Глава 18 Индия в мировой экономике начала XXI века
В главе раскрыты место и роль Индии в современной мировой экономике.
Подробно рассматривается экономическое развитие одного из крупнейших государств мира в обширной группе развивающихся стран, которое характеризуется высокими темпами экономического роста и коренными изменениями в структуре экономики при сохранении и нерешенности присущих многим развивающимся странам экономических, демографических и экологических проблем. Рассмотрены особенности структуры экономики Индии, раскрыты проблемы российско-индийских экономических отношений, при этом показаны перспективы взаимодействия двух государств в условиях глобализации экономики.
18.1. Место и роль Индии в современной мировой экономике
Индия (официальное название — Республика Индия, или Бхарат) — одно из крупнейших государств мира, которое характеризуется высокими темпами экономического развития, растущим удельным весом в мировой экономике и большим авторитетом на мировой политической арене.
Занимая 7-е место в мире по территории (3,3 млн км2), по численности населения Индия уступает только Китаю. По последней переписи 2001 г., численность индийцев составляет 1,1 млрд чел. Учитывая высокий прирост населения (1,5—2% в год), можно прогнозировать, что по этому показателю Индия способна обогнать Китай, поскольку, в отличие от КНР, в Индии отсутствует общегосударственная программа планирования семьи.
В пересчете по курсу валют в 2006 г. валовой внутренний продукт Индии составил 910 млрд долл. США, и в рейтинге Всемирного банка страна занимает 12-е место, несколько уступая Бразилии и России. При расчете ВВП по паритету покупательной способности, по данным Международного валютного фонда, в 2006 г. Индия заняла 3—4-е место в списке крупнейших экономик мира (6,3% мирового объема) после США и Китая и наравне с Японией. Формально не имея статуса великой державы, Индия фактически является таковой и обладает большим авторитетом на мировой политической арене. Страна проводит активную внешнюю политику, твердо отстаивая свои экономические и политические интересы на региональном (в Южной Азии) и глобальном уровнях. В частности, Индии удалось нормализовать политические и экономические отношения с Китаем и Пакистаном. Конфликты, существовавшие между Индией и ее соседями, в том числе и территориальные, неоднократно приводившие к военным столкновениям, не ликвидированы полностью, но уже не стоят на первом плане в современной сложной международной обстановке. Индия, как и Пакистан, обзавелась ядерным оружием, и этот фактор определенно стал сдерживающим в их взаимоотношениях. В политическом плане Индия сохраняет дружественные отношения с современной Россией. Это традиция, заложенная еще в 50-е гг. XX в. и сохраненная несмотря на коренные политические и экономические сдвиги в мире, распад СССР и смену внутриполитических ориентиров и межпартийные разногласия в Индии. Однако в настоящее время правильнее и прагматичное говорить не о российско-индийской «вечной дружбе», а о взаимовыгодном экономическом сотрудничестве и совместных действиях на международной арене, когда интересы и внешнеэкономические концепции России и Индии совпадают. Характерно, что и в отношениях с США индийские лидеры говорят о далеко идущем стратегическом партнерстве, при наличии интенсивного экономического сотрудничества.
Имея обширные экономические связи с Европейским союзом, странами АСЕАН и Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), участвуя во встречах «Группы-8», Содружества наций (Commonwealth) и других подобных организаций, Индия практически не входит ни в одну региональную интеграционную группировку. Некоторым исключением можно считать Ассоциацию регионального сотрудничества стран Южной Азии (SAARC), включающую, кроме Индии, ее соседей — Пакистан, Непал, Бангладеш, Бутан, Шри-Ланку и Мальдивскую республику. Эти государства некогда входили в орбиту бывшей Британской Индии. Фактически экономика Индии — это ядро всей экономки Южной Азии.
Огромная территория Индийского субконтинента — от Гималаев до Индийского океана и от Пакистана до Мьянмы — арена формирования, существования и влияния особой цивилизации, которая существует не менее трех тысячелетий. Ее современная основа — религия индуизма, которую исповедует около миллиарда индийцев. Это не значит, что все индийцы — индуисты (индусы) по религии. В стране живут не менее 200 млн чел., исповедующих другие мировые религии (ислам, христианство, буддизм) и религии, распространенные только в Индии (сикхи, джайны и др.). Но индуизм составляет основу культуры всех индийских народов, во многом регулирует их социальную структуру (через кастовую систему), повседневную жизнь, восприятие современной экономики и современной демократии. Индуизм отличается веротерпимостью, он не препятствует развитию современных технологий, науки и образования, а сосуществует с ними. Это следует помнить и понимать, когда рассматривается вопрос о влиянии глобализации на современную Индию.
Принципы индийской конституции остаются неизменными, хотя в нее постепенно вносятся различные поправки. Индийская конституции базируется на всеобщем голосовании и многопартийности по британской (Вестминстерской) системе при верховенстве парламента. Индию с ее 700 млн избирателей называют крупнейшей демократией мира. Вестминстерская система всеобщего голосования на уровне всей республики, штатов и городов сочетается с традиционной, также выборной, системой управления сельских общин, просуществовавшей многие столетия и модифицированной в современный период.
Исторический экскурс. Завоевавшая свою независимость от Британской империи в 1947 г., Индия была провозглашена светской и демократической республикой. Это одно из очень немногих государств Азии, где в период независимого развития демократический процесс не прерывался ни военными переворотами, ни периодами авторитарного правления, ни гражданскими войнами.
