logo
ekonomika (1)

39. Особенности и направления международной миграции рабочей силы. Особенности современного этапа международной миграции рабочей силы

В конце XX века можно с уверенностью сказать, что страны мира в подавляющем своем большинстве являются включенными в мировую экономическую миграцию. По данным ООН участниками международного трудового обмена являются более 80 стран.

Все страны участницы глобальной экономической миграции в мире могут быть распределены по трем категориям. Первая — страна, посылающая трудовые ресурсы (или посылающая страна), страна, получающая трудовые ресурсы (или получающая страна), и страна, участвующая в международных миграциях и в обоих вышеперечисленных вариантах (обозначаемая в международной статистике и документах ООН — S/R).

К странам, получающим трудовые ресурсы, относятся: Аргентина, Австралия, Австрия, Бахрейн, Бельгия, Бруней, Камерун, Франция, Гана, Гаити, ФРГ, Иран, Израиль, Кувейт, Ливия, Люксембург, Малайзия, Нидерланды, Новая Зеландия, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Сингапур, Швеция, Швейцария, Объединенные Арабские Эмираты, Великобритания, США.

К странам, посылающим трудовые ресурсы, относятся: Алжир, Бангладеш, Колумбия, Кипр, Доминиканская Республика, Египет, Греция, Индонезия, Ирландия, Южная Корея, Ливан, Лесото, Мексика, Марокко, Пакистан, Филиппины, Польша, Португалия, Шри-Ланка, Судан, Сирия, Таиланд, Тунис, Турция, Уругвай, Осман.

Кроме того, к группе стран и посылающих, и использующих трудовые ресурсы, относятся: Буркина-Фасо, Иордания, Италия, Испания, Мали, Сенегал, Того, ЮАР, Ямайка.

Особняком стоят страны СНГ. В статистике ООН они обозначены как страны одновременно и посылающие, и получающие трудовые ресурсы. Однако их положение в международном учете трудовых ресурсов характеризуется неверно выбранной базой данных. Так, в большинстве стран СНГ все некоренное население, т.е. не титульной нации обозначено как иностранное население. И, таким образом, все страны СНГ независимо от их реальной позиции на рынке рабочей силы в одно мгновение превратились в крупных импортеров рабочей силы. Особенно странным такое явление выглядит для Российской Федерации, предоставлявшей гражданство всем бывшим гражданам СССР без ограничений до 2000 года, т.е. прибывавшие в Россию беженцы и вынужденные переселенцы из СНГ и Балтии не рассматривались Россией как иностранцы, а, напротив, как потенциал для ассимиляции.

Распределение всех стран мира на экспортеров и импортеров рабочей силы, опираясь на современную статистику ООН, ломает привычные стереотипы восприятия экспортеров рабочей силы как исключительно развивающихся и даже наименее развитых стран. Одновременно видно, что не все страны-импортеры рабочей силы входят в группу промышленно развитых государств.

Вместе с тем в группе стран экспортеров и импортеров рабочей силы имеются свои сущностные признаки, определяющие лицо этих стран на мировом рынке трудовых ресурсов. В частности, это показатели доли экономически активного населения в общей численности населения. Казалось бы, страны-экспортеры, поставляющие рабочую силу на внешний рынок, должны иметь ее избыток, т.е. должны иметь большую занятость трудовых ресурсов и, следовательно, большую долю экономически активного населения.

Напротив, анализ трудовых ресурсов группы стран-экспортеров и импортеров рабочей силы показывает противоположную картину. Так, доля экономически активного населения в странах-экспортерах существенно ниже, чем у стран-импортеров рабочей силы. Так, условная средняя доля (как среднеарифметическая) этого показателя у стран-импортеров 47,42% с наивысшим показателем в группе 75 % (Катар) и низшим 23,9 % (Ливан), тогда как у стран-экспортеров условная средняя доля 31,42% с наивысшим показателем 55,9% (Таиланд) и низшим — 15,45% (Колумбия).

При этом нельзя не отметить, что у стран, характеризующихся обеими формами участия в международном трудовом обмене, и эти показатели находятся где-то посередине двух вышеописанных групп стран и составляют около 35,5 % с низшим показателем 22,5 % (Иордания) и высшим 51,1% (Буркина-Фасо).

