logo search
ME-2013

Глава 8 Человеческие ресурсы мирового хозяйства

В главе рассматривается широкий круг проблем, связанных с развитием одного из важнейших видов ресурсов современного мирового хозяйства — человеческих ресурсов. Анализ места и роли человеческих ресурсов начинается с анализа демографических проблем мировой экономики. Раскрываются важные аспекты демографии. Показана специфика демографического развития и демографической политики в различных группах стран современного

мира. Проводится анализ использования экономически активного населения в различных странах. Специально рассматриваются проблемы безработицы, имеющие значительное своеобразие в различных регионах, группах стран и отдельных странах. Раскрываются основные аспекты международной миграции рабочей силы.

8.1. Демографические проблемы современной мировой экономики

Человеческие ресурсы — важнейший вид ресурсов в мировой экономике. Традиционно человеческими ресурсами и движением народонаселения в целом занимается демография — наука, которая на основе социальных, экономических, биологических и географических факторов исследует закономерности процессов, происходящих в структуре, динамике, а также размещении и перемещении населения.

На этой основе разрабатывается демографическая политика, делаются прогнозные оценки изменений народонаселения страны, региона и в рамках мировой экономики в целом. XX в. явился периодом резкого, ускоренного роста населения Земли. Действительно, в конце неолита (3 тыс. лет до н.э.) численность населения Земли, по оценкам, составляла около 50 млн чел., а к началу нашей эры — 230 млн чел. Численности в 1 млрд чел. население Земли достигло в начале XIX в., 2 млрд — в 1930 г., 3 млрд — в 1961 г., 4 млрд —в 1976 г., 6,6 млрд — в 2007 г.

Среднегодовые темпы прироста населения Земли в целом составляли: в Средние века — 0,3%, во второй половине XIX в. — 0,6%. В десятилетие перед Первой мировой войной они возросли до 1%, а к началу 1970-х гг. уже составляли 2% в год.

Поэтому, чтобы привлечь внимание к проблемам демографии, ООН провозгласила 1974 г. Международным годом народонаселения, а затем ею были провозглашены: Год ребенка, Год женщины, Год молодежи, Год старых людей, Год семьи. В этот период был проведен целый ряд всемирных конференций ООН по проблемам народонаселения. В результате проведения международных мероприятий и внесения изменений в национальную демографическую политику с 1980-х гг. начался процесс снижения прироста населения (в 1975—1980 гг. — 1,77%, а в 1980—2002 гг. уже 1,5%). Это сокращение стало результатом снижения темпов прироста населения прежде всего в Китае (где проживает в настоящее время более 1/5 населения мира), в Индии и Индонезии (однако рост населения в Индии, тем не менее, остается еще достаточно интенсивным, и численность населения в этой стране превысила 1 млрд чел.). Численность населения Земли будет возрастать все медленнее и в конце XXI в. должна стабилизироваться на уровне примерно Демографические проблемы современной мировой экономики 10,5 млрд чел. Хотя темпы прироста населения в мире снижаются, абсолютный его ежегодный прирост составляет в среднем около 80 млн чел. При этом характерной чертой остается тенденция существенного опережения роста абсолютной численности населения в развивающихся странах по отношению к промышленно развитым. В большинстве промышленно развитых стран к настоящему времени уже достигнута фаза демографической зрелости. При этом наблюдается низкая рождаемость и низкая смертность, которые становятся почти равными, и минимальный естественный прирост, стремящийся к нулю. Напротив, во многих развивающихся странах рождаемость еще достаточно высока и, по имеющимся оценкам, приостановка роста населения в этих государствах произойдет лишь в конце XXI в.

Процесс резкого ускорения роста численности населения Земли, характерный для XX в., обычно определяют как демографический взрыв. В чем состоят основные причины этого ускорения? Прежде всего в этот период удалось резко снизить смертность. При этом рождаемость либо осталась на достаточно высоком уровне (в большинстве развивающихся стран), либо хотя и снизилась, но в меньшей степени, чем смертность.

В демографическое статистике используются такие показатели воспроизводства населения, как коэффициенты рождаемости (число родившихся на 1 тыс. граждан страны, измеряемое в промилле), смертности (число умерших на 1 тыс. граждан в промилле), коэффициент естественного движения населения — разница между коэффициентами рождаемости и смертности (табл. 8.1.). При анализе движения народонаселения необходимо учитывать показатели, определяющие естественное воспроизводство населения:

суммарный коэффициент рождаемости (СКР);

ожидаемую продолжительность жизни.

СКР — показатель, характеризующий число рождений в среднем на одну женщину в течение ее жизни. В настоящее время его среднее значение в мире составляет величину — 2,9; при этом в развитых странах — 1,6, а в развивающихся — 3,1. Ожидается, что к 2050 г. средний показатель СКР снизится до 2,1, т.е. приблизится к замещающему уровню. Это означает переход к простому типу воспроизводства населения и стабилизации его численности. Показатель СКР снижается в тех странах, где достигнуты успехи в сокращении детской смертности и в росте уровня образования.

Снижению СКР также способствует экономический рост, сдвиги В соотношении городского и сельского населения, повышение женской занятости, появление конкурентных потребностей (спорт, туризм, повышение уровня образования и т.п.).

Важным фактором, влияющим на динамику народонаселения, является ожидаемая продолжительность жизни — среднее число лет, которое может прожить человек в тех условиях, при которых он появляется на свет. Этот показатель учитывает как биологические, так и социально-экономические факторы — состояние окружающей среды, качество здравоохранения и медицинских услуг, а также жилищных условий.

В показателях ожидаемой продолжительности жизни так же, как и в других демографических оценках, существуют различия между развитыми и развивающимися странами. В развитых странах она составляет 74,6 года, в то время как в развивающихся странах— 65,3. Однако в беднейших странах (в так называемых странах периферии) разрыв по этому показателю составляет около 50 лет. Например, ожидаемая продолжительность жизни в Ботсване составляет всего 36 лет, а в Мозамбике — 38 лет. По прогнозам демографов ожидаемая продолжительность жизни к 2050 г. составит 81 год в развитых странах, 76 лет — в развивающихся и 72 года — в наименее развитых странах.

Фактором, определяющим темп роста населения наряду с СКР и ожидаемой продолжительностью жизни, является тип его воспроизводства. Воспроизводство населения — это смена поколений и постоянное возобновление населения на основе естественного движения (рождаемости и смертности) и миграционных процессов.

Естественное воспроизводство населения определяется соотношением рождаемости и смертности, а также возрастной структурой. Рождаемость — это количество новорожденных детей на 1 тыс. чел. в год. Смертность — демографический показатель, характеризующий количество смертей на 1 тыс. чел. в год.

