7. Палестино-израильский конфликт (2000-2006). Смерть я. Арафата и смена власти в Палестинской автономии
В мае 1999 г. Эхуд Барак (сторонник миротворческой стратегии) стал премьер-министром Израиля. Он попытался нормализовать отношенияия с Сирией, которая поддерживала боевиков ХАМАС и Хезболла, совершавших постоянные налеты и обстрелы территории Израиля. Чтобы ускорить процесс урегулирования с ООП, Эхуд Барак пошел на подписание ряда новых соглашений с Ясером Арафатом, касающихся графика вывода изр. войск, ликвидации некоторых изр. поселений и т.д. Май 2000 г.– прошла их встреча для достижения «окончательного урегулирования», в т.ч. о статусе Иерусалима и возвращении палестинских беженцев. 28 сентября 2000 г. лидер блока «Ликуд» – главной политической группировки традиционалистов – А.Шарон демонстративно посетил в сопровождении своих сторонников Храмовую гору в центре Иерусалима, где находится священная для иудаистов «Стена плача», а также третья по значению для мусульман мечеть Аль-Акса. Эта акция была воспринята исламистами как публичное оскорбление ислама, что и послужило поводом к началу второй «Интифады» (Интифада Аль-Акса), кот. быстро переросла в вооруженную конфронтацию с массированным использованием диверсантов-смертников. В феврале 2001 г. премьер-министром Израиля был избран А. Шарон, позиционировавший себя как человека «железной руки», способного подавить «Интифаду Аль-Акса». В июне 2002 г. появляется новая инициатива, выдвинутая вновь сформированной группой коспонсоров мирного урегулирования в составе США, России, ЕС и ООН («квартет»). Данная инициатива, получившая называние «дорожной карты», предусматривала поэтапное (в течение трех лет) создание палестинского государства на территории Западного берега реки Иордан и сектора Газа с последующим установлением постоянных границ между ним и Израилем. А. Шарон поддержал идею «дорожной карты», а Я. Арафат, согласившись с ней в принципе, выдвинул целый ряд оговорок. Срыв графика реализации «дорожной карты» побудил израильское правительство приступить к односторонней реализации тех ее положений, которые касались вывода израильских войск и ликвидации еврейских поселений. В последующем этот процесс получил название «одностороннего размежевания». Если сопоставить его с формулой «земля в обмен на мир», то он означал, что обмен не состоялся, ибо Израиль мира не получил. Из арабских стран Дорожную карту признали Египет и Иордания. Внутри ООП этот план отказалась принять радикальная группировка ХАМАС. После смерти Я.Арфата в 2004 г., ФАТХ начала стремительно терять позиции, а Хамас, наоборот, приобрел популярность среди палестинцев. Возродившаяся после смерти Я. Арафата в ноябре 2004 г. надежда на возобновление процесса мирного урегулирования и прекращение «Интифады Аль-Акса» угасла. Хотя сменивший Я. Арафата на посту главы ПНА Махмуд Аббас заявил о принятии «дорожной карты» и даже предпринял некоторые шаги на пути ее реализации, на состоявшихся в феврале 2006 г. парламентских выборах возглавляемое им движение «Фатх» потерпело поражение. Победу на них одержал «Хамас», заявивший, что ни о каком компромиссе с Израилем не может быть и речи и что он не считает себя связанным ранее заключенными соглашениями. После состоявшихся в марте 2006 г. парламентских выборов в Израиле новый премьер-министр страны Э. Ольмерт объявил о продолжении реализации плана «одностороннего размежевания», в соответствии с которым территория Израиля будет отгорожена от ПНА бетонной стеной, а израильские войска выведены к 2010 году. Принятие плана «одностороннего размежевания» нельзя рассматривать как победу «миротворцев», поскольку оно означало крах самой доктрины «Великого Израиля» в целом и переход к политике изоляционизма в регионе. 12 июля 2006 года ливанская шиитская террористическая организация Хезболла, поддерживаемая Сирией и Ираном, запустила несколько ракет по израильским населённым пунктам и атаковала позиции израильских войск. Боевики Хезболлы пересекли израильскую границу, захватив двух солдат в заложники. Провокационные действия Хезболлы разожгли Вторую ливанскую войну. Израиль начал ответные действия и в ходе наземной операции изр. армии удалось продвинуться вглубь ливанской территории на 15-20 км, выйти к реке Литани и в значительной степени зачистить оккупированную территорию от боевиков «Хезболлы». Кроме того, боевые действия на юге Ливана сопровождались непрерывными бомбардировками населённых пунктов и объектов инфраструктуры на всей территории Ливана. Под давлением ООН конфликт закончился прекращением огня. 1 октября 2006 г. Израиль завершил вывод войск с территории Южного Ливана. Контроль над югом Ливана полностью перешёл к подразделениям правительственной ливанской армии и миротворцам ООН. 19 декабря 2008 г. истёк срок полугодового перемирия между Израилем и находящейся у власти в Палестине террористической организацией Хамас. Несмотря на достигнутые договорённости, палестинская сторона неоднократно нарушала условия перемирия, продолжая обстрел Израиля из сектора Газа. Израиль, со своей стороны, отвечал экономическими санкциями в отношении сектора Газа, закрывая доступ в Газу коммерческим и гуманитарным грузам. Перед сроком окончания перемирия Израиль неоднократно заявлял о готовности продлить прекращение огня, однако Хамас объявил о прекращении затишья и усилил обстрелы территории Израиля. Решение о начале широкомасштабной операции было принято правительством Израиля после того, как десятки ракет, выпущенных из сектора Газа после окончания перемирия, обрушились на израильские города. 