По конституции Индия представляет федерацию штатов, обладающих обширными функциями в развитии экономики и управлении, в том числе и в финансовой сфере. Всего насчитывается 28 штатов и 7 союзных территорий. В многонациональной стране большинство штатов образовано по языковому (национальному) принципу. Государственным языком провозглашен язык хинди. Английский язык занимает исключительное место в жизни страны. Он, в свое время, получил статус государственного языка временно, но и до сих пор сохраняет свои позиции в сфере бизнеса, науки, среднего и высшего образования, а также во взаимоотношениях центра и штатов и между разноязычными штатами, в деятельности парламента и судов, в прессе (общеиндийские газеты, Интернет). Широкое распространение английского языка считается одним из конкурентных преимуществ Индии в мировой экономике. Сотни тысяч молодых индийцев учатся в США и других англоязычных 404 Структурные аспекты развития экономики Индии странах. Они получают там не только знания, но и навыки бизнеса и, частично, зарабатывают первоначальный капитал. Возвращаясь на родину, они вносят огромный вклад в развитие современных отраслей экономики, особенно информационных технологий.
18.2. Структурные аспекты развития экономики Индии
Этапы экономического развития и смена экономической модели. Современная экономика Индии развивается в условиях структурной трансформации и решения многочисленных внутренних экономических и социальных проблем. Одновременно с этим Индия завоевывает самостоятельные позиции в мировой экономике и вовлечена в процесс глобализации. Развитие страны после завоевания независимости происходит на базе рыночной экономики при значительной, а в определенный период и решающей, роли государства.
Исторический экскурс. Социально-экономическая система, сложившаяся в колониальный период, характеризовалась многоукладностью, сочетанием капиталистических и докапиталистических форм хозяйства. Иностранный (британский) капитал действовал на индийском рынке через экспорт своих товаров, создавая серьезную преграду развитию индийской промышленности. Иностранный капитал, вложенный в самой Индии, функционировал отдельно от индийского и в значительной мере противостоял ему. Даже участвуя в совместных предприятиях, иностранный капитал присваивал часть прибыли индийских предприятий и играл решающую роль в управлении и контроле.
Тем не менее иностранный капитал создал важную инфраструктурную часть рыночной экономики (железные дороги, порты, связь), плантационное хозяйство (чай), а также товарное производство хлопка, джута, кофе, каучука, пряностей, поощряя их производство в крестьянских хозяйствах и способствуя их включению в рыночную (экспортную) экономику.
Индийский крупный бизнес, в свою очередь, конкурируя с иностранным капиталом, противостоял мелкому предпринимательству и ремесленному производству и создавал монопольное производство, главным образом в текстильной и легкой промышленности. Представители торгово-ростовщических каст вкладывали деньги в строительство фабрик, закупая иностранную технику и вытесняя ремесло и мелкое предпринимательство. Одновременно с этим возрастало аграрное перенаселение. Огромная безработица в городе и деревне, ужасающая нищета, периодические массовые голодовки в различных регионах характерны для колониального периода. Темпы роста национальной экономики в 1930—40-е гг. были очень низкими, иногда даже ниже, чем прирост населения.
Таким образом, перед Индией, ставшей самостоятельным государством, встала гигантская задача — создание независимой экономики, включающей индустриализацию, рост производства сельскохозяйственной продукции, создание эффективной экономической структуры и завоевание новых позиций в международном разделении труда. На базе экономического развития и роста производства требовали решения исключительно острые проблемы нищеты и голода, аграрного перенаселения и массовой городской и сельской безработицы.
Экономической развитие независимой Индии включает два этапа, два крупных периода: первый с конца 1940-х гг. до 1991 г. и второй — с 1991 г. до настоящего времени. Для каждого этапа характерна своя модель экономического развития страны и ее включения в мировую экономику.
На первом этапе была официально принята концепция так называемого общества социалистического образца (social pattern society), под которым понималась смешанная экономика и импортозамещающая модель структурной модернизации с опорой на решающую роль государства и государственный сектор экономки (госкапитализм).
Эта концепция включала ряд структурных элементов, которые более или менее последовательно осуществлялись в 50—80-е гг. XX в.
Это прежде всего был курс на индустриализацию и самообеспечение методами жесткого протекционизма, существенного ограничения импорта как потребительских товаров, так и ряда средств производства, которые могли производиться в Индии. Индустриализация, которая изначально была неразрывно связана с государственным сектором, означала, в первую очередь, создание и развитие базовых отраслей, обеспечивающих производство и экономику в целом топливом, металлом, промышленным оборудованием и сырьем. Государственный и частный секторы в промышленности развивались параллельно в рамках государственного регулирования. Национализация действующих предприятий промышленности не носила характера экспроприации и не была значительной.
В 50-е гг. XX в. все отрасли промышленности были официально разделены на три группы: список А, список В и не включенные в списки.
Отрасли списка А были полностью зарезервированы за госсектором. В эту группу вошли оборонная промышленность, атомная энергетика, тяжелое и энергетическое машиностроение, авиационная промышленность и судостроение, добыча угля, нефти, железной и марганцевой руд, электростанции и электрические сети, а также воздушный транспорт и железные дороги.
Список В охватывал многие отрасли машиностроения, химическую и медицинскую промышленность, морской и автомобильный транспорт. Здесь также должны были преобладать предприятия госсектора, а создание частных фирм требовало специальных лицензий.
