Глава 23 Место и роль — международных организации в системе мирового хозяйства. Международные экономические организации системы оон
В главе рассматриваются вопросы становления и развития институционной подсистемы современного мирового хозяйства, представленной рядом международных организаций разного уровня и разных функций, играющих важную роль в снятии противоречий, координации и согласовании интересов различных субъектов мирового хозяйства. Показана особая роль в решении указанных проблем международных экономических организаций системы ООН. Специально анализируется деятельность Между-
народного валютного фонда и организаций, входящих в Группу Всемирного банка.
Раскрываются вопросы участия России в деятельности указанных организаций, противоречия и перспективы сотрудничества с ними.
23.1. Институциональная подсистема современного мирового хозяйства
В начале курса мы рассматривали вопрос об основных субъектах мирового хозяйства. При этом отмечалось, что в этом качестве выступают и международные организации (институты). Фактически это элементы институциональной подсистемы мирового хозяйства. Мировое хозяйство начала XXI в., представляющее собой сложную иерархическую структуру, не может развиваться без определенных регулирующих начал. Растущие масштабы национальных экономик и всего мирового хозяйства, противоречия в экономических интересах его субъектов требуют формирования и совершенствования деятельности организационных структур, которые решали бы задачи координации или, по крайней мере, согласования этих противоречивых интересов.
В настоящее время одним из главных противоречий мирового хозяйства является противоречие между очевидной тенденцией к дальнейшей глобализации экономики и национальными экономическими интересами отдельных стран, которые не всегда совпадают между собой и далеко не всегда совпадают со всеми направлениями и формами реализации данного процесса. В его основе лежит процесс открытия национальных экономик для внешнего мира, либерализации всех сфер внешнеэкономической деятельности.
В настоящее время у исследователей проблем современной мировой экономики возникает много вопросов принципиального характера:
движется ли человечество к монополярной (а фактически имперской) модели мироустройства, во главе которой будет одна страна-система — США;
будет ли это некая глобальная международная администрация;
какая модель придет на смену ранее существовавшей биполярной (двухполюсной) модели «СССР — США», возможно, двухполюсная модель «США — Китай»;
будет ли это действительно многополярный мир (но тогда как будут регулироваться отношения в этой мировой системе);
будет ли это мировое сообщество, управляемое некими безликими сетевыми организациями;
придет ли человечество в результате обострения противоречий к тому «столкновению цивилизаций», о котором писал С. Хантингтон (см. гл. 4 и 6 настоящего учебника), и «мировому хаосу».
Все это фундаментальные проблемы, поскольку дальнейшее развитие мировой экономики и политики в рамках каждого из возможных указанных направлений означает свой особый путь, который во многом предопределит будущее мирового сообщества. И именно усилия по координации деятельности различных стран мира, работа ведущих международных организаций призваны сыграть здесь свою существенную позитивную, определяющую роль. К началу третьего тысячелетия новой эры в мире накоплен немалый опыт разрешения межгосударственных конфликтов в политической и экономической сферах. В ряде случаев он был получен в результате разрушительного противостояния: только в XX в. человечество прошло через две мировые войны, жесткую идеологическую конфронтацию государств с различным общественным строем, результатом чего стало уничтожение значительной части богатства, созданного трудом многих поколений, и непроизводительное использование ограниченных сырьевых, капитальных и трудовых ресурсов, перекосы в развитии экономики. Тем не менее в целом удалось найти формы организации экономического взаимодействия государств, которые способствуют ускорению экономического роста, увеличению общественного богатства, преодолению доставшегося в наследие от колониального прошлого существенного отставания значительного числа развивающихся стран от экономически развитых стран. Такие формы созданы, прежде всего, на двусторонней основе (в форме двусторонних межгосударственных соглашений).
Помимо двусторонних, имеется целый ряд и многосторонних соглашений, регулирующих взаимоотношения в рамках мирового хозяйства в целом и его отдельных, достаточно крупных, регионов.
Так, в мае 1992 г. между странами Европейского экономического сообщества и Европейской ассоциацией свободной торговли было подписано и 1 января 1994 г. вошло в силу соглашение о создании Европейского экономического пространства — ЕЭП, основной целью которого являлось создание более благоприятных условий для движения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов на экономическом пространстве двух интеграционных группировок. Таким образом, здесь мы имеем дело не просто с многосторонним соглашением нескольких государств, но и с соглашением двух интеграционных группировок, каждая из которых представлена несколькими странами-участницами.
Важную роль в регулировании мирового хозяйства играют различные международные конференции и совещания. Некоторых из них проводятся нерегулярно, другие обрели более или менее постоянный характер. Кроме того, противоречивая целостность мирового хозяйства предполагает также формирование и развитие устойчивых институциональных форм его организации, одной из важнейших из них являются международные организации, в том числе экономические.
В мире насчитывается значительное число таких организаций. Некоторые их них наделены широкими функциями и действуют на уровне всего мирового хозяйства; деятельность других осуществляется в отдельных сферах мирового хозяйства (например, в валютной или внешнеторговой); третьи объединяют страны, принадлежащие к той или иной группе, например, к промышленно развитым или развивающимся. Целый ряд международных экономических организаций создан по отраслевому принципу (в качестве примера можно назвать ОПЕК).
