logo
Анализ развития международного бизнеса в Кыргызской Республике

2.1 Анализ динамики развития международной торговли

Согласно международно принятым определениям, в частности в ООН, ВТО, ОЭСР, международная торговля - это трансграничный обмен товарами и услугами, совокупность внешней торговли всех стран мира. При этом стоимость экспорта товаров дается в ценах F.O.B., а импорта - C.J.F. На этой терминологической базе построена и международная статистика, данные которой, в зависимости от источника, могут немного отличаться друг от друга.

Основу международной торговли составляет международное разделение труда, которое проявляется в специализации отдельных стран, национальных отраслей экономики и предприятий в производстве товаров и услуг для внешнего рынка. Существует ряд показателей, характеризующих участие страны в международном разделении труда, важнейшим из которых является «экспортная квота», т.е. отношение стоимости экспорта страны к стоимости ВВП этой страны.

Международная торговля товарами и услугами является одним из важнейших и наиболее динамичных факторов глобализации мирового хозяйства и участия в нем национальных экономик.

Странам выгодно экспортировать. Так, в 1950-2012гг. производство ВВП в мире возросло в 5 раз (в постоянных ценах), а товарный экспорт - в 11 раз. При расширении обрабатывающей за этот период в 8 раз ее экспорт увеличили в 20 раз. За последнее десятилетие истекшего века при росте ВВП на мировой экспорт товаров возрос более чем в 2 раза. В результате внешнеторговая квота, т.е. зависимость экономики всех стран от внешней торговли, рассчитанная как отношение стоимости внешнеторгового оборота к стоимости ВВП в мире, за 2000-2012гг. увеличилась с 32 до 40% (табл. 2.1)

Таблица 2.1 Мировой экспорт товаров и услуг Источник: Monthly bulletin of statistics. 2006. №1. WTO: World Trade Developments in 2004 and Prospects for 2005

Показатель

Стоимость, млрд. дол.

Среднегодовые темпы роста, %

2010 г.

2011 г.

2012 г.

1990-2003 гг.

2010 г.

2011 г.

Товары

7 274

8 907

9 600

6

16

21

Услуги (коммерческие)

1 763

2 125

2 500

7

12

18

По физическому объему мировая торговля в 2012 г. увеличилась на 6,5%, и, согласно прогнозам ВТО, в 2006 г. этот рост составит порядка 7%.

Сегодня главное и неуклонно растущее место в международной торговле занимают наукоемкие высокотехнологичные товары. Расширение международной торговли этими товарами стимулирует обмен услугами, на ускоренный рост которого влияют также социально-экономические изменения в странах («постиндустриальное развитие») и научно-технический прогресс в мире. В 2012 г. мировой экспорт услуг составил порядка 2,5 трлн. дол. (против 155 млрд. дол. в 1975 г.), или более 20% мировой совокупной торговли товарами и услугами.

Таблица 2.2 Экспорт и импорт мировой торговли

Зоны и страны

Экспорт

Импорт

НАФТА 1 204

1 888

в том числе США

818

1 526

Канада

304

273

Мексика

189

197

Китай

593

561

Япония

566

455

Республика Корея

254

224

СНГ

262

150

в том числе Россия

182

76

Развитые страны

5 282

5 771

Развивающиеся страны

2 779

2 570

Товарная структура мировой торговли отражает сдвиги, происходящие в экономике стран-участниц и в процессе глобализации хозяйственной жизни. Ведущее место в мировом экспорте занимает продукция обрабатывающей промышленности, доля которой в 2003 г. достигла 75% (70% в 1990 г.). Из этого на долю машин, оборудования и средств транспорта приходится около 40% (36% десятилетие назад), среди которых наиболее динамичной статьей является офисное и телекоммуникационное оборудование - более 13% (9%), тогда как торговля продукцией автомобилестроения стабилизировалась на уровне 9%. Следующей по значению товарной позицией является продукция добывающей промышленности - 12% (14%), в которой главное место занимает топливо.

Нижний этаж - рынок базовых товаров - образует продукция сельского хозяйства и добывающей промышленности.

Средний - полуфабрикаты и готовые изделия, т.е. продукция низких и средних технологий (черная металлургия, строительные материалы, текстиль и другая продукция легкой промышленности. Основные торговые державы - это, как и прежде, экономически высокоразвитые страны, в первую очередь США, Германия, Япония, Франция и Великобритания.

Данные о географии международной торговли товарами представлены в табл. 2.3.

