logo
мировая ответы 49-72

Теория конкурентных преимуществ

Вместе с тем реализация эффекта масштаба, как правило, ведет к нарушению совершенной конкуренции, поскольку связана с концентрацией производства и укрупнением фирм, которые становятся монополистами. Соответственно меняется структура рынков, которые становятся либо олигополистическими с преобладанием межотраслевой торговли однородными продуктами, либо рынками монополистической конкуренции с развитой внутриотраслевой торговлей дифференцированными продуктами. В этом случае международная торговля все больше концентрируется в руках гигантских международных фирм, транснациональных корпораций, что неизбежно приводит к возрастанию объемов внутрифирменной торговли, направления которой часто определяются не принципом сравнительных преимуществ или различиями в обеспеченности факторами производства, а стратегическими целями самой фирмы.

Разработана американским экономистом

М. Портером. Суть теории заключается в том, что в современных условиях значительная часть мировых товарных потоков связана не с естественными, а приобретенными преимуществами, целенаправленно формируемыми в ходе конкурентной борьбы.

Исходя из того, что на мировом рынке конкурируют фирмы, а не страны, М. Портер показывает, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество и какова роль правительства в этом процессе.

Конкурентные преимущества фирмы зависят:

  1. правильно выбранная конкурентная стратегия;

  2. соотношение факторов (детерминантов) этих конкурентных преимуществ.

Выбор фирмой конкурентной стратегии зависит от двух главных фактоов:

  1. структура отрасли, в которой действует данная фирма;

  2. позиция в отрасли, которую занимает фирма в своей отрасли.

Рыночная структура отрасли, то есть характер конкурентной борьбы в ней, определяется

количеством конкурирующих фирм и возможностью появления новых конкурентов, наличием товаров-субститутов, конкурентными позициями поставщиков сырья и оборудования и потребителей конечной продукции данной отрасли. Все это влияет на степень монополизации в отрасли (несовершенство конкуренции), а значит, и на прибыльность (конкурентоспособность) фирмы.

Позиция, которую фирма занимает в отрасли, определяется тем, за счет чего фирма обеспечивает свою прибыльность (конкурентное преимущество). Прочность позиций в конкурентной борьбе обеспечивается либо более низким, чем у конкурентов, уровнем издержек, либо дифференциацией производимого продукта (повышением качества, созданием продукции с новыми потребительскими свойствами, расширением возможностей послепродажного обслуживания и т.д.).

Для успеха на мировом рынке необходимо соединение правильно выбранной конкурентной стратегии фирмы с конкурентными преимуществами страны.

М. Портер выделяет четыре детерминанта конкурентного преимущества страны:

  1. обеспеченность факторами производства (в современных условиях это – научно-технические знания, высококвалифицированная рабочая сила, инфраструктура), целенаправленно создаваемые страной;

  2. параметры внутреннего спроса на продукцию данной отрасли, который в зависимости от своего объема и структуры позволяет использовать эффект масштаба, стимулирует нововведения и повышение качества продукции, подталкивают фирмы к выходу на внешний рынок;

  3. наличие в стране конкурентоспособных отраслей-поставщиков (что обеспечивает быстрый доступ к необходимым ресурсам) и родственных отраслей, производящих взаимодополняющую продукцию (что дает возможность взаимодействовать в сфере технологий, маркетинга, сервиса, обмениваться информацией и т.д.). Выражение Портера: «Формируются кластеры национальных конкурентоспособных отраслей»;

  4. конкурентоспособность отрасли зависит от национальных особенностей стратегии, структуры и соперничества фирм, то есть каков характер конкуренции на внутреннем рынке.

М. Портер подчеркивает, что страны имеют наибольшие шансы на успех в тех отраслях или

их сегментах, где все четыре детерминанта конкурентного преимущества (так называемый национальный «ромб») имеют наиболее благоприятный характер. Причем национальный «ромб» - это система, компоненты которой взаимно усиливаются и каждый детерминант влияет на все остальные.

Таким образом, согласно теории М. Портера, конкуренция, в том числе и на мировом рынке, - это динамичный развивающийся процесс, в основе которого лежат инновации и постоянные обновления технологии.