logo
ME-2013

Глава 19 Россия в системе современного мирового хозяйства

В главе рассматривается комплекс вопросов, связанных с современным геополитическим и геоэкономическим положением Российской Федерации. Раскрываются причины экономического спада и ухудшения положения России в мировой экономике в период 1991—1998 гг. Показаны факторы перехода к экономическому росту в стране в последующий период. Анализируется ресурсный потенциал и конкурентные преимущества и слабости России на фоне развития современной мировой экономики, приводятся рейтинговые оценки, характеризующие место Российской Федерации по индексу развития человеческого потенциала —ИРЧП и индексу качества жизни. Раскрываются возможности реализации инновационного потенциала экономики РФ и ее перспективы в мировой экономике начала XXI в.

19.1. Современное геополитическое и геоэкономическое положение России

Оценивая современное геополитическое и геоэкономическое положение России мы исходим из того, что после распада Советского Союза на мировой политической и экономической арене Российская Федерация выступает как правопреемник СССР, который считался экономически развитой страной (по основным абсолютным макроэкономическим показателям). Хотя СССР не входил в рейтинговые оценки конкурентоспособности стран мира, однако в 80-е гг. XX в. он обладал по отдельным позициям конкурентными преимуществами по сравнению с другими странами. СССР обладал:

крупными запасами минерального сырья и топливно-энергетических ресурсов;

общим высоким научно-техническим потенциалом;

в ряде отраслей промышленности (особенно в оборонно-промышленном комплексе) достаточно высоким производственным потенциалом;

высоким общеобразовательным уровнем населения и высококвалифицированной рабочей силой (при относительно низком уровне оплаты труда);

достаточно развитой транспортной системой и системой связи (особенно Европейской части страны);

в целом управляемой (в рамках системы централизованного планирования) экономикой страны;

потенциально емким внутренним рынком (однако при этом существовал хронический дефицит товаров и услуг и значительный отложенный (непогашенный) платежеспособный спрос населения).

Однако по относительным, качественным и структурным показателям (ВВП на душу населения, производительность труда, продолжительность и качество жизни, степень открытости экономики, структура экспорта и импорта и др.) СССР фактически занимал промежуточное положение между группой развитых стран с рыноч-426 Современное геополитическое и геоэкономическое положение России ной экономикой и группой развивающихся стран. Это же положение, естественно, сохранила за собой и Россия, как правопреемник СССР и как страна, на которую пришлось более 60% экономического потенциала Советского Союза.

На протяжении 90-х гг. XX в. (до 1999 г.) позиции РФ в мировой экономике ухудшались. Прежде всего это было связано с ухудшением ее геополитического и геоэкономического положения в результате распада СССР.

1. В результате образования новых независимых государств из числа бывших республик СССР на западе и юге России она оказалась как бы отодвинутой вглубь Евразийского материка —на Север и Восток от центров наиболее интенсивного внешнеэкономического взаимодействия (прежде всего со странами Западной и Центральной Европы).

2. Более отчетливо стал проявляться континентальный характер территории России. Хотя она омывается тремя из четырех мировых океанов (Атлантическим, Северным Ледовитым и Тихим), специфика природно-климатических условий Северного Ледовитого океана делает его воды труднодоступными для регулярного коммерческого судоходства. Слабость развития транспортных структур Сибири и Дальнего Востока существенно снижает возможности использования весьма протяженной береговой линии на Тихом океане, резко ограничился доступ России к портам Балтийского и Черного морей, более сложной стала ситуация на закрытом Каспийском море.

3. Возникла необходимость транзитного (через территорию указанных новых независимых государств) внешнеэкономического общения с большинством развитых стран с рыночной экономикой (прежде всего западноевропейскими странами). Для России оказались потерянными многие незамерзающие порты, значительная часть морского флота. Осложнились проблемы использования трубопроводов, железнодорожных и автомобильных магистралей, проходящих по территории новых независимых государств, а также международных воздушных перевозок.

4. Если в условиях СССР только 6 из 11 экономических районов России имели выход к государственным границам и океану, то после распада СССР их стало 10 (за исключением Волго-Вятского экономического района), а из 89 субъектов РФ —44 (в настоящее время в Российской Федерации в результате процессов объединения — 87 субъектов Федерации). В связи с этим возникли сложные проблемы обустройства границы, развития пограничной и таможенной службы и др.

5. После распада СССР отчетливо проявились другие особенности экономико-географического положения России, в частности, тот факт, что 2/3 ее территории приходятся на районы Крайнего Севера и приравненные к ним зоны с суровыми климатическими условиями. Только 35% российских сельскохозяйственных угодий получают достаточно солнечного тепла для вызревания зерновых культур. Жизнеобеспечение на обращенных к северу российских равнинах требует повышенных энергетических затрат.

