проводятся операции, носящие откровенно спекулятивный характер.
В международной внешнеторговой практике специалисты ориентируются на котировки наиболее известных, хорошо зарекомендовавших себя бирж, имеющих персонал исключительно высокой квалификации, таких, как Лондонская биржа металлов (LME),Чикагская биржа (ChicagoBoardofTrade), занимающаяся котировками и продажами зерновых, или Нью-Йоркская биржа хлопка (NYCE-NewYorkCottonExchange).
Ценыаукционов– показывают цены, полученные в результате торгов. Это реальные цены, отражающие спрос и предложение в данный временной период.
Статистические внешнеторговые цены – публикуются в различных национальных и международных статистических справочниках. Данные цены, появляющиеся в подобных изданиях, определяются путем деления стоимости экспорта или импорта на объем закупленной или поставленной продукции. Эти цены не показывают конкретную цену конкретного товара. С точки зрения их практического применения, они интересны для понимания общей динамики внешней торговли той или иной страны, для статистических расчетов, используются как приблизительный ориентир.
- Академия управления при Президенте Республики Беларусь
- Тема 1. Международные экономические отношения: основные черты и особенности 9
- Тема 1. Международные экономические отношения: основные черты и особенности Лекция 1. Международные экономические отношения: основные черты и особенности
- Сущность и основные формы международных экономических отношений
- Факторы развития международных экономических отношений
- Современные тенденции развития международных экономических отношений
- Контрольные вопросы к теме №1
- Тема 2. Международная торговля товарами Лекция 2. Международная торговля как форма международных экономических отношений
- Сущность, формы и тенденции международной торговли
- Динамика товарной структуры международной торговли товарами
- Основные виды мировых цен
- Внешняя торговля Республики Беларусь
- Динамика объема внешней торговли Республики Беларусь за 1995-2003 гг., в млн. Долл.
- Экспорт основных видов товаров Республики Беларусь в 2003 году
- Основные торговые партнеры Республики Беларусь в 2003 году
- Контрольные вопросы к теме № 2
- Тема 3. Международная торговля услугами Лекция 3. Международная торговля услугами как форма международных экономических отношений
- Структура и специфика мирового рынка услуг
- Виды международных услуг и сферы их реализации
- Объем и динамика транспортных услуг
- Основные показатели по основным туристским макро-регионам
- Регулирование рынка услуг
- Контрольные вопросы к теме № 3
- Тема 4. Международный обмен научно–техническими знаниями Лекция 4. Международный обмен научно-технологическими знаниями
- Международный технологический обмен: предпосылки и экономическая целесообразность
- Экономическая целесообразность экспорта технологий
- Экономическая целесообразность импорта технологий
- Особенности мирового рынка технологий
- Международное техническое содействие
- Контрольные вопросы к теме №4
- Тема 5. Международное движение капитала Лекция 5. Международное движение капитала
- Формы международной миграции капитала
- Ведущие десять стран-получателей и поставщиков пии
- Свободные экономические зоны
- Свободные экономические зоны в Республике Беларусь
- Контрольные вопросы к теме №5
- Тема 6. Международная миграция рабочей силы Лекция 6. Международная миграция рабочей силы как форма международных экономических отношений
- Международная миграция рабочей силы: особенности и последствия
- 1) По направлениям:
- 2) По территориальному охвату:
- 3) По времени:
- 4) По степени законности:
- Инструменты регулирования миграции рабочей силы
- Контрольные вопросы к теме №6
- Тема 7. Механизм регулирования международных экономических отношений Лекция 7. Наднациональное регулирование международных экономических отношений
- Необходимость регулирования международных экономических отношений на межгосударственном уровне
- Роль международных организаций в регулировании мэо
- Лекция 8. Национальное регулирование внешней торговли товарами и услугами
- Внешнеторговая политика государства
- Инструменты внешнеторговой политики
- Контрольные вопросы к теме №7
- Вопросы к экзамену
- Литература Основная
- Дополнительная
- Список Internet-источников
- Рутко Диана Федеровна Международные экономические отношения
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.