logo search
ved_shpory

49. Применении защитных мер в системе внешней торговли россии.

Защитные меры - временно ограничивающие доступ отдельных товаров на внутренний рынок, если рост импорта конкретной страны наносит ущерб. имеют форму либо количественных ограничений, либо специальных пошлин, вводятся в дополнение к обычным пошлинам. носят временный характер и призваны предоста­вить национальным производителям возможность приспособиться к осуществлению открытой конкурентной борьбы. в стратегии экономи­ческого роста страны. Это многоплановая система мер, требующая комплексного подхода к определению средств, инструментов защиты, механизма их применения и использования. Умелое и своевременное применение мер позволит эффективно защищать конкуренто­способные отрасли, обеспечить эк безопасность.

50. Налоги в системе внешнеэкономической деятельности России.

Акцизный налог — косвенный налог, включаемый в цену товара и оплачиваемый потребителем. введен Законом РФ «Об акцизах». является федеральным налогом и подлежит уплате тамо­женным органам . под­акцизными товарами являются:- спирт этиловый ;- спиртосодержащая продукция - алкогольная продукция

- пиво;- табачная продукция;- автомобили легковые и мотоциклы

- автомобильный бензин;- дизельное топливо;- моторные масла

Ставки устанавливаются законодательством РФ о налогах и сборах и являются едиными

При ввозе подакцизных товаров акцизы уплачиваются до принятия таможенной декларации или одновременно с ней . обязательной маркировке акцизными марками установленного образца, оплата марок является авансовым платежом и осуществляется до ввоза .

таможенной процедуры налогообложение :

• выпуск для внутреннего потребления акциз уплачивается в полном объеме;

• реимпорта уплачиваются суммы акциза, от уплаты которого он был освобожден либо которые были ему возвра­щены в связи с экспортом товаров

• транзита, таможенного склада, реэкспорта, переработки , свободной таможенной зоны, магазина беспошлинной торговли . акциз не уплачивается;

• переработки уплачивается при ввозе с последующим возвратом

• временного ввоза полное или частичное освобождение от уплаты .

Общая сумма акциза при нескольких видов по разным ставкам сумму, полученную в результате сложения сумм акциза, исчисленных для каждого вида этих товаров.

фискальные, торгово-политические цели . товары, не производимые в стране. Базой для исчисления акциза на импортный товар служит импортная цена с добавлением сумм уплаченных тамо­женных пошлин и пограничных сборов. • Дополнительный таможенный сбор - дополнительная пошлина, в финансовых и протекционистских целях.• Уравнительные пограничные налоги — налог на продажу, налог с оборота, налог на добавленную стоимость .не взимаются с экспортных товаров в стране экспорта.• Скользящие налоги и сборы — величина которых меняется в зависимости от разницы между внутренней ценой и ценой ввозимого товара. Цель — поддерживать постоян­ный уровень внутренних цен.

взимается пограничный налог. . Налоги сопровождают их на всем пути следования до конечного потребителя.

Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» взи­мание налогов распространяется на:- количественные ограничения;- лицензирование;- осуществление экспортного контроля;- предоставление статистических услуг;- подтверждение соответствия продукции обязательным требо­ваниям; - экспертизу и инспекции;

Налог на добавленную стоимость - кос­венных налогов, формулу изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производ­ства , разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесен­ных на издержки производства и обращения.

облагаемых ввозными таможенными пошлинами и акцизами: СНДС = (СТ + ПС + AС) x H,

облагаемых ввозными таможенными пошлинами: СНДС = (СТ + ПС) x H,

не облагаемых: СНДС = СТ x H, обложению акцизами:   СНДС = (СТ + АС) х Н,.

Не подлежит налогообложению ввоз :• товаров , ввозимых в качестве безвозмездной помощи

• важнейших и жизненно необходимых лекарственных средств

• важнейших и жизненно необходимых изделий медицинского назначения; медицинской техники;

• протезно-ортопедических изделий • технических средств, инвалидности • линз и оправ для очков

• художественных ценностей в качестве дара

• печатных изданий, государственными и муниципальными библиотеками и музеями

• технологического оборудования вклада в уставные капиталы организаций;

• необработанных природных алмазов;

• валюты Российской и иностранной валюты, банк­нот ценных бумаг

порядок уплаты :• для внутреннего потребления в полном объеме

• транзита, таможенного склада, реэкспорта, магазина беспошлинной торговли, налог не уплачивается;

• переработки на таможенной территории уплачивается при ввозе с последующим возвратом

• временного ввоза полное или частичное освобождение от уплаты налога;

• переработки вне таможенной территории, полное или частичное освобождение;

При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта не уплачивается. Ставки НДС определены в ст. 164 НК.

51.Налоги как одна из форм нетарифного регулирования.

задача налоговой политики – мобилизация доходов государством. средство государственного регулирования экономики, наряду с пошлинами или вместо пошлин .

Влияние налоговой политики государства на состояние и развитие внешней торговли весьма существенно и может носить косвенный или специфический характер.

акцизы, налог на добавленную стоимость и различные таможенные сборы.

