2.1 Анализ динамики развития международной торговли
Согласно международно принятым определениям, в частности в ООН, ВТО, ОЭСР, международная торговля - это трансграничный обмен товарами и услугами, совокупность внешней торговли всех стран мира. При этом стоимость экспорта товаров дается в ценах F.O.B., а импорта - C.J.F. На этой терминологической базе построена и международная статистика, данные которой, в зависимости от источника, могут немного отличаться друг от друга.
Основу международной торговли составляет международное разделение труда, которое проявляется в специализации отдельных стран, национальных отраслей экономики и предприятий в производстве товаров и услуг для внешнего рынка. Существует ряд показателей, характеризующих участие страны в международном разделении труда, важнейшим из которых является «экспортная квота», т.е. отношение стоимости экспорта страны к стоимости ВВП этой страны.
Международная торговля товарами и услугами является одним из важнейших и наиболее динамичных факторов глобализации мирового хозяйства и участия в нем национальных экономик.
Странам выгодно экспортировать. Так, в 1950-2012гг. производство ВВП в мире возросло в 5 раз (в постоянных ценах), а товарный экспорт - в 11 раз. При расширении обрабатывающей за этот период в 8 раз ее экспорт увеличили в 20 раз. За последнее десятилетие истекшего века при росте ВВП на мировой экспорт товаров возрос более чем в 2 раза. В результате внешнеторговая квота, т.е. зависимость экономики всех стран от внешней торговли, рассчитанная как отношение стоимости внешнеторгового оборота к стоимости ВВП в мире, за 2000-2012гг. увеличилась с 32 до 40% (табл. 2.1)
Таблица 2.1 Мировой экспорт товаров и услуг Источник: Monthly bulletin of statistics. 2006. №1. WTO: World Trade Developments in 2004 and Prospects for 2005
Показатель |
Стоимость, млрд. дол. |
Среднегодовые темпы роста, % |
|||||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
1990-2003 гг. |
2010 г. |
2011 г. |
||
Товары |
7 274 |
8 907 |
9 600 |
6 |
16 |
21 |
|
Услуги (коммерческие) |
1 763 |
2 125 |
2 500 |
7 |
12 |
18 |
По физическому объему мировая торговля в 2012 г. увеличилась на 6,5%, и, согласно прогнозам ВТО, в 2006 г. этот рост составит порядка 7%.
Сегодня главное и неуклонно растущее место в международной торговле занимают наукоемкие высокотехнологичные товары. Расширение международной торговли этими товарами стимулирует обмен услугами, на ускоренный рост которого влияют также социально-экономические изменения в странах («постиндустриальное развитие») и научно-технический прогресс в мире. В 2012 г. мировой экспорт услуг составил порядка 2,5 трлн. дол. (против 155 млрд. дол. в 1975 г.), или более 20% мировой совокупной торговли товарами и услугами.
Таблица 2.2 Экспорт и импорт мировой торговли
Зоны и страны |
Экспорт |
Импорт |
|
НАФТА 1 204 |
1 888 |
||
в том числе США |
818 |
1 526 |
|
Канада |
304 |
273 |
|
Мексика |
189 |
197 |
|
Китай |
593 |
561 |
|
Япония |
566 |
455 |
|
Республика Корея |
254 |
224 |
|
СНГ |
262 |
150 |
|
в том числе Россия |
182 |
76 |
|
Развитые страны |
5 282 |
5 771 |
|
Развивающиеся страны |
2 779 |
2 570 |
Товарная структура мировой торговли отражает сдвиги, происходящие в экономике стран-участниц и в процессе глобализации хозяйственной жизни. Ведущее место в мировом экспорте занимает продукция обрабатывающей промышленности, доля которой в 2003 г. достигла 75% (70% в 1990 г.). Из этого на долю машин, оборудования и средств транспорта приходится около 40% (36% десятилетие назад), среди которых наиболее динамичной статьей является офисное и телекоммуникационное оборудование - более 13% (9%), тогда как торговля продукцией автомобилестроения стабилизировалась на уровне 9%. Следующей по значению товарной позицией является продукция добывающей промышленности - 12% (14%), в которой главное место занимает топливо.