Имеется также ряд особых международных экономических организаций, представляющих собой интеграционные группировки. К ним относится, например, Европейский союз, Европейская ассоциация свободной торговли, Меркосур (Mercosur), действующее на постсоветском экономическом пространстве Евразийское экономическое сообщество — ЕврАзЭС и др.
Хотя большинство международных экономических организаций не участвует непосредственно в производстве товаров или услуг, в международном движении капитала, их роль в регулировании рыночных отношений в системе мирового хозяйства и его отдельных регионов в последние годы существенно возросла, поскольку переход мировой экономики к своей новой стадии — глобализации, несмотря на либерализацию внешнеэкономических связей объективно требует усиления регулирующих начал. Географически деятельность международных экономических организаций может охватывать как все мировое экономическое пространство, так и его отдельные регионы. В этой связи международные экономические организации можно подразделить на универсальные и региональные. В качестве примера универсальных международных экономических организаций можно назвать многие экономические организации системы ООН, ВТО, в состав которой входит более 150 стран, она постоянно расширяется, а ее цели и функции носят действительно универсальный, т.е. общемировой характер.
Проблемы мирового хозяйства, перспективы его развития также являются предметом исследования целого ряда неформальных организаций, объединяющих ученых, политиков, специалистов-практиков различных стран. Не являясь, строго говоря, собственно международными экономическими организациями, они тем не менее оказывают серьезное воздействие на разработку и реализацию экономической политики. К их числу можно отнести, например, так называемый «Римский клуб», объединяющий ведущих ученых-футурологов.
Нарастающая динамичность развития мирового хозяйства, его структурная трансформация в начале XXI в. самым непосредственным образом воздействуют и на всю систему международных экономических организаций, являющихся одним из опорных элементов мирового хозяйства.
Ясно, что в мире, основанном на рыночных формах хозяйствования, в основе которых лежат экономические интересы всех его субъектов, невозможно обеспечить подлинное равенство всех участников рынка. Это справедливо как для отдельных субъектов корпоративного бизнеса, так и для отдельных государств. Именно это служит в некоторых случаях одним из аргументов против участия стран в тех или иных международных экономических организациях. Однако такая позиция фактически резко сужает возможности обеспечения национальных экономических интересов, ибо в одиночку, во-первых, сложнее противостоять коллективно вырабатываемому подходу, а, во-вторых, страна лишается возможности влиять на принятие решений, от которых может во многом зависеть благополучие ее граждан. Не стоит забывать, что каждое государство отстаивает свои экономические интересы, поэтому принятие решений на межгосударственном уровне отношений представляет собой результат компромисса, который далеко не всегда приносит одинаковую выгоду всем его сторонам.
В целом к началу XXI в. в мировом хозяйстве уже сформирована определенная система многостороннего регулирования, представленная, в том числе, целым рядом международных экономических организаций. Однако ее нельзя рассматривать как завершенный, полностью и окончательно сформированный организм, как некую единую, наделенную специальными правами и полномочиями наднациональную структуру. На практике это система многостороннего регулирования, которая еще не стала, но должна в перспективе представлять собой совокупность взаимосвязанных между собой международных институтов (организаций), призванных осуществлять анализ, мониторинг и регулирование конкретных сфер и областей международного экономического взаимодействия. Кроме того, очевидно, что новые задачи в экономической и других областях обязательно с необходимостью поставят в будущем вопросы о создании новых международных организаций. Центральное место в институциональной структуре современного мирового хозяйства занимают органы и организации, входящие в систему ООН.
23.2. Международные экономические организации системы ООН
ООН, представляющая собой наиболее универсальную международную организацию, включает в своем составе целый ряд органов и международных организаций.
Экономические вопросы занимают видное место в деятельности Генеральной Ассамблеи — ГА (General Assembly — GA) ООН, наиболее представительного органа этой авторитетной международной организации.
В Декларации тысячелетия, принятой в сентябре 2000 г., государства — члены ООН определили «цели в области развития на пороге тысячелетия» (Millennium Development Goals), главной из которых является необходимость сокращения масштабов бедности во всех ее проявлениях. Цели в области развития были разработаны на основе соглашений и резолюций международных конференций, организованных ООН в течение 90-х гг. XX в. На 58-й сессии Генеральной Ассамблеи (2003 г.) обсуждались важнейшие вопросы мировой экономики, в том числе предложение о начале переговоров по глобальному экономическому сотрудничеству, ход реализации «Четвертого десятилетия развития ООН», различные аспекты устойчивого развития и др.
Экономические проблемы регулярно освещаются в докладах генерального секретаря ООН.
Главным органом ООН, координирующим всю экономическую, социальную и культурную деятельность этой организации, является Экономический и социальный Совет — ЭКОСОС (Economic and Social Council- ECOSOC). В его компетенцию входят также гуманитарные проблемы.