При анализе динамики воспроизводства населения используются относительные показатели: уровень рождаемости, уровень смертности, а также среднегодовой темп естественного прироста населения.

На основе анализа динамики населения и изучения изменений в указанных показателях демографы выделяют специфические стадии, или популяционные циклы движения населения. Для первого популяционного цикла характерны: я высокая рождаемость;

высокая смертность и, как результат, медленный рост населения.

Такого рода особенности присущи наименее развитым странам (в частности, ряду стран тропической Африки и некоторым странам Юго-Восточной Азии, хотя и в меньшей степени). Для второго популяционного цикла характерны: я высокая рождаемость;

отчетливо снижающаяся смертность и как результат резкое увеличение темпов роста населения,(«демографический взрыв»).

Это характерно в настоящее время для многих стран Африки, Ближнего Востока, Восточной Азии, для некоторых относительно развитых государств Латинской Америки (таких, например, как Парагвай и Аргентина).

Третьему популяционному циклу присущи: я снижающаяся смертность и рождаемость. Хотя при этом сохраняется (все более незначительное) превышение рождаемости над смертностью, результатом становится постепенное снижение темпов роста населения (в качестве примера подобного рода выступают современные США).

Для четвертого популяционного цикла характерны:

низкая рождаемость;

низкая смертность и как результат относительно стабильное или растущее по минимальной динамике население («демографическая зрелость»).

Примером цикла подобного рода являются в настоящее время многие европейские страны.

У ряда современных промышленно развитых стран можно довольно четко определить периоды прохождения каждого из популяционных циклов. Например, у Финляндии первый популяционный цикл был характерен для XVIII в., второй — для первой трети XIX в., третий — для начала XX в., а четвертый действует, начиная с 70-х гг. прошлого столетия.

Вместе с тем, иногда проявляется еще один, специфический вид популяционного цикла, когда смертность начинает превышать рождаемость, а результатом становится коэффициент естественного движения населения со знаком минус (т.е. происходит естественное сокращение населения страны — депопуляция — демографический кризис).

Среднегодовой темп роста населения — основной показатель, характеризующий воспроизводство населения. Он рассчитывается как отношение прироста населения за год к численности населения на начало года:

Данный показатель может иметь как положительные значения, характеризуя рост населения, так и отрицательные в случае сокращения населения, выступая своего рода сигналом депопуляции. В конце XX в. в мировой экономике среднегодовой темп прироста населения имел положительное значение и составил 1,5%. В период до 2015 г. ожидается его снижение до 1,0%. В этот же период эта тенденция усилится и среднегодовой отрицательный прирост населения будет характерен большинству стран с переходной экономикой (в том числе России — 0,5%), а также развитым странам: Австрия (-0,4%), Германия (-0,2%), Италия (-0,3%), Япония (-0,2%). Высокий рост населения в слаборазвитых странах теснейшим образом связан со всем комплексом социально-экономических условий, присущих развивающимся странам. В то же время в развитых обществах рождаемость уже приблизилась к уровню простого воспроизводства, а в некоторых из них наблюдается естественная убыль населения, т.е. начались депопуляционные процессы.

Развитие в последние годы не только поискового, но и нормативного демографического прогнозирования породило понятие «демографический оптимум», под которым понимается такой режим воспроизводства населения, когда демографическая ситуация может стабилизироваться, оказаться в относительно равновесном состоянии и в глобальном, и в региональном масштабах.

Речь идет о разносторонней демографической политике —системе различных мер, предпринимаемых тем или иным государством для решения специфических проблем в этой области. Это могут быть, во-первых, меры экономического стимулирования рождаемости — семейные пособия, разного рода поощрительные выплаты, льготы многодетным семьям и молодоженам при распределении жилья, расширение сети детских дошкольных учреждений.

Во-вторых, административно-правовые меры — изменение возраста при регистрации браков, расширение имущественных прав матери и детей при распаде семьи, запрет прерывания беременности.

В-третьих, совершенствование пропаганды, почетности и важности материнства и отцовства, половое воспитание среди молодежи, расширение производства сравнительно простых в употреблении, дешевых и эффективных контрацептивных средств. В-четвертых, совершенствование иммиграционной политики, что даст возможность компенсации снижения прироста титульной нации.

Естественно, направленность демографической политики в разных странах зависит от существующих в них демографических проблем. Так, в странах с очень высоким естественным приростом населения она направлена на его уменьшение. Примером страны, более или менее успешно осуществляющей демографическую политику, является КНР. Многие эксперты считают, что, благодаря эффективной политике, за последние 20 лет XX в. в Китае появилось на свет на 200 млн чел. меньше.

Суть стратегической политики Китая в области демографии:

«каждой семье — один ребенок» (за исключением некоторых автономных районов — Тибета, Внутренней Монголии и др.). Кроме того, стимулируются поздние браки, более позднее появление на свет потомства и увеличение интервалов между родами. Демографическая политика включает практически все вышеперечисленные меры, в первую очередь экономические и административные. Штрафы и поощрения отданы на откуп местной администрации. Единственный ребенок в семье, особенно при позднем браке, дает преимущество при получении жилья, его проще устроить в детский сад, в дальнейшем ему легче будет устроиться на работу. Экономические аспекты динамики и структуры населения в мировой экономике Не менее насущной остается целенаправленная демографическая политика для Индии, население которой превысило уже показатель в 1 млрд чел. Только в XX в. численность ее населения утроилась, а за годы независимости появилась как бы «вторая Индия». Лозунг здесь в настоящее время: «одна семья — два ребенка». Политику государственного ограничения рождаемости пытаются проводить Бангладеш, Индонезия, Шри-Ланка, Пакистан и некоторые др. азиатские и латиноамериканские страны. При этом наименьшей эффективностью отличается демографическая политика в слаборазвитых странах Африки, что связано со слабой действенностью как экономических рычагов (отсталость), так и пропагандистских (безграмотность).

Однако в мире есть страны (Франция, ФРГ, Дания, Бельгия, Япония, Россия и др.), где в связи с наметившимися депопуляционными процессами демографическая политика имеет принципиально иную направленность. Меры, используемые правительствами этих государств для стимулирования роста рождаемости, различны и включают денежные выплаты, льготы для семей с двумя детьми и более, запрещение прерывания беременности и др.

Однако некоторые страны в настоящее время устанавливают рекорды старения своих наций. Так, по подсчетам ученых, доля старшей возрастной группы (старше 65 лет) в Японии поднимется с 17% в 2000 г. до 27,3% в 2025 г. Япония станет самой «пожилой» страной мира и хотя еще 8 стран, кроме нее, перейдут в 2025 г. за черту 20% (Швейцария, Германия, Италия, Швеция, Франция и др.), японский «рекорд», по всей вероятности, никому не удастся превзойти.

