34. Хеджирование на товарных биржах, понятие, цели и виды операций с фьючерсными и опционными контрактами.
Хеджирование (от англ. hedge — страховка, гарантия) — открытие сделок на одном рынке для компенсации воздействия ценовых рисков равной, но противоположной позиции на другом рынке. Обычно хеджирование осуществляется с целью страхования рисков изменения цен путем заключения сделок на срочных рынках.
Типы хеджирования:
Классическое (чистое). Хеджирование путем занятия противоположных позиций на рынке реального товара и фьючерсном рынке. Первый вид хеджирования, который применялся торговцами сельскохозяйственной продукцией в Чикаго (США).
Полное и частичное. Полное хеджирование предполагает страхование рисков на фьючерсном рынке на полную сумму сделки. Данный вид хеджирования полностью исключает возможные потери, связанные с ценовыми рисками. Частичное хеджирование страхует только часть реальной сделки.
Предвосхищающее. Предвосхищающее хеджирование предполагает покупку или продажу срочного контракта задолго до заключения сделки на рынке реального товара. В период между заключением сделки на срочном рынке и заключением сделки на рынке реального товара фьючерсный контракт служит заменителем реального договора на поставку товара. Также предвосхищающее хеджирование может применяться и путем покупки или продажи срочного поставочного товара и его последующее исполнение через биржу. Данный вид хеджирования наиболее часто встречается на рынке акций.
Селективное. Характеризуется тем, что сделки на фьючерсном рынке и на рынке реальных товаров различаются по объему и времени заключения.
Перекрестное. Характеризуется тем, что на фьючерсном рынке совершается операция с контрактом не на базовый актив рынка реального товара, а на другой финансовый инструмент. Например, на реальном рынке совершается операция с акцией, а на фьючерсном рынке с фьючерсом на биржевой индекс.
Хеджирование и рехеджирование опционов. Открытие позиций с активом, являющимся базовым для уже открытых позиций по опционам, с целью снижения ценового риска покупателя или продавца опционов. Такая общая позиция называется хеджированной покупкой или соответственно продажей опционов. Однако такое состояние не является постоянным. Изменение цен базового актива или цен опционов часто требует дополнительных корректирующих сделок по покупке или продаже базового актива с целью достижения нового хеджированного состояния - такие действия называются рехеджированием опционов.
Целью хеджирования (страхования рисков) является защита от неблагоприятных изменений цен на рынке акций, товарных активов, валют, процентных ставок, и прочее. Например, инвестор имеет в портфеле акции «Газпрома», но остерегается снижения цен на этот инструмент, поэтому он открывает короткую позицию по фьючерсу на «Газпром» или покупает опцион пут, и таким образом страхуется от падения цен на этот актив.
Фьючерсным контрактом называется соглашение на осуществление в определенный момент в будущем покупки или продажи стандартного количества некоторого базисного актива по цене, зафиксированной в момент заключения соглашения.
Операции с фьючерсными контрактами делятся на два вида: спекуляцию и хеджирование. Спекулятивные операции ставят целью получение положительной разницы между ценой покупки и ценой продажи. Хеджевые операции направлены на ограничение риска неблагоприятного изменения цены при торговле реальными активами (или спот-активами).
БИЛЕТ 15.
- 1. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: понятие, сущность и цели.
- 21. Международные расчеты во внешнеэкономической деятельности предприятия, формы, особенности и методы снижения риска неплатежей.
- 2. История внешнеэкономической деятельности в России, основные этапы, особенность и проблемы.
- 22. Кредитование внешней торговли, цели и методы. Факторинг и форфейтирование экспортных операций.
- 3.Система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, понятие, цели и направления.
- 4. Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, их виды, инструменты и практика применения в России.
- 24. Система таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации, понятие, цели и методы.
- 5. Правовые основы внешнеэкономической деятельности предприятия в Российской Федерации.
- 6. Классификация фирм функционирующих на мировом рынке, их виды специализация и основные организационные формы.
- 26. Таможенный тариф, понятие, структура и функции в регулировании внешнеэкономической деятельности.
- 7. Внешнеторговые операции предприятия, понятие, особенности и виды.
- 27. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, ее цели и структура.
- 8. Информационное обеспечение внешнеэкономической деятельности, цели и методы. Источники коммерческой информации в России и за рубежом.
- 1. Метод оценки по цене сделки с ввозимыми товарами
- 2. Метод оценки по цене сделки с идентичными товарами
- 3. Метод оценки по цене сделки с однородными товарами
- 4. Метод на основе вычитания стоимости
- 5. Метод оценки на основе сложения стоимости
- 6. Резервный метод
- 9. Структура управления внешнеэкономической деятельностью на предприятии, цели и особенности специализации отделов и служб.
- 29. Система управления рисками на предприятии. Виды и особенности рисков во внешнеэкономической деятельности.
- 10. Основные виды оперативной и финансовой отчетности предприятия. Показатели, характеризующие результаты деятельности фирмы.
- Годовой отчет фирмы
- 2. Финансовый отчет.
- 3.Баланс.
- 4.Счет прибылей и убытков.
- 30.Патентные отношения во внешнеэкономической деятельности, понятие, особенности и основные методы передачи технологий.
- 11. Подготовка внешнеторговой сделки, основные этапы и последовательность.
- 31. Объект интеллектуальной собственности во внешнеэкономической деятельности, его понятие и особенности. Порядок подготовки и подписания лицензионного договора.
- 12. Правовые основы договора международной купли-продажи товаров.
- 32.Франчайзинг во внешнеэкономической деятельности, понятие, виды и особенности.
- 13. Договор международной купли-продажи товаров, понятие, содержание и особенности.
- 33. Международные товарные биржи, их цели и функции. Виды биржевых товаров и операций.
- 14. Международные торговые термины «Инкотермс», понятие, толкование и функции.
- 34. Хеджирование на товарных биржах, понятие, цели и виды операций с фьючерсными и опционными контрактами.
- 15. Механизм заключения международного контракта. Формы и особенности делового общения.
- 35. Международные торги и аукционы, понятие, цели и методы проведения.
- 16. Стандарты упаковки и маркировки товаров во внешнеэкономической деятельности, понятие и правила.
- 36. Арендные отношения во внешнеэкономической деятельности, понятие, цели и условия арендного договора.
- 17. Ответственность за нарушение условий международного контракта, порядок применения санкций и основания освобождения от ответственности.
- 37. Лизинг во внешнеэкономической деятельности, понятие, виды и особенности мировой практики лизинговых операций.
- 18. Валютный курс, понятие, виды и факторы, влияющие на его динамику.
- 38. Посредническая деятельность во внешней торговле, понятие, цели и особенности.
- Вопрос 19. Валютно-финансовые условия международного контракта, их особенности и методы защиты от валютных рисков.
- 39. Классификация торгово-посреднических фирм и виды посреднических операций
- 1. Операции по перепродаже
- 3. Агентирование
- 4. Брокерские операции
- 5. Прочие виды торгово-посреднических операций
- 20. Операции с иностранной валютой, понятие и особенности. Методы хеджирования на валютной бирже.
- 40. Выбор посредника во внешнеэкономической деятельности, механизм и особенности.