Отрасли, не внесенные в списки, были отданы в сферу частного предпринимательства целиком. Но специальное законодательство ограничивало деятельность крупнейших частных фирм с целью «не допустить концентрацию экономической власти в руках немногих».
Было ограничено фабрично-заводское производство большого ассортимента изделий легкой (включая национальную одежду) и пищевой промышленности, чтобы обеспечить работой мелкое и ремесленное производство и деревенские промыслы. Государство поощряет мелкое и среднее предпринимательство. Была проведена (путем выкупа) национализация крупнейших банков и страховых компаний. Это позволило расширить сеть финансово-кредитных учреждений и способствовало финансированию приоритетных отраслей экономики, в том числе в сельском хозяйстве и мелкой промышленности. И в настоящее время государственные банки контролируют кредитно-денежную систему Индии. Государственные органы получили возможность контролировать часть цен на средства производства и — через государственные закупки — на сельскохозяйственную продукцию.
Важным инструментом экономической стратегии, разработанной в 1950—60-е гг., было долгосрочное планирование в виде пятилетних планов, увязывающих вопросы производства, потребления, занятости и других экономических и социальных факторов. Составление пятилетних планов началось еще в 1951 г., с 1980 г. существует правительственная плановая комиссия, которую возглавляет премьер-министр. Индийские пятилетние планы включают проектируемые расходы на развитие отдельных отраслей хозяйства и социальных программ, финансовые ресурсы и их источники (федеральный бюджет, бюджеты штатов, частный капитал, иностранная помощь), контрольные цифры важнейших экономических показателей, в том числе инвестиций, а также ряд натуральных показателей.
Одновременно с процессом индустриализации осуществлялись аграрные реформы, имеющие колоссальное значение для аграрной страны с абсолютным преобладанием сельского населения и архаичными производственными отношениями в деревне. Они проводились на уровне штатов, в зависимости от конкретных условий регионов, в их ходе были установлены ограничения размеров землевладения и упорядочены арендные отношения. Экспроприация земли не практиковалась. Это дало активный толчок развитию сельского хозяйства.
Рост производства сельскохозяйственной продукции, очень значительный, был связан, помимо прочих условий, с так называемой зеленой революцией, характерной и для ряда других развивающихся стран в 60—70-е гг. прошлого столетия. Зеленая революция характеризуется ростом урожайности, прежде всего зерновых культур, в результате введения новых сортов, искусственного орошения, передовых методов земледелия и механизации. Процесс этот потребовал также расширения сети кредитных учреждений, создания большого числа предприятий, снабжающих земледельцев электроэнергией, удобрениями, различного рода услугами, а также осуществления ряда специальных программ сельского развития. Считается, что к началу 1980-х гг. Индия достигла самообеспечения по продовольствию (с учетом низкого уровня потребления) и стала экспортом продовольствия.
Модель импортзаменяющей структурной модернизации с опорой на ключевую роль государственного сектора позволила решить ряд важных проблем социально-экономического развития страны. Однако в то же время выявился ряд диспропорций и противоречий в промышленной политике, нехватка и даже сокращение инвестиций в отдельные годы, проблемы с платежным балансом и дефицитом бюджета.
Закрытость экономики, жесткий протекционизм и строгая регламентация, в свое время сыгравшие положительную роль в развитии, пришли в определенное противоречие с новейшими тенденциями мировой экономики, с интересами как монополистического капитала, так и нового слоя предпринимателей, создавших сотни тысяч мелких и средних предприятий, и богатых фермеров, выигравших от аграрной реформы.
Бюрократизация и непосредственное вмешательство государства в деятельность предприятий, ослабление конкуренции, ограничения в отношении иностранного капитала стали тормозом для экономики.
Все это обусловило переход к новому этапу развития, сущность которого составила общая либерализация экономики и переход на экпортноориентированную модель, характерную для новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии, а также и для Китая. Либерализация экономики началась еще в 80-е гг. и значительно ускорилась в 90-е гг. XX в. Официально переход к новому этапу развития экономки был оформлен в 1991 г. провозглашением экономической реформы, получившей название новой индустриальной политики.
Реформы касались трансформации госсектора и государственного регулирования экономики в целом.
Индийские экономические реформы совпали по времени с переходом от централизованной плановой экономки к рыночным отношениям в странах Центральной и Восточной Европы и СНГ. Но индийские реформы существенно отличались. Рыночная экономика в Индии существовала всегда. Реформы проводились эволюционным путем, не было необходимости в резком, шоковом переходе от одной модели развития к другой, более эффективной. Не было и спада производства. Альтернативой приватизации стала коммерциализация предприятий госсектора, их рыночная трансформация, в том числе частичное акционирование. Регулирующая роль государства сохранилась, хотя и значительно модифицировалась, приблизившись к образцу новых индустриальных государств Восточной и Юго-Восточной Азии.
Реформы проводятся последовательно, несмотря на смену нескольких правительств, с активным участием международных финансовых институтов.
Основные черты «новой индустриальной политики» следующие.
Общее расширение свободы рынка, путем сужения сферы государственного регулирования цен, тарифов, процента по депозитам и ссудам коммерческих банков.
