1.2 Основные формы организации международного бизнеса
Одной из основных тенденций, характеризующих мировую экономику на современном этапе развития, является ее глобализация. При этом, во-первых, возрастает межгосударственная и межфирменная конкурентная борьба за экономические ресурсы и рынки сбыта, во-вторых, происходит поэтапное развитие межгосударственных союзов сопряженных стран, создаваемых с целью достижения глобальных преимуществ перед общими конкурентами на мировом рынке (ЕС, НАФТА, АСЕАН и др.). Одновременно мощный импульс развития получает интеграционная хозяйственная деятельность на уровне компаний: все возрастающий уровень международной конкуренции вынуждает компании искать пути объединения потенциалов и сотрудничества в борьбе за выживание либо рыночное лидерство. Установление деловых партнерских отношений между компаниями различных стран и создание деловых структур различной степени интегрированности - одна из самых распространенных организационных стратегий в последние десятилетия Ю.А. Григорьев "Практика внешнеэкономической деятельности", М.: "Паимс", 2009.
Сотрудничая между собой, фирмы все чаще образуют стратегические альянсы. С середины 1980-х г. их число в мире ежегодно возрастало более чем на 25%, 6% всех доходов, получаемых 1000 крупнейших корпораций США, приходится на альянсы, что в четыре раза превысило показатель 1987.
В практике современного международного бизнеса выработаны разнообразные, в том числе достаточно гибкие, формы международной кооперации, к числу которых относятся:
лицензионный договор - использование авторского права, товарного знака, патента;
сопроизводство - изготовление комплексного изделия или его компонент одним из зарубежных партнеров;
контракт-менеджмент - передача одним из партнеров другому ноу-хау в области менеджмента;
франчайзинг - выдача лицензии на определенную деятельность с предоставлением дополнительной управленческой, маркетинговой и технологической поддержки;
стратегический альянс - формальный или неформальный союз, создаваемый с целью объединения ресурсов для решения задач реорганизации, повышения рыночной эффективности и т. д., либо достижения "эффекта масштаба", либо с другими целями;
совместное предприятие - одна из распространенных форм стратегического альянса, сопряженная с созданием новой компании юридически и экономически самостоятельными предприятиями;
многонациональная компания - наиболее "жесткая" форма международного сотрудничества, основанная на механизме акционерного участия и/или других способах корпоративного контроля.
Организация, формы и структурные особенности различных МНК могут быть достаточно разнообразными. Тем не менее можно выделить следующие основные принципы, лежащие в основе МНК и отличающие эту форму организации международного бизнеса от других форм международного бизнеса, в частности МСА:
1. корпоративная целостность, основанная на принципе акционерного участия;
2. ориентация на достижение единых для компаний МНК стратегических целей и решение общих стратегических задач;
3. наличие единой управленческой вертикали (с различной степенью жесткости) и единого центра контроля в виде холдинговой компании, банка либо группы взаимосвязанных компаний;
4. бессрочный характер существования МНК. Наряду с термином "многонациональный" для определения бизнеса, ведущего международные операции по всему миру, часто используют понятия "мировой" или "глобальный". При этом предполагается, что менеджмент глобальной компании:
5. применяет глобальный, интегрированный подход к бизнесу с целью поиска новых рыночных возможностей, оценки возможных угроз для бизнеса со стороны конкурентов, поиска новых ресурсов для расширения деятельности (включая человеческие и финансовые ресурсы);
6. стремится закрепить присутствие компании на ключевых страновых (региональных) рынках;
7. ориентирован на поиск общих черт, присущих различным географическим рынкам.
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы организации международного бизнеса
- 1.1 Понятие и сущность международного бизнеса
- 1.2 Основные формы организации международного бизнеса
- 1.3 Регулирование международного бизнеса
- Глава 2. Анализ развития международного бизнеса в КР
- 2.1 Анализ динамики развития международной торговли
- 2.2 Анализ снижения рисков в международном бизнесе
- 2.3 Анализ безопасности в международном бизнесе
- Глава 3. Проблемы и пути совершенствования бизнеса в Кыргызской Республике
- 3.1 Проблемы развития бизнеса в Кыргызской Республике
- 3.Причины возникновения государственного долга Кыргызской Республики.
- Кыргызская Республика*(86)
- Статья 391-1. Незаконный провоз лиц или выезд граждан Кыргызской Республики через Государственную границу Кыргызской Республики
- Закон кыргызской республики
- Проблемы малого и среднего бизнеса в кр
- Глава 2. Национальный банк и денежно-кредитная политика Кыргызской Республики.
- 2.1. Динамика сотрудничества между ес и Кыргызской Республикой на современном этапе.
- В Кыргызской Республике