Свободные экономические зоны в Республике Беларусь
Процесс создания свободных экономических зон в Республике Беларусь начался сравнительно недавно. В соответствии с национальной «Концепцией организации свободных (специальных) экономических зон на территории Республики Беларусь» создание СЭЗ рассматривается как важное звено в реализации принципов открытой экономики. СЭЗ–один из важных рычагов привлечения внешних инвестиций в определенные секторы экономики Беларуси, способствующий ускоренному развитию некоторых регионов.
Создание СЭЗ на территории Республики Беларусь обусловлено следующими причинами:
потребностью страны в иностранных инвестициях;
необходимостью структурной перестройки производства с целью интеграции экономики страны в систему мирового хозяйства;
выгодным расположением Беларуси, предопределяющим интерес зарубежных инвестор для освоения рынка республики и стран СНГ;
особенностями экономики, заключающимися в недостаточной обеспеченности природными ресурсами и одновременно высоком потенциале перерабатывающих отраслей промышленности с квалифицированной рабочей силы, что предполагает ориентацию производства на экспорт высокотехнологической продукции.
В настоящее время на территории Республики Беларусь созданы и функционируют шесть свободных экономических зон: СЭЗ «Брест», СЭЗ «Минск», СЭЗ «Гомель-Ратон», СЭЗ «Витебск», СЭЗ «Могилев», СЭЗ «Гродноинвест». Все действующие в Республике Беларусь СЭЗ являются комплексными зонами.
Цели и задачикаждой из СЭЗ определяются в зависимости от функционального типа СЭЗ, устанавливаемого соответствующим Положением о СЭЗ. В основном это привлечение и эффективное использование иностранных и национальных инвестиций для создания и развития ориентированных на экспорт производств, основанных на современных и высоких технологиях, а также эффективное использование имеющихся производственных площадей. Тем не менее, есть испецифические цели. Например:
для СЭЗ «Гомель-Ратон»– это вовлечение в производственную деятельность нетрадиционных ресурсов и источников энергии;
для СЭЗ «Брест»– расширение производства потребительских товаров и услуг;
для СЭЗ «Минск»– повышение загрузки аэропорта «Минск-2» и дальнейшее развитие воздушного сообщения;
для СЭЗ «Витебск» и «Могилев»– развитие и обеспечение эффективного использование имеющейся инженерной и транспортной инфраструктуры;
для СЭЗ «Гродноинвест»– трансформация в экономику региона передовых ресурсо– и энергосберегающих технологий.
В то же время, существуют нормы, ограничивающие применение льготного режима к отдельным видам хозяйственной деятельности. Так, в СЭЗ «Могилев» и «Витебск» налоговые льготы не распространяются на торговую и торгово-закупочную деятельность резидентов СЭЗ. В СЭЗ «Минск», «Гомель-Ратон», «Гродноинвест» права и льготы также не распространяются и на предприятия общественного питания. В СЭЗ «Брест» не могут быть зарегистрированы в качестве резидентов государственные предприятия, учреждения и организации энергетики, железнодорожного, воздушного и другого магистрального транспорта и связи; налоговые льготы не распространяются на деятельность, связанную с игорным бизнесом.
Свободные экономические зоны Беларуси привлекли в 2003 году в экономику страны около 84 млн. долларов иностранных инвестиций, что в 2,7 раза больше, чем в 2002 году.
Увеличению инвестиций в 2003 году способствовало расширение границ свободных экономических зон. Появление новых инженерно обустроенных производственных площадей в СЭЗ «Витебск» позволило в прошлом году зарегистрировать 11 новых резидентов с общим объемом заявленных инвестиций 11,2 млн.долл. СЭЗ «Минск» изменение границ дало возможность начать подготовку к реализации 8 проектов стоимостью 85 млн.долл., в СЭЗ «Гомель-Ратон» – 5 проектов общей стоимостью 102,6 млн.долл.