6. Выявилась относительно слабая обеспеченность России собственным продовольствием, целым рядом цветных и редкоземельных металлов, многими техническими культурами (например, хлопком).

7. В значительной степени оказались свернутыми и даже разорванными кооперационные производственные и научно-технические связи, формировавшиеся в течение десятилетий в рамках единого народнохозяйственного комплекса СССР. (Ранее такого же рода связи были фактически разорваны или в значительной степени сокращены со странами Центральной и Восточной Европы — бывшими членами СЭВ, значительная часть которых в настоящее время входит в Европейский союз). Фактически произошел распад ранее единого союзного экономического, научно-технического, информационного, образовательного и культурного пространства.

8. Несмотря на предпринимаемые меры, указанные проблемы в целом не удается эффективно решать в связи с противоречиями в деятельности международной организации, возникшей на базе распавшегося СССР — Содружества Независимых Государств — СНГ. Более успешно экономическое и политическое взаимодействие осуществляется в рамках Евразийского экономического сообщества, Республики Беларусь и Российской Федерации.

Оценивая место России в современной мировой экономике, следует отметить, что на протяжении 90-х гг. XX в. Россия по основным 428 Современное геополитическое и геоэкономическое положение России макроэкономическим показателям, характеризующим уровень экономического развития, не приблизилась к группе развитых стран с рыночной экономикой, а, напротив, опустилась вниз, приблизившись к группе развивающихся стран и оказавшись перед опасностью быть отодвинутой на периферию мирового хозяйства. В 1999 г. ВВП России составлял менее 2/5 от уровня 1990 г. Если в 1990 г. (в составе СССР) доля России в мировом ВВП составляла 3,4% (расчеты по ППС), то в 1999 г. — 1,6%. Если в 80-е гг. по размеру ВВП, исчисленному по ППС, СССР занимал 3-е место в мире, а РСФСР (в его составе) — 7-е, то к 1999 г. Россия оказалась на 15-м месте. При этом Россия уступала не только ведущим странам, входящим в состав так называемой «большой семерки», Китаю, Индии, но и Республике Корея, Мексике, Бразилии и Индонезии. Если бы экономическая динамика России не изменилась (а, начиная с 1999 г., ВВП России растет), то ее в начале XXI в. могли бы обойти по размерам ВВП такие страны, как Турции, Иран, Аргентина и Австралия. Если в СССР показатель ВВП на душу населения всегда был выше среднемирового (а в России этот показатель всегда был выше, чем в среднем по СССР), то в 1993 г. у России он составил 87%, а в 1998 г. уже 68% от среднемирового уровня (начиная с 1999 г. в связи с ростом ВВП и сокращением численности населения России этот показатель начал возрастать). Доля России в мировых государственных расходах к концу 90-х гг. составляла менее 0,5 %. Ухудшались и показатели, характеризующие позиции России в мировом промышленном производстве. За период с 1991 по 1999 гг. объем промышленного производства в России сократился почти на 68%. При этом падение производства произошло в 96% товарных групп промышленности России. Сельскохозяйственное производство за тот же период сократилось на 40%. Объем капиталовложений в 1999 г. составлял менее ¼ от уровня 1990 г. В конце 90-х гг. доля России в общих мировых инвестициях составляла около 1%, в том числе в прямых иностранных инвестициях —менее 0,5%.

Одновременно со снижением основных макроэкономических показателей в 1990-е гг. произошло снижение рейтинга России в сравнении с другими странами мира по многим важнейшим социально-экономическим параметрам (уровень дохода на душу населения; удельный вес расходов государства на образование, здравоохранение, науку, культуру, защиту окружающей среды; безработица; количество граждан страны, живущих за чертой бед-ности; низкий уровень рождаемости и высокий уровень смертности и др.).

На базе этих социально-экономических показателей формируются такие используемые в практике международных сопоставлений показатели, как индекс развития человеческого потенциала — ИРЧП и индекс качества жизни. При подсчете ИРЧП используют 3 вида показателей: средняя продолжительность предстоящей при рождении жизни; уровень грамотности взрослого населения страны (2/3 индекса и совокупная доля учащихся (1/3 индекса); уровень жизни, оцененный через ВВП на душу населения.