- скрытые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара независимо от уровня издержек и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. постепенное снижение таможенных пошлин выводит налоги на первый план национального дохода.

пограничные налоги с импортных товаров, а внутренние с товаров национального производства

ввозимые товары, облагаются налогом на таможенной границе, а внутри страны — различными внутренними налогами и сборами при их реа­лизации. использование системы внутреннего налогообложения гибким и нетарифным оружием в борьбе за рынки.

Налогообложение зарубежных товаров носит дискриминационный характер. заключается в ценовой политике. с внутреннего товара используется цена промышлен­ности, дешевле иностранной принимается импортная цена СИФ, цену товара, стоимость страхования и транспортировки, внутреннее нало­гообложение импорта дискриминационным.

система нетарифных ограничений импорта.

Как и пошлина, они удорожают иностранный товар и затрудняют его ввоз. Но внутренние налоги не регулируются международными соглашениями и их применение в меньшей степени связано с обязательствами по торговым соглашениям и договорам.

52.Становление и развитие системы экспортного контроля России.

необходимо найти разумный баланс между степенью открытости российской экономики и соблюдением международных договоров, обеспечением нацио­нальных интересов и безопасности государства. создание жесткой системы государ­ственного экспортного контроля, закрепленной в соответствующих нормативных правовых актах.

была начата в 1992 г., Указ Президента от 11 апреля 1992 г. № 388 «О мерах по созданию системы экспорт­ного контроля в России». содержал совокупность мер, на предотвращение ущерба государственным интересам от пере­дачи (обмена) в зарубежные страны отдельных видов сырья, материа­лов, оборудования , которые могут быть использованы при создании ракетного, ядерного, химического массового уничтожения.

принятие Федерального закона от 18 июля 1999 г. «Об экспортном контроле». установил принципы осуществления государственной поли­тики, правовые основы деятельности органов , права, обязанности и ответственность участников целями экспортного контроля :• защита интересов ;• реализация требований международных договоров • создание условий для интеграции .

Президент утверждал списки контролируемых товаров и технологий .десятков нормативно-пра­вовых актов

Указом Прези­дента от 29 января 2001 г. № 96 была образована Комиссия по экспортному контролю и утверждено Положение о ее деятельности.

Уполномоченным органом исполнительной власти -Федеральная служба по техническому и экспортному контролю при Министерстве обороны .

Закон устанавливает обязательное создание внутрифир­менных программ экспортного контроля.

порядок лицензирования внешнеэкономических операций , возможность их государственной экспертизы, порядок установления запретов и ограничений .

методы правового регулирования : определение перечня товаров; лицензирование внешнеэкономических опе­раций ; таможенный контроль; валютный контроль; применение санкций к нарушившим

53 Военно-техническое сотрудничество.

обеспечения международной без­опасности является задача нераспространения ОМУ и средств его доставки. стремле­ние многих стран участвовать в многосторонних режимах экспортного контроля и создать эффективные механизмы контроля.

Международный уровень экспортного контроля связан с организацией многосторонних режимов. Основу составляет международные соглашения. Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) 1968 г. и Договор о всеобъемлющем запреще­нии ядерных испытаний (ДВЗЯИ) от 1996 г.

предпосылки формирования международной системы экспорт­ного контроля в ядерной области :.

- Индия, вне ДНЯО, в 1974 г. провела испытание ЯВУ

-, в результате резкого увеличения цен на нефть в 1973-1978 гг. ядерная энергетика стала серьезной альтернативой нефтя­ной. к общему снижению международной стабильности.

.Комитет Цангера (1971) цель - положений ДНЯО о запрещении экспорта расщепляющегося материала, оборудования и компо­нентов для его производства в государства, не обладающие ядерным оружием, К 1974 г: Меморандуме «А», касавшемся экспорта исходного или специального расщепляющегося материала, и Меморандуме «В», регулиро­вавшем экспорт оборудования и применяемых в атомной промышлен­ности неядерных компонентов.

в 1975 г. государства — держа­тели и поставщики ядерных технологий организовали — .Группа ядерных поставщиков в Лондоне переговоры СССР, США, Великобри­тании, Франции, Канады, ФРГ и Японии, выработки единых правил регулирования ядерного экспорта. одобрены Руководящие принципы ядерных поставок. вошли ведущие развитые страны, к ДНЯО, Франция.

согласились на ряд серьезных дополнительных ограничений и гарантий., товары, импортируемые госу­дарствами не обладают ядерным оружием, не должны исполь­зоваться для производства ЯВУ. добав­лены условия защиты ядерных материа­лов и контроля МАГАТЭ за ядерными поставками. принцип международ­ных гарантий ядерного экспорта. - по­ставка в те страны, которые поставили всю свою ядерную деятельность под контроль МАГАТЭ.

Россия в Комитета Цангера и ГЯП с момента создания. условия, процедуры экспорта и контрольные списки закреплены в российского внутреннего законодательства.