8.2. Экономические аспекты динамики и структуры населения в мировой экономике

Для формирования и развития человеческих ресурсов мировой экономики весьма существенна возрастная проблема. При этом в сложившейся демографической теории и практике при классификации населения по возрасту пользуются различными критериями:

а) классификация экономического типа;

б) классификация биологического типа.

При дифференциации населения по экономическому признаку его подразделяют:

на дотрудоспособное;

трудоспособное;

послетрудоспособное.

Выделение таких групп дает возможность определять степень обеспеченности страны и региона трудовыми ресурсами и масштабы нетрудоспособного населения.

В статистике отдельных стран нижняя и верхняя границы трудоспособного возраста различаются, поскольку устанавливаются они на основе местного трудового законодательства и местных традиций.

При дифференциации населения по биологическому критерию выделяют группы отдельно для мужского и женского населения. Особое значение имеет выделение большой возрастной группы женщин в фертильном возрасте.

В демографических публикациях ООН выделяются следующие возрастные группы: до 15 лет, от 15 до 65 лет и старше 65 лет. Для современных промышленно развитых стран характерна уже достаточно продолжительная тенденция «старения» населения (роста удельного веса старших возрастных групп). В развивающихся странах пока еще сохраняет свою силу противоположная тенденция, когда высокий уровень естественного прироста населения находит свое проявление в высоком удельном весе (40% населения и выше) населения в трудоспособном возрасте. Доля пожилых людей (старше 65 лет) в развивающихся странах остается невысокой — 5% и меньше.

По оценкам демографов, XXI в. будет веком старения населения. При этом в промышленно развитых странах продолжаются тенденции старения, проявившиеся уже в последней четверти XX в. Одновременно с этим тенденции старения начнут проявляться и в нынешних развивающихся странах.

Если учесть, что население развивающихся стран в абсолютном отношении резко преобладает над населением промышленно развитых стран, то становится очевидным, что «старение» населения в этой группе государств создаст новый круг проблем для мирового сообщества в виде массового наплыва трудящихся из этих стран в ведущие промышленно развитые государства.

Оценка человеческих ресурсов в мировой экономике предполагает также их анализ с позиций профессиональной структуры и занятости. Профессиональная структура человеческих ресурсов любой страны всегда является следствием действия широкого комплекса факторов —экономических, социальных, политических. Она отражает степень развития общества в целом, достигнутую структуру экономики данной страны, общие тенденции в распределении рабочей силы между различными сферами национальной экономики.

В статистике, кроме понятия «профессия» есть также и понятие «занятие», и эти понятия не тождественны. Действительно, лица, имеющие определенную профессиональную подготовку, нередко выполняют другие виды деятельности. В среднем профессионально занятое население составляло в начале XXI в. 41—49% экономически активного населения. Экономически активное население — ЭАН включает в себя не только участвующих в общественном производстве, но и безработных, а также лиц, работающих неполный рабочий день (неделю), что является по существу формой скрытой безработицы. Этот показатель сильно занижает истинный трудовой потенциал, особенно в развивающихся странах, где учет безработных, занятых в домашнем хозяйстве, практически отсутствует. По подсчетам МОТ — Международной организации труда, к ЭАН относится около 45% населения мира.

В течение длительного времени основная часть экономически активного населения в промышленно развитых странах была занята в промышленности и строительстве — 35—45% к началу 70-х гг. XX В; Но затем все более отчетливо стала проявляться тенденция сначала относительного, а потом и абсолютного уменьшения числа занятых в этих отраслях. Одновременно с этим сокращался удельный вес ЭАН, занятого в сельском хозяйстве.

На первых этапах сокращение числа занятых в сельском хозяйстве происходило за счет перелива трудоспособного населения в отрасли промышленности. Затем между числом занятых в промышленности и сельском хозяйстве промышленно развитых стран устанавливается как бы состояние динамического равновесия (когда численность уходящих и приходящих по существу уравновешивается).

Одновременно с указанными процессами становится характерным рост ЭАН, занятого на транспорте, и особенно в сфере услуг (при этом само понятие сферы услуг неуклонно расширяется — к традиционным сферам бытового, гостиничного обслуживания, общественного питания добавляются туристические, консалтинговые, информационные, банковские услуги, услуги по страхованию и т.д.). В США уже в начале 1970-х гг. удельный вес занятых в сфере услуг превышал 50%, а в начале текущего столетия составлял около 80%.

Несмотря на то, что развивающиеся страны в конечном итоге (хотя и со значительным отставанием во времени) так или иначе повторяют тенденции, ранее проявившиеся в промышленно развитых странах, им присуща значительная специфика. В настоящее время в этих странах еще высок удельный вес занятых в сельском хозяйстве, хотя он постепенно сокращается. В начале XXI в. в сельском хозяйстве развивающихся стран было занято 50—53% ЭАН. Однако разница между отдельными региональными группами развивающихся стран по этому удельному весу была довольно значительной. Если в латиноамериканских странах этот показатель составлял 32—33%, по странам Среднего Востока — 40—42%, то по остальным развивающимся странам Азии и Африки — 50—55% ЭАН.

Общей проблемой и для промышленно развитых, и для развивающихся государств является безработица. Оценить точно масштабы безработицы в развивающихся странах в современных условиях очень сложно. Это связано и с весьма слабым развитием статистики в большинстве этих государств, и со своеобразием самого характера безработицы в них. Однако по оценкам Международной организации труда (МОТ), в начале XXI в. общая численность безработных в промышленно развитых и развивающихся странах составляла почти 1/10 населения Земли.

Число безработных в мире растет. Такой вывод сделала Международная организация труда (МОТ). Сегодня не могут найти работу более 180 млн чел., или 6,5% трудоспособного населения планеты. Кроме того, еще около 550 млн работников имеют настолько низкую зарплату (меньше доллара в день), что, по сути, уровень их жизни такой же, как и у неработающих. За последние два года количество безработных увеличилось на 20 млн. Самыми уязвимыми в этом смысле оказываются женщины и подростки. Они обычно работают в экспорториентированных отраслях, таких как текстильная промышленность, которые наиболее чувствительны к экономическому спаду и вынуждены значительно сокращать рабочие места в попытках остаться конкурентоспособными на мировом рынке.