Снятие ряда ограничений и расширение свободы крупного частного предпринимательства. Число отраслей, зарезервированных за госсектором, сокращено с 18 до 6. Сокращен круг производств, ранее зарезервированных за мелкой промышленностью и закрытых для крупного бизнеса. Облегчены условия создания частных банков. Максимальные ставки налогов на доходы компаний и физических лиц снижены с 56—57 до 30—35%.
Либерализация внешней торговли путем снижения импортных пошлин и постепенной отмены количественных и лицензионных ограничений импорта.
Ослабление существовавших ограничений для иностранных инвесторов и поощрение иностранных капиталовложений в приоритетные отрасли и регионы, вплоть до создания предприятий со 100%-ным иностранным капиталом.
Изменение роли и характера государственного сектора экономики, который коммерциализируется и по характеру функционирования все меньше отличается от частнокапиталистического сектора. Сократились бюджетные субсидии государственным предприятиям.
Изменение характера планирования (действовал пятилетний план на 2002—2007 гг.) Государство переходит от прямого вмешательства в экономику к индикативному планированию, стимулирует частных инвесторов в приоритетных направлениях, расширяет экономические права штатов и местного самоуправления.
Экономические реформы 1990-х гг. дали новый импульс экономическому развитию Индии, что положительно сказалось на темпах роста экономики.
Средние годовые темпы роста ВВП в 1991—2000 гг. составили 5,8%, а с 2004 г. превышают 8—9%. Прирост ВВП в Индии в 2004—2005 гг. в 2 раза превышал среднемировой уровень и примерно соответствует росту ВВП в России и группе стран СНГ в целом, хотя и уступает по этому показателю Китаю.
В процессе экономического развития коренным образом изменилась структура валового внутреннего продукта. Суть изменений состоит в следующем.
1. Снижение доли сельского хозяйства и смежных отраслей (плантационное хозяйство, рыболовство, лесное хозяйство), составляющих первичный сектор экономики. Удельный вес этих отраслей в ВВП снизился с 59,2% в 1950 г. до 29,0% в 1999 г. и 18,5 % в 2006 г. Тем не менее в сельской местности проживает более 70% населения, из которых до 90% занято в сельском хозяйстве, преимущественно в земледелии. Поэтому страна в целом сохраняет сельский и крестьянский облик. Следовательно, Индия остается страной 600 тыс. деревень, точнее, сельских общин.
По среднесрочному прогнозу доля сельского хозяйства в ВВП будет снижаться и впредь, однако, при дальнейшем росте сельскохозяйственного производства.
2. Резкое повышение доли промышленности — с 13,3% в 1950 г. до 24,5% в 1990 г. и 26,4% в 2006 г. Промышленность и строительство (вторичный сектор экономики) уже превысили удельный вес аграрного сектора. Это следствие процесса индустриализации следует считать главным сдвигом в структуре экономики. В современной промышленности Индии представлен весь спектр отраслевого состава.
Городское население составляет около 30% всего населения (свыше 300 млн жителей). В обширной сети городов выделяются 12 крупнейших многомиллионных агломераций, которые выступают как главные индустриальные узлы, а также выполняют функции крупнейших столичных (федерации и штатов), культурных и религиозных центров.
При неравномерном развитии промышленности (и экономики в целом) в региональном аспекте, можно говорить о сложившейся территориальной структуре промышленности в виде своеобразной «рамы», соединяющей по сторонам фигуры и по диагонали крупнейшие городские агломерации: Калькутту на востоке, столичный регион Дели на северо-западе, Мумбаи (Бомбей) на западе, Бан-галур и Ченнаи (Мадрас) на юге. Основные центры промышленного производства развиваются на пучках инфраструктуры, соединяющих указанные центры, причем в инфраструктурные проекты вкладываются крупные инвестиции.
3. Третичный сектор экономики уже составляет более половины (55,1%) ВВП. Поскольку эта группа отраслей включает, помимо торговли и государственных услуг, быстрорастущие компьютерно-информационные, финансово-банковские и деловые услуги, рост удельного веса третичного сектора тоже является показателем успешного развития и модернизации экономики.
Таким образом, ядром экономического развития и экономической политики современной Индии выступает индустриализация. Одновременно с этим, начиная с 1980—90-х. гг. в индийской экономике наблюдается тенденция к постиндустриальному развитию, к росту удельного веса компьютерно-информационных, инжиниринговых и деловых услуг.
Форсированная индустриализация в государственном секторе относится к периоду 1956—1966 гг., когда были построены крупные предприятия в энергетическом комплексе, черной металлургии, химической промышленности, тяжелом машиностроении, производстве вооружений.
Около 70% промышленной продукции выпускают частные предприятия. Несмотря на существовавшие ограничения, окрепли позиции крупного капитала. 75 крупнейших промышленных групп (по индийской терминологии «индустриальных домов») владеют 44% негосударственных нефинансовых активов страны. Крупные индийские корпорации, среди которых наиболее известны «Татта», «Бирла», «Амбани», «Баджадж», «Кхайтан», «Миттал», «Раксбани» и другие, успешно конкурируют с ТНК как в Индии, так и на зарубежных рынках. Частный сектор покрывает весь спектр товаров и услуг, включая производство стали, автомобилестроение, фармацевтическую, ювелирную, легкую, пищевую, электронную и другие отрасли. Помимо крупных корпораций, существовавших еще в первой половине XX в., созданы многие сотни тысяч крупных, средних и мелких предприятий. Часть средних и мелких предприятий, не связанных с монополиями, выпускают не только традиционную, но и современную, в том числе и экспортную продукцию. На 23 фондовых биржах страны котируются акции 6000 компаний. Определенное место в промышленном производстве занимает т.н. неформальный сектор, включающий миллионы мельчайших, часто неподдающихся учету производителей. Их наличие смягчает в какой-то мере проблему городской безработицы.
