logo
ekonomika (1)

14. Теория международной торговли: сравнительных преимуществ, Хекшера-Олина, парадокс Леонтьева

Теория сравнительных преимуществ (разработал английский ученый Рикардо).

Согласно ей, страна должна специализироваться на производстве и экспорте тех товаров, которые дешевы, т.е. имеют низкие издержки производства.

А ввозить товары, произведенные относительно дешевле за границей

!! – не учел тенденции интернационализации международной экономики, МРТ и воздействия международной торговли на национальное хозяйство.

Теория Хекшера-Олина (Швеция), иначе – теория факторов производства. Придала динамизм теории сравнительных преимуществ.

Страны экспортируют те товары, в производстве которых доминируют относительно избыточные у них ресурсы (труд или капитал), а импортируют товары, в производстве которых преобладают дефицитные факторы.

США – экспортер капиталоемких товаров, импортируют – трудоемкие.

!!! – подход не учитывает изменений научно-технического прогресса

Парадокс Леонтьева, 1954 г. (на анализе внешнеэкономической деятельности США).

В экспорте США в то время рост наукоемких отраслей, но нужно платить деньги за подготовку специалистов. Ученые стали понимать «капитал» в 60-е годы в более широком смысле.

Согласно современной интерпретации ТСП (теории сравнительных преимуществ) – сравнивать две страны можно, но недостаточно, т.к. каждая торгующая страна получает свой определенных экономический эффект, который обеспечивается приростом всей мировой торговли, общего экспорта, импорта торгующих стран.

Коэффициент сравнительных преимуществ экспорта товара страной. (Рассчитывают эксперты стран ОЭСР) – организация экономического сотрудничества и развития

КСП = 100*(Xij / ∑xi) / (Ximj / ∑xim)

X – импорт, i – товар, im – готовый товар, j – страна

Страна имеет сравнительные преимущества, если удельный вес (доля экспорта (Xij) данного товара данной страны в общем (∑xi)этого товара из стран ОЭСР больше, чем доля экспорта готовых изделий (Ximj)данной страны в общем объеме готовых изделий из стран ОЭСР (∑xim)).

Если больше 100 единиц (КСП – коэффициент сравнительного преимущества), то страна имеет сравнительные преимущества.

В 80-е – США – 156, Япония – 147, ЕС – 82.

Абсолютное преимущество – одна страна может выпускать товар более эффективно, чем другая (напр., Марокко - мандарины).

Относительное преимущество – стоимость производства продукта ниже, чем у других государств.