МОТ связывает сложную ситуацию в области занятости с общим замедлением роста мировой экономики. Наиболее спокойная картина наблюдается в странах Восточной Азии. Там количество без-166 Процессы урбанизации в мировой экономике работных также увеличилось (за два года — на 0,8%), но тем не менее данный показатель один из самых низких по регионам: число безработных составляет 4% от трудоспособного населения. Очень тяжелая ситуация сложилась в странах Латинской Америки и Карибского бассейна, а также в государствах Южной Африки. Так, в латиноамериканских странах уровень безработицы составляет 10%, а в Аргентине даже превышает 22%. В южноафриканских странах количество безработных находится сегодня на уровне 14,4%. Немного лучше положение дел в индустриально развитых странах. В США уровень безработицы, правда, тоже вырос, но остается относительно невысоким — к концу 2007 г. он составил 4,7%. В странах ЕС в 2001 г. наблюдалась даже тенденция к сокращению безработицы, но в 2007 г. число безработных вновь стало расти и достигло 7,6%.

8.3. Процессы урбанизации в мировой экономике

Перемещение сельского населения в города неизбежно ведет к росту числа крупных городов и увеличению численности их населения, к урбанизации жизни населения мира.

В XIX в. самой урбанизированной страной мира была Великобритания, однако во второй его половине процесс урбанизации охватил все промышленно развитые (в тот период) страны Европы и Северной Америки. Крупнейшими городами мира становятся Лондон, Нью-Йорк, Чикаго. С 1910 г. самый крупный город мира к тому времени — Нью-Йорк. XX век явился веком всеобщей урбанизации мирового хозяйства. Существенные сдвиги в этой области происходили и в последней четверти прошлого столетия. Если в 1974 г. городское население мира составляло 38% от населения мира в целом, то к началу XXI в. этот показатель составил около 50%. При этом в промышленно развитых странах городское население составило примерно 80%, а в развивающихся странах — более 40% населения. В XXI в. процессы урбанизации продолжатся и к 2025 г. в городах мира будут проживать до 2/3 населения (в промышленно развитых странах — 87%, а в развивающихся странах — 61%). Отчетливо проявится тенденция резкого роста населения городов в Юго-Восточной и Южной Азии, где будут проживать примерно 30% городского населения мира. Однако в целом наиболее урбанизированным регионом мира останется Западная Европа, а наименее урбанизированным — Африка.

Вместе с тем в последнюю четверть XX в. во многих ведущих промышленно развитых странах мира темпы роста численности городского населения сокращалось, и процесс урбанизации замедлялся. Но в развивающихся странах, напротив, продолжался бурный рост городов. Характерно, что уже в 1975 г. впервые в современной истории городское население развивающихся стран составило большинство (свыше половины) городского населения мира. Процесс урбанизации противоречив — он несет в себе как позитивные, так и негативные тенденции. С одной стороны, он отражает прогрессивное развитие производства, науки и техники, а с другой стороны (особенно в развивающихся странах) — ведет к разрыву между городом и селом в области экономики, в уровне развития культуры, образования, социального обеспечения, здравоохранения.

Все более существенное значение в современной мировой экономике приобретает проблема наиболее крупных городов — мегаполисов. В 1950 г. в мире было только два города с населением свыше 10 млн чел.: Нью-Йорк (вместе с Северо-Восточным Нью-Джерси) и Лондон. К 1980 г. в мире появился новый лидер — Токио-Иоко-гама (20 млн чел.). В 2000 г. крупнейшими городами мира являются: Мехико-Сити (27,6 млн.), Токио-Иокогама (23,8), Сан-Паулу (21.5), Нью-Йорк (19,5 млн чел.).

Весьма характерной становится тенденция роста числа мег-полисов в развивающихся странах. Если в 1980 г. их было только 3, то уже в 2000 г. — 17. К 2025 г. наиболее крупными мегаполисами мира будут мегаполисы развивающихся стран: Мехико-Сити (36,7 млн человек), Сан-Паулу (29,6), Большой Бомбей (27), Каль-кутта (26,4), Джакарта (23,6), Дакка (23,6) и только на седьмом месте окажется Токио-Иокогама (20,7), Далее следуют Мадрас (20.6), Карачи (20,2), Бангкок (19,8), Каир (19,6), Лагос (19,6 млн чел.).

В промышленно развитых странах с течением времени все больше проявляется обратная тенденция — замедление темпов роста и даже сокращение численности населения мегаполисов. Все более характерной становится миграция населения из больших городов.

Для мировой экономики одной из весьма острых становится проблема, которую определяют как кризис городов. Она связана 168 Международная миграция рабочей силы с широким кругом экономических, а также социальных, экологических, транспортных проблем, проблем преступности, проявляющихся в развитии наиболее крупных городов.

8.4. Международная миграция рабочей силы

В прошлом международные миграции населения проявлялись главным образом в таких формах, как кочевничество, военные и колонизационные переселения.

В современных условиях международным миграциям присущи новые характерные особенности. Они проявляются, прежде всего, в том, что все большую роль в этом процессе играет трудовая миграция. Это подтверждает тот факт, что наряду с другими — политическими, религиозными, этническими, экологическими причинами все более определяющую роль играют именно экономические причины.

В ряде промышленно развитых стран целые отрасли экономики в своем развитии зависят от иностранной рабочей силы: во Франции —автомобилестроение (на 1/3), строительство (на ¼); в Бельгии — горнодобывающая промышленность (1/2); в Швейцарии — строительство (на 40%) и т.д.

Характерным становится неуклонный рост масштабов международной миграции. Многомиллионная миграция в настоящее время превратилась в постоянно действующую составляющую мирового хозяйства. В конце XX в. в мире насчитывалось более 25 млн трудящихся-мигрантов, а с учетом членов их семей, мигрантов-сезонников, так называемых рабочих-фронтальеров (ежедневно пересекающих границу), нелегальных иммигрантов общая численность международных мигрантов оказывается в А—5 раз больше. При этом около 80% международных мигрантов — выходцы из развивающихся стран и примерно 2/3 из них выезжают в промышленно развитые страны. Вместе с тем, появляются и новые центры притяжения иностранных рабочих. Возрастает перелив рабочей силы между самими развивающимися странами, она нередко перемещается из более развитых в менее развитые страны.

Такими новыми центрами притяжения становятся страны Ближнего и Среднего Востока (Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Ливия, Ирак и др.), ряд латиноамериканских государств (Аргентина, Венесуэла, Бразилия), страны Юго-Восточной Азии (Сингапур, Гонконг), Южно Африканская Республика. Особенно бурно в последние годы росла иммиграция в страны Ближнего Востока. В результате в среднем иммигранты составляют здесь около 65% населения (в 1950 г. аналогичный показатель составлял менее 5%). Еще выше эта доля среди работающего населения: в Катаре — 85%, в Объединенных Арабских Эмиратах — 90%.Своеобразным центром притяжения иммигрантов стал Израиль, население которого на 2/3 растет за счет иммигрантов. Характерной особенностью международной иммиграции в современных условиях является также значительный рост нелегальной миграции.

