39. Особенности и направления международной миграции рабочей силы. Особенности современного этапа международной миграции рабочей силы
В конце XX века можно с уверенностью сказать, что страны мира в подавляющем своем большинстве являются включенными в мировую экономическую миграцию. По данным ООН участниками международного трудового обмена являются более 80 стран.
Все страны участницы глобальной экономической миграции в мире могут быть распределены по трем категориям. Первая — страна, посылающая трудовые ресурсы (или посылающая страна), страна, получающая трудовые ресурсы (или получающая страна), и страна, участвующая в международных миграциях и в обоих вышеперечисленных вариантах (обозначаемая в международной статистике и документах ООН — S/R).
К странам, получающим трудовые ресурсы, относятся: Аргентина, Австралия, Австрия, Бахрейн, Бельгия, Бруней, Камерун, Франция, Гана, Гаити, ФРГ, Иран, Израиль, Кувейт, Ливия, Люксембург, Малайзия, Нидерланды, Новая Зеландия, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Сингапур, Швеция, Швейцария, Объединенные Арабские Эмираты, Великобритания, США.
К странам, посылающим трудовые ресурсы, относятся: Алжир, Бангладеш, Колумбия, Кипр, Доминиканская Республика, Египет, Греция, Индонезия, Ирландия, Южная Корея, Ливан, Лесото, Мексика, Марокко, Пакистан, Филиппины, Польша, Португалия, Шри-Ланка, Судан, Сирия, Таиланд, Тунис, Турция, Уругвай, Осман.
Кроме того, к группе стран и посылающих, и использующих трудовые ресурсы, относятся: Буркина-Фасо, Иордания, Италия, Испания, Мали, Сенегал, Того, ЮАР, Ямайка.
Особняком стоят страны СНГ. В статистике ООН они обозначены как страны одновременно и посылающие, и получающие трудовые ресурсы. Однако их положение в международном учете трудовых ресурсов характеризуется неверно выбранной базой данных. Так, в большинстве стран СНГ все некоренное население, т.е. не титульной нации обозначено как иностранное население. И, таким образом, все страны СНГ независимо от их реальной позиции на рынке рабочей силы в одно мгновение превратились в крупных импортеров рабочей силы. Особенно странным такое явление выглядит для Российской Федерации, предоставлявшей гражданство всем бывшим гражданам СССР без ограничений до 2000 года, т.е. прибывавшие в Россию беженцы и вынужденные переселенцы из СНГ и Балтии не рассматривались Россией как иностранцы, а, напротив, как потенциал для ассимиляции.
Распределение всех стран мира на экспортеров и импортеров рабочей силы, опираясь на современную статистику ООН, ломает привычные стереотипы восприятия экспортеров рабочей силы как исключительно развивающихся и даже наименее развитых стран. Одновременно видно, что не все страны-импортеры рабочей силы входят в группу промышленно развитых государств.
Вместе с тем в группе стран экспортеров и импортеров рабочей силы имеются свои сущностные признаки, определяющие лицо этих стран на мировом рынке трудовых ресурсов. В частности, это показатели доли экономически активного населения в общей численности населения. Казалось бы, страны-экспортеры, поставляющие рабочую силу на внешний рынок, должны иметь ее избыток, т.е. должны иметь большую занятость трудовых ресурсов и, следовательно, большую долю экономически активного населения.
Напротив, анализ трудовых ресурсов группы стран-экспортеров и импортеров рабочей силы показывает противоположную картину. Так, доля экономически активного населения в странах-экспортерах существенно ниже, чем у стран-импортеров рабочей силы. Так, условная средняя доля (как среднеарифметическая) этого показателя у стран-импортеров 47,42% с наивысшим показателем в группе 75 % (Катар) и низшим 23,9 % (Ливан), тогда как у стран-экспортеров условная средняя доля 31,42% с наивысшим показателем 55,9% (Таиланд) и низшим — 15,45% (Колумбия).
При этом нельзя не отметить, что у стран, характеризующихся обеими формами участия в международном трудовом обмене, и эти показатели находятся где-то посередине двух вышеописанных групп стран и составляют около 35,5 % с низшим показателем 22,5 % (Иордания) и высшим 51,1% (Буркина-Фасо).
Подобная ситуация означает, что в одних странах создаются и эффективно действуют рабочие места, а в других создание подобных рабочих мест не происходит из-за целого ряда причин. Безусловно, расширенное создание рабочих мест — признак динамичного экономического развития, вследствие которого внутреннего резерва трудовых ресурсов не хватает и требуется иностранная рабочая сила.
