logo
ЛЕКЦИЯ 2011

5.3 Общие и отличительные черты бартерных сделок и договоров мены. Основные требования в отношении внешнеторговых бартерных сделок

Внешнеторговые бартерные сделки являются разновидностью товарообменных сделок, при которых расчеты в денежной форме между сторонами не производятся. В оплату за экспортируемый товар одна сторона (российский поставщик) получает от другой стороны (иностранного поставщика) импортный товар, стоимость которого должна быть эквивалентна стоимости экспортного товара.

В гражданском законодательстве не приводится определения товарообменных (бартерных) операций. В то же время глава 31 ГК РФ посвящена договорам мены. Рассмотрим подробнее, какие общие и отличительные черты имеют оба эти понятия.

Так, в соответствии со ст. 567 ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. При этом к договору мены при­меняются правила о купле-продаже (глава 30 ГК РФ), если это не противоречит правилам главы 31 ГК РФ и существу мены. Причем в данном случае каждая из сторон одновременно признается про­давцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен. Если законом или договором мены не предусмотрено иное, право собственнос­ти на обмениваемые товары переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обе­ими сторонами (ст. 570 ГК РФ).

Как следует из вышеприведенных положений, договоры мены как раз и являются бартерными операциями в части обмена то­варами. Однако при этом сами термины «бартер» и «мена» не идентичны, несмотря на то что бартерные сделки, как правило, заключаются именно в форме договора мены.

В этой связи следует обратить внимание на то, что согласно вышеуказанным требованиям гражданского законода­тельства договор мены применим только при обмене сторонами товарами, то есть материальными ценностями, и не регулирует бартерные сделки в части обмена одной или обеими сторонами результатами выполненных работ или оказанных услуг.

На практике же организации часто совершают обмен как товара­ми, так и результатами работ или услуг (в том числе во внешнеторго­вых сделках). В этом случае бартерные операции в виде обмена ре­зультатами работ (услуг) не регулируются российским гражданским

законодательством. В этом состоит одно из различий между догово­ром мены и бартерными операциями в части работ (услуг).

В то же время ст. 2 Закона о регулировании внешнеторговой деятельности и Указом Президента Российской Федерации от 18.08.1996 U- 1209 «О государственном регулировании внешне­торговых бартерных сделок» (далее – Указ Президента Россий­ской Федерации № 1209) определено, что под внешнеторговыми бартерными сделками понимаются совершаемые при осущест­влении внешнеторговой деятельности сделки, предусматриваю­щие обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности.

Таким образом, в отличие от договора мены, предметом бар­терной операции (в том числе внешнеторговой) может быть как обмен товарами, так и результатами работ, услугами и результата­ми интеллектуальной деятельности. При этом право на результа­ты работ возникает у заказчика с момента их передачи, а услуга непосредственно потребляется ее заказчиком.

Статьей 568 ГК РФ предусматривается, что товары, подлежа­щие обмену по договору мены, предполагаются равноценными, а расходы на их передачу и принятие осуществляются в каждом случае той стороной, которая несет соответствующие обязаннос­ти. К таким затратам относятся все связанные сданной операций расходы (например, по перевозке этих товаров, по оформлению соответствующих прав на обмениваемое имущество и т.д.).

В то же время ст. 568 ГК РФ предусмотрено, что в случае, если обмениваемые товары признаются согласно договору нерав­ноценными, сторона, обязанная передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в обмен, должна оплатить разницу в ценах непосредственно до или после исполнения ее обязанности передать товар, если иной порядок оплаты не пре­дусмотрен договором.

В этом состоит второе отличие мены от бартера. Статья 568 ГК РФ относит к мене обмен как равноценными, так и неравно­ценными товарами и устанавливает на случай неравноценного обмена специальные правила об оплате разницы в ценах. Соглас­но Указу Президента Российской Федерации № 1209 к бартер­ным сделкам не относятся сделки, предусматривающие исполь­зование при их осуществлении денежных или иных платежных средств. Однако при этом обмен товарами (работами, услугами и др.) по внешнеторговым сделкам не обязательно должен быть равноценным. Сделка может предусматривать наряду с обменом использование денежных и/или иных платежных средств (ст. 2 Закона о регулировании внешнеторговой деятельности).