Совет состоит из 54 членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей ООН на трехлетний период. Треть членов переизбирается каждый год. В Совете установлены следующие нормы представительства: Азия — 11, Африка — 14, Восточная Европа — 6, Западная Европа —13, Латинская Америка —10. Заседания Совета проходят поочередно в Нью-Йорке и Женеве.
Решения в ЭКОСОС принимаются простым большинством голосов, каждый член Совета имеет один голос, и ни одна страна-член не имеет права вето.
ЭКОСОС состоит из трех сессионных комитетов: Первого (Экономического); Второго (Социального); Третьего (по Программам и Сотрудничеству). Все члены Совета входят в каждый из этих комитетов.
В составе Совета имеется ряд функциональных комиссий и посто-янных комитетов, а также экспертных органов.
ЭКОСОС подотчетны 5 региональных комиссий ООН: Европейская экономическая комиссия (Женева, Швейцария), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (Бангкок, Таиланд), Экономическая комиссия для Африки (Аддис-Абеба, Эфиопия), Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (Сантьяго, Чили), Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (Ливан, Бейрут). Региональные экономические комиссии занимаются изучением экономических и социальных проблем соответствующих регионов и выработкой рекомендаций, а также осуществляют функции исследовательского, консультативного и информационно-аналитического характера.
В частности, Европейская экономическая комиссия — ЕЭК (Economic Commission for Europe — ЕСЕ), созданная ЭКОСОС в 1947 г., ставит своей главной целью укрепление сотрудничества между европейскими государствами-членами. ЕЭК ведет экономические исследования аналитического характера по общим проблемам, состоянию окружающей среды и жилищных условий, статистике, устойчивому энергоснабжению, торговле, промышленности и развитию предпринимательства, по проблемам лесного комплекса и транспорта.
В 1964 г. Генеральная ассамблея ООН учредила Конференцию ООН по торговле и развитию—ЮНКТАД (United Nations Conference on Trade and Development — UNCTAD). Штаб-квартира ЮНКТАД находится в Женеве. Число членов организации превышает 190. Эта организация была призвана рассматривать весь комплекс вопросов, связанных с международной торговлей и развитием, включая принципы обмена и торговли сырьевыми и промышленными товарами, финансирование проектов развития, вопросы внешней задолженности, передачи технологии развивающимся странам. Значительное внимание ЮНКТАД уделяла положению наименее развитых стран.
ЮНКТАД взаимодействует как с правительствами стран-членов, так и с различными органами ООН, неправительственными организациями, представителями частного капитала, научно-исследовательскими институтами и университетами в различных странах мира. Хотя ее решения не носят обязательного характера, они играют большую роль в формировании мирового общественного мнения, которое вынуждены учитывать и государственные 536 Международные экономические организации системы ООН органы. В целом деятельность ЮНКТАД содействует развитию международной торговли путем налаживания равноправного сотрудничества между государствами.
ЮНКТАД стала одним из важных международных экономических форумов, рекомендации и решения которого оказали существенное воздействие на мировую торговлю. Однако возникновение ВТО потребовало уточнения сферы и направлений деятельности ЮНКТАД. На IX сессии этой организации, проходившей в 1996 г. было решено, что ЮНКТАД следует сохранить как орган Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам торговли и развития. Ее задачей останется освещение происходящих в мировой экономике изменений в их связи с торговлей, инвестициями, технологией, услугами и развитием. При этом она будет сотрудничать и координировать свою деятельность с ВТО и другими многосторонними учреждениями.
На X сессии ЮНКТАД в 2000 г. (Бангкок, Таиланд) была подтверждена роль этой организации в процессе интегрирования эконо-мики развивающихся стран во всемирное хозяйство и в мировую торговую систему на здоровых и равноправных началах. ЮНКТАД публикует целый ряд исследований, получивших миро-вое признание, в частности Handbook of Trade and Development Statistics, World Investment Report.
В 166 странах мира осуществляет деятельность Программа развития ООН — ПРООН (United Nations Development Programme —UNDP). ПРООН учреждена в 1965 г. Штаб-квартира организации —в Нью-Йорке.
Основная задача этой организации определена как содействие странам в приобщении к знаниям и мировому опыту развития с целью улучшения социально-экономического положения. В настоящее время ПРООН координирует усилия, направленные на реализацию ориентиров развития, которые были определенны ООН на третье тысячелетие, в частности, снижение в два раза уровня бедности к 2015 г.
ПРООН составляет и ежегодно публикует Доклад о развитии человека (Human Development Report), который уже давно стал заметным явлением среди публикаций международных организаций. Одним из главных показателей докладов о развитии человека является Индекс развития человека (Human Development Index), в котором обобщаются данные по трем основным показателям:
продолжительность жизни здорового человека;
уровень образования;
уровень жизни.
Несмотря на определенную условность методики расчета этого Индекса, он позволяет сопоставлять и до некоторой степени сравнивать уровни развития стран не только с точки зрения валового внутреннего продукта, но и по более широкому кругу социально-экономических показателей.
Рассмотрим деятельность некоторых специализированных учреждений ООН, играющих заметную роль в международных экономических отношениях.