В ежегодно публикуемый журналом «Fortune» список 2000 крупнейших корпораций в 2007 г. включены 234 индийских компании. Среди них как государственные, так и частные промышленные компании и банки. Среди государственных компаний первое место занимает «Oil and Natural Gas Corporation» (ONGC), среди частных — «Reliance Industries» (группа Амбани). Крупнейший государственный банк среди 288 коммерческих банков — State Bank of India, a среди частных банков выделяется ICIC Bank. Как и в других развивающихся странах, в Индии создан ряд особых экономических зон — ОЭЗ, которые первоначально назывались экспортноориентированными зонами. ОЭЗ были созданы на принципах открытого рынка и конкурентной экономики, включая привлечение иностранного капитала. Самая первая из них —ОЭЗ «Кандла», созданная на побережье Аравийского моря в 1965 г., специализировалась на экспорте в СССР. Закон об ОЭЗ был издан только в 2005 г., и правительство одобрило создание 53 зон, из которых 11 считаются действующими. В зависимости от специализации зон их площадь установлена от 40 до 1000 га. Доля иностранного капитала в ОЭЗ составила 25%, а экспортная продукция, производимая в ОЭЗ, на 75% состоит из электроники и ювелирных изделий.
Развитие высоких технологий в стране опирается на разветвленную сеть научно-исследовательских институтов, финансируемых государством и частными фирмами. 380 университетов готовят ежегодно порядка 200 тыс. инженеров и 300 тыс. других технических специалистов. 5 индийских технологических институтов и 4 института управления имеют особую, мировую репутацию. Кроме того, подготовка индийских специалистов ведется и за рубежом. Государственные ассигнования в области высоких технологий сосредоточены, главным образом, в 3 сферах — оборона, ядерные исследования и космос. В этих сферах Индия достигла несомненных успехов, но они не могут стать основой экспорта высокотехнологичной продукции. Такой основой стало производство программного обеспечения, объем экспорта которого достиг 16 млрд долл. к 2005 г. при 30%-м годовом росте. Примерно четверть оборота приходится на долю делового программного обеспечения, выполняемого индийскими фирмами по заказам иностранных, прежде всего американских клиентов. Ведущие фирмы в индустрии ИТ-услуг — «Wipro», «Infosys», «Tata Consultancy Services» (TCS). Владельца Wipro А. К. Премджи называют индийским Биллом Гейтсом.
Действуют 35 государственных и 25 частных технопарков, которые получили освобождение от налогов на импорт и ряда других налогов и разрешение на 100% участие иностранного капитала. Последнее привлекло в технопарки филиалы 200 крупнейших мировых корпораций, в числе которых «Майкрософт», «Моторола», «Боинг», «Хьюлетт-Паккард» и др.
В Южной Индии возникли индийские «Силиконовые долины» в районах Бангалура и Хайдарабада, причем это не единственные острова экономики XXI в. в огромной, в прошлом отсталой стране.
Социальные проблемы. Устойчивый экономический рост в течение десятилетий способствовал решению острейших социальных проблем огромной страны. Искоренение бедности, улучшение качества жизни были и остаются приоритетными задачами и в XXI в. Сдвиги в этом направлении очень существенны. По данным обще-индийских социальных обследований доля индийцев, живущих за чертой бедности, снизилась с 70-х гг. XX в. к началу нового столетия более чем в 2 раза — с 55 до 26% населения, а национальный доход в рупиях в расчете на душу населения (в неизменных ценах) вырос за полвека почти в 3 раза.
Структурные аспекты развития экономики Индии Произошли определенные сдвиги и в демографических процессах. Они состояли в снижении смертности за вторую половину XX в. в 3 раза (на тысячу человек населения), а рождаемости —на треть. Ожидаемая средняя продолжительность жизни выросла с 33 до 62 лет. Снижение смертности и рост продолжительности жизни объясняется прежде всего борьбой с эпидемиями и другими санитарно-гигиеническими мероприятиями. Уровень грамотности, учитываемый в переписях населения, также вырос более чем в 3 раза — до 2/3 населения старше 5 лет.
Высокий прирост населения — на уровне 1,5—2% в год сохраняется, и это оказывает двоякое влияние на развитие экономики. С одной стороны, индийское население молодое, молодежь грамотная, а это создает хорошие условия для роста экономики, в том числе ее современных отраслей.
Особая роль здесь принадлежит растущему индийскому среднему классу, который составляет 25—30% населения, т.е. 250—
300 млн чел. Рост среднего класса связан с активностью в городском и сельском бизнесе, он отличается также потреблением не только обычных потребительских товаров, но и высокотехнологичной продукции и современных услуг. С другой стороны, в результате высоких темпов естественного прироста сохраняется застойное перенаселение, затрудняется борьба с бедностью огромных масс как сельского, так и городского населения, оказавшегося на периферии экономического роста. Парадоксально, что абсолютное количество населения, живущего ниже уровня бедности, не уменьшается. Внутри этой группы имеется еще слой экстремальных бедняков, беднейших из бедных, особенно многочисленных в густонаселенных северо-восточных штатах. Вытесняемое из сельской местности «лишнее» население оседает прежде всего в крупных городских агломерациях, образуя на их окраинах обширные трущобные поселения (slums).
