logo
ved_shpory

27. Внешняя торговля как основная форма участия России в международном разделении труда

Первоочередными задачами современной внешнеторговой политики:

1) доступа отечественных предприятий к мировым рынкам машин и оборудования.

2) политической, финансовой, информационной поддержки в продвижении продукции предприятий на рынке, контролируемом ТНК или защищенном протекционистскими барьерами.

3) Достижение благоприятного торгово-политического снятие ограничений.

4) Долгосрочное урегулирование валютно-финансовых проблем.

Государство стремится регулировать внешнеторговую деятельность не административными запретами и ограничениями, а путем создания благоприятных экономических условий для осуществления внешнеторговых операций, которые способствуют повышению эффективности экономики, реализации задач социально-экономического развития страны.

Административные меры, если с помощью экономических мер не удается достичь поставленных целей.

не означает, что допускается неоправданное вмешательство во ВТД, нанесения ущерба участникам.

Необходимо достижение компромисса между многочисленными и разнообразными интересами участников ВЭД при соблюдении общих национальных интересов. Таковы допустимые пределы государственного вмешательства в рыночную экономику для решения основных социально-экономических проблем общества.

28, 30Сущность таможенно-тарифного регулирования.

ТТР способствует переходу на инновационную модель развития, поддержанию стабильности международной системы. Накопленный опыт сконцентрирован в национальных законах и в многосторонних международных договоренностях. деятельность ГАТТ и ВТО направлена на дальнейшую либерализацию МТ путем снижения тарифов и ликвидации нетарифных барьеров. Поэтому ТТР является одним из распространенных методов регулирования внешней торговли. ВТО рассматривает ТТР в качестве основного, а в перспективе единственного механизма регламентирования внешнеторговых операций стран-участниц. Под ТТР следует понимать совокупность таможенных и тарифных мер, используемых в качестве национального торгово-политического инструментария в целях регулирования внешней торговли, защиты национальных производителей на внутреннем рынке, регулирования структуры экспорта и импорта товаров. Система ТТР включает применение ввозных таможенных пошлин, налогов. Меры ТТР совокупность организационных, экономических, правовых мероприятий, осуществляемых в установленном законодательством порядке государственными органами и направленных на регулирование ВЭД. ТТР защищает национальные отрасли производства путем удорожания ввозимых товаров от чрезмерной или нежелательной национальной конкуренции на внутреннем рынке.

законодательным актом ТТР является закон РФ "О таможенном тарифе". Закон устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ - инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров, правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу РФ. За истекшее десятилетие в РФ произошел эволюционный переворот по созданию и совершенствованию систем ТТР, отвечающий нормам и правилам ВТО. В условиях глобального кризиса в реальном секторе отечественной экономики, реализованы антикризисные меры ТТР. направлены на повышение конкурентоспособности важнейших отраслей. Ежегодно правительство утверждает документ: "Перспективы развития ТТР на 2012-2013 гг. годы".

29 Основные документы, регулирующие таможенно-тарифное регулирование таможенного союза.

таможенным кодексом таможенного союза (ТКТС) таможенное регулирование в таможенном союзе ЕВРАЗЭС - это правовое регулирование отношений, связанное с перемещением товаров через таможенную границу, их перевозкой по единой таможенной территории под таможенным контролем, использованием в соответствии с таможенными процедурами и уплатой таможенных платежей. Таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с его таможенным законодательством единой таможенной территории - Беларусь, Казахстан, РФ. Таможенное законодательство состоит из:

- таможенного кодекса таможенного союза,

- международных договоров государств-членов таможенного союза, регулирующих таможенноправовые отношения в таможенном союзе, - решений Комиссии таможенного союза.

Нормы таможенного кодекса таможенного союза базируются на положениях международного документа, гармонизированной системы описания и кодирования товаров и международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (конвенция Киота). Нормы являются прозрачными, характер прямого дейс,

возможность обеспечить в своем регионе экономическую стабильность, создать условия для экономического роста и устранить имеющиеся барьеры в торговле.

ТК ТС - одна из составляющих частей формируемой в настоящее время нормативной правовой базой, вступило в силу 01.07.2010, необходимостью упрощения и гармонизации таможенных процедур, определены и конкретизированы формы таможенного контроля, установлены основные требования к проведению таможенных операций участниками определено правовое содержание таможенных процедур. внедрения электронного декларирования товаров участниками Вводится понятие единая таможенная территория ТС. Отменяется таможенное оформление во взаимной торговли взаимное признание мер, обеспечение уплаты таможенных платежей предусмотрены следующие изменения и упрощения: сокращен период оформления таможенной декларации с 3 до 2 дней, срок уплаты таможенных пошлин, налогов увеличен с 15 дней до 4 месяцев; для декларанта возможность внесения изменений в таможенную декларацию до и после выпуска товаров, временное хранение в собственных помещениях и на площадках; возможность оформлять транзит товаров без внесения уплаты таможенных платежей. Нововведением помещения товаров по две таможенные процедуры одновременно экспорта и таможенного транзита. предусмотрено 17 таможенных процедур.

31 Характеристика состава инструментов таможенно-тарифного регулирования.