Из представленной таблицы очевидно, что некоторые международные организации появились значительно раньше, чем ООН, и лишь много позже получили статус специализированных учреждений. К их числу относится, в частности МОТ, ставшая в 1946 г. первым специализированным учреждением, связанным с ООН. МОТ осуществляет разработку международной политики и программ в области трудовых отношений, принимает международные трудовые стандарты, способствует их принятию странами-членами, оказывает содействие в организации профессиональной подготовки и обучения.
МОТ имеет уникальный характер: в подготовке решений на равных условиях участвуют представители правительств, трудящихся и предпринимателей. Главный орган МОТ — Международная конференция труда, где каждая страна представлена четырьмя делегатами (два от правительства и по одному от трудящихся и предпринимателей), созывается не реже 1 раза в год (обычно в июне в Женеве). Каждый делегат голосует индивидуально. Поэтому делегаты от трудящихся и предпринимателей могут голосовать против позиции, занимаемой делегатами от правительства, а также друг против друга.
Одним из самых крупных специализированных учреждений ООН является Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН — ФАО, призванная решать задачи повышения уровня обеспеченности продовольствием, совершенствования условий жизни сельского населения, увеличения производительности труда в сельском хозяйстве. Членами ФАО являются почти все страны — члены ООН. Коллективным членом ФАО является также ЕС. ФАО осуществляет мониторинг мирового сельского, лесного и рыбного хозяйства. В последние годы организация уделяет повышенное внимание проблемам обеспечения долговременного устойчивого развития сельского хозяйства, увеличения производства продовольствия и обеспечения продовольственной безопасности с учетом требований сохранения окружающей среды. ФАО ежегодно публикует статистические ежегодники, в том числе о состоянии сельскохозяйственного производства и торговли сельскохозяйственной продукцией. Наиболее известным является ежегодный Доклад о состоянии продовольствия и сельского хозяйства (The State of Food and Agriculture — SOFA). Большой объем сведений о состоянии сельского хозяйства в различных странах содержится в базе данных на сайте организации.
Организация ООН по промышленному развитию — ЮНИДО статус специализированного учреждения ООН получила в 1985 г. Как следует из названия, ЮНИДО призвана оказывать содействие развивающимся странам и странам с переходной экономикой в реализации программ индустриализации и укрепления их промышленного потенциала. В последнее время организация также ставит своей целью способствовать укреплению позиций вышеуказанных стран в условиях усиления конкуренции в глобальной экономике.
Главные усилия ЮНИДО направлены на мобилизацию знаний, навыков, информации и технологии для создания новых рабочих мест, конкурентоспособной экономики и экологически безопасного и устойчивого экологического развития. Все это должно способствовать сокращению масштабов бедности в мире. Деятельность ЮНИДО осуществляется в виде:
а) интегрированных (комплексных) программ;
б) отдельных проектов.
Основным источником средств на осуществление проектов по линии ЮНИДО является Программа развития ООН. Однако определенная часть средств поступает в виде взносов стран-членов и спонсорской помощи.
В сфере атомной энергетики широкую известность приобрела деятельность Международного агентства по атомной энергии — МАГАТЭ (International Atomic Energy Agency), основанного в 1957 г. как автономного учреждения под эгидой ООН. Штаб-квартира МАГАТЭ в Вене. Агентство превратилось в центральный межправительственный орган научного и технического сотрудничества в области использования ядерной энергии. В последние годы значение МАГАТЭ возросло в связи с увеличением числа ядерных программ в различных странах мира.
Размышляем самостоятельно. Как вы думаете, деятельность каких из названных международных организаций системы ООН связана с решением глобальных проблем современности?
В мировой финансово-банковской сфере видное место занимают специализированные учреждения ООН — МВФ и организации, входящие в Группу Всемирного банка.
23.3. Международный валютный фонд
Международный валютный фонд — МВФ (International Monetary Fund — IMF) создан по решению Бреттонвудской конференции 1944 г. Членами МВФ могут быть только государства (на начало 2007 г. членами МВФ были 184 государства). Россия вступила в МВФ в 1992 г. Международный валютный фонд, являясь универсальной валютно-финансовой организацией, входит в систему ООН, но полностью автономен в своих действиях.
Основными целями учреждения МВФ являлись стимулирование международного валютного сотрудничества, достижение стабильности валютных курсов и упорядочение валютных режимов, оказание помощи в создании многосторонней системы расчетов по текущими операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли. Кроме того, эта организация должна была способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли, экономическому росту и повышению занятости. В случае возникновения затруднений с платежным балансом предусматривалось оказание на временной основе финансовой помощи. Несмотря на развал в 1970-х гг. Бреттонвудской и становление Ямайской валютной системы, МВФ в целом не только сохранил свои позиции, но в определенном смысле даже упрочил свое положение, хотя и подвергался во многом обоснованной критике за то, что при разработке программ для той или иной страны не всегда должным образом учитывал ее особенности.