Нижний этаж - рынок базовых товаров - образует продукция сельского хозяйства и добывающей промышленности.
Средний - полуфабрикаты и готовые изделия, т.е. продукция низких и средних технологий (черная металлургия, строительные материалы, текстиль и другая продукция легкой промышленности. Основные торговые державы - это, как и прежде, экономически высокоразвитые страны, в первую очередь США, Германия, Япония, Франция и Великобритания.
Данные о географии международной торговли товарами представлены в табл. 2.3.
Таблица 2.3 География международной торговли товарами в 2011 г. (млрд. дол.)
Зоны и страны |
Экспорт |
Импорт |
|
ЕС (25 стран) |
3 589 |
3 622 |
|
в том числе Германия |
912 |
718 |
|
Франция |
424 |
442 |
|
Великобритания |
342 |
452 |
|
Италия |
354 |
355 |
|
Голландия |
318 |
284 |
Сохранение лидерства развитых стран в международной торговле обеспечивается прежде всего благодаря экспорту продукции высоких технологий и соответствующих услуг. На них приходится почти мирового экспорта этой продукции, который в стоимостном выражении составляет более 1 трлн. дол.
Следует отметить различие в характере международной торговли ведущих стран. США имеют многолетний пассив торгового баланса, т.е. превышение импорта товаров над экспортом, достигающий 0,5 млрд. дол. и более. Многие развивающиеся страны продолжают по-прежнему серьезно зависеть от экспорта продукции добывающей промышленности (75% вывоза стран Ближнего Востока) и сельского хозяйства (страны Латинской Америки и Африки).
Однако и среди развитых государств есть примеры высокой зависимости от сырьевого экспорта, что объясняется наличием у них естественных конкурентных преимуществ (60% экспорта Норвегии - нефть и газ, Австралия и Канада - руды и металлы, 60% экспорта Новой Зеландии и 67% Исландии - сельскохозяйственные товары).
Самое скромное положение в системе международной торговли занимают наименее развитые страны, к которым принадлежит 50 беднейших государств мира, на долю которых приходится лишь 0,6% мирового экспорта. Разрыв в доходах этих стран по сравнению со странами золотого миллиарда составляет порядка 1: а продолжающаяся их маргинализация чревата опасностями для процесса мирохозяйственной глобализации.
Крупнейшими товарными рынками (производство плюс обмен), определяющими характер мировой торговли, являются рынок машин и транспортного оборудования (с объемом экспортных поставок свыше 3 трлн. рынок минерального топлива, нефти, природного газа и углей (около 1 трлн. а также рынок черных и цветных металлов (около 450 млрд. Значительный рост стоимости поставок топлива за последние годы объясняется главным образом исключительно высокими ценами на нефть.
Специфика современного мирового рынка машин и оборудования состоит в том, что он сегодня во многом определяет материальное содержание процесса глобализации, называемого в современной литературе глобальным производством (global production).
Главными поставщиками автомобилей на мировом рынке выступают Германия (16% стоимости мирового экспорта в 2003 г.), Япония (15%), США Канада Франция (7%), а среди развивающихся стран - Мексика (3,7% - включая реэкспорт) и Южная Корея (около 4%). Главным импортером (почти 30%) являются США. Ежегодно в мире производится до 60 млн. автомобилей, 40% которых экспортируется. Помимо готовых автомобилей, значительная часть продукции этой отрасли экспортируется и импортируется в виде узлов и компонентов для последующей сборки.
Крупнейшим экспортером природного газа является Россия - 200 млрд. м3 в 2012 г. Главными мировыми импортерами нефти и нефтепродуктов выступают США (26%), Западная Европа (24%), страны Юго-Восточной Азии Япония (более 12%). США, Германия и Япония - основные покупатели природного газа - соответственно 20, 15 и 14%. экспорт, как показывает мировой опыт, подвержен резким изменениям спроса и цен, трудно предсказуем и зависит от колебаний рыночной конъюнктуры.
