5.3 Общие и отличительные черты бартерных сделок и договоров мены. Основные требования в отношении внешнеторговых бартерных сделок
Внешнеторговые бартерные сделки являются разновидностью товарообменных сделок, при которых расчеты в денежной форме между сторонами не производятся. В оплату за экспортируемый товар одна сторона (российский поставщик) получает от другой стороны (иностранного поставщика) импортный товар, стоимость которого должна быть эквивалентна стоимости экспортного товара.
В гражданском законодательстве не приводится определения товарообменных (бартерных) операций. В то же время глава 31 ГК РФ посвящена договорам мены. Рассмотрим подробнее, какие общие и отличительные черты имеют оба эти понятия.
Так, в соответствии со ст. 567 ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. При этом к договору мены применяются правила о купле-продаже (глава 30 ГК РФ), если это не противоречит правилам главы 31 ГК РФ и существу мены. Причем в данном случае каждая из сторон одновременно признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен. Если законом или договором мены не предусмотрено иное, право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами (ст. 570 ГК РФ).
Как следует из вышеприведенных положений, договоры мены как раз и являются бартерными операциями в части обмена товарами. Однако при этом сами термины «бартер» и «мена» не идентичны, несмотря на то что бартерные сделки, как правило, заключаются именно в форме договора мены.
В этой связи следует обратить внимание на то, что согласно вышеуказанным требованиям гражданского законодательства договор мены применим только при обмене сторонами товарами, то есть материальными ценностями, и не регулирует бартерные сделки в части обмена одной или обеими сторонами результатами выполненных работ или оказанных услуг.
На практике же организации часто совершают обмен как товарами, так и результатами работ или услуг (в том числе во внешнеторговых сделках). В этом случае бартерные операции в виде обмена результатами работ (услуг) не регулируются российским гражданским
законодательством. В этом состоит одно из различий между договором мены и бартерными операциями в части работ (услуг).
В то же время ст. 2 Закона о регулировании внешнеторговой деятельности и Указом Президента Российской Федерации от 18.08.1996 U- 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» (далее – Указ Президента Российской Федерации № 1209) определено, что под внешнеторговыми бартерными сделками понимаются совершаемые при осуществлении внешнеторговой деятельности сделки, предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности.
Таким образом, в отличие от договора мены, предметом бартерной операции (в том числе внешнеторговой) может быть как обмен товарами, так и результатами работ, услугами и результатами интеллектуальной деятельности. При этом право на результаты работ возникает у заказчика с момента их передачи, а услуга непосредственно потребляется ее заказчиком.
Статьей 568 ГК РФ предусматривается, что товары, подлежащие обмену по договору мены, предполагаются равноценными, а расходы на их передачу и принятие осуществляются в каждом случае той стороной, которая несет соответствующие обязанности. К таким затратам относятся все связанные сданной операций расходы (например, по перевозке этих товаров, по оформлению соответствующих прав на обмениваемое имущество и т.д.).
В то же время ст. 568 ГК РФ предусмотрено, что в случае, если обмениваемые товары признаются согласно договору неравноценными, сторона, обязанная передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в обмен, должна оплатить разницу в ценах непосредственно до или после исполнения ее обязанности передать товар, если иной порядок оплаты не предусмотрен договором.
В этом состоит второе отличие мены от бартера. Статья 568 ГК РФ относит к мене обмен как равноценными, так и неравноценными товарами и устанавливает на случай неравноценного обмена специальные правила об оплате разницы в ценах. Согласно Указу Президента Российской Федерации № 1209 к бартерным сделкам не относятся сделки, предусматривающие использование при их осуществлении денежных или иных платежных средств. Однако при этом обмен товарами (работами, услугами и др.) по внешнеторговым сделкам не обязательно должен быть равноценным. Сделка может предусматривать наряду с обменом использование денежных и/или иных платежных средств (ст. 2 Закона о регулировании внешнеторговой деятельности).
Основные нормы регулирования внешнеторговой деятельности (в том числе бартерной) установлены Законом о регулировании внешнеторговой деятельности.
Основным требованием в отношении внешнеторговых бартерных сделок является обмен равноценными по стоимости товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, а также обязанность соответствующей стороны оплатить разницу в их стоимости в случае, если такой сделкой предусматривается обмен неравноценными товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью (п. 1 ст. 44 Закона о регулировании внешнеторговой деятельности).
При этом порядок осуществления контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учета устанавливается Правительством РФ.
В настоящее время порядок такого контроля определен Указом Президента Российской Федерации № 1209 и постановлением Правительства РФ от 31.10.1996 № 1300«О мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок».
