6. Классификация фирм функционирующих на мировом рынке, их виды специализация и основные организационные формы.
Фирма - это обособившаяся в процессе общественного разделения труда хозяйственная единица современного капиталистического хозяйства, зарегистрированная в соответствующей правовой форме. В качестве юридически самостоятельных фирм могут выступать хозяйственные единицы отдельных отраслей экономики с различной концентрацией капитала и производства, разнообразием форм собственности и правовых форм, с разной национальной принадлежностью. Фирмы классифицируются по целому ряду критериев.
По виду хозяйственной деятельности и характеру операций фирмы делятся на:
промышленные;
сельскохозяйственные и агропромышленные;
торговые;
транспортные;
страховые;
инжиниринговые;
лизинговые и др.
Промышленные компании составляют одну из самых многочисленных групп. К их числу относят фирмы, в которых 50% оборота и более составляет продукция их собственных предприятий. Так, в США, Японии и ФРГ таких компаний более 2 млн. Ведущее положение среди них принадлежит автомобильным, авиакосмическим, машиностроительным, электротехническим, электронным и приборостроительным фирмам.
В ряде стран с высокоразвитой рыночной экономикой (США, ФРГ, Франции, Бельгии, Нидерландах, Швеции, Дании, Канаде, Австралии, Новой Зеландии) и в некоторых развивающихся странах (Аргентине, Бразилии, Мексике) весомое место занимают сельскохозяйственные и агропромышленные компании, осуществляющие переработку и сбыт основных видов продукции крестьянских хозяйств. По численности эта группа уступает промышленным фирмам. К тому же, роль агропромышленных фирм фактически играют крупнейшие пищевкусовые монополии.
Торговые фирмы занимаются операциями купли-продажи и могут входить в систему сбыта промышленных фирм либо быть независимыми торговыми посредниками. Это различные оптовые и розничные торговые, торгово-посреднические, экспортные, импортные, экспортно-импортные фирмы, а также закупочно-сбытовые и сбытовые дочерние компании промышленных и других неторговых фирм. Например, в США насчитывается 3,5 млн. таких фирм, в Японии - 3 млн., в ФРГ - 550 тыс. Специализированные экспортные, импортные и экспортно-импортные фирмы производят операции по экспорту и (или) импорту товаров как за свой счет путем их купли или перепродажи (дилерские, дистрибьюторские, стокхолдерские фирмы), так и в порядке комиссионных и других посреднических поручений на сделки. В последнем случае фирмы осуществляют сделки от своего имени, но за счет комитентов или консигнантов (комиссионные и консигнационные фирмы).
Рост транспортных фирм (автотранспортных, авиационных, железнодорожных, трубопроводных, судоходных, транспортно-экспедиционных, транспортно-складских) вызван развитием в последние годы современных видов транспорта. В экономике развитых капиталистических и развивающихся стран большую роль играют телекоммуникационные фирмы (телефонные и другие специализированные фирмы в области связи).
В экономике всех развитых капиталистических и большинства развивающихся стран важную роль играют банковские, страховые, финансово-инвестиционные компании, сберегательные кассы, а также фирмы, производящие операции с ценными бумагами и недвижимым имуществом.
Лизинговые, хайринговые и рейтинговые фирмы специализируются на сдаче в аренду машин, различных видов оборудования, товаров длительного пользования.
В зарубежных странах действуют научно-исследовательские и инновационные (венчурные, или рисковые) фирмы, фирмы, осуществляющие гостиничные, коммунальные, бытовые, информационные, консультационные услуги, а также фирмы по организации досуга, питания, отдыха, спорта, туризма.
По характеру собственности фирмы могут делиться на: государственные; государственно-частные; частные.
По принадлежности капитала фирмы делятся на: национальные; смешанные; международные.
- 1. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: понятие, сущность и цели.
- 21. Международные расчеты во внешнеэкономической деятельности предприятия, формы, особенности и методы снижения риска неплатежей.