Главными поставщиками услуг остаются США и Великобритания (соответственно 16 и 7% мирового экспорта в 2010 г.), а также Франция, Германия (по 6%). Крупнейшими импортерами выступают США (13%), Германия (10%), Япония (6%). На долю России в 2010 г. пришлось около 0,9% экспорта и импорта услуг в мире.
Данные о структуре мирового экспорта услуг приведены в табл. 2.4.
Как следует из табл. 2.4, за последние 30 лет произошли коренные изменения в мировой торговле услугами. Доля транспортных услуг значительно сократилась в результате расширения сферы туристических и особенно прочих (деловых) услуг, отражающих более высокий уровень жизни и роста значения нематериальных видов деятельности.
Таблица 2.4 Структура мирового экспорта услуг Источник: WTO. International Trade Statistics за соответствующие годы.
Вид услуг |
Год |
|||||
1970 |
1980 |
1990 |
2003 |
2011 |
||
Все виды услуг, млрд. дол., |
63 |
363 |
783 |
1 455 |
2 125 |
|
в том числе доля, %: |
||||||
транспортные услуги |
41 |
37 |
28 |
23 |
23 |
|
туристические услуги |
28 |
32 |
34 |
32 |
30 |
|
прочие виды услуг |
31 |
31 |
38 |
45 |
47 |
Сравнительно новые, быстро развивающиеся виды деловых услуг связаны с обслуживанием бизнеса - предприятий, банков, страховых обществ, торговли, а также СМИ. К этим услугам относятся, в частности, профессиональные и управленческие (консультации, бухгалтерия, аудит); информационные и компьютерные, в том числе программное обеспечение, база данных; передача технологий и ноу-хау; кадровые услуги; операционные - управление предприятием, контроль качества, ликвидация отходов производства; банковские и страховые; лабораторные, рыночные и прогнозные исследования; реклама, продажа, торговое посредничество; услуги в области телекоммуникаций и аренды; ремонт и техобслуживание оборудования; проектирование и строительство объектов; услуги в освоении космоса в гражданских целях.
Информация о способах предоставления услуг приведена в табл. Источник: WTO; World Trade Development 2004 and Prospects for 2005.. 2.5.
Таблица 2.5 Способы предоставления услуг
Трансграничные поставки |
35% |
|
Потребление услуг за границей |
10-15% |
|
Коммерческое присутствие |
50% |
|
Личное присутствие |
1-2% |
Активно растущим сектором деловых услуг в последнее десятилетие стала электронная торговля через Интернет. Объем мировой электронной торговли составил в середине 90-х годов млрд. в начале века - млрд. дол. и порядка трлн. дол. в 2010 г. Каждые месяцев в мире происходит удвоение коммерческих сделок через Интернет, а их потенциал оценивается в 30% ВВП развитых стран. Исключительно большие возможности для роста электронной коммерции представляют сектора торговли и финансов. Преимущества этого вида услуг состоят прежде всего в экономии издержек и времени совершения сделок.
Внешнеторговый оборот Кыргызской Республики (на основе данных таможенной статистики), включая объемы экспортно-импортных операций физических лиц за январь-май 2011г. составил 2150,7 млн.долл.США, и увеличился на 22,4% к соответствующему периоду 2012г. При этом экспорт возрос на 18,2% и составил 755,2 млн.долл.США, а импорт увеличился на 24,9%, составив 1395,5 млн.долл.США.
Сальдо торгового баланса сложилось отрицательным и составило 640,3 млн.долл.США, при этом отрицательное сальдо увеличилось на 33,8% по сравнению с аналогичным периодом 2012г.
Объем экспорта без учета золота составил 322,8 млн.долл.США, что меньше на 4,4%.
Экспорт в страны СНГ увеличился в 1,5 раза, в том числе в Россию возрос на 115,4%, Казахстан в 2 раза, Узбекистан в 1,5 раза.