27 декабря 2008 года - операция «Литой свинец» - кодовое название израильской военной операции в секторе Газа, целью которой ставилось уничтожение военной инфраструктуры палестинской фундаменталистской исламистской террористической организации ХАМАС и предотвращение ракетных обстрелов территории Израиля. Итог операции «Литой свинец»: большинство намеченных Израилем целей ликвидировано, но обстрелы его территории всё же прекратить не удалось, только снизить их интенсивность. Мировое сообщество по большей мере негативно отнеслось к операции. Операция вновь привлекла внимание мировой общественности к палестино-израильскому конфликту. Некоторые государства ужесточили свою политику в отношении Израиля, а часть их и вовсе прекратила с ним дипломатические отношения. Хамас и другие радикальные палестинские организации заявили о немедленном прекращении огня при условии вывода израильских войск из сектора в течение недели. Динамика ближневосточного конфликта в конечном счете оказалась инверсионной – произошло своего рода возвращение к некой исходной точке. Можно констатировать, что хотя четвертая стадия ближневосточного конфликта еще не завершена, очевидно, она не станет финальной. Несмотря на усилия мирового сообщества, процесс мирного урегулирования в среднесрочной перспективе представляется сомнительным. Долгосрочные перспективы развития конфликта также не внушают оптимизма в плане его мирного урегулирования. Вся политическая практика исламистов свидетельствует о том, что они строго следуют идеологическим догматам в борьбе с «неверными», исключают саму идею компромисса и раздела Палестины. В рамках их миропонимания изгнание евреев с палестинской территории – «священный долг всех арабов и мусульман».
- 2. Террористические нападения на Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября 2001 г. И реакция международного сообщества. Антиталибская операция в Афганистане (2001-2002)
- 3. Развитие ситуации вокруг северокорейской ядерной программы (2000-2003)
- 4. Интеграционные процессы в Северной и Латинской Америках после распада биполярности: основные институты и мотивирующие факторы
- 1) Нафта (Североамериканская зона свободной торговли)
- 2) Меркосур (Общий рынок южного конуса – Mercado Comun del Cono Sur)
- 3) Цаис (Центральноамериканская интеграционная система)
- 4) Кариком (Карибское сообщество)
- 6) Группа «Рио»
- 7. Палестино-израильский конфликт (2000-2006). Смерть я. Арафата и смена власти в Палестинской автономии
- 8. Иракская кампания сша и проблемы государственного строительства в Ираке (2003-2010)
- 9. Американский проект переустройства «Большого Ближнего Востока». Дебаты вокруг стратегии демократизации и «смены режимов»
- 17 Декабря 2005 года официальный статус кандидата на вступление в ес был предоставлен Македонии.
- 11. Смена власти в Грузии (2003), на Украине (2004-2005) («цветные революции»): подходы России и других государств
- 12. Переворот в Киргизии (март 2005). Заключение военного союза России и Узбекистана (ноябрь 2005)
- 13. Ситуация в Ливане в середине 2000-х годов. Курдский вопрос в Ираке и Турции
- 16. Ситуация в Пакистане в середине и конце 2000-х годов. Ядерный фактор в индо-пакистанских отношениях. Положение Индии и Пакистана в режиме нераспространения ядерного оружия
- 17. Эволюция региональной и глобальной роли кнр в 2000-е годы. Китайско-американские отношения. Подход России к отношениям с Китаем
- 18. Япония в среде безопасности Восточной Азии в 2000-е годы
- 21. Энергоснабжение и энергетическая безопасность в мировой политике в середине 2000-х годов. Проблема транзита и торговли энергоносителями в международных отношениях России
- 22. Экологические проблемы в современной мировой политике. Потепление климата и возможная роль парниковых газов. Загрязнение среды обитания человека и его воздействие на мировую политику.
- 23. Проблемы режимов контроля над обычными и ядерными вооружениями в Европе в 2000-е годы
- 24. Отношения России с ес и нато в конце 2000-х годов
- 25. Международно-политические аспекты использования арктических природных ресурсов и транспортных путей, а также проблемы защиты окружающей среды Арктики
- 26. Военно-политическое измерение космического пространства. Возможности использования космоса в военных целях
- 28. Переговоры по иранской ядерной программе в конце 2000-х годов. Позиции сторон и возможные сценарии развития ситуации
- 30.Российско-американское взаимодействие в сопредельных России регионах. Перспективы расширения нато на страны постсоветского пространства