Анализ развития международного бизнеса в Кыргызской Республике

курсовая работа

1.3 Регулирование международного бизнеса

Развитие международного бизнеса обусловливает необходимость существования эффективного механизма регулирования его на государственном, международном и наднациональном уровнях.

Целью такого регулирования являются:

-обеспечение сбалансированности сфер и отраслей страны в условиях максимальной свободы международного движения товаров и факторов их производства;

-стимулирование развития внешнеэкономических связей субъектов предпринимательской деятельности;

-создание предпосылок для широкой интеграции национальной экономики в мировое хозяйство;

-защита национальных экономических интересов в целом и отдельных субъектов международного бизнеса в частности;

-создание равных возможностей всем субъектам международного бизнеса.

Международно-правовые принципы согласованного регулирования международной торговли Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008. С.-124.

Отношения, возникающие в области внешней торговли и в других видах внешнеэкономических связей, составляют весьма обширную и важную сферу международного сотрудничества, урегулированного нормами международного права. Фундамент международного правопорядка образуют основные принципы международного права. Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН и носят характер jus cogens, т.е. являются обязательствами высшего порядка и не могут быть отменены государствами ни индивидуально, ни по соглашению между собой.

Принцип наибольшего благоприятствования. Под режимом наиболее благоприятствуемой нации понимается не менее благоприятный режим, предоставляемый государствами друг другу в международном договорном порядке в области торговли, мореплавания, правового положения граждан, таможенных пошлин и т.д., чем тот, который предоставлен или будет предоставлен каждой из договаривающихся сторон любой третьей. В современной торгово-экономической практике государств встречаются различные формулировки соответствующего договорного положения о взаимном предоставлении РНБ. Но чаще всего встречаются т.н. "позитивная" или "негативная" формулировки. В первом случае речь идет о праве воспользоваться режимом наибольшего благоприятствования, во втором - о праве на не менее благоприятный, по сравнению с любой третьей страной, режим.

Принцип национального режима подразумевает предоставление государством иностранным юридическим и физическим лицам, товарам и услугам режима, аналогичного тому, которым пользуются, соответственно, отечественные юридические и физические лица, товары, услуги и т.п.

Принцип национального режима наряду с принципом наибольшего благоприятствования в современном международном экономическом праве является существенным инструментом обеспечения равноправного торгово-политического режима.

Принцип гласности внешнеторгового законодательства позволяет планировать внешнеторговые операции с учетом всевозможных препятствий, которые могут появиться в будущем в связи с изменением внешнеторгового законодательства.

Понятие внешнеторгового законодательства включает в себя: законы, правила, судебные решения и административные распоряжения общего характера относительно классификации или оценки товаров для таможенных целей, или ставок пошлин, налогов или других сборов, или требований, ограничений, или запрещений импорта или экспорта, перевода платежей за них, или влияющие на их продажу распределение, транспортировку, страхование, хранение на складах, осмотр, выставление на обозрение, обработку, смешивание или другое использование; межгосударственные и межправительственные соглашения.

Принцип преференциального режима. Суть Общей системы преференций состоит в предоставлении развивающимся странам преимуществ по доступу их товаров на рынки развитых стран. Основной формой преференций являются тарифные льготы, фиксируемые в виде пониженных ставок импортных пошлин.

Практически все развитые страны в той или иной форме реализуют преференциальные условия в отношении импорта из развивающихся и менее развитых стран. В настоящее время действуют системы преференций в ЕС, Норвегии, Японии, США, Швейцарии, Австралии, Новой Зеландии, Канаде, Польше, Болгарии, Венгрии и т.д.

Двусторонние соглашения международной торговли

Принципы международного и международного экономического права формируют общие направления и рамки взаимодействия государств в торгово-экономической сфере. Фиксация особенностей сотрудничества конкретных государств, применение конвенционных принципов международного экономического права, закрепление международно-правовых обязательств в области торгово-политического регулирования обеспечивается посредством двусторонних и многосторонних соглашений.

Что касается двустороннего регулирования торговой политики то, как таковые, договоры, посвященные исключительно вопросам формирования торгового режима, практически не существуют. Наиболее распространены договоры общего, рамочного политического характера, в частности, договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Управление внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов: Учебное пособие/под ред. д.э.н., проф. Э.Э. Батизи. - М.: ИНФРА-М, 2008. Международному праву в области двустороннего регулирования торгового порядка известны также некоторые специальные виды международных договоров. К ним относятся торговые договоры, договоры о торговле и мореплавании и сходные с ними другие договоры).

Многосторонние соглашения международной торговли

В современном мире центр тяжести сместился в сторону многостороннего экономического сотрудничества. С точки зрения выработки норм, регулирующих торговую политику в международном праве, доказательством этому служит то, что подавляющее большинство стран мира (132) входит в универсальную многостороннюю систему торгово-политического регулирования ГАТТ/ВТО, 30 стран подали официальные заявки на вступление в нее, а ряд стран, не являющихся членами ГАТТ/ВТО применяют их в рамках уже упомянутых соглашений о партнерстве и сотрудничестве, торговые разделы которых целиком построены на нормах ГАТТ. Международные Товарные Соглашения и Общий фонд для сырьевых товаров (103 государства-члена) и др. Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008.

Делись добром ;)