Интересно, что разрыв в условных средних показателях экономической активности населения в странах-экспортерах и импортерах рабочей силы, составляющий 15,8%, кажется существенным. Однако страны-импортеры используют не только национальную, но и иностранную рабочую силу, которая, включенная в общую численность рабочей силы, увеличивает показатель экономически активного населения. Кроме того, отток трудовых ресурсов в другие страны понижает показатель доли экономически активного населения в странах-экспортерах рабочей силы.
Углубленный анализ международной статистической информации позволил выявить влияние на этот разрыв, как стран-экспортеров, так и стран-импортеров рабочей силы. Так, условно доля экономически активного населения повышается у стран-экспортеров рабочей силы, если учесть их экономически активное население, находящееся за рубежом с 31,42% до 35,6 %.
В то же время у стран-импортеров рабочей силы этот же показатель понижается, если рассчитывать его, опираясь на долю экономически активного только своего населения с 47,42% до 40,7%.
Таким образом, разрыв в условной доле экономически активного населения между странами-экспортерами и импортерами уменьшается на 6,72% за счет стран-импортеров рабочей силы и на 4,18% , т.е. в 3,2 раза. Учитывая, что не по всем странам данные публикуются в международной статистике, можно предположить, что экономически активное население во всех странах имеет тенденцию к гармонизации на некоем общемировом уровне 37-38% от общей численности населения.
Вторым существенным показателем, безусловно, влияющим на международный трудовой обмен является реальный доход на душу населения. В странах-экспортерах рабочей силы он, как известно, ниже, чем в странах-импортерах. По состоянию на середину 90-х годов страны-импортеры имели подушевой доход на уровне 13 204 долларов США в год, а страны-экспортеры 4 174 долларов, т.е. в 3 раза ниже. И это притом, что в страны-экспортеры включены такие страны, как Алжир и Кипр, с относительно высокими уровнями реального подушевого дохода в 3 011 и 9 953 доллара соответственно.
Тогда как в группу стран-импортеров, напротив, попали страны с относительно низшим уровнем реального подушевого дохода, такие как Камерун (1646 долларов) и Гамбия (913 долларов).
Что касается постсоветского пространства, то здесь есть свои особенности. По уровню занятости страны СНГ и страны Балтии имеют аналогичные показатели, близкие к группе стран-импортеров рабочей силы. Хотя внутри группы стран СНГ наметилось некоторое расслоение и такие государства, как Грузия, Туркменистан, Кыргызстан, имеют сравнительно невысокие показатели доли экономически активного населения (от 26 до 40%), тогда как Азербайджан, Армения, Узбекистан, Молдова и Таджикистан не дают соответствующих показателей в международную статистику.
В то же время такие страны, как РФ, Белоруссия, Украина, и все Прибалтийские страны имеют долю экономически активного населения даже выше, чем у крупных импортеров рабочей силы, таких как ФРГ, Франция, Нидерланды, Бельгия — и других.
Что касается стран СНГ и Балтии, то в плане подушевого дохода они в целом ближе к странам-экспортерам рабочей силы — 4793,8 долларов США. При этом следует отметить, что в Российской Федерации реальный подушевой доход не только выше, чем у всех остальных стран СНГ и Балтии, и превышает средний уровень по этой группе стран в 1,7 раза. Кроме того, реальный подушевой доход населения в РФ, составляя 7 968 долларов, приближается к уровню стран-импортеров рабочей силы, таких как Оман и Катар, и превышает уровень таких стран, как Малайзия и Венесуэла.
В будущем, видимо, страны СНГ и Балтии разделятся на 2 группы с более ярко выражающими признаками импортеров и экспортеров рабочей силы. К первой группе, по-видимому, можно будет отнести Россию и страны Балтии. В то же время формально страны СНГ еще длительное время будут продолжать относиться к странам, которые и посылают, и принимают трудовые ресурсы.
- 1. Суть и основные формы международных экономических отношений (мэо) в мировом хозяйстве
- 2. Сущность и этапы становления современной мировой экономики
- Этапы становления и развития мэ
- 3. Международное разделение труда (мрт). Тнк как основные носители современных форм и видов мрт
- 4. Новые тенденции в мировом хозяйстве и мрт
- 5. Основные черты интеграции. Формы интеграционных объединений
- Формы интеграционных объединений
- 6. Научно-техническая революция. Особенности ее современного этапа.