В соответствии с данными доклада ООН о развитии человека, издаваемого Программой развития ООН, Россия по ИРЧП в 1992 г. занимала 52-е место, а в 1995 г. — 114-е место. В 2000-е гг. рейтинговые показатели России по ИРЧП несколько улучшились: в 2005 г. она занимала 62-е место, а в 2006 г. — 65-е место среди 177 стран. Индекс качества жизни включает в себя такие показатели, как состояние здравоохранения и образования, занятость населения, покупательную способность и др. (в том числе среднюю продолжительность предстоящей жизни). По рейтингу качества жизни Россия в 2006 г. занимала 73-е место.

Вместе с тем Россия сохраняет свое объективно благоприятное геополитическое и геоэкономическое положение, находясь между двумя динамично развивающимися регионами мирового хозяйства — Западной Европой, где определяющую роль играет ЕС, и Азиатско-Тихоокеанским регионом (АТР). В 1994 г. было подписано и в 1997 г. начало действовать Соглашение о партнерстве и сотрудничестве — СПС между РФ и ЕС, а в 1998 г. она стала членом организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества — АТЭС. Россия имеет возможность развивать эффективные двусторонние связи с соседними странами по всему периметру своих весьма протяженных границ. Проблема состоит в эффективности использования этого благоприятного евразийского трансконтинентального фактора.

Как отмечается в Концепции национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ 10 января 2000 г.): «Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах».

В 1999—2007 гг. в динамике экономического развития России произошли позитивные изменения, и в стране начался экономический рост. Так, в 2006 г. наконец был достигнут уровень ВВП России 1990 г. В результате с 15-го места Россия переместилась в 2007 г. на 10-е место среди крупнейших экономик современного мира (по текущему курсу ВВП составил 1,27 трлн долл.) — после США, Китая, Японии, Индии, Германии, Великобритании, Франции, Бразилии, Италии. Однако если считать ВВП по ППС, то по размерам своего ВВП Россия в 2007 г. занимала уже 7-е место в мире (опередив такие страны, как Италия, Бразилия и Франция). Инвестиции в основной капитал в 2006 г. составили примерно 70% уровня 1990 г. (из этих данных видно, что инвестиции в основной капитал в современной России восстанавливаются значительно медленнее, чем ВВП). Резко возросли масштабы приходящих в Россию прямых иностранных инвестиций — ПИИ. По данным Конференции ООН по торговле и развитию — ШСТАБ, темпы прироста прямых иностранных инвестиций в России в последние три года были одними из наиболее высоких в мире. В результате Российская Федерация в 2007 г. по объему привлекаемых прямых иностранных инвестиций заняла 7-е место в мире (после США, Великобритании, Франции, Нидерландов, Китая и Гонконга), а общий объем инвестиций в основной капитал в стране приблизился к уровню 1990 г. При этом росли масштабы фактической экспансии российских

корпораций и банков за рубежом. Например, в 2007 г. российские прямые инвестиции за рубежом были больше привлекаемых в страну прямых иностранных инвестиций.

Несколько улучшились и позиции России в международной торговле. К концу 1990-х гг. Российская Федерация занимала в международной торговле товарами неадекватное ее потенциалу место —

1,3% мирового экспорта (55% от среднемирового уровня экспорта надушу населения) (20-е место в мире) и 0,7% мирового импорта товаров (28-е место). Однако затем позиции России в международной торговле улучшились — в 2006 г. доля РФ в мировом экспорте товаров составила 2,6% (13-е место среди ведущих стран-экспортеров мира), а в мировом импорте товаров — 1,3% (15-е место). Правда, в основе этого улучшения позиций страны в мировом экспорте лежит происшедшее в эти годы улучшение для России условий торговли (связанное прежде всего с ростом цен на нефть и другие топливно-энергетические ресурсы), а не качественные изменения в отечественном экспорте, связанные с увеличением удельного веса машино-технической, наукоемкой продукции.

В мировом экспорте коммерческих услуг доля РФ, несмотря на некоторое улучшение позиций, остается незначительной. По данным ВТО, в 2006 г. она составляла 1,1% (25-е место), а в импорте коммерческих услуг —1,7% (16-е место). Россия имеет значительные возможности для существенного расширения своего экспорта коммерческих услуг—транспортных, туристических, научно-консультационных, образовательных, информационных. Развитие банковской системы страны, системы страхования, финансовых институтов в целом может создать предпосылки для экспорта услуг и в этих сферах. Безусловно позитивной тенденцией является существенное сокращение масштабов государственного внешнего долга РФ, который уменьшился со 157,4 млрд долл. в начале 2001 г. до 52 млрд долл. в начале 2007 г. (однако при этом возрастали масштабы внешних долговых обязательств российских корпораций и банков). В 2007 г. Россия занимала уже 3-е место в мире по золотовалютным резервам (на 1 января 2008 г. — 474,4 млрд долл.). Если в начале 1990-х гг. одной из важнейших для России задач было привлечение в нее иностранных инвестиций, то в первом десятилетии XXI в. уже российский капитал все более активно инвестировался за рубежом. Таким образом, хотя по основным макроэкономическим показателям Россия в начале XXI в. еще сохраняла промежуточное положение между группами развитых стран с рыночной экономикой и развивающихся стран, Россия постепенно укрепляет свои позиции в мировой экономике и политике.