Таблица 2.3 География международной торговли товарами в 2011 г. (млрд. дол.)

Зоны и страны

Экспорт

Импорт

ЕС (25 стран)

3 589

3 622

в том числе Германия

912

718

Франция

424

442

Великобритания

342

452

Италия

354

355

Голландия

318

284

Сохранение лидерства развитых стран в международной торговле обеспечивается прежде всего благодаря экспорту продукции высоких технологий и соответствующих услуг. На них приходится почти мирового экспорта этой продукции, который в стоимостном выражении составляет более 1 трлн. дол.

Следует отметить различие в характере международной торговли ведущих стран. США имеют многолетний пассив торгового баланса, т.е. превышение импорта товаров над экспортом, достигающий 0,5 млрд. дол. и более. Многие развивающиеся страны продолжают по-прежнему серьезно зависеть от экспорта продукции добывающей промышленности (75% вывоза стран Ближнего Востока) и сельского хозяйства (страны Латинской Америки и Африки).

Однако и среди развитых государств есть примеры высокой зависимости от сырьевого экспорта, что объясняется наличием у них естественных конкурентных преимуществ (60% экспорта Норвегии - нефть и газ, Австралия и Канада - руды и металлы, 60% экспорта Новой Зеландии и 67% Исландии - сельскохозяйственные товары).

Самое скромное положение в системе международной торговли занимают наименее развитые страны, к которым принадлежит 50 беднейших государств мира, на долю которых приходится лишь 0,6% мирового экспорта. Разрыв в доходах этих стран по сравнению со странами золотого миллиарда составляет порядка 1: а продолжающаяся их маргинализация чревата опасностями для процесса мирохозяйственной глобализации.

Крупнейшими товарными рынками (производство плюс обмен), определяющими характер мировой торговли, являются рынок машин и транспортного оборудования (с объемом экспортных поставок свыше 3 трлн. рынок минерального топлива, нефти, природного газа и углей (около 1 трлн. а также рынок черных и цветных металлов (около 450 млрд. Значительный рост стоимости поставок топлива за последние годы объясняется главным образом исключительно высокими ценами на нефть.

Специфика современного мирового рынка машин и оборудования состоит в том, что он сегодня во многом определяет материальное содержание процесса глобализации, называемого в современной литературе глобальным производством (global production).

Главными поставщиками автомобилей на мировом рынке выступают Германия (16% стоимости мирового экспорта в 2003 г.), Япония (15%), США Канада Франция (7%), а среди развивающихся стран - Мексика (3,7% - включая реэкспорт) и Южная Корея (около 4%). Главным импортером (почти 30%) являются США. Ежегодно в мире производится до 60 млн. автомобилей, 40% которых экспортируется. Помимо готовых автомобилей, значительная часть продукции этой отрасли экспортируется и импортируется в виде узлов и компонентов для последующей сборки.

Крупнейшим экспортером природного газа является Россия - 200 млрд. м3 в 2012 г. Главными мировыми импортерами нефти и нефтепродуктов выступают США (26%), Западная Европа (24%), страны Юго-Восточной Азии Япония (более 12%). США, Германия и Япония - основные покупатели природного газа - соответственно 20, 15 и 14%. экспорт, как показывает мировой опыт, подвержен резким изменениям спроса и цен, трудно предсказуем и зависит от колебаний рыночной конъюнктуры.

Главными поставщиками услуг остаются США и Великобритания (соответственно 16 и 7% мирового экспорта в 2010 г.), а также Франция, Германия (по 6%). Крупнейшими импортерами выступают США (13%), Германия (10%), Япония (6%). На долю России в 2010 г. пришлось около 0,9% экспорта и импорта услуг в мире.

Данные о структуре мирового экспорта услуг приведены в табл. 2.4.

Как следует из табл. 2.4, за последние 30 лет произошли коренные изменения в мировой торговле услугами. Доля транспортных услуг значительно сократилась в результате расширения сферы туристических и особенно прочих (деловых) услуг, отражающих более высокий уровень жизни и роста значения нематериальных видов деятельности.

Таблица 2.4 Структура мирового экспорта услуг Источник: WTO. International Trade Statistics за соответствующие годы.