В целом реальность такова, что для ряда стран (прежде всего развивающихся) эмиграция (и последующая реэмиграция) позволяет сбалансировать процессы воспроизводства рабочей силы. Таким образом, в процессе становления национальной рыночной экономики в большинстве стран мира уже достаточно давно сформировались и получили развитие национальные рынки рабочей силы. В России национальный рынок рабочей силы еще находится в стадии формирования. В стране продолжают действовать различного рода административные, правовые и экономические ограничения, препятствующие свободной внутренней миграции рабочей силы: наличие института регистрации, отсутствие реального рынка жилья при его огромном дефиците, сохраняющееся преобладание государственной собственности, неразвитость механизмов государственного регулирования и социальной поддержки в сфере занятости. Рынок труда в России в настоящее время несбалансирован в региональном, профессиональном, квалификационном, отраслевом, демографическом аспектах. Существуют как трудоизбыточные регионы (юг России, Северный Кавказ, ряд крупнейших городов), так и регионы трудонедостаточные (север России, Дальний Восток и др.). Во многих отраслях, несмотря на общую для страны безработицу, ощущается острая нехватка рабочих и специалистов (см. параграф 8.5.).

На базе национальных рынков рабочей силы с течением времени по мере интернационализации хозяйственной жизни возникают региональные рынки рабочей силы, а затем и принципиально новое образование — международный рынок рабочей силы. Он представляет собой не просто сумму национальных рынков, а качественно новое, по существу наднациональное образование, основанное на неуклонном росте спроса и предложения иностранной рабочей силы, которая может соединяться с капиталом двояким образом — путем перемещения самой рабочей 170 Международная миграция рабочей силы в места повышенного спроса на нее из одной страны в другие страны и путем перемещения капитала в районы избыточного предложения рабочей силы. При этом данное предложение должно отвечать соответствующим требованиям капитала — дешевизна рабочей силы, ее образовательный и квалификационный уровень и т.д. Это — открытые, явные формы проявления международного рынка труда. Но есть также и неявные, более скрытые формы: временная работа по контрактам за рубежом, работа в совместных с зарубежными фирмами организациях и предприятиях, на импортном оборудовании и по программам, представляющим интерес для зарубежного капитала, и др.

Огромную роль в формировании и развитии международного рынка труда играют ТНК, в рамках которых действуют специфические формы перемещения квалифицированных кадров. ТНК оказывают воздействие на развитие международного рынка труда различными способами и прежде всего путем переноса производства и капитала из страны в страну. Кроме того, своей производственной, технико-экономической политикой они способствуют изменению отраслевой и квалификационной структур рабочей силы национальных рынков труда. Огромный финансовый и производственный потенциал ТНК позволяет им отбирать на международном рынке труда самую высококвалифицированную рабочую силу и, более того, формировать ее в соответствии со своими целями и специфическими требованиями.

Интернационализируя производство, ТНК ведут к выравниванию в международном масштабе размеров оплаты и условий труда различных категорий квалифицированных специалистов. ТНК так или иначе втягивают в систему современных международных производственных, технологических структур рабочую силу стран, которые не достигли еще высокого уровня развития. Тем самым они способствуют процессу освоения рабочими и специалистами этих стран современной технологии, передовых навыков труда. Эти страны все теснее включаются в мирохозяйственные связи, что неизбежно отражается на формировании занятости, обмене знаниями, подготовке и обмене квалифицированной рабочей силой во всех важнейших аспектах ее воспроизводства.

Транснациональные корпорации по существу формируют свои собственные внутренние (так называемые интернальные) рынки. В соответствии с докладом ЮНКТДД о мировых инвестициях 2007 г.за период с 1990 г. по 2006 г. численность занятых в зарубежных филиалах ТНК возросла почти в 3 раза — с 25,1 млн чел. до 72,6 млн чел. Самое большое число работников имели в 2006 г. зарубежные филиалы в Китае: по данным министерства торговли этой страны, их насчитывалось 24 млн.

8.5. Россия в процессах международной миграции рабочей силы

На протяжении большей части XX в. международный рынок труда формировался без участия России. В период, когда складывались основные потоки международной миграции, Советский Союз (как и другие социалистические страны) проводил политику жесткого контроля за всеми формами движения трудовых ресурсов. Международная трудовая миграция рассматривалась при этом как порождение и необходимое условие господства капитала. При этом для СССР была характерна внутренняя миграция населения, включая ее межрегиональное перемещение вследствие процессов индустриализации, структурных преобразований в экономике, урбанизации и демографических перемен.

Вместе с тем, СССР, как и другие социалистические страны, не мог оставаться полностью в стороне от процессов, происходивших на мировой арене. Значительное число рабочих и специалистов ежегодно выезжали из Советского Союза в другие государства, в основном социалистические (Китай, Монголия, КНДР, Куба, Вьетнам), а также страны «третьего мира» (Индия, Египет, Сирия, Ирак и др.), в которых они занимались разведкой и добычей полезных ископаемых, сооружением различных объектов гражданского и военного назначения. По некоторым оценкам, в 1970—80-е гг. за пределами СССР работало ежегодно в среднем около 300 тыс. советских граждан.

В свою очередь Советский Союз принимал у себя определенное количество трудящихся-мигрантов в рамках программ Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) по контрактам с иностранными фирмами. В начале 1990 г. в СССР работало около 200 тыс. граждан из социалистических стран (в том числе из Вьетнама около 82 тыс., Румынии — 53 тыс., Болгарии — 37 тыс., КНДР — 20 тыс., ГДР —14,7 тыс., Польши —13,5 тыс., Венгрии — 4,1 тыс., Кубы —0,8 тыс.). При этом в РСФСР работало около 100 тыс. иностранных 172 Россия в процессах международной миграции рабочей силы граждан. По существу это была форма использования трудовых ресурсов других стран Советским правительством на базе международной трудовой миграции, которая, однако, не входила в международный рынок труда.

С началом «перестройки», а затем и распадом СССР, изменялись подходы к трудовой миграции. В 1991 г. был принят Закон СССР «О порядке выезда из Союза Советских Социалистических Республик и въезда в Союз Советских Социалистических Республик граждан СССР», позволявший каждому гражданину свободно выезжать и работать за рубежом. Был принят Закон РСФСР «О занятости населения в РСФСР» (июль 1991 г.), подписаны указы Президента РФ «О мерах по введению иммиграционного контроля» и «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» (декабрь 1993 г.).