В определенном смысле МВФ представляет собой уникальную организацию. Государства, обращающиеся за помощью в МВФ при возникновении финансовых сложностей, должны согласовать с Фондом программу оздоровления экономики и обязаны, в случае ее принятия и оказания помощи со стороны Фонда, ее выполнять. При невыполнении обязательств Фонд может (временно или окончательно) прекратить предоставление финансовых ресурсов, в чем не раз убеждались члены МВФ, в том числе и Россия. Важность реализации достигнутых с МВФ договоренностей проявляется и в том, что целый ряд других международных организаций в своих взаимоотношениях с заемщиками или должниками ориентируется на их договоренности именно с МВФ, поскольку в мировой экономике нет органа, который бы отслеживал ход осуществления принятых программ и мог применить санкции в случае их невыполнения.
Капитал МВФ представляет собой сумму взносов (так называемых квот) всех его членов. В настоящее время она превышает 210 млрд так называемых специальных прав заимствования — СДР (Special Drawing Rights), введенных в 1969 г. Квота каждого нового члена в СДР определяется индивидуально с помощью ряда математических формул.
Государство, вступающее в МВФ, выплачивает часть своего взноса по квоте в виде резервных активов (иностранной валюты, приемлемой для МВФ, или СДР), а остальную часть — в собственной валюте. Поскольку далеко не все страны — члены МВФ имеют сильные валюты, то на практике ресурсная база фонда существенно меньше, чем это может показаться на первый взгляд. Одна единица СДР рассчитывается на основе корзины, состоящей из четырех наиболее распространенных в международных платежах валют — доллара США (44% на 1 января 2006 г.), евро (34%), японской иены (11%) и английского фунта стерлингов (11%). Как видно, доминирующее положение в корзине СДР занимает доллар США. Однако поскольку удельный вес валют в корзине пересчитывается, как правило, один раз в 5 лет, то фактом является снижение удельного веса доллара (с 45% в 2001 г. до 44% в 2006 г.) и японской иены (соответственно — с 15% до 11%) и рост удельного веса евро (с 29 до 34%). Не исключено, что при последующем пересмотре валют удельный вес евро может также несколько увеличиться. Это произойдет, если евро займет более прочные позиции в мировой валютной системе.
От величины квоты зависит:
число голосов, которое имеет страна в МВФ;
максимальный объем ресурсов, которые страна может получить от фонда;
доля страны при распределении СДР;
порядок представительства в органах управления.
Число голосов, которое имеет член МВФ, рассчитывается следующим образом: к базовым 250 голосам добавляется 1 голос на каждые 100 тыс. СДР квоты. Поскольку квоты членов Фонда далеко не одинаковы, число голосов также разное. Так, наибольшая квота (17,4%), а, следовательно, и наибольшее число голосов (17%) имеются у США. При изменении квот меняется и число голосов, которыми располагает член фонда. Доля России в капитале МВФ —2,79%, а число голосов — 2,7%. Это позволяет ей иметь собственного избираемого исполнительного директора.
Самые важные решения в МВФ требуют для принятия 85% голосов. Отсюда следует, что США (с 17% голосов) могут их блокировать единолично. Однако и страны ЕС также обладают блокирующим числом голосов. Развивающиеся страны в принципе обладают такой же возможностью, но в отличие от ЕС им труднее согласовывать свои позиции. При принятии менее важных решений необходимо большинство в 70% голосов, все остальные решения требуют простого большинства.
По сложившейся традиции директором-распорядителем МВФ является негражданин США (обычно европеец). Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне, а его отделения имеются во многих страна мира, в том числе и в России.
Ресурсы МВФ формируются в основном за счет квот, однако в случае необходимости МВФ может получать дополнительные ресурсы на основе постоянно действующего соглашения о займах с официальными кредиторами. В принципе Фонд может заимствовать средства и на частных рынках, однако этого на практике никогда не делалось.
При возникновении серьезных финансовых затруднений, страна может обратиться в Фонд за помощью. МВФ не выступает инициатором предоставления ресурсов своим членам для решения финансовых затруднений.
Кредиты Фонда предоставляются как в рамках краткосрочных договоренностей (так называемые кредиты стэнд-бай) для преодоления трудностей урегулирования платежного баланса, носящих временный или циклический характер, так и в рамках среднесрочных договоренностей о расширенном кредитовании. Однако в большинстве случаев страна, обращающаяся за помощью, должна доказать, во-первых, действительную потребность в ресурсах Фонда, а, во-вторых, обосновать программу стабилизации или реформирования экономики, чтобы Фонд мог убедиться в том, что «трудности урегулирования платежного баланса государства-члена будут преодолены в разумные сроки». При этом страна должна согласовать с МВФ программу проведения мер, направленных на структурную перестройку экономики и разработки и проведения экономической политики, способной в приемлемые сроки обеспечить достижение стабильного экономического роста страны. В последние годы МВФ усилил внимание к проблемам менее развитых стран. С этой целью был осуществлен ряд изменений в механизме предоставления ресурсов этим странам. Экономическая политика российского руководства в 90-е гг. XX в. не во всех случаях рассматривалась специалистами МВФ как приемлемая, поэтому фонд не всегда выделял России обещанные кредиты. Тем не менее в 1994—1998 гг. только по линии обычных механизмов кредитования Россия получила от МВФ около 17 млрд долл. США.