Ключевым элементом являются таможенные тарифы относятся к экономическим регуляторам внешней торговли. применяются на национальном уровне, стран объединяются в торгово-экономическую группировку и создают свой таможенный союз. становится общим инструментом, единым для всех стран-участниц в их торговых отношениях с третьими странами. выполняет функцию налога, взимаемого при пересечении товаром таможенной границы. Он повышает цену важный источник поступления средств в государственный бюджет. улучшаются условия доступа национальных товаров на иностранные рынки. строятся на основе товарных классификаторов, содержащих перечень товаров, распределяемых по соответствующей схеме. распределение по группам и разделам в соответствии с определенными признаками. по отраслям производства, по материалам, , по степени обработки. распространенным Гармонизированная система описания и кодирования товаров. используется Брюссельская таможенная номенклатура и стандартная международная торговая классификация ООН. В России, развивается и совершенствуется импортный тариф. таможенный тариф может выполнить роль механизма приспособления экономики РФ к мировому рынку. функций протекционистская и фискальная. взимания таможенных пошлин с импортных товаров, В соответствии с решением таможенной комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 года, с 1 января 2010 года в странах ТС применяется единый таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимых на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой товарной номенклатурой ВЭД ТС. В ЕТТ применяются виды ставок ввозных таможенных пошлин: адвалорные, смешанные, специфические - пошлины по взиманию. Адвалорные, начисляемые в процентах таможенной стоимости. Специфические - начисляемые за единицу облагаемых товаров. Комбинированные - начисляемые оба вида.

32 Элементы таможенного тарифа, классификация таможенных пошлин.

Таможенная пошлина– это обязательный платеж, взимаемый в федеральный бюджет таможенными органами страны при ввозе или вывозе товара с таможенной территории данной страны. Ставки– это указанный в таможенном тарифе денежный размер платежа, Обычные там.пошлины используются при регулировании внешней торговле в нормальных экономических условиях и отражаются в таможенном тарифе.

ТТ представляет собой законодательный акт, содержащий перечень товаров, подлежащих таможенному контролю с указанием ставок По каждой товарной позиции два и более числа ставок. Современный ТТ - сложное торгово-политическое средство, в организационной структуру которой входят таможенные пошлины, их виды и ставки, группировки товаров, таможенная стоимость методы ее определения, тарифные льготы, преференции и льготы. ТТ делится на простой (одноколонный) и сложный (два или многоколонный). Простой для каждого товара одну ставку таможенных пошлин, вне зависимости от страны-происхождения товара., не соответствует современным условиям. Сложный ТТ по каждому товару устанавливает 2 или более число ставок таможенных пошлин. позволяет оказывать давление на одни страны, или предоставлять льготы другим, возможность государству проводить дифференцированную таможенную политику.

классификация таможенных пошлин.

По способу взимания:- адвалорные - в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

- специфические в установленном размере за единицу облагаемого товара;- комбинированные - оба.

адвалорных поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен, повышает цену импортного товара, предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара связано с субъективностью оценок,

стандартизованные товары просты уровень таможенной защиты зависит от колебания цен на товары. когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка падает. во время экономического спада и падения импортных цен увеличивает уровень защиты национальных производителей.

По объекту обложения:- импортные - на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутренней рынке страны. для защиты национальных производителей;

- экспортные - на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. сократить экспорт и пополнить бюджет;

- транзитные - товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. как средство торговой войны.

По характеру:- сезонные - для регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, сельскохозяйственной. несколько месяцев в год,;

- антидемпинговые ввоза товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена наносит ущерб местным производителям;

- компенсационные - импорт товаров, при производстве которых использовались субсидии, наносит ущерб национальным производителям.

применяются либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях как ответная мера на дискриминационные действия, становится крайним средством.

По происхождению:- автономные - на основании односторонних решений органов государственной власти страны. решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом, а ставки таможенных пошлин ведомством и одобряются правительством;

- конвенционные на базе двустороннего или многостороннего соглашения, Генеральное соглашение о тарифах и торговле;

- преференциальные - более низкие ставки по сравнению с обычно на основе многосторонних соглашений, происходящие из развивающихся стран. поддержать экономическое развитие. С 1971 Общая система преференций. Россия, не взимает таможенные пошлины вообще.

По типам ставок:- постоянные -, ставки установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств;

- переменные - ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях.

По способу вычисления:- номинальные -, указанные в таможенном тарифе;

- эффективные ? реальный уровень таможенных пошлин вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

33 Импортные таможенные тарифы в РФ, их функции и тарифный контингент.

От степени их экономической обоснованности зависит эффективность таможенно-тарифного регулирования. Применение ТП реализуется через таможенный режим (процедуру),

экономических функций ТП:- фискальная – регулирующая - протекционистская - преференциальная - статистическая - уравнительная выравнивания цен - антидемпинговая

Согласно нормам и принципам ГАТТ ТП является торгово-политическим инструментом, цель оперативном регулировании внешнеторговой валюты. ТП не фискальная, а ценовая категория, выполняющая функцию регулятора внешнеторговых операций либо в сторону свободной торговли, либо протекционистской, направлено на защиту отечественного товаропроизводителя, обеспечение оптимального соотношения, между конкурирующими Невысокая эффективность таможенно-тарифной политики РФ определяется на таможенные органы возложены фискальные функции, а проблемы структурного регулирования и защиты отдельных отраслей - на втором плане, наиболее стабильным источником бюджетных поступлений. отсутствие долгосрочных ориентиров в структурно-технологической перестройке производств и углубление специализаций для целей повышения конкурентоспособностей национальной экономики. на поддержку структурно технологических приоритетов развития понижении ввозных ТП на технологическое оборудование, на аналоги, не производятся. В рамках ВТО до полной отмены ввозных ТП, значение фискальной функции снижается. в международной практике все большее применение находят специальные антидемпинговые и компенсационные пошлины.