В настоящее время по мере формирования реального внутреннего рынка труда в России все более отчетливо проявляются и элементы международного рынка труда: экспорт и импорт рабочей силы, а также участие в международном рынке труда без прямой эмиграции из России. Вопросами международной миграции в Российской Федерации в 1990-е гг. занималась Федеральная миграционная служба России, затем с 2000 г. — Министерство по делам Федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации, а с 2002 г. — Федеральная миграционная служба МВД России.

За время существования Российской Федерации как независимого государства были подписаны межправительственные соглашения по вопросам трудовой миграции граждан Российской Федерации с Монголией, Китаем, Вьетнамом, странами Персидского залива, ФРГ, Люксембургом, Аргентиной, Венесуэлой, Финляндией, Японией, КНДР, Австрией, Швейцарией, Чехией, Словакией и другими странами. Немаловажное значение для Российской Федерации имеет и сотрудничество с Международной организацией по миграции (MOM), основанное на подписанном в марте 1992 г. договоре. MOM обеспечивает плановую и упорядоченную миграцию, имеет сложившуюся организационную структуру, осуществляет обмен опытом и обеспечивает информацией потенциальных мигрантов и соответствующие государственные организации о ситуации на рынке труда той или иной страны (в том числе по профессиям, квалификации, условиям найма). Для России MOM был разработан ряд программ по профессиональной подготовке российских специалистов.

Таким образом, происходит постепенное включение нашей страны в международный рынок труда. Уже сейчас Россия одновременно импортирует и экспортирует рабочую силу, чему в немалой степени способствовало появление ближнего зарубежья, превратившего внутреннюю миграцию в бывшем СССР в международную миграцию.

По официальным данным Госкомстата России, валовая миграция (суммированный показатель числа граждан России, выезжающих за рубеж, и иностранцев, въезжающих в Российскую Федерацию) за десятилетие 1992—2002 гг. превысила 9,8 млн человек. При этом на протяжении всего указанного периода миграционное сальдо (разница между числом въезжающих в страну и числом выезжающих из нее) в России было положительным, достигнув в 2002 г. итоговой суммы более чем в 3,5 млн чел. Иными словами, в страну больше въезжало иностранных граждан, чем выезжало из нее граждан Российской Федерации.

Причины этого явления связаны:

с экономическими и социально-политическими последствиями распада СССР;

изменением национально-политической ориентации во вновь возникших на постсоветском пространстве государствах (когда их руководство в своей деятельности встало на путь фактического свертывания связей с Россией);

более стабильным экономическим положением России (с конца 1990-х гг.) и более высоким уровнем жизни в ней по сравнению со многими странами СНГ, а также Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока;

существенно лучшими возможностями, чем во многих сопредельных странах, решения проблем занятости.

Своего максимального уровня это сальдо достигло в 1994 г. —810 тыс. человек, а затем оно начало снижаться — с 502 тыс. в 1995 г. до 78 тыс. в 2002 г. Определяющую роль в формировании такого положительного сальдо сыграла активная миграция прежде всего русскоязычного населения из бывших республик СССР: итоговое превышение числа въехавших в страну из стран СНГ и Балтии над въехавшими из России в эти государства в 1992—2002 гг. составило 4,7 млн чел., сократившись с 612 тыс. в 1995 г. до 124 тыс. в 2002 г. Напротив, миграционное сальдо со странами дальнего зарубежья 174 Россия в процессах международной миграции рабочей силы il указанный период было отрицательным: из России эмигрировало на 1,2 млн чел. больше, чем иммигрировало в нее. В целом же к началу XXI в. Россия выдвинулась в тройку ведущих стран — центров иммиграции (после США и Германии). В среднем в 1992—2002 гг. в США ежегодно въезжали 924 тыс. чел., в Германию — 865 тыс., а в Россию — 609 тыс. чел. Всего официально въехало в Российскую Федерацию за указанные 11 лет 6,7 млн чел. Вместе с тем, начиная с 1995 г. число въезжающих в Россию иммигрантов снижается: в 1994 г. в Российскую Федерацию прибыло 1,15 млн чел., а в 1995—2002 гг. этот показатель снизился с 842 тыс. до 185 тыс. чел. Основная часть иммигрантов (98,5% общего числа въехавших в Россию) приходилась на бывшие республики СССР — страны СНГ и Балтии. В 1992—1994 гг. их доля составляла вообще около 100%, а в 1995—2002 гг. этот показатель уменьшился с 99,3 до 96% (с соответствующим ростом доли мигрантов из стран дальнего зарубежья).

Несмотря на то, что число государств — экспортеров рабочей силы в Россию давно уже превышает сотню стран, в реальной практике подавляющая часть въезжающей в Российскую Федерацию иностранной рабочей силы приходится на достаточно ограниченное количество государств. Так, на долю «большой пятерки» (Украина, Белоруссия, Турция, Китай, КНДР) к концу 1990-х гг. приходилось более 68% всей иностранной рабочей силы, а на «большую десятку» (плюс Югославия, Польша, Грузия, Молдавия, Армения) —примерно 83%. При этом Украина и Белоруссия дают почти 72% всей рабочей силы из ближнего зарубежья, а Турция, Китай, КНДР и Югославия — свыше 33% работников из стран дальнего зарубежья. К недостаткам указанной страновой структуры стран — экспортеров рабочей силы в Россию относится то, что среди них фактически нет ни одной экономически высокоразвитой страны. В территориальном аспекте основная часть иностранной рабочей силы сконцентрирована в Центральном экономическом районе —34,5%, больше всего в г. Москве и Московской области — 27,8%, а также на севере Западной Сибири — Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа —17,8%, в Белгородской области —5,1%, Приморском (4,7%) и Краснодарском (3,3%) краях. Учитывая неравномерность распределения иностранной рабочей силы по территории России, можно утверждать, что для Российской Федерации миграция иностранной рабочей силы является как общефедеральной, так и региональной проблемой. Соответственно, общая отраслевая направленность миграции иностранной рабочей силы в Россию определяется отраслевой направленностью тех регионов страны, в которые она приходит в наибольших масштабах (например, в Тюменской области это нефтедобыча и строительство).

Как правило, иностранные рабочие заняты в регионах России на трудоемких производствах (на которых не стремится работать местное население). В соответствии с официальными данными в 2002 г. в промышленности России было занято 22,5% трудящихся иностранных граждан (в 1995 г. — 25,8%), в торговле и общественном питании — 14,9% (соответственно 10,1%), в сельском хозяйстве — 12,6% (14,7%), в строительстве — 7,6% (9,3%), на транспорте — 6,5% (6,6%). Эта ориентация особенно характерна для привлекаемой иностранной рабочей силы из Украины (заняты в основном в промышленности и строительстве), Турции (строительство), Китая (строительство и сельское хозяйство). Учитывая то, что в указанных странах велика безработица, Россия фактически «помогает» указанным странам решать их проблемы («оттягивая» на себя часть безработных).