Среднесрочный прогноз и проблемы развития. При быстрых темпах и несомненных успехах экономического развития существует целый ряд узких мест, которые могут стать барьерами для дальнейшего роста. К ним относятся:
неравномерность территориального развития и региональные диспропорции;
недостаточное развитие инфраструктуры;
высокие цены на нефть при небольшом собственном производстве;
нехватка электроэнергии;
определенное отставание сельского хозяйства при растущих потребностях населения;
самое главное — сохраняющаяся нищета четверти огромного населения и низкое качество жизни в целом;
экологические проблемы в связи с растущей нагрузкой на природную среду.
Плановой комиссией Индии разработан и опубликован доклад —прогноз «Индия — видение 2020». В докладе констатируются завоевания Индии, ее новое место в мировой экономике и выдвигаются основные направления, которые позволят обеспечить высокие темпы экономического роста при одновременном постепенном решении социальных, региональных и экологических проблем. Прогнозируется поддержание роста ВВП на уровне 8—10% в год, а промышленного производства на уровне 10% в год.
В качестве приоритетов в экономике и социальной сферах выделяются следующие 5 секторов.
1. Сельское хозяйство, особенно рост производства зерновых.
Предполагается, что в агропромышленном секторе будет продолжен процесс зеленой революции. Ее направления — разработка и внедрение новых технологий в производство, хранение и маркетинг продукции, обеспечение сельского населения услугами, кредитная и информационная поддержка фермеров.
2. Опережающее развитие электроэнергетики, в том числе атомной.
3. Инвестиции в образование и здравоохранение, которые должны повысить качество жизни и благосостояние народа.
4. Ускоренное развитие информационных технологий как ядра новой экономики.
5. Приоритетное внимание к отраслям промышленности, которые названы стратегическими (оборонно-промышленный комплекс, электроника, авиастроение, атомная, аэрокосмическая отрасли, телекоммуникации).
Разрабатываются программы и по другим отраслям экономики.
18.3. Внешнеэкономические связи Индии
Внешняя торговля. Экономические реформы, развернувшиеся в 1980—1990-е гг., оказали большое влияние на развитие внешнеэкономических связей в целом и внешней торговли в частности. Изменения касаются регулирования внешнеэкономических связей, роста объемов как экспорта, так и импорта, частично и структуры экспорта товаров и услуг. По данным МВФ, в 2006 г. доля Индии в мировом экспорте составляла 1,3%, что сильно уступает доле Китая и сопоставимо с удельным весом Бразилии. По данным ВТО, Индия занимает по объему экспорта 28 место в мире, а по объему импорта- 17
Экспортная квота, рассчитанная как отношение объема экспорта в процентах к ВВП страны, составляла в 2000 г. 12%, а к 2006 г. увеличилась до 15%. По величине экспортной квоты Индия значительно уступает новым индустриальным странам Азии и Мексике с их экспорто-ориентированными экономиками, но вполне сопоставима с Китаем и Россией. Большинство отраслей промышленности и основные отрасли земледелия работают преимущественно на удовлетворение потребностей внутреннего рынка Индии. Из данных табл. 18.2 очевидно, что для Индии характерны, во-первых, постоянное преобладание импорта над экспортом, что отражает относительную бедность природно-ресурсного потенциала страны, особенно нехватку углеводородного сырья. Поэтому отрицательное сальдо внешней торговли увеличивается в периоды роста цен на нефть.
Во-вторых, данные таблицы показывают довольно быстрое увеличение экспорта, особенно с 2003 г., что отражает высокие темпы развития экономики в целом и изменения в структуре вывозимых товаров. С 2000 по 2006 г. экспорт увеличился в 3 раза, а импорт в 3,5 раза.
В первые десятилетия существования Индии как независимого государства внешняя торговля сыграла большую роль в обеспечении основы государственного суверенитета. Внешнеторговая политика была направлена на индустриализацию, создание базовых отраслей промышленности и развитие производительных сил в сельском хозяйстве. Государство поощряло импортозамещение, экономию валюты, обеспечивало защиту от конкуренции со стороны иностранных товаров. Государство жестко контролировало внешнеторговые операции частных фирм через систему лицензирования, валютных ограничений и протекционистских импортных пошлин, а также фиксированного курса национальной валюты—рупии.
Эта система сохранялась до начала 1990-х гг., когда либерализация внешней торговли стала составной частью общеэкономических реформ.
Главными целями внешнеторговой политики стал переход страны к глобально-ориентированной экономике для извлечения максимальной выгоды из возможностей мирового рынка, включая технологическое перевооружение, повышение конкурентоспособности и качества индийских товаров до мирового уровня. Новые правила отменяют большинство количественных ограничений, сокращают количество лицензий, упрощают бюрократические формальности и процедуры, предоставляют больше свободы и поддержку частному сектору. При этом государство стремится способствовать росту экспорта и его диверсификации, расширению рынка сбыта индийских товаров. Созданы специальные государственные советы поощрения экспорта по группам товаров. Одновременно поддерживаются индийские производители товаров и услуг, основанных на новых технологиях. Система поддержки, в том числе в специальных экономических зонах, распространяется на 5000 видов товарной продукции. Функционируют специальные комитеты, контролирующие качество традиционных товаров индийского экспорта, производимых на плантациях и в фермерских хозяйствах.