19.2. Ресурсный потенциал и конкурентные преимущества и слабости

России в системе мировой экономики начала XXI века В целом, несмотря на произошедшие в 2000—2007 гг. позитивные сдвиги, современное положение России в мировой экономике еще не вполне соответствует ее природному, производственному и научно-техническому, интеллектуальному и духовному потенциалу. Россия обладает элементами национального богатства, природно-ресурсным, экономическим потенциалом, которого нет у многих стран мира:

мощная природно-ресурсная база (минеральные, земельные, водные, лесные ресурсы, значительная часть которых имеют мировое значение);

несмотря на физический и моральный износ большой части основных производственных фондов, Россия в целом сохраняет значительный производственный потенциал;

несмотря на существенные потери (связанные в том числе с «утечкой мозгов»), сохраняется значительный научно-технический и интеллектуальный потенциал;

на базе этого потенциала в ряде отраслей промышленности

(прежде всего в оборонно-промышленном комплексе) имеются и развиваются передовые уникальные технологии;

Россия обладает высококвалифицированными кадрами во всех основных сферах деятельности (хотя в начале 1990-х гг. в определенной степени была сокращена подготовка рабочих кадров и специалистов со средним профессиональным образованием, негативные последствия этого ощущаются и в настоящее время).

Традиционным фундаментальным преимуществом России в современной мировой экономике является обладание широким спектром минеральных ресурсов, особенно топливно-энергетических и сырьевых. Россия располагает крупнейшими запасами нефти, природного газа, угля, железной руды, апатитов, калийных солей, фосфоритов, руд цветных, редких и драгоценных металлов, алмазов и др. В целом Российская Федерация занимает первое место в мире по запасам основных полезных ископаемых на душу населения.

По имеющимся оценкам, к началу XXI в. на долю России приходилось 55% мировых запасов апатитов, 28% — природного газа, 26% — алмазов, 22% — никеля, 16% — калийных солей, 14% — медной руды, 13 — цветных и редких металлов, 12% — нефти и каменного угля. При этом потенциальная стоимость выявленных, разведданных и предварительно оцененных запасов полезных ископаемых, по оценкам, составляет около 30 трлн долл. Из них 32,2% приходится на природный газ, 23,3% — на уголь и горючие сланцы, 15,7% — на нефть, 14,7% — на нерудное сырье, 6,8% — на черные металлы, 6,3% — на цветные и редкие металлы и 1% — на золото, платину, серебро и алмазы. Прогнозный потенциал оценивается в 140,2 трлн долл., в его структуре доминирует твердое топливо (79,5%), далее идут природный газ (6,9%) и нефть (6,5%).] Размышляем самостоятельно. Россия располагает крупнейшими в мире запасами минеральных ресурсов и, соответственно, является одним из крупнейших их экспортеров на мировом рынке. Таким образом, обладание значительными запасами минеральных ресурсов — это несомненное благо. Но не является ли это своеобразным «тормозом», сдерживающим активное развитие в России производства и экспорта наукоемкой продукции? Вместе с тем на территории России отсутствуют запасы целого ряда цветных и редкоземельных металлов (марганцевых руд, хрома, свинца, цинка, урана), некоторых технических культур (в частности, хлопка) и др., не производятся отдельные виды сельскохозяйственных культур. При этом в разработку вовлечено около 70% разведанных запасов нефти и 60% газа. Средняя выработанность вовлеченных в освоение месторождений нефти превысила 50% и большая их часть перешла в стадию сокращающейся добычи. Продолжается интенсивная разработка главных месторождений важнейших полезных ископаемых (вольфрама, молибдена, сурьмы, золота) без соответствующего восполнения истощаемой сырьевой базы в результате существенного сокращения в последние годы поисково-разведочных работ.

Природные ресурсы относятся к основным факторам производства, которые обеспечивают стране преимущества в современной международной конкуренции. Однако это преимущества низшего порядка, стимулирующие специализацию национальной экономики на производстве и экспорте топливно-сырьевых ресурсов и продукции первичного передела.