- 2. История внешнеэкономической деятельности в России, основные этапы, особенность и проблемы.
- 22. Кредитование внешней торговли, цели и методы. Факторинг и форфейтирование экспортных операций.
- 3.Система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, понятие, цели и направления.
- 4. Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, их виды, инструменты и практика применения в России.
- 24. Система таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации, понятие, цели и методы.
- 5. Правовые основы внешнеэкономической деятельности предприятия в Российской Федерации.
- 6. Классификация фирм функционирующих на мировом рынке, их виды специализация и основные организационные формы.
- 26. Таможенный тариф, понятие, структура и функции в регулировании внешнеэкономической деятельности.
- 7. Внешнеторговые операции предприятия, понятие, особенности и виды.
- 27. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, ее цели и структура.
- 8. Информационное обеспечение внешнеэкономической деятельности, цели и методы. Источники коммерческой информации в России и за рубежом.
- 1. Метод оценки по цене сделки с ввозимыми товарами
- 2. Метод оценки по цене сделки с идентичными товарами
- 3. Метод оценки по цене сделки с однородными товарами
- 4. Метод на основе вычитания стоимости
- 5. Метод оценки на основе сложения стоимости
- 6. Резервный метод
- 9. Структура управления внешнеэкономической деятельностью на предприятии, цели и особенности специализации отделов и служб.
- 29. Система управления рисками на предприятии. Виды и особенности рисков во внешнеэкономической деятельности.
- 10. Основные виды оперативной и финансовой отчетности предприятия. Показатели, характеризующие результаты деятельности фирмы.
- Годовой отчет фирмы
- 2. Финансовый отчет.
- 3.Баланс.
- 4.Счет прибылей и убытков.
- 30.Патентные отношения во внешнеэкономической деятельности, понятие, особенности и основные методы передачи технологий.
- 11. Подготовка внешнеторговой сделки, основные этапы и последовательность.
- 31. Объект интеллектуальной собственности во внешнеэкономической деятельности, его понятие и особенности. Порядок подготовки и подписания лицензионного договора.
- 12. Правовые основы договора международной купли-продажи товаров.
- 32.Франчайзинг во внешнеэкономической деятельности, понятие, виды и особенности.
- 13. Договор международной купли-продажи товаров, понятие, содержание и особенности.
- 33. Международные товарные биржи, их цели и функции. Виды биржевых товаров и операций.
- 14. Международные торговые термины «Инкотермс», понятие, толкование и функции.
- 34. Хеджирование на товарных биржах, понятие, цели и виды операций с фьючерсными и опционными контрактами.
- 15. Механизм заключения международного контракта. Формы и особенности делового общения.
- 35. Международные торги и аукционы, понятие, цели и методы проведения.
- 16. Стандарты упаковки и маркировки товаров во внешнеэкономической деятельности, понятие и правила.
- 36. Арендные отношения во внешнеэкономической деятельности, понятие, цели и условия арендного договора.
- 17. Ответственность за нарушение условий международного контракта, порядок применения санкций и основания освобождения от ответственности.
- 37. Лизинг во внешнеэкономической деятельности, понятие, виды и особенности мировой практики лизинговых операций.
- 18. Валютный курс, понятие, виды и факторы, влияющие на его динамику.
- 38. Посредническая деятельность во внешней торговле, понятие, цели и особенности.
- Вопрос 19. Валютно-финансовые условия международного контракта, их особенности и методы защиты от валютных рисков.
- 39. Классификация торгово-посреднических фирм и виды посреднических операций
- 1. Операции по перепродаже
- 3. Агентирование
- 4. Брокерские операции
- 5. Прочие виды торгово-посреднических операций
- 20. Операции с иностранной валютой, понятие и особенности. Методы хеджирования на валютной бирже.
- 40. Выбор посредника во внешнеэкономической деятельности, механизм и особенности.