Помимо указанных отраслей иммигранты работают и в других отраслях экономики России: в образовании, рыночной инфраструктуре, сфере управления (прежде всего на предприятиях с иностранным капиталом). Именно в последние из указанных сфер (управление, рыночная инфраструктура, образование) направляются граждане из развитых стран с рыночной экономикой. Например, из числа иммигрантов из Великобритании на эти сферы приходится 88% (данные сферы развиваются прежде всего в Москве, Санкт-Петербурге, других крупных центрах России). Иммиграция в Россию имеет ряд позитивных сторон:

в значительной мере за счет иммиграции решаются проблемы дефицита рабочей силы в целом ряде трудонедостаточных отраслей и регионов страны (например, добыча нефти и газа в Западной Сибири, транспорт, строительство, сфера услуг и общественное питание в некоторых крупных городах РФ);

условиях фактической депопуляции населения России (когда ежегодная рождаемость с начала 1990-х гг. оказывалась ниже, чем смертность) иммиграция позволяла более чем наполовину компенсировать эту «естественную» убыль населения (иными словами, если бы не иммиграция, то сокращение Россия в процессах международной миграции рабочей силы населения РФ было бы еще более значительным, чем это про-изошло с начала 1990-х гг.).

В то же время открытость границ и несовершенство законодательной базы привели к увеличению нелегальной миграции в нашу страну. К числу факторов, способствовавших росту нелегальной иммиграции в Россию, можно отнести следующие:

как уже отмечалось, несовершенство российского законодательства с точки зрения въезда, пребывания в стране и занятости иностранной рабочей силы;

слабость и неэффективность системы контроля за иммигрантами в Российскую Федерацию, сохраняющаяся фактическая «прозрачность» границ России со странами СНГ;

наличие в России весьма влиятельных национальных диаспор (прежде всего армянской, азербайджанской, грузинской), связи которых с этнической родиной способствуют развитию иммиграции в Российскую Федерацию из этих государств;

специфика евразийского географического положения России, выступающей в качестве транзитного моста из Азии в Европу;

возросший с начала 1990-х гг. удельный вес теневой экономики в России и развитие коррупции.

Численность нелегалов в России в начале XXI в. оценивалась различными ведомствами страны (Федеральной миграционной службой МВД России, Росстатом, пограничной и налоговой службами) неодинаково. В 2007 г., по оценкам Федеральной миграционной службой МВД России, численность нелегальных мигрантов в России составляла 10 млн чел., при этом в 2006 г. в Россию въехало около 23 млн чел.

Среди нелегально въезжающих в Российскую Федерацию иностранных граждан преобладают граждане стран СНГ, Китая, Вьетнама, КНДР, Афганистана, а также ряда стран Африки. Рост нелегальной иммиграции ведет к целому ряду очевидных негативных последствий:

возрастание масштабов утечки финансовых ресурсов из России, крупномасштабная неуплата налогов и др.;

формирование значительных по численности этнических

«анклавов» в тех регионах России, которые вовсе не испытывают недостатка в трудовых ресурсах, а, напротив, являются трудоизбыточными регионами, обладающими весьма благоприятными условиями для проживания и ведения бизнеса (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область, среднее и особенно нижнее Поволжье), нередкое игнорирование этими анклавами российского законодательства и обычаев коренного населения и одновременный рост притязаний на землю, недвижимость и т.д. приводит к нарастанию в данных регионах межнациональных конфликтов;

активное участие части нелегальных иммигрантов в теневом и откровенно криминальном бизнесе, угрозы их участия в международном терроризме;

в перспективе разрастание таких многочисленных этнических анклавов создает уже угрозы национальной военной и геополитической безопасности страны.

Особым аспектом нелегальной иммиграции является в значительной степени неконтролируемый поток иммигрантов из Китая, прежде всего в дальневосточные регионы России. По имеющимся оценкам, в начале XXI в. в Амурской области, Хабаровском и Приморском краях проживали 5,5 млн чел., а в приграничных районах Китая —102 млн, при этом дефицит рабочей силы в указанных российских регионах составлял 5 млн, а численность безработных в сопредельных китайских регионах — 8 млн чел.

Учитывая сложившуюся ситуацию, можно предположить, что иммиграция рабочей силы в Россию будет нарастать. Основной ее приток ожидается из стран ближнего зарубежья. Проведенные исследования показывают, что в Россию прибывают лица активного трудоспособного возраста, имеющие достаточную профессиональную подготовку. Ряд их характеристик лучше, чем у трудоспособного населения некоторых регионов России. Ожидается увеличение иммиграции из стран дальнего зарубежья: Китая, КНДР, Турции (сельскохозяйственные рабочие, строители и др.), США, Франции, Германии, Японии (инженерно-технические работники, преподаватели, другие специалисты). В дальнейшем иммиграция, по прогнозам, должна стабилизироваться на уровне 100—150 тыс. чел. в год.

В начале XXI в. Россия имела положительное сальдо международной миграции (иммиграция превышала эмиграцию). Положительный баланс межгосударственной миграции и увеличение иммиграции не должны пугать, так как исследования подтверждают, что прямой связи между увеличением числа иностранных рабочих и ростом безработицы не существует. Внешняя трудовая миграция пока не оказывает существенного влияния на экономику и рынок груда России, составляя 1,5—2% занятого населения. Кроме того, увеличение количества иммигрантов оказалось своевременным для России, вступившей в очередную стадию демографического кризиса. Для сравнения: нынешнее экономическое благосостояние США, Германии, Японии во многом связано с активным привлечением иностранной рабочей силы. Однако при этом необходимо в полной мере учитывать весь комплекс негативных аспектов иммиграции (прежде всего нелегальной) в Россию. В принципиальном плане политика России по отношению к приходящей в страну иностранной рабочей силе ориентирована прежде всего на защиту национального рынка труда. Российские граждане обладают приоритетным правом на трудоустройство. Однако недостатком проводимой в стране миграционной политики является то, что она по существу не влияет на целевую направленность потоков иммигрантов и не оказывает эффективного воздействия на распределение иностранной рабочей силы по территории России. При этом в некоторых регионах страны проявляются противоречивые тенденции, когда в ситуации роста безработицы одновременно высоким оказывается спрос на иностранную рабочую силу.