Вид услуг

Год

1970

1980

1990

2003

2011

Все виды услуг, млрд. дол.,

63

363

783

1 455

2 125

в том числе доля, %:

транспортные услуги

41

37

28

23

23

туристические услуги

28

32

34

32

30

прочие виды услуг

31

31

38

45

47

Сравнительно новые, быстро развивающиеся виды деловых услуг связаны с обслуживанием бизнеса - предприятий, банков, страховых обществ, торговли, а также СМИ. К этим услугам относятся, в частности, профессиональные и управленческие (консультации, бухгалтерия, аудит); информационные и компьютерные, в том числе программное обеспечение, база данных; передача технологий и ноу-хау; кадровые услуги; операционные - управление предприятием, контроль качества, ликвидация отходов производства; банковские и страховые; лабораторные, рыночные и прогнозные исследования; реклама, продажа, торговое посредничество; услуги в области телекоммуникаций и аренды; ремонт и техобслуживание оборудования; проектирование и строительство объектов; услуги в освоении космоса в гражданских целях.

Информация о способах предоставления услуг приведена в табл. Источник: WTO; World Trade Development 2004 and Prospects for 2005.. 2.5.

Таблица 2.5 Способы предоставления услуг

Трансграничные поставки

35%

Потребление услуг за границей

10-15%

Коммерческое присутствие

50%

Личное присутствие

1-2%

Активно растущим сектором деловых услуг в последнее десятилетие стала электронная торговля через Интернет. Объем мировой электронной торговли составил в середине 90-х годов млрд. в начале века - млрд. дол. и порядка трлн. дол. в 2010 г. Каждые месяцев в мире происходит удвоение коммерческих сделок через Интернет, а их потенциал оценивается в 30% ВВП развитых стран. Исключительно большие возможности для роста электронной коммерции представляют сектора торговли и финансов. Преимущества этого вида услуг состоят прежде всего в экономии издержек и времени совершения сделок.

Внешнеторговый оборот Кыргызской Республики (на основе данных таможенной статистики), включая объемы экспортно-импортных операций физических лиц за январь-май 2011г. составил 2150,7 млн.долл.США, и увеличился на 22,4% к соответствующему периоду 2012г. При этом экспорт возрос на 18,2% и составил 755,2 млн.долл.США, а импорт увеличился на 24,9%, составив 1395,5 млн.долл.США.

Сальдо торгового баланса сложилось отрицательным и составило 640,3 млн.долл.США, при этом отрицательное сальдо увеличилось на 33,8% по сравнению с аналогичным периодом 2012г.

Объем экспорта без учета золота составил 322,8 млн.долл.США, что меньше на 4,4%.

Экспорт в страны СНГ увеличился в 1,5 раза, в том числе в Россию возрос на 115,4%, Казахстан в 2 раза, Узбекистан в 1,5 раза.

В страны дальнего зарубежья экспорт возрос на 8,4%, в т.ч. Швейцарию в 4,1 раза, в Турцию в 1,6 раз, КНР в 1,9 раз.

Основную долю в экспорте по-прежнему занимают драгоценные металлы (золото), на сумму 432,4 млн.долл.США, что больше чем в аналогичном периоде 2012 г. на 43,6%.

Вместе с тем, за отчетный период наблюдается снижение объемов традиционных статей экспорта: молокопродуктов почти на 13,8%, табака на 55%, ламп накаливания на 10%.

Экспортные поставки возросли на 20,9 процента и составили 957,5 млн. долларов США за счет увеличения поставок в страны вне СНГ (на 32,9 процента). Дефицит торгового баланса сложился в размере 959,9 млн. долларов США (при 1061,2 млн. - в 2011г.), в том числе со странами СНГ - 729,3 млн., со странами вне СНГ -230,6 млн. долларов США.

График 1. Товарная структура экспорта и импорта в 2011-2012 гг.

Импортные поступленияЭкспорт в ценах ФОБ - цена товара, включающая его стоимость и расходы по доставке до границы страны-экспортера. Импорт в ценах СИФ - цена товара, включающая его стоимость и расходы по страхованию и транспортировке до границы страны-импортера. превысили уровень прошлого года на 3,5 процента, составив 1917,4 млн. долларов (1852,9 млн. долларов в январе-августе 2011г.).

Без учета золота объем экспорта уменьшился на 2,2 процента и составил 543,1 млн. долларов США. Дефицит торгового баланса при этом сложился в размере 1374,3 млн. долларов США.