Однако важность договоренностей с МВФ обусловлена не только тем, что они позволяют получать необходимые финансовые ресурсы, но и тем, что многие международные организации, такие, как «Парижский клуб», ориентируются в своей деятельности на наличие договоренности данной страны именно с МВФ.
Улучшение экономической ситуации в экономике нашей страны начиная с 1999 г. позволило Российской Федерации досрочно (31 января 2005 г.) погасить весь остаток задолженности перед МВФ в размере 3,33 млрд долл. США. По первоначальной договоренности это должно было произойти только в 2008 г
23.4. Группа Всемирного банка
Ядром группы является Международный банк реконструкции и развития — МБРР (International Bank for Reconstruction and Development — IBRD), который вместе со своим филиалом — Международной ассоциацией развития образует так называемый Всемирный (Мировой банк). В группу Всемирного банка, помимо двух вышеназванных организаций, входят также Международная финансовая корпорация, Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям и Международный центр по урегулированию инвестиционных споров.
Членом МБРР может быть только страна, вступившая в МВФ. Число членов МБРР на середину 2006 г. —184. Подписанный капитал превысил 189 млрд долл., в том числе оплаченный —11,4 млрд долл. Суммарный объем ссуд, выданных МБРР за период с момента его создания до середины 2006 г., составил 383 млрд долл., в том числе в 2005 финансовом году — 13,6 млрд долл. Заемщиками МБРР в 2005 г. стали 37 стран.
Как и в МВФ, число голосов, которые имеет та или иная страна в МБРР, определяется ее долей в капитале банка. Наибольший объем подписки на капитал принадлежит США, у этой страны и наибольше число голосов (16,39%), в то время как у Японии 7,8%, ФРГ —
4,49%, Великобритании и Франции — по 4,31% голосов.
В конце 1990-х гг. в деятельности МБРР произошли серьезные изменения. Стремясь соответствовать своему лозунгу «Наша мечта — мир без бедности», МБРР начал уделять значительно большее внимание проблемам развивающихся стран. Банк поддерживает усилия, направленные на достижение устойчивого развития посредством предоставления займов и гарантий, а также оказанием консультативных услуг.
В 1990-х гг. а адрес МБРР было высказано немало критических замечаний, которые сводились в основном к тому, что некоторые проекты, осуществленные с помощью ресурсов Банка, нанесли ущерб окружающей среде. Банк также упрекали в том, что он не предпринимает усилий для развития частного сектора. Развивающимися странами отмечалось, что африканские государства, воспользовавшиеся рекомендациями банка, столкнулись с серьезными экономическими и социальными трудностями. Учитывая растущую критику в свой адрес, МБРР уделяет больше внимания проблемам снижения масштабов бедности в развивающихся странах. Можно полагать, что происходит определенная переориентация основных направлений деятельности МБРР. Совместно с МВФ Всемирный банк выступил с инициативой облегчения долгового бремени наиболее экономически отсталых стран.
При этом МБРР остается банком, который должен не только покрывать свои расходы, но и иметь чистый доход. Банк ставит себе в заслугу, что, начиная с 1948 г. его доходы постоянно превышали расходы.
Источниками ресурсов для ссуд и инвестиций банка являются собственный капитал и заимствования на мировом финансовом рынке. Высокая репутация МБРР как заемщика позволяет ему осуществлять заимствования на выгодных для себя условиях. Вступление России в МБРР позволило нашей стране получать финансовые ресурсы от этой организации. Так, в середине 90-х гг. XX в. ежегодные займы России у Всемирного банка составляли до 2 млрд долл. Кредитовались несколько сфер, прежде всего инфраструктура. Так, на развитие энергетики было выделено более 1,2 млрд долл. Такую же величину составили реабилитационные займы, направленные на восстановление экономики и поддержку экономических реформ в России.
Взаимодействие Всемирного банка и России не ограничивается только предоставлением кредитов и займов. Банк приступил к вложению средств в акции российских предприятий, в частности золотодобывающих.
После августовского кризиса 1998 г. в России Всемирный банк сократил свои программы кредитования нашей страны. Так, в 2000 г. МБРР выделил только один кредит для совершенствования управления и стимулирования инвестиций в лесное хозяйство России. Однако улучшение макроэкономической ситуации в России в период начиная с 1999 г. открыло новые перспективы сотрудничества Российской Федерации со Всемирным банком. Переориентация деятельности МБРР на развивающиеся страны вызвала необходимость создания особой организации, которая могла бы предоставлять финансовые ресурсы на льготных условиях, так как не все развивающиеся страны имели возможность брать кредиты в МБРР или МФК по действовавшим в тот период процентным ставкам. Эту задачу и должна была выполнить созданная в 1960 г. Международная ассоциация развития — MAP (International Development Association — IDA), которая предоставляет кредиты, в основном, странам, которые по классификации ООН относятся к числу развивающихся. К этой категории относятся страны, в которых уровень ВВП на душу населения ниже определенного установленного уровня. Данный уровень регулярно пересматривается в сторону увеличения с учетом достигнутого экономического роста.