В 2003 году рост объемов производства по сравнению с 2002 годом составил 169%, выручки от реализации продукции, товаров и услуг – 167%, экспорта товаров – 147%, поступлений налогов, сборов и других отчислений в бюджет и внебюджетные фонды – 170%.
Таким образом, как показывает опыт, СЭЗ способствуют:
созданию благоприятных условий для экономического развития региона, оживлению в нем внешнеэкономической деятельности;
привлечению в хозяйственный процесс дополнительных иностранных инвестиций, уменьшая тем самым потребность в кредитах;
развитию экспортной базы за счет создания иностранными партнерами производств на основе новейших технологий, что дает возможность сократить валютные расходы на импорт, благодаря насыщению внутреннего рынка импортозамещающей продукцией;
внедрению в производство зарубежных научно-технических разработок и изобретений;
ускорению социально – экономического развития территории, и т.д.
- Академия управления при Президенте Республики Беларусь
- Тема 1. Международные экономические отношения: основные черты и особенности 9
- Тема 1. Международные экономические отношения: основные черты и особенности Лекция 1. Международные экономические отношения: основные черты и особенности
- Сущность и основные формы международных экономических отношений
- Факторы развития международных экономических отношений
- Современные тенденции развития международных экономических отношений
- Контрольные вопросы к теме №1
- Тема 2. Международная торговля товарами Лекция 2. Международная торговля как форма международных экономических отношений
- Сущность, формы и тенденции международной торговли
- Динамика товарной структуры международной торговли товарами
- Основные виды мировых цен
- Внешняя торговля Республики Беларусь
- Динамика объема внешней торговли Республики Беларусь за 1995-2003 гг., в млн. Долл.
- Экспорт основных видов товаров Республики Беларусь в 2003 году
- Основные торговые партнеры Республики Беларусь в 2003 году
- Контрольные вопросы к теме № 2
- Тема 3. Международная торговля услугами Лекция 3. Международная торговля услугами как форма международных экономических отношений
- Структура и специфика мирового рынка услуг
- Виды международных услуг и сферы их реализации
- Объем и динамика транспортных услуг
- Основные показатели по основным туристским макро-регионам
- Регулирование рынка услуг
- Контрольные вопросы к теме № 3
- Тема 4. Международный обмен научно–техническими знаниями Лекция 4. Международный обмен научно-технологическими знаниями
- Международный технологический обмен: предпосылки и экономическая целесообразность
- Экономическая целесообразность экспорта технологий
- Экономическая целесообразность импорта технологий
- Особенности мирового рынка технологий
- Международное техническое содействие
- Контрольные вопросы к теме №4
- Тема 5. Международное движение капитала Лекция 5. Международное движение капитала
- Формы международной миграции капитала
- Ведущие десять стран-получателей и поставщиков пии
- Свободные экономические зоны
- Свободные экономические зоны в Республике Беларусь
- Контрольные вопросы к теме №5
- Тема 6. Международная миграция рабочей силы Лекция 6. Международная миграция рабочей силы как форма международных экономических отношений
- Международная миграция рабочей силы: особенности и последствия
- 1) По направлениям:
- 2) По территориальному охвату:
- 3) По времени:
- 4) По степени законности:
- Инструменты регулирования миграции рабочей силы
- Контрольные вопросы к теме №6
- Тема 7. Механизм регулирования международных экономических отношений Лекция 7. Наднациональное регулирование международных экономических отношений
- Необходимость регулирования международных экономических отношений на межгосударственном уровне
- Роль международных организаций в регулировании мэо
- Лекция 8. Национальное регулирование внешней торговли товарами и услугами
- Внешнеторговая политика государства
- Инструменты внешнеторговой политики
- Контрольные вопросы к теме №7
- Вопросы к экзамену
- Литература Основная
- Дополнительная
- Список Internet-источников
- Рутко Диана Федеровна Международные экономические отношения
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.