logo
ЛЕКЦИЯ 2011

3.2 Цель таможенных органов России и предпосылки дисбаланса экспортно-импортных операций во внешнеторговом товарообороте

Эффективность внешнеэкономической деятельности любой страны в условиях глобализации мировой экономики определяется влиянием большого числа факторов, среди которых одним из главных является механизм государственного регулирования экспортных и импортных операций.

Важную роль в этом процессе выполняет таможенная служба государства, которая является промежуточным звеном в системе международных экономических отношений, соединяя интересы национальной экономики (и ее представителей, осуществляющих свою деятельность на мировом и российском рынках) с интересами хозяйствующих субъектов иностранных государств. Расширение участия России в международном разделении труда и развитии мирохозяйственных связей предъявляет особые требования к деятельности таможенных органов страны. Ставя генеральной целью обеспечение народнохозяйственного, бюджетного, экологического эффектов, таможенная служба тем самым создает благоприятные условия отечественным предприятиям, осуществляющим внешнеторговую деятельность- Это достигается в результате повышения оперативности, упрощения и ускорения таможенного оформления, расширения системы консультирования и информирования, более надежной конфиденциальности информации, улучшения кадрового потенциала, совершенствования контроля таможенных операций и т.д. Одна из главных функций таможенной системы - не пропускать на таможенную территорию России недоброкачественные товары, прежде всего продукты питания, в целях сохранения здоровья населения, снижения заболеваемости и смертности, а также улучшения демографической ситуации. Важной составляющей системы таможенного регулирования является налоговая (фискальная) политика, от которой во многом зависит эффективность таможенной деятельности по формированию и расходованию бюджетных средств, связанных с внешнеторговыми операциями. Таким образом, деятельность таможенных органов является многоаспектной и представляет исключительную важность для обеспечения безопасности страны.

Открытие национального рынка для зарубежных компаний и выход нашей страны на внешний рынок дали определенный положительный эффект. Это позволило обеспечить потоки товаров в страну и решить проблему их дефицита, прежде всего на потребительском рынке, приостановить спад во многих сферах экономики; прибрести опыт ведения конкурентной борьбы путем совершенствования производственной и сбытовой деятельности; открыть доступ к инвестициям (в том числе иностранным), необходимым для модернизации производства. В последние годы (начиная с 2000 г. и по настоящее время) стала наблюдаться позитивная тенденция в социально-экономическом развитии страны, хотя по основным макроэкономическим показателям не удалось достигнуть уровня 1990 г. Вместе с тем либерализация внешнеэкономической деятельности вызвала ряд негативных проявлений в развитии национальной экономики, прежде всего во внешнеторговой сфере. Одним из главных отрицательных моментов стало нарушение структурных пропорций экспорта и импорта — важнейших индикаторов национальной экономической безопасности. Об этом свидетельствует более чем троекратный рост экспортной квоты в валовом внутреннем продукте страны по сравнению с дорыночным периодом. Главными причинами тому стали: резкое сокращение внутреннего производства, деформация структуры внешней торговли, преимущественно за счет экспорта топливно-сырьевых ресурсов и продукции первого передела. При этом заработанные валютные средства зачастую не были направлены на модернизацию национального производства и в значительном объеме нелегально ушли за рубеж. В результате массированной экспансии импортной продукции многие отечественные товаропроизводители оказались неспособными противостоять конкурентному давлению иностранных компаний, имеющих богатый опыт работы на международных рынках, прежде всего по ценовым параметрам ввозимых товаров. Захват отечественных внутренних (особенно продовольственного и других потребительских) рынков России иностранной продукцией по своим масштабам не имел аналогичного прецедента ни в одной из стран, перешедших на рыночную модель ведения хозяйственной деятельности. Существенным пробелом в системе государственного регулирования импортных потоков стало игнорирование факта, что при тарифной декомпозиции международной торговли резко возросло количество мер нетарифного ограничения товарного ввоза из-за рубежа за счет применения антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин, санитарных норм, технических стандартов и т.п. Иностранные капиталовложения не смогли стать активным фактором насыщения потребности инвестиций в реальном секторе экономики, даже в отраслях, ориентированных на экспорт. В итоге, несмотря на развитие внешнеэкономических связей, не удалось кардинальным образом изменить неэффективную международную специализацию российской экономики. Это поставило нашу страну в крайне уязвимое экономическое положение и резко усилило зависимость от конъюнктуры мирового рынка.

Сегодня в структуре внешнеторгового товарооборота значительно преобладает доля импортной продукции, которая находится на грани предельного уровня. В мировой практике пороговое значение этого показателя не превышает 30%, тогда как в России с середины 1990-х гг. он никогда не опускался ниже 40 %, а в отдельные годы даже превышал 50%-ный уровень (см. рис.), что указывает на крайнюю необходимость сбалансирования структурных пропорций экспорта и импорта.