В страны дальнего зарубежья экспорт возрос на 8,4%, в т.ч. Швейцарию в 4,1 раза, в Турцию в 1,6 раз, КНР в 1,9 раз.
Основную долю в экспорте по-прежнему занимают драгоценные металлы (золото), на сумму 432,4 млн.долл.США, что больше чем в аналогичном периоде 2012 г. на 43,6%.
Вместе с тем, за отчетный период наблюдается снижение объемов традиционных статей экспорта: молокопродуктов почти на 13,8%, табака на 55%, ламп накаливания на 10%.
Экспортные поставки возросли на 20,9 процента и составили 957,5 млн. долларов США за счет увеличения поставок в страны вне СНГ (на 32,9 процента). Дефицит торгового баланса сложился в размере 959,9 млн. долларов США (при 1061,2 млн. - в 2011г.), в том числе со странами СНГ - 729,3 млн., со странами вне СНГ -230,6 млн. долларов США.
График 1. Товарная структура экспорта и импорта в 2011-2012 гг.
Импортные поступленияЭкспорт в ценах ФОБ - цена товара, включающая его стоимость и расходы по доставке до границы страны-экспортера. Импорт в ценах СИФ - цена товара, включающая его стоимость и расходы по страхованию и транспортировке до границы страны-импортера. превысили уровень прошлого года на 3,5 процента, составив 1917,4 млн. долларов (1852,9 млн. долларов в январе-августе 2011г.).
Без учета золота объем экспорта уменьшился на 2,2 процента и составил 543,1 млн. долларов США. Дефицит торгового баланса при этом сложился в размере 1374,3 млн. долларов США.
График 2. Товарная структура импорта в 2011-2012 гг. (в процентах к: итогу)
Товары вывозились в 68 стран, но основной объем экспорта направлялся в Объединенные Арабские Эмираты (25,7 процента в общем объеме экспорта), Швейцарию (19,2 процента), Россию (18,2 процента), Казахстан (10,8 процента), США (9,4 процента). При этом, экспортные поставки в Объединенные Арабские Эмираты возросли в 3,8 раза за счет поставок золота, США - в 4,7 раза (поставки неорганических химических веществ). Увеличились объемы поставок в Россию в 1,5 раза и Казахстан - на 32,6 процента. Существенно уменьшились объемы экспорта во Францию - в 6,3 раза и в Узбекистан - в 4,1 раза.
Таблица 2.6 Анализ внешнеторгового оборота Кыргызской Республики за 2010-2011 г. (включая объемы физических лиц) (в млн.долл.США)
2010 г. |
2011 г. |
% соот.2010 к 2011г. |
||
ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ - всего |
4040,0 |
3063,1 |
75,8% |
|
в том числе: |
||||
ЭКСПОРТ |
1142,2 |
923,6 |
80,9% |
|
в т.ч. без золота |
871,5 |
639,6 |
73,4% |
|
ИМПОРТ |
2897,8 |
2139,5 |
73,8% |
|
САЛЬДО торгового баланса |
-1755,6 |
-1215,9 |
69,3% |
Импортировались товары, в основном, из России, Китая, Казахстана, США, Германии, Турции, Японии и Беларуси. Рост импортных поступлений обусловлен увеличением ввоза товаров из США и Швейцарии - в 1,6 раза, Объединенных Арабских Эмиратов - на 30,8 процента, Великобритании - на 30,4, Турции - на 15,6, Японии - на 14,9, Беларуси - на 13,7, Казахстана - на 3,0 процента. Снизились объемы импорта из Германии на 20,9 процента, Узбекистана - на 15,6 процента, России - на 5,0 процента Токтомаматов К. Ш. Современные аспекты социально-экономического развития Кыргызской Республики. - Б., 2009. .