Государственными органами разработаны и утверждены локальные нормативные документы, конкретизирующие порядок осуществления внешнеторговых бартерных сделок, к которым в частности, относятся:
– Положение ВЭК России № 07-26/3226, МВЭС России № 10-83/2007, ГТК России № 01-23/10035 от 28.05.1997 «Об осуществлении на территории Российской Федерации контроля и
учета внешнеторговых бартерных сделок,, предусматривающих выполнение работ, предоставление услуг и результатов интеллектуальной деятельности, выраженных в материально-вещественной форме»;
– Положение об осуществлении контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации, утвержденное ГТК России 11.04.1997 № 01-23/6678, МВЭС России 09.04.1997 № 10-83/1355, ВЭК России 02.04.1997 N2 07-26/768.
В рамках государственного контроля за внешнеторговыми бартерными сделками определены обязанности государственных органов.
Так, Минэкономразвития России (ранее эти функции исполняло МВЭС России):
– осуществляет контроль при оформлении паспортов бартерных сделок за соответствием условий в представляемых документах требованиям Указа Президента Российской Федерации № 1209 и иных актов законодательства Российской Федерации, предъявляемым к бартерным сделкам;
– дает заключение об обстоятельствах, повлекших несоблюдение требований об обязательном ввозе товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортируемым работам, услугам, результатам интеллектуальной деятельности;
– при выдаче таких разрешений определяет обоснованность превышения российскими лицами, которые заключили или от имени которых заключены бартерные сделки, сроков, установленных российским законодательством для исполнения текущих валютных операций, а также выполнения иностранным лицом встречного обязательства способом, не предусматривающим ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности;
– обеспечивает автоматизированный учет паспортов бартерных сделок
— направляет в другие государственные органы электронные формы всех оформленных паспортов бартерных сделок, предусматривающих экспорт работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности при бартерной сделке.
ГТК России (в настоящее время переименован в ФТС России) обеспечивает:
– контроль за выполнением российскими лицами требований нормативных актов в области регулирования бартерных сделок в целях обеспечения ввоза на таможенную территорию Российской Федерации в установленные сроки товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортируемым товарам при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля;
– автоматизированный учет и контроль бартерных сделок на основе паспортов бартерных сделок и информации таможенных органов Российской Федерации о перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров в счет исполнения бартерных сделок;
– проведение проверок таможенными органами Российской Федерации предполагаемых фактов неисполнения российскими лицами установленных требований и применение мер воздействия;
– осуществление информационного обмена с другими государственными органами.
Другим требованием, предъявляемым к внешнеторговым бартерным сделкам, является обязательное выполнение встречных обязательств зарубежного партнера. Иными словами, российские лица, которые заключили внешнеторговые бартерные сделки или от имени которых заключены такие сделки, обязаны обеспечить предусмотренные данными сделками ввоз на таможенную территорию Российской Федерации равноценных по стоимости товаров, оказание иностранными лицами равноценных услуг, выполнение равноценных работ, передачу равноценных исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности;
– перечень документов, представляемых российскому лицу для подтверждения факта оказания услуг, выполнения работ, передачи исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставления права на использование объектов интеллектуальной собственности.
- Лекция 1. История таможенного дела
- 1.2 Цели таможенного дела, органы управления и их компетенции
- 1.3. Таможенный контроль и административная ответственность за нарушение таможенных правил
- Федеральная таможенная служба России
- Таможни, непосредственно подчиненные фтс России
- Таможенные посты
- 2.2 Территориально-структурное деление таможенных органов рф
- 2.3 Основные функции таможенных органов
- 2.4 Организационная структура Федеральной таможенной службы
- Тема 3. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности и роль таможенной политики в развитии международных экономических отношений
- 3.2 Цель таможенных органов России и предпосылки дисбаланса экспортно-импортных операций во внешнеторговом товарообороте
- 3.3 Основные направления совершенствования таможенной деятельности
- 4.2 Цель валютного контроля, понятие об иностранной валюте
- 4.3 Нормативные документы о покупке и продаже иностранной валюты
- 4.4 Санкции за нарушение законодательства в области валютного регулирования и контроля
- 5.2 Таможенная декларация и товарно-транспортная документация
- 5.3 Общие и отличительные черты бартерных сделок и договоров мены. Основные требования в отношении внешнеторговых бартерных сделок
- 5.4 Понятие о паспорте бартерных сделок
- Методы регулирования внешней торговли
- 6.2 Тарифное регулирование в связи с вступлением России в вто
- 6.3 Таможенный союз в правовом ракурсе
- 6.4 Условия участия в таможенном союзе
- Литература