Предпосылками создавшегося дисбаланса стало то, что регулирование экспортно-импортных операций проводилось без учета национальных интересов хозяйствующих субъектов и с отрывом от существующих внутренних экономических и социальных реалий. Среди главных причин организационно-методического характера, обусловивших такое положение, следует выделить:

- постоянные изменения системы тарифного, нетарифного, налогового и валютного регулирования, а также методов контроля внешнеторговых операций;

- ужесточение и либерализация режимов лицензирования и квотирования;

- отмена обязательной регистрации контрактов;

- необходимость подтверждать соответствие цены, количества и качества экспортируемых товаров;

- паспортизация экспортных, импортных и бартерных сделок;

- унификация ставок ввозных таможенных пошлин и др.

Принятые федеральные законы в сфере внешнеэкономической деятельности в подавляющем большинстве случаев не носили характера прямого действия и часто противоречили друг другу, а их практическая реализация передавалась многочисленным ведомствам, что способствовало росту коррумпированности и криминализации бизнеса. Таким образом, со стороны государства не были обеспечены благоприятные условия для эффективного выхода российских участников внешнеэкономической деятельности на внешние рынки в силу отсутствия стабильности, предсказуемости и транспарентности (понятности, прозрачности, четкости) национальной законодательной базы. Все это подчеркивает необходимость корректировки как самой внешнеторговой политики, так и совершенствования законодательно-нормативной базы (системы) государственного регулирования таможенными институтами внешней торговли с учетом проявления новых тенденций в развитии мирохозяйственных связей.

Для противостояния негативному воздействию глобализации мировых экономических процессов на российскую экономику, с которыми страна не в состоянии справиться самостоятельно, России необходима интеграция с крупными международными альянсами. По данным экспертов ООН, в настоящее время в мире функционирует в общей сложности около 300 региональных и двусторонних торговых соглашений, во многом определяющих конъюнктуру мирового рынка, и на которые приходится свыше 50% мировой торговли. Специалисты справедливо считают, что интересы сотрудничества таких альянсов с Россией ориентированы лишь на ее огромный ресурсный потенциал, гигантский по своим масштабам внутренний рынок и уникальное географическое положение. Поэтому сегодня перед страной стоит крайне сложная проблема нахождения оптимального варианта сотрудничества на основе рациональной таможенной политики. При этом страна должна опираться на собственные силы, гибко реагируя на сложившуюся расстановку геоэкономических и геополитических сил и учитывая возможные последствия принятых стратегических решений в долгосрочной перспективе. Особую актуальность данные вопросы приобретают в свете грядущего вступления РФ во Всемирную торговую организацию, в состав которой входят 149 стран, на долю которых приходится около 90 % всей мировой торговли. Это требует соответствующей адаптации к международным нормам и правилам, значительных изменений в таможенной политике государства, в том числе в области таможенных процедур: снижения ввозных платежей, уравнивания условий функционирования на российском рынке отечественных и зарубежных производителей. Государства-члены ВТО в таможенной политике используют в основном следующие приемы защиты своих продовольственных рынков: тарифно-таможенное регулирование; квотирование импорта и экспорта; применение специальных технических барьеров; инициирование антидемпинговых расследований. По оценкам экспертов Всемирного банка, наибольшие потери при присоединении России к ВТО понесут наряду с другими отраслями сельское хозяйство и пищевая промышленность. Так, они считают, что размер потерь составит около 4 млрд. долл. США, а за счет превышения импорта агро­продовольственных товаров над их экспортом - до 7,3 млрд. долл. США ежегодно [5].

Все это требует формирования эффективной внешнеэкономической деятельности путем совершенствования таможенного механизма как одного из главных государственных регуляторов, определяющих результативность экспортных и импортных операций. Такой механизм должен быть построен на принципах таможенного администрирования, основу которых составляют правовые и экономические нормы и правила, обеспечивающие соблюдение баланса интересов для всех участников внешнеэкономической деятельности как отдельных предпринимательских структур, так и государств. В этих условиях таможенная политика как составная часть внешнеэкономической политики становится мощным рычагом, при помощи которого государство может стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе экспорта продукции, и создавать выгодные для страны условия при ввозе импортных товаров, тем самым активно вовлекая отечественных производителей в конкурентную борьбу. Согласно расчетам специалистов, таможенная служба России приносит стране ежегодно эффект (с учетом всех его видов) до 2 млрд. долл. США [5].

Однако в этой области также существует ряд серьезных проблем в основном из-за того, что вопросы совершенствования таможенного регулирования не являлись предметом специальных углубленных исследований. Прежде всего, не получила всестороннего отражения процедура взаимодействия регулирующих, контрольных органов, включая таможенную службу, с участниками ВЭД (различными корпорациями, ассоциациями, ТНК и пр.). Кроме того, отсутствие методических рекомендаций не позволяет привести в соответствие процедуры таможенного оформления, уплаты таможенных платежей, определения таможенной стоимости, проведения таможенного контроля, а также разработать эффективный механизм, обеспечивающий координированное взаимодействие таможенных органов с операторами внешней торговли.