Аграрно-сырьевая специализация в последние годы существенно изменяется. Как и в других развивающихся странах, на первое место выходят готовые изделия, а доля сельскохозяйственной продукции и минерального сырья сокращается. Доля готовых изделий в экспорте превысила 80%. Программное обеспечение заняло первое место по стоимости в экспорте товаров и услуг (рост с 2000 до 2006 г. почти в 3 раза). В товарном экспорте готовых изделий первые места занимают ювелирные изделия из драгоценных и полудрагоценных камней, готовая одежда, фармацевтическая продукция, существенно возрастает удельный вес машин и оборудования, включая электронику.
В индийском импорте на первом месте по стоимости нефть и нефтепродукты, далее следуют необработанные драгоценные камни (в том числе мелкие алмазы, именуемые «индийским товаром»), машины и оборудование, комплектующие изделия для электроники, черные и цветные металлы, удобрения, бумага. География внешней торговли Индии достаточно обширна. По данным МВФ, в 2005 г. на долю развитых государств приходилось 43% экспорта и 33% импорта Индии. Крупнейшими контрагентами Индии в этой группе стран выступают США, Германия и Великобритания. Растущий удельный вес в торговле занимают нефтедобывающие государства, в первую очередь страны Персидского залива (более 15% экспорта и около 8% импорта). Далее следуют Китай и новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии.
Весьма скромное место во внешней торговле Индии занимают ее ближайшие соседи — партнеры по БАЛЯС — Пакистан, Бангладеш и Шри-Ланка ( в сумме 4,2% экспорта и всего 0,5% импорта). Это объясняется однотипностью экспортной специализации Индии и ее соседей, а также напряженностью политических отношений в определенные периоды.
Иностранные инвестиции. Либерализация экономики и снятие ряда ограничений, существовавших для иностранных компаний, и расширение сферы деятельности частного сектора привели к росту иностранных инвестиций, поступающих в Индию. Если в 1990 г. иностранные инвестиции составили всего 103 млн долл., то в 2006 г. в Индию поступили прямые инвестиции в объеме 16,4 млрд долл. и портфельные в сумме 9 млрд долл. Приток иностранного капитал особенно вырос с 2003 г.
В 1991 г. правительство учредило Бюро по стимулированию иностранного инвестирования. Оно является главной организацией, в чьем ведении находится рассмотрение и одобрение проектов прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Около 90% инвестиционных потоков направляются через указанное бюро.
Главные сферы приложения иностранных капиталов — сектор услуг, автомобилестроение, телекоммуникации, фармацевтическая промышленность.
В стране открыты филиалы крупнейших ТНК — «Байер», «Кэдбери», «Филлипс», «Сименс», «Глэксо», «Юнилевер» и др. В соответствии с индийским законодательством ТНК действуют автономно от головных офисов и других филиалов и предпочитают принимать индийские названия. Создаются и смешанные предприятия с иностранным капиталом, причем допускается, чтобы у иностранцев был контрольный пакет. Например, «Тойота», действующая в Индии с 1997 г., создала компанию «Тойота Кирлоскар Моторс», которая планирует производить до 600 тыс. автомобилей в год и завоевать 10% автомобильного рынка страны к 2010 г.
Индийские фирмы увеличили заимствования за рубежом, которые осуществляются под контролем Резервного банка Индии, выполняющего роль центрального банка. Так, на 2006/07 финансовый год был установлен лимит для корпоративных заимствований за рубежом в 15 млрд долл.
В последние годы индийский капитал активно вывозится за границу, прежде всего в США, Великобританию и другие страны ЕС, а также в развивающиеся страны Азии и Бразилию. Индийские инвестиции вкладываются преимущественно в добычу нефти и другого минерального сырья, черную металлургию, фармацевтическую промышленность. После отмены в 2005 г. государственных ограничений на величину покупки зарубежных активов, индийские компании объявили о приобретении 480 компаний. Индийским корпорациям разрешено инвестировать за рубежом средства, составляющие до 300% их собственного капитала, в том числе размещать в зарубежные ценные бумаги до 35% чистой прибыли. В частности, государственная нефтегазовая компания (ШСС сделала 17 приобретений в 14 странах мира, вложив 5,5 млрд долл.
В стране полностью отменены валютные ограничения по текущим операциям платежного баланса, и предприниматели могут свободно обменивать рупии на иностранную валюту для коммерческих нужд. Однако ограничения по балансу движения капитала сохраняются, а вопрос о полной конвертируемости индийской валюты находится в стадии рассмотрения.
Индийско-российские экономические связи. По данным российской статистики в 2006 г. внешнеторговый оборот Индии достиг 3,9 млрд долл. Во внешней торговле России Индия занимает только 26 место (около 1%), а во внешней торговле Индии доля России колеблется в пределах 1—2%. Такие объемы экономических связей не соответствуют потенциалу быстрорастущих экономик обеих стран. По межгосударственным соглашениям поставлена цель достигнуть уровня в 10 млрд долл. в ближайшие годы. Исторический экскурс. Современные экономические связи Индии с Россией опираются на традиции индийского сотрудничества с СССР в 50—80-е гг. прошлого столетия. В указанный период экономические связи Индии и СССР развивались исключительно активно и успешно. Индия была крупнейшим партнером СССР среди развивающихся стран, а для Индии Советский Союз был одним из главных партнеров в создании основ тяжелой промышленности, в строительстве предприятий черной металлургии, тяжелого машиностроения, нефтяной, газовой промышленности, атомной, тепловой и гидроэнергетики. Товарооборот СССР—Индия достиг максимума в 1990 г. (5,5 млрд долл. США).