Наиболее сильные позиции на внешнем и внутреннем рынках страны занимают базовые отрасли — черная и цветная металлургия, нефтехимия, электроэнергетика, лесная промышленность. Их конкурентные преимущества основываются прежде всего на богатых природных ресурсах и использовании механизма ценовой конкуренции, что характерно главным образом для экономики развивающихся стран.

В целом к настоящему времени экономика России еще сохраняет черты ресурсоемкого экстенсивного развития. Имеющаяся в стране минерально-ресурсная база пока не стала в полной мере фактором количественного и качественного роста общеэкономического потенциала страны и его эффективной реализации в сфере производства и международной торговли. Как показывает мировой опыт, международная конкурентоспособность на основе главным образом минеральных ресурсов не может обеспечить долговременных преимуществ в системе мирового хозяйства, тем более в условиях перехода мировой экономики на путь инновационного развития. Одновременно с отмеченными преимуществами экономики России для нее характерен ряд недостатков и слабых позиций, ухудшающих конкурентные позиции страны на фоне общемирового экономического развития:

сохраняющаяся высокая затратность и ресурсоемкость производства;

отставание от ведущих стран мира по уровню производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве; м сохранение общего технологического отставания от ведущих промышленно развитых стран (за исключением отдельных отраслей промышленности);

физический и моральный износ основных производственных фондов во многих отраслях промышленности и в аграрной сфере (достигший в ряде отраслей критического уровня), при этом их обновление далеко не во всех случаях происходит на действительно инновационной основе, с активным использованием достижений в области информационных технологий и электроники;

продолжающаяся, несмотря на позитивные сдвиги в экономике страны, утечка капитала, что снижает возможности инвестирования в экономику России;

сохраняющаяся неравномерность социально-экономического развития регионов России;

значительный удельный вес в экономике страны так называемой теневой экономики, коррупция и криминализация части российской экономики.

Вместе взятые, отмеченные позитивные и негативные моменты предопределяют реальные конкурентные преимущества и, одновременно, слабости России в системе мировой экономики начала XXI в. К сожалению, на протяжении 90-х гг. XX в. присущие российской экономике преимущества, не использовались или использовались в недостаточной степени, или по существу утрачивались. В этот период сократились работы по геологической разведке и освоению минеральных ресурсов; ускорился процесс физического и морального износа основных производственных фондов в промышленности, аграрной сфере и на транспорте в результате недоинвестирования. Возросли показатели выбытия основных производственных фондов; продолжался отток специалистов из науки и промышленности в торговлю, банковскую сферу и за рубеж. Россия в значительной мере утратила традиционные для сбыта своей продукции рынки (развивающихся стран, стран Центральной и Восточной Европы, а позднее и рынки стран СНГ); не выдерживая конкуренции с зарубежными фирмами, предприятия ряда отраслей промышленности России теряют для себя и внутренний рынок страны. Только в последние годы в указанных областях начинают происходить некоторые позитивные изменения.

Реализовать свои конкурентные преимущества и укреплять свои позиции в мировой экономике в долгосрочном плане Россия может, осуществив реальный переход на путь инновационного развития.

19.3. Инновационный потенциал экономики РФ

Инновационное развитие имеет в России перспективы в том случае, когда инновационная составляющая станет определяющей в экономическом развитии страны и будет охватывать все компоненты хозяйствования. Только в этом случае возможен переход от инноваций как точечного, единичного явления к инновационной экономике России в полном смысле слова.

В России с середины 1990-х гг. предпринимались попытки активизировать государственную инновационную политику — от разработки в 1996 г. правительственной Концепции промышленной политики до Основ политики Российской Федерации в области развития науки и техники на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, Основных направлений политики Российской Федерации в области инновационной системы на период до 2010 года и Стратегии Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 года. В указанных документах выделены девять фундаментальных направлений развития науки, технологий и техники, которые подразделяются на 53 критические технологии, развитию которых государство будет оказывать активную поддержку. Однако необходимая нормативно-правовая база в данной области в России пока еще не сформирована, а существующие документы носят достаточно общий характер.

Проводимая в Российской Федерации инновационная политика еще не принесла ощутимых результатов. В последние годы не более 10% экономического роста в стране обеспечивалось за счет увеличения производства в высокотехнологичных отраслях (в развитых странах — около 60%). Инновационная политика до сих пор ограничивалась в основном поддержкой оборонных отраслей, бюджетным финансированием важнейших инновационных проектов, организацией венчурных ярмарок. Определенным шагом в этой области явилось принятие в 2005 г. Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», в котором были зафиксированы задачи создания технико-внедренческих и промышленно-производственных зон.