- 7. Международная специализация и показатели уровня международной специализации отрасли
- 8. Международное кооперирование производства: основные признаки, формы, методы и объекты
- 9. Основные типы государств и их экономических объединений в мировой экономике. Группа развитых стран с рыночной экономикой, группа стран с переходной экономикой, группа развивающихся стран
- Развивающиеся страны
- 10. Внешняя торговля. Виды экспорта и импорта. Торговый баланс
- 11. Международная торговля и ее место в системе мэо
- 12. Основные формы международной торговли, их классификация, критерии различия. Современные тенденции развития международной торговли
- 13. Международная торговля услугами. Франчайзинг. Инжиниринг. Лизинг. Современные тенденции развития международной торговли.
- Современные тенденции развития международной торговли
- 14. Теория международной торговли: сравнительных преимуществ, Хекшера-Олина, парадокс Леонтьева
- 15. Альтернативные теории международной торговли: теории жизненного цикла продукта; теория эффекта масштаба, теория конкурентных преимуществ
- 16. Ценообразование в международной торговле и его признаки. Мировая цена
- 17. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: сущности и содержание Основные методы осуществления экспортно-импортных операций
- Организация экспортных операций
- Организация импортных операций
- Организационные формы торгово-посреднических операций
- 4 Вида торгово-посреднических операций:
- 18. Управление контрактной деятельностью. Содержание контракта. Подготовка и заключение контракта
- Подготовка и заключение контракта
- 19. Государственная полтика в области внешней торговли. Политика либерализации. Протекционистская политика внешней торговли
- 20. Инструменты международного регулирования внешней торговли: таможенные тарифы, таможенные пошлины, нетарифные меры
- 21. Нетарифные ограничения: квотирования, «добровольное квотирование», лицензирование, эмбарго, валютный контроль, налоги на экспортно-импортные операции, субсидии, административные барьеры
- 22. Необходимость межгосударственного регулирования внешней торговли
- 23. Организации по межгосударственному регулированию внешней торговли. Их классификация (вто (гатт), юнктад, опек и др.)
- I группа
- II группа
- 24. Свободные экономические зоны. Таможенный союз. Основные признаки и значение сэз
- Отличия мирового рынка и национального рынка
- 26. Структура мирового рынка. Ее характеристика и направления развития
- 27. Международная конкуренция: суть, основные типы и особенности
- 28. Конкурентоспособность и ее факторы. Конкурентоспособность страны и товара
- 29. Потребности возможности межгосударственного перемещения капитала
- 30. Сущность и основные формы вывоза капитала
- 31. Прямые капиталовложения капитала, портфельные инвестиции, займы и кредиты (верх)
- 32. Ведущие экспортеры и импортеры капитала: сша, страны ес, Япония
- 33. Формирование новых мировых центров вывода и ввоза капитала. Особенности зарубежных инвестиций
- 34. Структура мирового рынка ссудных капиталов: Еврорынок, Евровалюта
- Европейская валютная система
- 35. Особенности мирового финансового рынка: кредитного, денежного и др. Мировые финансовые центры
- 36. Сущность, принципы и формы международного кредита
- 37. Новые формы кредитования – совместное финансирование, лизинговые и факторинговые операции
- 38. Причины международной трудовой миграции. Этапы миграционных потоков
- 39. Особенности и направления международной миграции рабочей силы. Особенности современного этапа международной миграции рабочей силы
- 40. Основные центры притяжения трудовых миграционных потоков: сша, Западная Европа, новые региональные центры
- 41. Необходимость проведения миграционной политики. Положительные и отрицательные последствия
- 42. Дискриминационные моменты в использовании иностранной рабочей силы. «Утечка умов». Причины «утечки умов» и способы осуществления
- 43. Развитие мирового рынка труда. Взаимодействие начала национального и международного рынка труда. Деятельность Международной организации труда.
- 44. Валюта, валютный курс, валютный паритет
- 45. Фиксированный валютный курс. Плавающий валютный курс. Спрос и предложение валюты
- 46. Котировка валюты. Конвертируемость валюты
- 47. Национальная и мировая валютная системы, этапы формирования. Золотой стандарт. Сдр – специальные права заимствования. Евро – европейская валютная единица
- 48. Мировой валютный рынок и межгосударственные структуры в валютно-финансовой сфере: мвф, мбрр, ебрр, бмр, мбэс, миб
- 50. Платежный баланс и его структура
- 51. Международные расчеты, формы и их особенности
- 52. Место и роль России в интернационализации хозяйственной жизни
- 52 Направления интеграции России в мировую экономику
- 53 Экономические взаимоотношения России со странами Восточной Европы, снг, развитыми странами Запада и развивающимися странами
- 54 Реформы внешнеэкономической деятельности России
- 55 Место России в мировой хозяйстве. Внутренние и внешние факторы развития внешнеэкономических связей.