Особенностями индийской торговли с Россией являются постоянное для Индии превышение импорта над экспортом, сравнительно узкая номенклатура экспортных и импортных товаров. Часть индийских товаров поступает в Россию в счет погашения рупийного долга, образовавшегося в связи с инвестиционными кредитами 1960—1980-х гг. Величина этого долга составляла в 2006 г. 3 млрд долл. Ожидается, что часть этого долга будет вложена в инвестиционные проекты на территории Индии.
Структура индийского экспорта в Россию следующая: на первом месте фармацевтическая продукция, далее следуют товары, производимые в аграрном секторе (кофе, включая растворимый, чай, табак, пряности и др.), машины и оборудование, изделия легкой промышленности.
Характерно, что экспорт чая в Россию резко уменьшился, что связано со снижением контроля за качеством, фальсификацией индийских сортов и конкуренцией более дешевого чая из третьих стран.
В индийском импорте из России ведущее место занимают машины, оборудование и средства транспорта, черные металлы, удобрения, цветные и драгоценные металлы и камни, бумага.
В группу «машины, оборудование и средства транспорта» частично включены вооружение и военная техника. Вместе с товарами двойного назначения вооружение и военная техника составляет 30—40% индийского импорта из России, и военно-техническое
сотрудничество является важным направлением партнерства двух государств. Российско-индийская долгосрочная программа военно-технического сотрудничества включает почти 200 проектов, общая стоимость которых оценивается в 18 млрд долл. По закупкам российских вооружений и военной техники Индия уступает только Китаю.
Инвестиционное сотрудничество с обеих сторон осуществляют главным образом государственные корпорации. Россия участвует в строительстве крупной атомной электростанции «Кудамкулам» и других энергетических объектов, в поставке оборудования и технической документации для лицензионного производства военных самолетов, в геологической разведке и других проектах. С индийской стороны уже упомянутая корпорация «СЖСС» вложила в российский проект «Сахалин-1» 2,8 млрд долл., получив 20% акций международного консорциума. Первая нефть, добытая в рамках реализации указанного проекта, уже поступила в Индию.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте характеристику места Индии в современной мировой экономике.
2. Какие этапы экономического и социального развития характерны для Индии? В чем их различие и сходство по сравнению с государствами Юго-Восточной и Восточной Азии?
3. В чем состоит суть этапа «смешанной экономики» в Индии 50—80-х гг. XX в.? Какие задачи решались в этот период?
4. Как изменялись государственная экономическая политика и роль госсектора на разных этапах экономического и социального развития Индии? 5. Почему при громадных размерах экономики доля Индии в международной торговле сравнительно невелика?
6. Как складываются товарная и географическая структура внешней торговли Индии? Какие отрасли определяют ее новую специализацию в международ-ном разделении труда?
7. В каком состоянии находятся индийско-российские экономические связи?
Каковы их перспективы?
8. Сравните экономическое развитие Индии и Китая.
- Раздел I. Мировое хозяйство, его основные субъекты и закономерности развития
- Глава 2 Международное разделение труда —материальная основа развития мирового хозяйства
- Глава 3 Международная конкурентоспособность и методы ее оценки
- Глава 4 Глобализация экономики, содержание и основные формы проявления
- Глава 5 Основные школы и теоретические направления развития мирового хозяйства и международного разделения труда
- Глава 6 Основные направления теорий глобализации мирового хозяйства
- Раздел 2 Ресурсы современного мирового хозяйства
- Глава 7 Природно-ресурсный потенциал современного мирового хозяйства
- Глава 8 Человеческие ресурсы мирового хозяйства
- Глава 9 Научно-технические ресурсы мирового хозяйства
- Раздел III Отраслевые аспекты развития современной мировой экономики
- Глава 10 Отрасли промышленности в мировой экономике начала XXI века
- Глава 11 Топливно-энергетический комплекс мирового хозяйства
- Глава 12 Транспортный комплекс в современной мировой экономике
- Глава 13 Агропромышленный комплекс мирового хозяйства
- Раздел IV Страны и регионы в системе современного мирового хозяйства
- Глава 14 сша в системе современной мировой экономики
- Глава 15 Европейский союз в мировой экономике начала XXI века
- Глава 16 Япония в мировом хозяйстве
- Глава 17 Китай: укрепление позиции в современной мировой экономике
- Глава 18 Индия в мировой экономике начала XXI века
- Глава 19 Россия в системе современного мирового хозяйства
- Глава 20 Проблемы национальной экономической безопасности в современной мировой экономике
- Раздел V Международные корпорации и транснациональные банки в современной мировой экономике
- Глава 21 Международные корпорации в мировой экономике начала XXI века
- Глава 22 Транснациональные банки в современной мировой экономике
- Раздел VI Международные экономические организации, их место и роль в мировом хозяйстве начала XXI века
- Глава 23 Место и роль — международных организации в системе мирового хозяйства. Международные экономические организации системы оон
- Глава 24 Другие международные экономические организации, их место и роль в развитии мирового хозяйства