Подобная ситуация означает, что в одних странах создаются и эффективно действуют рабочие места, а в других создание подобных рабочих мест не происходит из-за целого ряда причин. Безусловно, расширенное создание рабочих мест — признак динамичного экономического развития, вследствие которого внутреннего резерва трудовых ресурсов не хватает и требуется иностранная рабочая сила.

Интересно, что разрыв в условных средних показателях экономической активности населения в странах-экспортерах и импортерах рабочей силы, составляющий 15,8%, кажется существенным. Однако страны-импортеры используют не только национальную, но и иностранную рабочую силу, которая, включенная в общую численность рабочей силы, увеличивает показатель экономически активного населения. Кроме того, отток трудовых ресурсов в другие страны понижает показатель доли экономически активного населения в странах-экспортерах рабочей силы.

Углубленный анализ международной статистической информации позволил выявить влияние на этот разрыв, как стран-экспортеров, так и стран-импортеров рабочей силы. Так, условно доля экономически активного населения повышается у стран-экспортеров рабочей силы, если учесть их экономически активное население, находящееся за рубежом с 31,42% до 35,6 %.

В то же время у стран-импортеров рабочей силы этот же показатель понижается, если рассчитывать его, опираясь на долю экономически активного только своего населения с 47,42% до 40,7%.

Таким образом, разрыв в условной доле экономически активного населения между странами-экспортерами и импортерами уменьшается на 6,72% за счет стран-импортеров рабочей силы и на 4,18% , т.е. в 3,2 раза. Учитывая, что не по всем странам данные публикуются в международной статистике, можно предположить, что экономически активное население во всех странах имеет тенденцию к гармонизации на некоем общемировом уровне 37-38% от общей численности населения.

Вторым существенным показателем, безусловно, влияющим на международный трудовой обмен является реальный доход на душу населения. В странах-экспортерах рабочей силы он, как известно, ниже, чем в странах-импортерах. По состоянию на середину 90-х годов страны-импортеры имели подушевой доход на уровне 13 204 долларов США в год, а страны-экспортеры 4 174 долларов, т.е. в 3 раза ниже. И это притом, что в страны-экспортеры включены такие страны, как Алжир и Кипр, с относительно высокими уровнями реального подушевого дохода в 3 011 и 9 953 доллара соответственно.

Тогда как в группу стран-импортеров, напротив, попали страны с относительно низшим уровнем реального подушевого дохода, такие как Камерун (1646 долларов) и Гамбия (913 долларов).

Что касается постсоветского пространства, то здесь есть свои особенности. По уровню занятости страны СНГ и страны Балтии имеют аналогичные показатели, близкие к группе стран-импортеров рабочей силы. Хотя внутри группы стран СНГ наметилось некоторое расслоение и такие государства, как Грузия, Туркменистан, Кыргызстан, имеют сравнительно невысокие показатели доли экономически активного населения (от 26 до 40%), тогда как Азербайджан, Армения, Узбекистан, Молдова и Таджикистан не дают соответствующих показателей в международную статистику.

В то же время такие страны, как РФ, Белоруссия, Украина, и все Прибалтийские страны имеют долю экономически активного населения даже выше, чем у крупных импортеров рабочей силы, таких как ФРГ, Франция, Нидерланды, Бельгия — и других.

Что касается стран СНГ и Балтии, то в плане подушевого дохода они в целом ближе к странам-экспортерам рабочей силы — 4793,8 долларов США. При этом следует отметить, что в Российской Федерации реальный подушевой доход не только выше, чем у всех остальных стран СНГ и Балтии, и превышает средний уровень по этой группе стран в 1,7 раза. Кроме того, реальный подушевой доход населения в РФ, составляя 7 968 долларов, приближается к уровню стран-импортеров рабочей силы, таких как Оман и Катар, и превышает уровень таких стран, как Малайзия и Венесуэла.

В будущем, видимо, страны СНГ и Балтии разделятся на 2 группы с более ярко выражающими признаками импортеров и экспортеров рабочей силы. К первой группе, по-видимому, можно будет отнести Россию и страны Балтии. В то же время формально страны СНГ еще длительное время будут продолжать относиться к странам, которые и посылают, и принимают трудовые ресурсы.