logo
11111111111111111

2.Уровни международной экономической интеграции

Интеграционные процессы происходят с неодинаковой глубиной и интенсивность в различных региональных объединениях (группировках). Это зависит от общего уровня развития стран региона и уровня углубление территориального разделения труда между ними. По степени интегрированности выделяются такие региональные интеграционные объединения стран:

Зона преференциальной торговли - начальная стадия регионального интеграционного процесса. Страны такой группировки либерализируют торговые отношения между собой, устраняя препятствия в торговле некоторыми (но не всеми) товарами и услугами. На этой стадии еще не отработан единый механизм налогообложения при пересечении товаром границы, действуют различные таможенные правила. Квоты для импорта товаров из стран-партнеров могут быть расширены, но не ликвидируются полностью. Облегчаются условия для движения факторов производства (например, для передвижения рабочей силы), но и здесь могут быть ограничения. На этой стадии сегодня находится подавляющее большинство региональных интеграционных группировок мира, в том числе СНГ.

В свободном торговом пространстве все барьеры на пути торговли устранены. В нем не допускаются никакие дискриминационные налоги, квоты, тарифы, другие торговые барьеры. Свободное экономическое пространство иногда создается для определенного класса товаров и услуг. Главной чертой свободного торгового пространства является то, что каждая страна продолжает проводить свою собственную политику в отношении стран, не являющихся членами данного свободного торгового пространства. Иными словами, каждая страна - участница свободного торгового пространства вольна устанавливать любые тарифы или другие ограничения на торговлю со странами, не входящих в это объединение. Наиболее известным свободным торговым пространством является Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ).

Таможенный союз, как и свободное торговое пространство, устраняет барьеры в торговле товарами среди стран-участниц. Но, кроме этого, таможенный союз предусматривает общую торговую политику в отношении стран, не входящих в Таможенный союз. Обычно это проявляется при принятии внешнего тарифа (пошлины), посредством которого импорт из стран, не входящих в таможенный союз, облагается одинаковой пошлиной при продаже товаров любой стране-участнице таможенного союза. Доходы от тарифов затем распределяются между участниками таможенного союза в соответствии с определенными установленными пропорциями. Среди действующих таможенных союзов можно выделить: Таможенный союз Центральной Африки и др.

Как и таможенный союз, общий рынок не имеет торговых барьеров и характеризуется общей внешнеторговой политикой. Кроме того, в общем рынке мобильными являются факторы производства между странами-участницами. В общем рынке ограничения на иммиграцию, эмиграцию и перелив капитала через границы устранены. Фактор мобильности позволяет более эффективно использовать труд, капитал и технологию. И таким образом, в общем рынке начинается интеграция непосредственно в сфере производства, что заставляет членов общего рынка тесно сотрудничать в денежной, налоговой (фискальной) политике и в политике занятости. Недостаток: повышение производительности труда стран-участниц общего рынка в целом не всегда предполагает одинаковую выгоду для всех стран, входящих в общий рынок. Примером общего рынка может служить МЕРКОСУР, Андский пакт и др.

Экономический союз требует не только интеграции в сфере внешнеторговой и производственной деятельности, но и интеграции экономической политики. Страны-участники экономического союза в дополнение к свободному перемещению товаров, услуг, факторов производства, должны гармонизировать денежно-кредитную политику, налогообложение и государственные расходы. Кроме того, участники экономического союза должны использовать общую валюту. Формирование экономического союза требует от держав отказа от значительной части их национального суверенитета. Это - серьезное препятствие на пути формирования экономического союза. Тем более что мировая политическая система построена на высшей власти национального государства. Процесс формирования экономического союза успешно реализован только в Европе. ( Европейский Союз)

  1. Особенности европейских интеграционных процессов

К крупнейшим интеграционным объединениям, функционирующим в Европе, можно отнести: Европейский Союз (ЕС), Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), Содружество Независимых Государств (СНГ).

Европейский Союз

Европейский Союз образован согласно Маастрихтскому соглашению, которое было подписано 7 февраля 1992 года; действие соглашения началось с ноября 1993 г.

Первый шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в 1951 году: подписали Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, в силу данный договор вступил с июля 1952 года.

С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 году по Римскому договору учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, общий рынок и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Самым важным и широким по сфере компетенции из этих трёх европейских сообществ являлось ЕЭС.

В 1965 г. были объединены исполнительные структуры ЕОУС, ЕЭС и Евратома и создана объединенная организация – Европейское Сообщество. В 1968 г. был заключен договор о таможенном союзе; таким образом, экономическая интеграция поднялась на новую, высшую ступень.