Современная научно-исследовательская база России находится в сложном положении. Критическая точка падения в этой области была достигнута к 1999 г., когда за период с 1992 г. удельный вес предприятий и организаций, осуществляющих разработку и использование нововведений, сократился в 3,4 раза. В 2000—2004 гг., по имеющимся оценкам, доля промышленных предприятий, использующих новые объекты интеллектуальной собственности, не превышала 3%. Одновременно с этим, по данным ЦЭМИ РАН, с 1998 г. по 2003 г. доля средств, выделяемых в России на содержание и развитие науки, в общем объеме ВВП выросла на 75% и составила 1,28%. Однако, несмотря на это, Россия не достигает показателей ведущих стран мира (в странах ЕС — в среднем 1,8%, в США - 2,8%, в Японии - 2,9%, в Израиле — более 4%).

Проблемой остается также относительно небольшое число действительных фирм-инноваторов. Не стал еще фактором инновационной активности в России малый бизнес.

Серьезнейшей проблемой остается формирование и реализация стратегии наращивания и защиты отечественной интеллектуальной собственности. В последнее время в связи с переговорами о вступлении России в ВТО эта проблема нередко сводилась к вопросам производства и реализации контрафактной аудио-и видеопродукции. Однако более серьезной является проблема интеллектуальной собственности в реальном секторе экономики страны. Общемировая тенденция в данной области состоит в том, что в настоящее время ведущие государства мира, обеспечивая патентную защиту внутри страны, активно стремятся выйти на другие рынки. Так, например, японские и южнокорейские компании укрепляют свое патентное присутствие в США. Япония и США увеличивают число заявок на получение патентов в Китае. В Западной Европе по числу заявок на европейский патент лидируют компании США, Япония занимает 3-е место, Республика Корея — 9-е. Россия же по числу заявок на европейский патент в 2005 г. находилась лишь на 33-м месте.

Россия утрачивает позиции и на своем собственном внутреннем рынке. Так, в период с 2001 по 2005 гг. количество заявок от российских компаний на получение патентов сократилось на 4%, а на товарные знаки — на 50%. При этом количество обращений от иностранных компаний на получение патентов в России увеличилось на 65%, а по товарным знакам — на 55%. Иностранные компании осуществляют экспансию на российском рынке, что ущемляет торговые возможности отечественных компаний и ведет к огромным финансовым потерям российского бизнеса, с одной стороны из-за блокирования аналогичных российских инноваций патентами иностранных компаний, а с другой стороны — из-за отсутствия надежной защиты наших разработок за рубежом. По оценкам представителей Роспатента, только на экспорте незапатентованного военного оборудования и техники Россия теряет ежегодно 5—6 млрд долл. (что сравнимо с нашими ежегодными поставками военной техники).

В целом в России сохраняется целый ряд проблем, связанных с созданием необходимых институциональных и нормативно-правовых условий осуществления инновационной деятельности, механизма ее стимулирования, защиты интеллектуальной собственности, сертификации инновационной продукции, создания соответствующего инвестиционного механизма, страхования рисков и подготовки инновационной инфраструктуры.

Приведенный перечень проблем и факторов, сдерживающих формирование в России инновационной экономики, их сложность и масштабность дают основания для заключения о том, что единовременный скачок в инновационном направлении невозможен. Реально можно сократить этап перехода от топливно-сырьевой к инновационной, высокотехнологичной направленности современной российской экономики, но перепрыгнуть через него нельзя. Утверждать, что этот переход действительно осуществлен, можно будет лишь тогда, когда экономика инноваций будет сформирована на всем экономическом пространстве страны.

Несмотря на все проблемы Россия обладает значительным научно-техническим потенциалом. Прежде всего это относится к фундаментальным научным исследованиям, связанным с получением новых знаний. По данным Института научной информации США (Institute for Scientific Information), Россия экспортирует знаний почти в полтора раза больше, чем их импортирует (что проявляется, например, в зарубежных публикациях российских ученых по фундаментальным научным проблемам). Хуже обстоит дело с предложением неовеществленных технологий (объектов промышленной собственности). Иными словами, существует разрыв между крупными научными открытиями и их реализацией в форме объектов интеллектуальной, промышленной собственности. Данную проблему можно также определить как сохранение низкого уровня капитализации интеллектуального капитала страны. Характерно при этом, что при существенно более низком бюджетном финансировании научных исследований в Российской Федерации по сравнению с США, странами ЕС и некоторыми развивающимися странами, результативность научных исследований в России и их бюджетная эффективность оценивается как высокая. Ситуация резко ухудшается, когда речь идет о прикладных научных исследованиях.