Основные нормы регулирования внешнеторговой деятельнос­ти (в том числе бартерной) установлены Законом о регулирова­нии внешнеторговой деятельности.

Основным требованием в отношении внешнеторговых бар­терных сделок является обмен равноценными по стоимости то­варами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, а также обязанность соответствующей стороны оплатить разницу в их стоимости в случае, если такой сделкой предусматривается обмен неравноценными товарами, услугами, работами, интеллек­туальной собственностью (п. 1 ст. 44 Закона о регулировании внешнеторговой деятельности).

При этом порядок осуществления контроля за внешнеторго­выми бартерными сделками и их учета устанавливается Прави­тельством РФ.

В настоящее время порядок такого контроля определен Ука­зом Президента Российской Федерации № 1209 и постановле­нием Правительства РФ от 31.10.1996 № 1300«О мерах по государ­ственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок».

Государственными органами разработаны и утверждены ло­кальные нормативные документы, конкретизирующие порядок осуществления внешнеторговых бартерных сделок, к которым в частности, относятся:

– Положение ВЭК России № 07-26/3226, МВЭС России № 10-83/2007, ГТК России № 01-23/10035 от 28.05.1997 «Об осу­ществлении на территории Российской Федерации контроля и

учета внешнеторговых бартерных сделок,, предусматривающих выполнение работ, предоставление услуг и результатов интеллек­туальной деятельности, выраженных в материально-веществен­ной форме»;

– Положение об осуществлении контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации, утвержденное ГТК России 11.04.1997 № 01-23/6678, МВЭС России 09.04.1997 № 10-83/1355, ВЭК России 02.04.1997 N2 07-26/768.

В рамках государственного контроля за внешнеторговыми бартерными сделками определены обязанности государственных органов.

Так, Минэкономразвития России (ранее эти функции исполня­ло МВЭС России):

– осуществляет контроль при оформлении паспортов бартерных сделок за соответствием условий в представляемых документах требованиям Указа Президента Российской Федерации № 1209 и иных актов законодательства Российской Федерации, предъявляемым к бартерным сделкам;

– дает заключение об обстоятельствах, повлекших несоблюдение требований об обязательном ввозе товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортируемым работам, услугам, результатам интеллектуальной деятельности;

– при выдаче таких разрешений определяет обоснованность превышения российскими лицами, которые заключили или от имени которых заключены бартерные сделки, сроков, установленных российским законодательством для исполнения текущих валютных операций, а также выполнения иностранным лицом встречного обязательства способом, не предусматривающим ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности;

– обеспечивает автоматизированный учет паспортов бартерных сделок

— направляет в другие государственные органы электронные формы всех оформленных паспортов бартерных сделок, предусматривающих экспорт работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности при бартерной сделке.

ГТК России (в настоящее время переименован в ФТС России) обеспечивает:

– контроль за выполнением российскими лицами требований нормативных актов в области регулирования бартерных сделок в целях обеспечения ввоза на таможенную территорию Российской Федерации в установленные сроки товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортируемым товарам при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля;

– автоматизированный учет и контроль бартерных сделок на основе паспортов бартерных сделок и информации таможенных органов Российской Федерации о перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров в счет исполнения бартерных сделок;

– проведение проверок таможенными органами Российской Федерации предполагаемых фактов неисполнения российскими лицами установленных требований и применение мер воздействия;

– осуществление информационного обмена с другими государственными органами.

Другим требованием, предъявляемым к внешнеторговым бар­терным сделкам, является обязательное выполнение встречных обязательств зарубежного партнера. Иными словами, россий­ские лица, которые заключили внешнеторговые бартерные сдел­ки или от имени которых заключены такие сделки, обязаны обес­печить предусмотренные данными сделками ввоз на таможенную территорию Российской Федерации равноценных по стоимости товаров, оказание иностранными лицами равноценных услуг, выполнение равноценных работ, передачу равноценных исклю­чительных прав на объекты интеллектуальной собственности;

– перечень документов, представляемых российскому лицу для подтверждения факта оказания услуг, выполнения работ, передачи исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставления права на использование объектов интеллектуальной собственности.