Исходя из установленного MAP уровня ВВП на душу населения, средства от нее в 2006 г. могла получить 81 страна. Из них 15 стран могли также обращаться за ресурсами в МБРР. В 2000 г. был изменен статус 4 государств СНГ (Армении, Грузии, Республики Киргизия и Молдовы), вследствие чего они могут теперь рассчитывать на получение средств по линии MAP.
Каждое государство, принятое в МБРР, может стать членом MAP.
В середине 2006 г. членами MAP являлись 165 государств. Ресурсы MAP складываются из взносов стран-членов, а также за счет возврата кредитов, выданных в предыдущий период. Некоторая часть средств поступает из бюджета МБРР. В 1960—2005 гг. по линии MAP было выделено свыше 142 млрд долл. В 2005 финансовом году инвестиционное кредитование составило 8,7 млрд долл.
Эти средства были использованы для реализации 160 новых проектов в 60 странах. В сферу социальных услуг было направлено 40% всех инвестиционных вложений. Значительный объем ресурсов в 2005 г. был выделен странам Африканского континента, на котором расположено наибольшее количество беднейших государств мира.
Следует обратить внимание на то, что MAP предоставляет финансовые ресурсы только правительствам, а не частному бизнесу. При этом средний срок погашения кредитов (по которым не взимаются проценты) составляет 35-40 лет. Однако за обслуживание кредитов взимается небольшая плата (0,75% от суммы используемого кредита).
178 государств являются членами Международной финансовой корпорации — МФК (International Finance Corporation — IFC). Созданная в 1956 г. как одно из подразделений структуры Всемирного банка, МФК является самостоятельным учреждением, средства которого отделены от МБРР.
МФК ставит своей целью содействие экономическому развитию путем оказания поддержки частному сектору. Поэтому она инвестирует средства в жизнеспособные частные предприятия в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, а также предоставляет своим клиентам долгосрочные кредиты, гарантии, оказывает им консультативные услуги. МФК инвестирует в проекты, осуществляемые в тех регионах и секторах, где ощущается недостаток частных инвестиций. Особенностью участия МФК в том или ином инвестиционном проекте является то, что она не принимает государственных гарантий, однако может оказать содействие в осуществлении проекта, в котором государство имеет некоторую долю собственности, если создаваемое предприятие будет осуществлять свою деятельность на коммерческой основе. МФК не может инвестировать в предприятие частного сектора в развивающейся стране более половины капитала предприятия или быть самым крупным акционером частного предприятия. Основным акционером МФК являются США, вследствие чего они имеют и наибольшее число голосов — 23,65%. Взнос России в уставный капитал МФК составляет 81,3 млн долл. (3,4%), а число голосов — 3,39%.
В целом к середине 2005 г. МФК предоставила финансовые ресурсы более чем 3,3 тыс. компаний на общую сумму более 73 млрд долл. в 140 развивающихся странах. При этом собственные ресурсы МФК составили свыше 49 млрд долл., а остальные средства были получены в виде синдицированных кредитов. Как правило, объем участия МФК в капитале предприятия составляет от 5 до 15%, хотя в отдельных случаях он достигает и 35%. Одним из основных принципов деятельности МФК является то, что она не может быть самым крупным акционером предприятия.
В последние годы МФК, так же как и МБРР, стала объектом острой критики. Вместе с тем руководство МФК полагает, что важность корпорации как источника финансирования остается по-прежнему значительной, но необходимо скорректировать направления деятельности. Так, весьма перспективным направлением может стать содействие малым и средним предприятиям. Сохраняет свое значение и задача содействия развитию инфраструктуры в развивающихся странах. Накопленный МФК опыт важен и для решения экологических проблем в развивающихся странах.
Своеобразным ответом на критику в адрес МБРР и МФК стало решение этих двух организаций наладить между собой более тесное сотрудничество: уже в 2000 финансовом году МБРР и МФК учредили пять совместно управляемых департаментов. В экономику России первые инвестиции по линии МФК были сделаны в 1993 г. На 1 июля 2006 г. МФК инвестировала в Россию собственных средств на сумму около 2,9 млрд долл., кроме того, объем синдицированных кредитов превысил 245 млн долл. Общее число предприятий в России, в капитале которых имеются средства МФК, достигло 130. В 2006 г. Россия стала самым крупным объектом инвестиций со стороны МФК. Помимо инвестиций в российскую инфраструктуру и финансовую сферу МФК инвестирует и в реальный сектор экономики. Хотя не во всех случаях участие МФК в российских проектах оказалось успешным, только в июне 2006 г. МФК согласилась финансировать семь крупных инвестиционных проектов. Помимо инвестиций в экономику МФК продолжает оказывать техническое содействие ряду российских компаний, передавая им опыт и знания в области совершенствования производства и менеджмента. Специалисты МФК ведут консультационную работу в российских лизинговых компаниях и банках, а также осуществляют другие виды технического содействия.
Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям —МАГИ или МИГА — (Multilateral Investment Guarantee Agency—MIGA) было создано в 1988 г. Его членами на 1 июля 2005 г. были 60 стран.
МИГА предоставляет иностранным инвесторам гарантии от убытков, связанных с некоммерческими рисками. Кроме того, оно оказывает техническую помощь в распространении информации о возможностях для инвестирования средств. Агентство также оказывает посреднические услуги в урегулировании споров, связанных с инвестициями.
В 1966 г. был учрежден Международный центр по урегулированию инвестиционных споров — МЦУИС (International Center for Settlement of Investment Disputes — ICSID), членами которого являются 142 страны. Общее число инвестиционных споров, принятых им к рассмотрению с 1966 г. до 2005 г., достигло 184, в том числе 25 в 2005 финансовом году.
МЦУИС обеспечивает международные механизмы урегулирования и разрешения инвестиционных споров в арбитражном порядке, тем самым содействуя улучшению инвестиционного климата и привлечению иностранных инвестиций. Авторитет Центра достаточно высок, и многие международные соглашения об инвестициях содержат ссылки на арбитражное разбирательство именно в МЦУИС. Центр занимается также исследовательской работой и публикацией материалов по вопросам арбитражного права и законодательства, регулирующего иностранные инвестиции.
Контрольные вопросы и задания
1. Укажите верные суждения.
Специализированными учреждениями ООН являются:
Международное агентство по атомной энергии;
Европейский банк реконструкции и развития;
Международный валютный фонд;
Организация ООН по промышленному развитию;
Международная организация труда;
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН.
2. Укажите верные суждения.
Следующие организации расположены:
Конференция ООН по торговле и развитию — в Вене, Женеве,Риме;
Организация ООН по промышленному развитию — в Париже, Нью-Йорке, Вене;
Международный валютный фонд — в Нью-Йорке, Вашингтоне.
3. Укажите верные суждения.
Ныне действующая корзина СДР включает:
доллар США;
швейцарский франк;
японскую иену;
евро;
фунт стерлингов;
канадский доллар.
4. Укажите верные суждения.
Самые важные решения в МВФ принимаются:
простым большинством голосов;
70% голосов;
85% голосов;
требуют консенсуса.
5. Укажите верные суждения.
В систему ООН входят:
Межамериканский банк развития;
Международный банк реконструкции и развития;
Европейский банк реконструкции и развития;
Исламский банк развития;
Международная финансовая корпорация.
6. Укажите верные суждения.
Средства для развития Международная ассоциация развития получает в основном:
за счет обязательных взносов стран-членов;
за счет добровольных взносов стран-членов;
путем заимствования на мировом рынке ссудных капиталов;
за счет возврата ранее выданных кредитов;
из бюджета МБРР.
7. В каком году и для решения каких вопросов был учрежден Международный центр по урегулированию инвестиционных споров ?
- Раздел I. Мировое хозяйство, его основные субъекты и закономерности развития
- Глава 2 Международное разделение труда —материальная основа развития мирового хозяйства
- Глава 3 Международная конкурентоспособность и методы ее оценки
- Глава 4 Глобализация экономики, содержание и основные формы проявления
- Глава 5 Основные школы и теоретические направления развития мирового хозяйства и международного разделения труда
- Глава 6 Основные направления теорий глобализации мирового хозяйства
- Раздел 2 Ресурсы современного мирового хозяйства
- Глава 7 Природно-ресурсный потенциал современного мирового хозяйства
- Глава 8 Человеческие ресурсы мирового хозяйства
- Глава 9 Научно-технические ресурсы мирового хозяйства
- Раздел III Отраслевые аспекты развития современной мировой экономики
- Глава 10 Отрасли промышленности в мировой экономике начала XXI века
- Глава 11 Топливно-энергетический комплекс мирового хозяйства
- Глава 12 Транспортный комплекс в современной мировой экономике
- Глава 13 Агропромышленный комплекс мирового хозяйства
- Раздел IV Страны и регионы в системе современного мирового хозяйства
- Глава 14 сша в системе современной мировой экономики
- Глава 15 Европейский союз в мировой экономике начала XXI века
- Глава 16 Япония в мировом хозяйстве
- Глава 17 Китай: укрепление позиции в современной мировой экономике
- Глава 18 Индия в мировой экономике начала XXI века
- Глава 19 Россия в системе современного мирового хозяйства
- Глава 20 Проблемы национальной экономической безопасности в современной мировой экономике
- Раздел V Международные корпорации и транснациональные банки в современной мировой экономике
- Глава 21 Международные корпорации в мировой экономике начала XXI века
- Глава 22 Транснациональные банки в современной мировой экономике
- Раздел VI Международные экономические организации, их место и роль в мировом хозяйстве начала XXI века
- Глава 23 Место и роль — международных организации в системе мирового хозяйства. Международные экономические организации системы оон
- Глава 24 Другие международные экономические организации, их место и роль в развитии мирового хозяйства