5.Специфика интеграции латиноамериканских стран.
К крупнейшим интеграционным объединениям в странах Латинской Америки можно отнести следующие: Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР), Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛААИ), Общий рынок стран Карибского бассейна (КАРИКОМ).
Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР)
МЕРКОСУР создан в 1995 году на основе Асунсьонского договора 1991 г. о формировании зоны свободной торговли и таможенного союза. Это объединение называют Общим рынком стран Южного конуса, поскольку конфигурация южной части континента действительно напоминает конус, обращенный вершиной в Антарктиду.
МЕРКОСУР представляет собой потенциально мощный рынок в Латинской Америке.
Главная цель - создание общего рынка стран Южной Америки. Достижение его должно осуществляться поэтапно через стадии зоны свободной торговли и таможенного союза. Договор предусматривал отмену всех тарифных ограничений в начале 1995 года. Это означало бы свободное движение капитала и рабочей силы, применение единого внешнего тарифа (т.е. образование таможенного союза), координацию политики в сферах промышленности, сельского хозяйства и транспорта, сотрудничество в валютно-финансовой сфере. Следовательно, эти условия должны быть готовы еще до формального образования организации. Однако в назначенный срок полной ликвидации тарифов в внутрирегиональной торговле не произошло.
Руководство МЕРКОСУР предлагает распространить зону свободной торговли на всю Латинскую Америку и разрабатывает соответствующие планы. В определенном отношении МЕРКОСУР является вторым центром интеграционного притяжения для латиноамериканских стран наряду с организацией НАФТА. Сегодня организация Южного конуса находится на стадии завершения таможенного союза, и перед ней открываются возможности реального образования общего рынка.
Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛААИ)
ЛААИ в 1980 году заменила Латиноамериканскую ассоциацию свободной торговли (ЛАСТ), которая возникла еще в 1960 году. Соединяет 11 государств. Таким образом, к ЛААИ входят все крупнейшие государства Латинской Америки за исключением Кубы.
Первоначальной целью ЛАСТ было образование зоны свободной торговли в Латинской Америке путем установления жесткой тарифной системы в отношении третьих стран. Однако эта мера себя не оправдал, поскольку подавляющая часть внешней торговли латиноамериканских стран приходится на развитые страны, прежде всего на США. Кроме того, быстрая ликвидация внутренних торговых тарифов также оказалась в пользу лишь самым мощным странам региона, в первую очередь, Бразилии. В 70-х годах некоторые латиноамериканские политики даже относили эту страну в число «империалистических государств».
Главной целью ЛААИ является активизация экономического сотрудничества и расширения рынка для товаров стран региона. В такой формулировке это означает образование зоны преференциальной торговли. Долгосрочной целью является поэтапное и постепенное образование латиноамериканского общего рынка путем стимулирования образования зоны экономических преференций.
Общий рынок стран Карибского бассейна (КАРИКОМ)
КАРИКОМ образован в 1973 г. вместо Карибского ассоциации свободной торговли. В него входят 14 государств: Антигуа и Барбуда, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Суринам, Тринидад и Тобаго, Ямайка.
Главная цель КАРИКОМ - образование общего рынка, что предусматривает единый внешний тариф, а также координацию внешней политики, сотрудничество в технической, социальной и культурной областях. Ликвидируются таможенные налоги и нетарифные ограничения в торговле между странами-членами, осуществляется единая торговая политика и политика в области сельского хозяйства. Предполагается свободное движение трудовых ресурсов и капитала, сотрудничество в развитии туризма, который является важной отраслью для стран региона. В долгосрочном плане намечено образование валютного союза и введение в обращение общей валюты.
- Международная экономика в системе экономической науки
- Определение предмета и метода изучения курса «Международная экономика»
- 2.Классификация товаров
- 3.Формы международной торговли
- 4.Методы международной торговли
- 2.Альтернативные теории мт
- 1.Мировые товарные рынки
- 2.Услуги и их основные характеристики
- 3.Состояние и структура мирового рынка услуг
- 2.Общие тенденции движения пии тнк
- 2.Международная лицензионная торговля
- 3.Международная торговля инжиниринговыми услугами
- 1.Сущность интеграционных процессов
- 2.Уровни международной экономической интеграции
- 4.Особенности развития интеграционных процессов в странах Северной Америки
- 5.Специфика интеграции латиноамериканских стран.
- 6.Отличительные черты интеграции в Азии.
- 3.Кросс-курс и трехсторонний арбитраж
- 4.Виды валютных курсов в зависимости от степени гибкости
- 5.Зависимость цен от изменения валютного курса
- 6.Факторы, влияющие на валютный курс
- 2.Международные расчеты и их основные формы
- 3.Платежный баланс и его структура
- 4.Балансирование статей платежного баланса
- 1.Золотой и золотодевизный стандарт
- 2.Бреттон-Вудская валютная система
- 3.Ямайская валютная система
- 1.Характеристика мировой финансовой системы
- 2.Мировые финансовые центры
- 1.Мировой валютный рынок
- 2.Мировой кредитный рынок
- 3.Мировой рынок ценных бумаг
- 1.Вто и ее роль в регулировании международной торговли
- 2.Международное регулирование торговли экономическими органами оон
- 3.Направления деятельности Международного торгового центра (мтц)
- 1.Регулирование международного инвестирования
- 2.Регулирование международного технологического обмена
- 3.Регулирование международной миграции рабочей силы.
- 1.Международный валютный фонд
- 2.Банк международных расчетов
- 1.Деятельность Парижского клуба
- 2.Деятельность Лондонского клуба
- Тема 1. Предмет и метод курса «Международная экономика»