Теория конкурентных преимуществ
Вместе с тем реализация эффекта масштаба, как правило, ведет к нарушению совершенной конкуренции, поскольку связана с концентрацией производства и укрупнением фирм, которые становятся монополистами. Соответственно меняется структура рынков, которые становятся либо олигополистическими с преобладанием межотраслевой торговли однородными продуктами, либо рынками монополистической конкуренции с развитой внутриотраслевой торговлей дифференцированными продуктами. В этом случае международная торговля все больше концентрируется в руках гигантских международных фирм, транснациональных корпораций, что неизбежно приводит к возрастанию объемов внутрифирменной торговли, направления которой часто определяются не принципом сравнительных преимуществ или различиями в обеспеченности факторами производства, а стратегическими целями самой фирмы.
Разработана американским экономистом
М. Портером. Суть теории заключается в том, что в современных условиях значительная часть мировых товарных потоков связана не с естественными, а приобретенными преимуществами, целенаправленно формируемыми в ходе конкурентной борьбы.
Исходя из того, что на мировом рынке конкурируют фирмы, а не страны, М. Портер показывает, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество и какова роль правительства в этом процессе.
Конкурентные преимущества фирмы зависят:
правильно выбранная конкурентная стратегия;
соотношение факторов (детерминантов) этих конкурентных преимуществ.
Выбор фирмой конкурентной стратегии зависит от двух главных фактоов:
структура отрасли, в которой действует данная фирма;
позиция в отрасли, которую занимает фирма в своей отрасли.
Рыночная структура отрасли, то есть характер конкурентной борьбы в ней, определяется
количеством конкурирующих фирм и возможностью появления новых конкурентов, наличием товаров-субститутов, конкурентными позициями поставщиков сырья и оборудования и потребителей конечной продукции данной отрасли. Все это влияет на степень монополизации в отрасли (несовершенство конкуренции), а значит, и на прибыльность (конкурентоспособность) фирмы.
Позиция, которую фирма занимает в отрасли, определяется тем, за счет чего фирма обеспечивает свою прибыльность (конкурентное преимущество). Прочность позиций в конкурентной борьбе обеспечивается либо более низким, чем у конкурентов, уровнем издержек, либо дифференциацией производимого продукта (повышением качества, созданием продукции с новыми потребительскими свойствами, расширением возможностей послепродажного обслуживания и т.д.).
Для успеха на мировом рынке необходимо соединение правильно выбранной конкурентной стратегии фирмы с конкурентными преимуществами страны.
М. Портер выделяет четыре детерминанта конкурентного преимущества страны:
обеспеченность факторами производства (в современных условиях это – научно-технические знания, высококвалифицированная рабочая сила, инфраструктура), целенаправленно создаваемые страной;
параметры внутреннего спроса на продукцию данной отрасли, который в зависимости от своего объема и структуры позволяет использовать эффект масштаба, стимулирует нововведения и повышение качества продукции, подталкивают фирмы к выходу на внешний рынок;
наличие в стране конкурентоспособных отраслей-поставщиков (что обеспечивает быстрый доступ к необходимым ресурсам) и родственных отраслей, производящих взаимодополняющую продукцию (что дает возможность взаимодействовать в сфере технологий, маркетинга, сервиса, обмениваться информацией и т.д.). Выражение Портера: «Формируются кластеры национальных конкурентоспособных отраслей»;
конкурентоспособность отрасли зависит от национальных особенностей стратегии, структуры и соперничества фирм, то есть каков характер конкуренции на внутреннем рынке.
М. Портер подчеркивает, что страны имеют наибольшие шансы на успех в тех отраслях или
их сегментах, где все четыре детерминанта конкурентного преимущества (так называемый национальный «ромб») имеют наиболее благоприятный характер. Причем национальный «ромб» - это система, компоненты которой взаимно усиливаются и каждый детерминант влияет на все остальные.
Таким образом, согласно теории М. Портера, конкуренция, в том числе и на мировом рынке, - это динамичный развивающийся процесс, в основе которого лежат инновации и постоянные обновления технологии.
- Мировая экономика ответы на экзаменационные вопросы!!!
- Мировая экономика как наука и учебная дисциплина.
- 2.Понятие мирового хозяйства. Критерии выделения подсистем мирового хозяйства
- 3.Содержание мрт и его формы
- Теория сравнительного преимущества
- Теория международной торговли Хекшера – Олина. «Парадокс Леонтьева»
- «Парадокс Леонтьева»
- Альтернативные теории международной торговли
- Теория эффекта масштаба
- Теория конкурентных преимуществ
- Выигрыш от внешней торговли
- Международная торговля и распределение доходов.
- Тарифные методы регулирования международной торговли. Таможенный союз.
- Нетарифные методы регулирования международной торговли
- Вывоз и миграция капитала
- Мировой рынок ссудных капиталов. Основные виды кредитных операций на мировом рынке капиталов.
- Структура и участники мрск
- Виды и особенности деятельности тнк
- 1.3.1 Виды деятельности тнк
- Трудовая миграция- характерная особенность международных экономических отношений
- Экономические последствия миграции рабочей силы. Государственное регулирование внешней трудовой миграции.
- Эмиграционная политика
- Понятие валютного рынка. Модели валютного рынка
- Реальные валютные рынки. Влияние экономической политики на r(реальный валютный курс)
- Выбор системы валютного курса
- Макроэкономическая роль валютного курса
- Инструменты политики валютного курса. Валютное регулирование как средство реализации валютной политики.
- 3.2.Дисконтная политика
- Протекционные меры
- Глобальные проблемы современности
- Нис: формирование и экономическая характеристика
- Влияние девальвации на состояние валютного рынка. «j-кривая»
- Формы и разновидности мэо
- 25.Мировая валютная система
- 26.Интеграция- высшая форма развития мирового промышленного процесса
- 1.2 Формы международной интеграции
- 27. Формирование мирового хозяйства
- 28.Этапы развития мирового хозяйства
- 29.Концепции развития мирового хозяйства
- 30.Международная региональная экономическая интеграция.
- 31. Глобализация финансовых ресурсов мира: позитивные и негативные аспекты.
- 32.Глобальные проблемы мировой экономики: общая характеристика
- 33. Глобальная проблема бедности и отсталости и пути ее решения
- 34.Продовольственная проблема в мире и отсталости и пути ее решения
- 35.Проблемы природных ресурсов в мире и пути ее решения
- 36. Интеграционные процессы в ес Европейское объединение по углю и стали.
- Европейское Сообщество по Безопасности.
- Европейское Сообщество по атомной энергии и Европейское экономическое Сообщество.
- Европейское политическое сотрудничество.
- Европа второго поколения.
- Единый Европейский Акт.
- Европейский Союз.
- 37. Ес в системе мирохозяйственных связей
- 38. Отношение ес с другими развитыми регионами мира
- 39. Нафта: цели, механизм, проблемы и перспективы
- 40. Страны Северной Америки в мировом хозяйстве
- 41.Страны Западной Европы в мировой экономике
- 42. Развивающиеся страны в мировой экономике
- 43.Основные черты развивающихся стран
- 44.Понятие, виды, масштабы, направления и последствия миграции населения
- 45.Государственное регулирование международной миграции населения
- 46. Отраслевая структура мирового хозяйства
- 47.Апк мира и тенденции его развития
- 48. Тэк мира и тенденции его развития
- 49. Интернационализация и глобализация мировой экономики
- 50.Процессы транснационализации в мировой экономике