График 2. Товарная структура импорта в 2011-2012 гг. (в процентах к: итогу)

Товары вывозились в 68 стран, но основной объем экспорта направлялся в Объединенные Арабские Эмираты (25,7 процента в общем объеме экспорта), Швейцарию (19,2 процента), Россию (18,2 процента), Казахстан (10,8 процента), США (9,4 процента). При этом, экспортные поставки в Объединенные Арабские Эмираты возросли в 3,8 раза за счет поставок золота, США - в 4,7 раза (поставки неорганических химических веществ). Увеличились объемы поставок в Россию в 1,5 раза и Казахстан - на 32,6 процента. Существенно уменьшились объемы экспорта во Францию - в 6,3 раза и в Узбекистан - в 4,1 раза.

Таблица 2.6 Анализ внешнеторгового оборота Кыргызской Республики за 2010-2011 г. (включая объемы физических лиц) (в млн.долл.США)

2010 г.

2011 г.

% соот.2010 к 2011г.

ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ - всего

4040,0

3063,1

75,8%

в том числе:

ЭКСПОРТ

1142,2

923,6

80,9%

в т.ч. без золота

871,5

639,6

73,4%

ИМПОРТ

2897,8

2139,5

73,8%

САЛЬДО торгового баланса

-1755,6

-1215,9

69,3%

Импортировались товары, в основном, из России, Китая, Казахстана, США, Германии, Турции, Японии и Беларуси. Рост импортных поступлений обусловлен увеличением ввоза товаров из США и Швейцарии - в 1,6 раза, Объединенных Арабских Эмиратов - на 30,8 процента, Великобритании - на 30,4, Турции - на 15,6, Японии - на 14,9, Беларуси - на 13,7, Казахстана - на 3,0 процента. Снизились объемы импорта из Германии на 20,9 процента, Узбекистана - на 15,6 процента, России - на 5,0 процента Токтомаматов К. Ш. Современные аспекты социально-экономического развития Кыргызской Республики. - Б., 2009. .

График 3

В 2012г. экспортные поставки по сравнению с январем-августом 2011г. увеличились на 165,8 млн. долларов США за счет их роста в страны вне СНГ (на 156,4 млн. долларов) Годовой Отчет Национального Статистического Комитета за 2008-2010г., май 2010. . Увеличение объемов экспорта обеспечивалось повышением поставок природного или культивированного жемчуга, драгоценных или полудрагоценных камней (на 177,2 млн. долларов), текстиля и текстильных изделий (на 39,1 млн.), недрагоценных металлов и изделий из них (на 10,4 млн. долларов). В то же время, снизился объем поставок минеральных продуктов (на 67,4 млн. долларов).

Таблица 2.7 Внешнеторговый оборот Кыргызской Республики с отдельными странами 2010-2011гг.

СТРАНЫ

Доля в общем товарообороте КР

Экспорт, млн. долл. США

Январь-сентябрь 2011 г. к январю-сентябрю 2010 г.

Импорт, млн. долл. США

Январь-сентябрь 2011 г. к январю-сентябрю 2010 г.

Всего КР

923,6

80,9%

2139,5

73,8%

в т.ч.

Россия

30,2%

135,3

57,0%

788,7

69,4%

Китай

13,6%

14,1

38,1%

402,1

83,9%

Казахстан

10,9%

90,9

58,9%

243,7

91,8%

Узбекистан

7,1%

130,3

74,9%

85,8

75,6%

Швейцария

6,7%

198,3

80,3%

7,8

121,9%

Франция

5,4%

147,8

233,9%

16,5

119,6%

ОАЭ

3,2%

94,5

219,8%

4,3

48,9%

США

3,1%

19,4

461,9%

74,2

92,4%

Германия

2,5%

4,6

32,2%

71,4

33,4%

Турция

2,2%

18,4

62,4%

50,5

79,3%

Украина

2,1%

2,2

53,7%

63,4

91,4%

Беларусь

1,6%

1,8

51,4%

48,2

136,5%

Япония

1,4%

0

0,0%

44

44,0%

Афганистан

0,5%

13,9

35,1%

0,2

50,0%

Таджикистан

0,5%

11,7

62,9%

3,3

113,8%

В отчетном периоде значительно увеличился товарооборот Кыргызской Республики с Францией в 2,3 раза (на 87,3 млн.долл.США за счет экспорта спецпродукции), ОАЭ на 90,7% (на 47,0 млн.долл. за счет экспорта золота), Беларусью на 28,9% (на 11,2 млн.долл. за счет импорта тракторов), США на 10,8% (на 9,1 млн.долл. за счет экспорта спецпродукции).