В 1972 г. подписывают договор о вступлении в Европейское Сообщество Великобритания, Ирландия, Дания и Норвегия. В порядке углубления интеграции в 1972 году было принято решение о создании европейского фонда валютного сотрудничества, а также определены новые сферы деятельности сообщества: проведение общей региональной, социальной, энергетической политики и политики по охране окружающей среды.

Союз состоит из 27 стран.

После образования таможенного союза и общего рынка пришла очередь подготовки к валютному союзу, путь к которому был достаточно длинным. В 1978 г. в Брюсселе было принято решение о внедрении валютной системы, в основе которой заключалась бы единая денежная единица «экю». С 1979 г. европейская валютная система вступила в действие. С 1 января 1999 г. была введена новая валюта «евро», которая заменила собой ЭКЮ.

Важным событием интеграционного процесса стало подписание в 1985 г. в г. Шенген (Люксембург) сделки, которая сегодня известна как Шенгенское соглашение, об отмене пограничного контроля между Бельгией, Германией, Францией, Люксембургом и Нидерландами. Впоследствии Шенгенское соглашение подписали и другие члены Содружества.

В Шенгенском соглашении отмечалось, что для граждан стран ЕЭС формальности на общих границах значительно упрощаются. Осуществляется лишь визуальный контроль над частными транспортными средствами, пересекающими границы на малой скорости, но не останавливаясь.

Главной целью Европейского Союза провозглашается содействие интегрированию Европы в единое экономическое и политическое целое для дальнейшего экономического и социального прогресса ее народов. Из содержания главной цели вытекают следующие основные цели:

Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ).

Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) была создана в 1960 году с целью создания зоны свободной торговли.

Сегодня только Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн остаются членами ЕАСТ.

Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) была создана как альтернатива для европейских государств, которые не могли или не желали присоединиться к Европейскому экономическому сообществу (теперь Европейский союз) и считали планы создания Европейского общего рынка слишком амбициозными.

Конвенция по ЕАСТ была подписана 4 января 1960 года в Стокгольме семью государствами. ЕАСТ ограничивалась более скромными задачами, чем ЕЭС. По Стокгольмской конвенции, таможенная политика ЕАСТ распространялась только на промышленные товары. Страны ЕАСТ не вводили единого тарифа на продукты, импортируемые из третьих стран, и сохраняли национальные таможенные пошлины, осуществляя, таким образом, самостоятельную торговую политику. К началу 1970-х годов в ЕАСТ был завершён процесс создания зоны свободной торговли. Она стала наиболее известной и значимой из всех уже построенных ассоциаций свободной торговли. Наметились тенденции к перерастанию этой организации в более развитые формы интеграции, в частности в экономический союз, но эти тенденции не были реализованы. Важным событием и для ЕАСТ, и для западноевропейской интеграции в целом стало образование совместно с ЕС Европейского экономического пространства - ЕЭП. Соглашение о ЕЭП было подписано в 1992 г., а вступила в силу в 1994 году. В это объединение входят 15 государств ЕС и 3 - от ЕАСТ; Швейцария к соглашению не присоединилась.

В соглашении о ЕЭП предусматривается:

Содружество Независимых Государств (СНГ).

Содружество Независимых Государств (СНГ) образовалось в 1991 г. после распада Советского Союза. В него вошло 12 из 15 бывших советских республик. В 1992 г. был подписан Устав СНГ.

Главной целью СНГ задекларировано сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, экологической и культурной областях для всестороннего и сбалансированного экономического и социального развития государств-членов. Такое сотрудничество должно превратиться в перспективе в экономический союз.

Принципы СНГ: государства-члены суверенны и равны, государства-члены являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права.

Целями экономического союза провозглашалось стабильное развитие экономики стран-членов, образование общего экономического пространства, содействие взаимным инвестициям, образования платежного союза с взаимным признанием внутренних валют, взаимную конвертируемость валют, что необходимо для перехода к валютному союзу.

С начала образования СНГ находилась на стадии зоны преференциальной торговли. Поэтому путь к экономическому союзу пролегает через промежуточные стадии: зона свободной торговли - таможенный союз - общий рынок товаров и услуг, капиталов, рабочей силы - валютный союз. В 1994 г. был подписан Договор об образовании зоны свободной торговли. Он предусматривал постепенное сокращение таможенных пошлин и образования в будущем межгосударственной экономического совета. В том же 1994 г. был образован Межгосударственный экономический комитет Экономического союза СНГ. Он является наднациональным органом, который должен воплощать в жизнь экономические программы и решения, разработанные в структурах СНГ. Предполагалось образования таможенного союза. Однако соглашение подписали лишь несколько государств; частности, Украина к нему не присоединилась.

Несмотря на дальновидность принятых решений по углублению интеграционных процессов большинство из них осталась на бумаге и не воплощается в жизнь.