logo search
DO_ak_meo

Инструменты регулирования миграции рабочей силы

Все страны мира активно воздействуют на процессы экспорта и импорта рабочей силы. Цель межгосударственной миграционной политики – максимизация положительных эффектов международной миграции, минимизация отрицательных последствий этого явления, как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов.

Механизм национального и международного регулирования миграции рабочей силы включает в себя совокупность следующих инструментов:

На международном уровне создано несколько организаций, работа которых направлена на упорядочение процессов миграции.

Международная организация труда (МОТ) создана в 1919 г, в 1946 г стала специализированным учреждением ООН. В рамках МОТ принимаются конвенции и рекомендации, устанавливающие трудовые стандарты в области з/платы, продолжительности рабочего дня, отпусков и охраны труда. Принято 172 конвенции и 181 рекомендация.

Международная организация по миграции (МОМ), организована в 1949 г. Основными функциями МОМ являются: осуществление упорядоченной и запланированной миграции граждан, организация передвижения беженцев, предотвращение «утечки умов», консультации по вопросам миграции. МОМ не входит в учреждения ООН, но тесно сотрудничает.

Система постоянного наблюдения за миграцией СОПЕМИкоординирует деятельность национальных иммиграционных управлений (создана странами-членами ОЭСР). В межправительственных соглашениях о найме иностранной рабочей силы оговариваются условия пребывания мигрантов в принимающей стране, соблюдение которых призвано защитить интересы мигрантов.

Правовой основой осуществления деятельности государственных органов Республики Беларусь в сфере миграции, в первую очередь, являются Конституция Республики Беларусь, а также законы «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (1993 г.), «О гражданстве Республики Беларусь» (1991 г.), «О беженцах» (1995 г.), «О внешней трудовой миграции» (1998 г) и др. Данные правовые акты регламентируют порядок осуществления контроля со стороны государства в основном за легальным перемещением населения, въездом граждан и лиц без гражданства на территорию Республики Беларусь и выездом за ее пределы. Функции регулирования и контроля возложены на Комитет по миграции при Министерстве труда. В целях координации усилий органов государственного управления, причастных к решению проблем миграции, разработана общегосударственная миграционная программа на 2001-2005 годы.

Для создания базы регулируемой миграции применяются согласованные стратегии на двустороннем уровне путем заключения межправительственных соглашений о трудовой деятельности и социальной защите граждан. Беларусь заключила межправительственные соглашения о временной трудовой деятельности и социальной защите граждан, работающих за пределами своих государств, с Российской Федерацией, Республикой Молдова, Украиной, Республикой Польша, Литовской Республикой, Республикой Казахстан и Республикой Армения. На различных стадиях разработки находятся соглашения с Югославией, Арменией, Монголией, Китаем.

Соглашения обеспечивают соблюдение прав и законных интересов трудящихся-мигрантов, равенство оплаты их труда с гражданами государства трудоустройства, выплату льгот и компенсаций при досрочном расторжении трудового договора (контракта), а также в случае получения увечья, профессионального заболевания или иного повреждения здоровья, связанного с выполнением трудовых обязанностей. Соглашения предусматривают порядок и условия государственного страхования, оказания медицинской помощи, покрытия расходов на проезд, а также меры по регулированию ввоза и вывоза личного имущества, инструментов и оборудования, выплаты налогов и перевода денежных средств.