График 3
В 2012г. экспортные поставки по сравнению с январем-августом 2011г. увеличились на 165,8 млн. долларов США за счет их роста в страны вне СНГ (на 156,4 млн. долларов) Годовой Отчет Национального Статистического Комитета за 2008-2010г., май 2010. . Увеличение объемов экспорта обеспечивалось повышением поставок природного или культивированного жемчуга, драгоценных или полудрагоценных камней (на 177,2 млн. долларов), текстиля и текстильных изделий (на 39,1 млн.), недрагоценных металлов и изделий из них (на 10,4 млн. долларов). В то же время, снизился объем поставок минеральных продуктов (на 67,4 млн. долларов).
Таблица 2.7 Внешнеторговый оборот Кыргызской Республики с отдельными странами 2010-2011гг.
СТРАНЫ |
Доля в общем товарообороте КР |
Экспорт, млн. долл. США |
Январь-сентябрь 2011 г. к январю-сентябрю 2010 г. |
Импорт, млн. долл. США |
Январь-сентябрь 2011 г. к январю-сентябрю 2010 г. |
|
Всего КР |
923,6 |
80,9% |
2139,5 |
73,8% |
||
в т.ч. |
||||||
Россия |
30,2% |
135,3 |
57,0% |
788,7 |
69,4% |
|
Китай |
13,6% |
14,1 |
38,1% |
402,1 |
83,9% |
|
Казахстан |
10,9% |
90,9 |
58,9% |
243,7 |
91,8% |
|
Узбекистан |
7,1% |
130,3 |
74,9% |
85,8 |
75,6% |
|
Швейцария |
6,7% |
198,3 |
80,3% |
7,8 |
121,9% |
|
Франция |
5,4% |
147,8 |
233,9% |
16,5 |
119,6% |
|
ОАЭ |
3,2% |
94,5 |
219,8% |
4,3 |
48,9% |
|
США |
3,1% |
19,4 |
461,9% |
74,2 |
92,4% |
|
Германия |
2,5% |
4,6 |
32,2% |
71,4 |
33,4% |
|
Турция |
2,2% |
18,4 |
62,4% |
50,5 |
79,3% |
|
Украина |
2,1% |
2,2 |
53,7% |
63,4 |
91,4% |
|
Беларусь |
1,6% |
1,8 |
51,4% |
48,2 |
136,5% |
|
Япония |
1,4% |
0 |
0,0% |
44 |
44,0% |
|
Афганистан |
0,5% |
13,9 |
35,1% |
0,2 |
50,0% |
|
Таджикистан |
0,5% |
11,7 |
62,9% |
3,3 |
113,8% |
В отчетном периоде значительно увеличился товарооборот Кыргызской Республики с Францией в 2,3 раза (на 87,3 млн.долл.США за счет экспорта спецпродукции), ОАЭ на 90,7% (на 47,0 млн.долл. за счет экспорта золота), Беларусью на 28,9% (на 11,2 млн.долл. за счет импорта тракторов), США на 10,8% (на 9,1 млн.долл. за счет экспорта спецпродукции).
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы организации международного бизнеса
- 1.1 Понятие и сущность международного бизнеса
- 1.2 Основные формы организации международного бизнеса
- 1.3 Регулирование международного бизнеса
- Глава 2. Анализ развития международного бизнеса в КР
- 2.1 Анализ динамики развития международной торговли
- 2.2 Анализ снижения рисков в международном бизнесе
- 2.3 Анализ безопасности в международном бизнесе
- Глава 3. Проблемы и пути совершенствования бизнеса в Кыргызской Республике
- 3.1 Проблемы развития бизнеса в Кыргызской Республике
- 3.Причины возникновения государственного долга Кыргызской Республики.
- Кыргызская Республика*(86)
- Статья 391-1. Незаконный провоз лиц или выезд граждан Кыргызской Республики через Государственную границу Кыргызской Республики
- Закон кыргызской республики
- Проблемы малого и среднего бизнеса в кр
- Глава 2. Национальный банк и денежно-кредитная политика Кыргызской Республики.
- 2.1. Динамика сотрудничества между ес и Кыргызской Республикой на современном этапе.
- В Кыргызской Республике