logo
ЛЕКЦИЯ 2011

Методы регулирования внешней торговли

Страна

Сложный таможен-ный тариф

Квотиро­вание

Лицензирование

Техничес-кие барьеры в торговле

Фитоса-нитар-ные нормы

Запрет ввоза и вывоза

Антидемпинговые и компенсационные меры

США

+

+

+

+

+

+

+

Япония

+

+

+

+

+

+

+

Евросоюз

+

+

+

+

+

+

+

Канада

+

+

+

+

+

+

+

Австралия

+

+

+

+

+

+

+

Бразилия

+

+

+

+

+

+

+

Индия

+

+

+

+

+

+

+

КНР

+

+

+

+

+

+

+

Российская Федерация

+

+

+

+

+

+

+

Совокупность таможенных пошлин можно разделить на два класса:

а) регулярные (стандартные) таможенные пошлины;

б) специфические (особые) пошлины, к которым относятся антидемпинговые, компенсационные и специальные, в том числе временные.

Первая группа пошлин, как правило, определяется общим состоянием национальной экономики, сложившимися торговыми и финансовыми потоками, а также общей стратегией развития международных связей. В современных условиях это означает использование следующих принципов определения таможенных правил и процедур применения стандартных таможенных пошлин:

  1. принцип определения цены (стоимости) контрактов (сделок);

  2. принцип применения таможенных пошлин, который построен на адвалорном методе их расчета;

  3. принцип исключения, когда таможенные пошлины не применяются к стоимости экспортных товаров;

  4. принцип дифференциации, когда ставки таможенных (ввозных) пошлин дифференцируются по степени обработки товаров и учета страны происхождения. При этом, как правило, для экспорта из развивающихся стран применяются льготные (преференциальные) ставки.

Применительно к переговорному процессу с ВТО это означает принятие на себя обязательств по реформированию регулярного таможенного режима в сторону уменьшения таможенных ставок и отмены экспортных таможенных пошлин.

Сами таможенные пошлины по способу расчета делятся на:

а) адвалорные, определяемые как процентная накидка к стоимости товара;

б) специфические, которые определяются в фиксированной сумме к физической единице товара;

в) комбинированные, которые одновременно используют адвалорные и специфические методы расчета таможенной пошлины.

Для раскрытия сути отечественной практики таможенного регулирования следует отметить, что после дефолта в 1998 г., который был спровоцирован резким сокращением таможенных доходов, поступавших ранее в федеральный бюджет, законодательные и исполнительные власти приняли ряд принципиальных решений, направленных на увеличение поступлений в федеральный бюджет, в том числе за счет введения вывозных (экспортных) пошлин на относительно многочисленную группу товаров экспортоориентированных отраслей.

В перечень товаров, на которые были установлены вывозные пошлины, попали продукты экспортоориентированных отраслей, связанных с добычей и первичной переработкой природных ископаемых: нефтяной и газовой промышленности, нефтехимии, металлургии, лесной и деревообрабатывающей промышленности.

Доходы и сборы, связанные с внешней торговлей, всегда планировались в районе одной трети всех налоговых доходов.

До 2001 г. включительно конкретные ставки вывозных пошлин устанавливало федеральное правительство, как правило, сроком действия на предстоящий бюджетный год. Затем, в связи с принятием поправок в Федеральный закон «О таможенном тарифе», были изменены правила и процедуры установления вывозных пошлин на сырую нефть.

На экспортную сырую нефть вывозная пошлина устанавливается исходя из внешнеторговой цены на нефть Юралс, которая представляет собой смесь сырой нефти различных сортов, добытых на месторождениях Западной Сибири, Урала и Поволжья, и поставляемая на продажу в порты Средиземноморья. При этом если цена ниже 15 дол. США, то применяется нулевая ставка. Если цена находится в диапазоне от 15 до 25 дол. за баррель нефти, то применяется ставка в 35% разницы между фактической ценой и ценой базовой за баррель (15 дол.). При уровне цены выше 25 дол. за баррель применяется комбинированная ставка, исходя из начальной специфической ставки в 25,53 дол. и адвалорной в 40% на разницу между фактической ценой и ценой в 25 дол. Но сами пошлины, как известно, устанавливаются в расчете на 1 т сырой нефти, которая по своему объему равняется 7,31 бар.

