logo
ekonomika (1)

15. Альтернативные теории международной торговли: теории жизненного цикла продукта; теория эффекта масштаба, теория конкурентных преимуществ

1. Теория жизненного цикла продукта (60-е), Вернон, США

Развитие мировой торговли осуществляется в результате жизненного цикла товара.

Внедрение – Рост – Зрелость – Упадок

2. Теория эффекта масштаба (80-е, США)

За счет увеличения объема выпуска – снижаем издержки – возникает проблема сбыта – сбыт на емких рынках по низкой цене

3. Теория конкурентных преимуществ (М. Кортер, 1991, США)

Конкурируют фирмы, а не страны.

  1. Фирма создает удерживает конкурентные преимущества

  2. Роль правительства в этом процессе

Конкурентное преимущество зависит:

  1. Выработка конкурентной стратегии

  2. Детерминанты (факторы) конкурентных преимуществ

Выбор фирмой конкурентной стратеги зависит от:

  1. Структуры отрасли, в которой действует данная фирма (количество конкурирующих фирм, возможность появления новых конкурентов, наличие товаров-субститутов и т.д.)

  2. Позиция фирмы в своей отрасли (за счет чего обеспечивается прибыльность, низки издержки, качество, создание новой продукции с новыми свойствами)

Определение 4 факторов конкурентного преимущества:

  1. Обеспеченность факторами производства – специализированными (инфраструктура, квалифицированная рабочая силы, научно-технические знания)

  2. Параметры внутреннего спроса, которые позволяют использовать эффект масштаба, стимулировать нововведения, улучшения качества продукции, подталкивать фирмы к выходу на международные рынки

  3. Наличие конкурентоспособных отраслей-поставщиков и родственных отраслей, которые производят взаимозаменяющую продукцию

  4. Конкурентоспособность отрасли зависит от условий в стране, характера конкуренции на внутреннем рынке

Должны быть все 4 фактора.