Таким образом, на пути радикального научного изобретения до реальной инновации возникает разрыв, который исследователи проблем инноваций определяют как «долину смерти». Для того, чтобы пройти эту стадию, необходимо преодолеть факторы риска разной природы—технической и рыночной неопределенности. Для российской науки, бизнеса и экономики в целом успешное преодоление этих факторов риска приобретает огромное значение. При этом ускоряющаяся динамичность изменений, происходящих в современной мировой научно-технической, информационной и экономической сферах, требует от российского руководства при разработке и реализации научно-технической и инновационной политики нестандартных решений, нередко отличающихся от тех, которые используются в странах с устойчивым экономическим ростом. Они могут быть реализованы в рамках национальных проектов, связанных с активизацией в стране инновационной деятельности, на финансирование которых государством выделяются значительные средства. Свою существенную роль должно сыграть также развитие инновационной инфраструктуры страны за счет средств Инвестиционного фонда РФ. При определении важнейших направлений государственной политики в области развития научно-технической и инновационной деятельности и согласования стратегических целей государства и отечественного бизнеса может оказаться эффективной применяемая в развитых странах форма государственно-частного партнерства.

При анализе проблем формирования инновационной экономики в России необходимо учитывать, что принципиально изменился тип современного воспроизводства. Его основной чертой выступает формирование национальных инновационных систем — НИС, которые можно определить как совокупность хозяйствующих субъектов, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции (услуг) и осуществляющих свою деятельность на основе соответствующей нормативно-правовой базы в рамках проводимой государством соответствующей инновационной политики.

Данные задачи на практике могут быть реализованы лишь в том случае, когда формирование экономики инноваций станет действительно центральным направлением государственной политики. При этом рыночные отношения не могут рассматриваться как самоцель, они должны выступать как средство формирования в стране высокоэффективной инновационной экономики. Поэтому свою существенную роль могут сыграть инновационные проекты государственного значения (в том числе и осуществляемые в рамках национальных проектов). В рамках реализации этих проектов заслуживают поддержки попытки правительства наладить партнерские отношения государственного сектора науки с промышленностью, в частности, в форме государственно-частного партнерства — ГЧП в сфере инновационной деятельности. Свою существенную роль в решении указанных проблем могут сыграть уже действующие и создаваемые в стране инновационно-технологические центры и технопарки, а также центры трансферы технологии на базе институтов РАН, университетов и государственных научных центров РФ. Свою роль призваны сыграть и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, ОАО «Российская венчурная компания» (РВК), ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий». Создается Федеральное агентство по развитию экспорта в сфере информационных технологий. Однако государственные венчурные фонды, как правило, стимулируют лишь одну составляющую инновационной экономики — малый бизнес, роль которого в инновационной сфере действительно должна стать более существенной. Но для того чтобы новые научно-технические решения, рождающиеся в малом венчурном бизнесе, затем были крупномасштабно реализованы, необходима реальная заинтересованность и спрос на подобные разработки со стороны крупного и среднего бизнеса. Однако крупный российский бизнес в его нынешнем состоянии не предъявляет серьезного спроса на инновации прежде всего по причинам высокой монополизированности рынков. Другой серьезной причиной остается преобладание в производстве и экспорте продукции сырьевых отраслей. Получаемые здесь прибыли в настоящее время практически не связаны с инновациями. Естественно, что новые высокие технологии помогают в поиске ископаемых и освоении месторождений. Однако это относительно замкнутый, анклавный сектор, и инновационная деятельность в нем пока еще не оказывает мультипликативного воздействия на другие отрасли и сектора экономики.

Поэтому венчурное финансирование в России еще не сказывается на спросе на инновации в тех масштабах, на которые хотелось бы рассчитывать. Таким образом, здесь в отрицательном смысле срабатывает своего рода цепная реакция: российский бизнес-климат и структура экономики и экспорта не способствуют инновационному развитию. Поэтому решения в данной области должны носить системный характер.

Однако оценка ситуации на мировом рынке высоких технологий показывает, что Российская Федерация способна достаточно успешно конкурировать на нем примерно по 10—15 макротехнологиям из 50. Более того, исследования, проведенные в Институте экономики РАН, показали, что около 2/3 мировых новаций в XX в., внедренных в экономику развитых стран, было реализовано на базе достижений и идей российской фундаментальной естественной науки. Так что предпосылки расширения и активизации роли России на мировом рынке высоких технологий выглядят более благоприятными, чем это вытекает из первоначальных оценок. Вместе с тем определение тех отраслей экономики России или отдельных производств, которые реально в настоящее время обладают международной конкурентоспособностью, вовсе не снимает с повестки дня проблемы выбора тех направлений, которые могли бы повысить конкурентоспособность страны и ее бизнеса в перспективе. Дело в том, что такое важнейшее достоинство наукоемких отраслей, как имеющийся в них научно-технический задел, с течением времени, если он не реализуется или в него не инвестируются необходимые средства, утрачивает свой потенциал. Этот задел не является естественным конкурентным преимуществом.