В октябре 2002 г. вступил в действие Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», целью которого является упорядочение иммиграционного процесса в стране. Закон определил правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, он регулирует отношения между иностранными гражданами и органами власти, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в России и осуществлением ими на территории нашей страны трудовой, предпринимательской и иной деятельности. Закон дает определение не только иностранного гражданина, но и таких понятий, как «лицо без гражданства», «миграционная карта», «вид на жительство», «иностранный работник», «депортация», «разрешение на работу» и др. Однако проблемой остается тот факт, что изменения в иммиграционном законодательстве России не решили к настоящему времени такие сложные проблемы, как установление эффективных барьеров для нелегальной иммиграции в Российскую Федерацию и предоставление возможностей трудоустройства и достойных условий и уровня жизни для российских соотечественников, проживавших за рубежом, прежде всего в странах СНГ и Балтии, и вернувшихся в Россию.

Другой составляющей процесса международной миграции рабочей силы в России является эмиграция, которая по своим качественным и количественным параметрам существенно отличается от иммиграции в Российскую Федерацию.

После того как в 1991 г. был фактически разрешен свободный выезд за пределы России, количество эмигрировавших было особенно велико в 1992 г. — более 673 тыс. чел., затем это количество постепенно сокращалось, достигнув в 2002 г. 107 тыс. чел. Эмиграционный поток первой половины 1990-х гг. состоял более чем на 50% из немцев, русских было около 25%, евреев — 13—16%. В последующие годы постоянно возрастала доля русских. В страновой структуре российской эмиграции (в отличие от иммиграции) существенно ниже была доля стран ближнего зарубежья — 84,7% выехавших из России в 1992 г., а к 2002 г. этот показатель уменьшился до 49,6%.

Направления российской трудовой эмиграции в основном совпадают с направлением потоков международной миграции —в страны Западной Европы (прежде всего в ФРГ) и Северной Америки. При этом для нашей страны негативное значение имеет то, что среди трудовых эмигрантов увеличивается число ученых, высококвалифицированных врачей и инженеров, программистов, писателей, музыкантов, художников, а также потенциальных специалистов: аспирантов, студентов, стажеров. По имеющимся данным, они составляют около 30% от всех эмигрантов из России. Убытки, связанные с этим явлением, некоторыми специалистами оцениваются в 45 млрд долл в год. При этом только 8—11 тыс. россиян в год устраиваются работать за границей легально — через государственные структуры и частные агентства. Около 90% трудоустраиваются самостоятельно, что не подразумевает социальных гарантий и отчислений в российский бюджет.

По имеющимся оценкам, отрицательные для экономики России последствия миграционной политики 1990-х гг. преодолеть сложнее, чем решить проблемы восстановления и развития производственного и экспортного потенциала страны.

Тенденции значительной трудовой эмиграции сохраняют свою роль, несмотря на позитивную динамику экономического развития России в 1999—2006 гг. В то же время росту эмиграции противодействуют внешние и внутренние факторы: старение экономически активного населения, в том числе и той его части, с кото-180 Россия в процессах международной миграции рабочей силы рой были связаны значительные потоки эмиграции в 1990-е гг. (в 1999 г. 57,8% научных кадров России находились в возрасте от 50 до 59 лет, еще 18% — старше 60 лет, а молодежь до 29 лет составляла лишь 7,7%); незнание значительной частью населения страны иностранных языков (хотя удельный вес этой части населения сокращается); низкий уровень доходов подавляющей части населения (для поездки за границу нужны немалые деньги); ограниченность квот на въезд в иностранные государства и др. В настоящее время предпринимательская деятельность по трудоустройству граждан России за рубежом лицензируется, и ею занимаются организации и фирмы, имеющие соответствующие лицензии. С рядом стран подписаны межправительственные соглашения по вопросам трудовой миграции и соглашения о статусе российских мигрантов. Так, в соглашении с ФРГ оговариваются возраст работников, сроки деятельности, условия труда, оплаты, медицинского обслуживания, вопросы квот и др.

Пока еще рано говорить о приоритетности в начале XXI в. иммиграционной или эмиграционной политики в отношении рынка рабочей силы в России. Акцент в эмиграционной политике должен быть сделан на обеспечение условий возвращения специалистов, а в иммиграционной — на трудоустройство потоков беженцев, вынужденных переселенцев, соотечественников из стран ближнего зарубежья, проживающих нередко в них в дискриминационных условиях, и, одновременно, на усиление контроля за въездом в Российскую Федерацию иностранной рабочей силы и активное противодействие нелегальной иммиграции. Россия должна взвешенно подходить к вопросам улучшения демографической ситуации в стране за счет привлечения иностранных граждан (за исключением соотечественников, проживающих за рубежом, прежде всего в странах ближнего зарубежья). Демографические проблемы (снижение смертности, рост рождаемости и, как результат, увеличение естественного прироста населения страны) должны решаться прежде всего на основе целенаправленной долгосрочной социально-экономической политики, ориентированной на общий экономический рост в стране и существенное повышение уровня жизни широких слоев населения. Опыт ряда западноевропейских стран, основных импортеров иностранной рабочей силы, показывает, что непродуманная либерализация иммиграционной политики ведет к резкому обострению социально-экономических и межэтнических проблем.

Контрольные вопросы и задания

1. Укажите верные суждения.

Численность населения Земли по прогнозам будет:

постепенно уменьшаться;

медленно сокращаться;

расти все медленнее;

расти все более быстрыми темпами.

2. Укажите верные суждения.

Продолжительная тенденция «старения» населения характерна для следую-щих стран:

развивающихся;

промышленно-развитых;

стран с переходной экономикой;

России.

3. Укажите верные суждения.

Профессиональная структура населения отражает:

политическую активность страны на международной арене;

степень развития общества в целом;

половозрастной состав населения;

достигнутую структуру экономики стран;

уровень безработицы в стране;

общие тенденции в распределении рабочей силы по секторам занято-сти.

4. Дайте определение понятия «международная трудовая миграция».

5. Укажите верные суждения.

Перемещение людей через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на достаточно длительный срок — это:

диверсификация;

маргинализация;

миграция;

геополитизация;

урбанизация населения.

6. Укажите верные суждения.

Рост среди мигрантов удельного веса специалистов высокой квалификации приводит:

к значительным убыткам;

росту экономической преступности;

политической нестабильности;

значительному экономическому эффекту для принимающих стран.

Контрольные вопросы и задания

7. Приведите примеры основных стран- экспортеров и импортеров рабочей силы.

8. Охарактеризуйте позитивные и негативные последствия международной миграции для стран-экспортеров и импортеров рабочей силы.

9. Охарактеризуйте масштабы иммиграции и эмиграции в России и связан-ные с этим проблемы.

10. Какие страны являются ведущими экспортерами рабочей силы в Россию?

И в каких регионах России в наибольшей степени используется иностранная рабочая сила?