В настоящее время прорабатывается вариант повышения средней (эффективной) ставки вывозной пошлины на сырую нефть в целях дополнительного учета так называемой природной ренты (табл. 3).

Таблица 3 – Предложения по изменению формирования вывозной таможенной пошлины на сырую нефть

Уровень цены Юралс за баррель

Условия формирования ставки

До 15 дол.

Нулевая ставка

До 20 дол.

35% разницы

До 25 дол.

12,78 дол. и плюс 50% разницы

Свыше 25 дол.

31,73 дол. и плюс 70% разницы

Использование вывозных пошлин есть результат приватизации в топливно-энергетическом комплексе России, поскольку в большинстве стран, экспортирующих сырую нефть господствуют государственные компании, сверхдоходы которых напрямую регулируются государством, исходя из принятых налоговых режимов:

а) исходя из разницы доходов и расходов компаний, так называемый сметный подход, на основе которого сверхдоходы напрямую поступают в бюджетную систему страны;

б) квази-налогового режима, когда применяются налоги на сверхдоходы (прибыль) государственных компаний, занимающихся добычей, транспортировкой и переработкой углеводородного сырья.

В последнее время в России ставится задача применения налогового режима (режима б) по отношению к сверхдоходам частных нефтяных компаний, однако, его применение в российских условиях требует жесткого контроля деятельности частных компаний, по сути дела холдингов, собственники которых находятся за рубежом. Кроме того, должны быть устранены недостатки налогового планирования, позволяющие нефтяным компаниям значительно уменьшать размеры налогооблагаемой части прибыли, в том числе за счет так называемого трансфертного ценообразования.

На нынешнем этапе, когда ведутся переговоры о вступлении нашей страны в ВТО, Россия еще не связана международными многосторонними обязательствами, Доступ иностранным товарам и услугам на внутренний рынок следует открывать осторожно и продуманно, не повторяя ошибок первой половины 1990-х гг., когда преждевременное широкое открытие доступа иностранным товарам на внутренний рынок страны нанесло серьезный ущерб российским товаропроизводителям и поставило под угрозу экономическую безопасность страны.

В экономическом плане структура доходов от внешнеторговой деятельности, поступающих в федеральный бюджет, выглядит следующим образом:

а) доходы от таможенных пошлин;

б) доходы от таможенных сборов, к которым относятся сборы с физических лиц (челноков), сборы за оформление и сопровождение товаров;

в) косвенные налоги на товары и услуги внешнеторгового обмена, связанные с реализацией товаров. К ним относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы на специфические товары (товары народного потребления);

г) внутренние налоги, связанные с деятельностью предприятий и организаций, а также с производством и реализацией (косвенные и прямые налоги). В первом случае к ним можно отнести налоги на продукты, включаемые в конечную цену реализации. В частности, акцизы на природный газ и сырую нефть. Прямо подсчитать стоимость этих налогов невозможно, поэтому для расчета вклада внешней торговли применяется другой относительно простой способ, определяемый расчетами долей внешнеторгового обмена с производством и потреблением внутри страны.

Между внутренним налоговым регулированием и таможенным регулированием есть тесная взаимосвязь. Например, в 2004 г. предусмотрено повышение адвалорной ставки вывозной пошлины на экспорт природного газа с 5 до 30% с одновременной отменой акциза и вводом в действие налога на добычу природного газа по схеме близкой к определению НДПИ сырой нефти. В целом произошло переложение налогового бремени на таможенные пошлины. Поскольку экспорт сжиженного газа из России носит эпизодический характер, то применение метода тарифного регулирования удобнее, чем использование внутреннего акциза. Но в свою очередь это противоречит общим методам таможенно-тарифного регулирования, применяемых странами ВТО.

Организационно применением режима таможенных пошлин и косвенных налогов на импортные товары, а также таможенных сборов в Российской Федерации занимается Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ), в настоящее время Федеральная таможенная служба.