Если они будут длительное время сохраняться в отраслях топливно-энергетического комплекса, сырьевых отраслях (при соответствующем инвестировании), то применительно ко многим другим отраслям (в том числе атомной промышленности, оборонной, авиационной, ракетно-космической и другим наукоемким и капиталоемким отраслям) это утверждать нельзя. Они требуют последовательного и значительного финансирования и государственной поддержки.

Сохранение и развитие научно-технического задела зависит от эффективности проводимой государством научно-технической и промышленной политики. Это заставляет по-новому подходить с инновационных позиций к проблеме выбора точек роста российской экономики и, на этой основе, к диверсификации экспорта страны на высокотехнологической основе. Такими новыми направлениями должны стать в России, например, нанотехнологии, клеточная биотехнология и некоторые другие.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что и энергетический сектор экономики России также может и должен стать сферой и фактором инновационного прорыва страны. Ставя задачи развития высокотехнологичных секторов экономики и, на этой основе, развития высокотехнологичного экспорта, надо реально смотреть на положение вещей, которое состоит в том, что Россия еще долгое время будет крупнейшим производителем и экспортером энергетических ресурсов. Очевидно, что с данным сектором отечественной экономики связана значительная часть отраслей промышленности и, как следствие, российского экспорта. Для решения указанных задач необходимо решить целый комплекс разнообразных проблем: осуществить технологический переворот в добыче, переработке и транспортировке энергоресурсов, реализовать переход к энергосберегающим технологиям во всех сферах экономики России и др.

Фундаментальные позитивные сдвиги в энергетическом хозяйстве страны создают существенный мультипликативный эффект повышения конкурентоспособности для всей национальной экономики. В решении отмеченных проблем в целом следует в полной мере учитывать значительные возможности кластерного подхода.

Указанные позитивные процессы должны соответствующим образом реализоваться во внутренней и внешнеэкономической политике страны. Так, наиболее рациональным и одновременно реальным может стать комбинированный подход к развитию экспорта и национальной экономики России. Он основывается на ресурсно-инновационном направлении развития. При этом инновационная диверсификация (расширение многообразия) экспортной деятельности нашей страны не означает отказа от сложившейся в течение длительного времени традиционной внешнеторговой специализации. Она должна дополнять ее инновационной наукоемкой продукцией, занимающей с течением времени все более существенное место в российском экспорте.

Комбинированный вариант диверсификации экспорта и национальной экономики должен основываться на более широкой и отвечающей современным реалиям трактовке повышения международной конкурентоспособности и диверсификации экономики России и отечественного экспорта. Реализация подобных направлений в практическом плане должна привести к формированию сбалансированной экспортной структуры, базирующейся на высоком уровне конкурентоспособности всех звеньев национальной экономики. При этом выйти на оптимальную стратегию экономического развития страны и ее экспорта можно лишь сочетая развитие конкурентных в настоящее время отраслей и видов производства с параллельным определением и развитием технологических кластеров завтрашнего дня.

Контрольные вопросы и задания

1. Укажите верные суждения.

В 2007 г. Россия занимала среди ведущих стран мира (по абсолютным стои-мостным объемам ВВП):

2-е место;

28-е место;

10-е место;

15-е место;

120-е место.

2. Укажите верные суждения.

В 2006 г. удельный вес России в совокупном мировом экспорте товаров составлял:

0,5%;

12%;

6,5%;

22%;

2,6%;

10%.

3. Отметьте группы стран мира по уровням доходов, к которым относится Рос-сия:

страны с низким уровнем доходов;

страны со средним уровнем доходов;

страны с высоким уровнем доходов.

4. Укажите верные суждения.

В 2006 г. по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) Россия занимала:

17-е место;

О 6-е место;

65-е место;

128-е место;

150-е место.

5. Отметьте основные конкурентные преимущества России:

обладание значительными природными ресурсами;

неравномерность экономического развития различных регионов страны;

обладание трудовыми ресурсами с высоким образовательным уровнем и хорошей профессиональной подготовкой;

физический и моральный износ основных производственных фондов;

высокая ресурсоемкость производства.