Режим контроля над ракетной технологией (РКРТ) В 1987 г «семерки» — США, Канада, Германия, Франция, Италия, Япония и Великобритания для ограничения распространения ракет и соответствующих технологий координировать усилия на предотвращение распространения этих средств. свыше 30 государств-членов. документами РКРТ - Руководящие принципы и Техническое приложение( это список.) РФ - в августе 1995 г.

Вассенаарские договоренности об э к над обычными вооружениями и технологиями двойного

1995 г. Основу-идея укрепления безопасности и повышению ответственности при передачах двойного при­менения. обеспечивать через их национальную политику, включая исключительное право государства на принятие самостоятельных решений о поставках. процедуру отчетности.

цель - коллективная ответственность за риск или за факт нарушения правил. НО Действия как нарушение, могут быть законными в другой.

международных соглашений не являются универсальными. не все страны являются их участниками.

Выгоды и преимущества членов, отечественных товаропроизводителей на рынки высоких технологий пока не ощущаются, режимы служат прикрытием для недобросовестной конкуренции и используются западными для вытеснения своих соперников наукоемкой продукции. международные механизмы недостаточно эффективны для нераспространения.

США давление на Россию. болезненно они восприняли наш выбор торгово-экономических партнеров, характер экспортных поставок, которые США считают враждебными. В 1998 г. США введении санкций против 10 российских организаций, которые подозревались в передаче продукции или технологии двойного назначения Ирану, Ливии и КНДР.

При попытке выхода на рынки высокотехнологичных товаров двойного применения российских производителей встречают серьез­ные дискриминационные ограничения со Запада, заинтересованных в закреплении топливно-сырьевых товаров Экспортный контроль решает вопросы эк, и военно-технического доминирования на мировом рынке. борьба на рынке высокотехнологичной продукции, где российские товары и технологии двойного применения являются конкурентоспособной продукцией.

54.Роль товаров и технологий двойного применения в системе внешнеэкономической деятельности

Внешнеэкономические сделки должны совершаться при наличии письменного обязательства , что указанные товары и технологии не будут использоваться в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки.

Номенклатура контролируемых товаров и технологий, ввоз которых подлежит лицензированию, устанавливается Правительством на основании списков, указанных в статье 6 Федерального закона «Об экспортном контроле. выдаются согласно Положению о лицензировании внешнеэкономических операций , в отношении которых установлен экспортный контроль. устанавливает правила выдачи лицензий

Под внешнеэкономическими операциями в Положении экспорт и импорт, (международного обмена) контролируемой продукции, осуществляемые на основании договоров, заключаемых между российскими и иностранными лицами.

выдаются Федеральной службой по техническому и экспортному контролю на основании заявлений. разовые или генеральные лицензии.

Разовая - с конкретной контролируемой продукцией по одному договору с указанием ее количества, страны конечного использования, продавца и покупателя.

Основанием является заключение государственной экспертизы внешнеэкономической сделки,

Срок - не более одного года.

Генеральная - определенным видом контролируемой продукции с указанием ее предельного количества и страны конечного использования без определения конкретного покупателя.

только российскому юридическому лицу

объектов двойного назначения низкого уровня, не входящие в контрольные списки проведении идентификации

Всеобъемлющий контроль также распространяется практически на все предметы экспорта Главным фактором является обоснованная возможность использования иностранным лицом получаемого предмета экспорта для целей создания ОМУ

55.Формирование внутрифирменных программ экспортного контроля.

Внутрифирменная система экспортного контроля - комплекс мер, добровольно осуществляемых предприятиями и организациями и направленных на то, чтобы экспорт материалов, оборудования, технологий, научно - технической информации и услуг и принятия решений в этой области осуществлялись ответственно при неукоснительном соблюдении законодательства

целью - формирование на предприятии механизма проверок

внутрифирменная система должна быть адекватна сфере коммерческих интересов предприятия, его экономическим возможностям и деловой активности

Служба экспортного контроля обеспечивает выполнение функций:- организационно-техническое и информационное обеспечение работы внутрифирменной системы ;- комплексная проверка (скрининга) сделок;- обеспечение выполнения требований экспортного контроля;- обучение сотрудников;- подготовка и оформление документов;- ведение документации по экспортному контролю.

вводится процедура скрининга внешнеторговых сделок на предмет их соответствия требованиям экспортного контроля

Проверка конечного использования проводится с целью оценки надежности заказчика , определения рисков

Внешнеторговые сделки должны совершаться в сроки и на условиях, указанных в лицензии или ином разрешении.

56.Становление и развитие системы валютного регулирования в России.

валютное регулирование и валютный контроль является составной частью единой общегосударственной политики в области организации контроля за соблюдением законодательства. Система валютного регулирования и валютного контроля представляет собой систему возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе совершения ими валютных операций и контролирующими субъектами отношений при осуществлении ими валютно-контрольной деятельности.

системы валютного регулирования и валют­ного контроля в России находится в процессе ста­новления и окончательно не сформировалась. механизм прак­тически приблизился к международным критериям.Национальная валютная системы России сформирована с учетом структурных принципов мировой валютной системы.

Основой национальная денежная единица - российский рубль. Валютный курс рубля официально не привязан к иностранной валюте или валютной корзине. В нашей стране введен режим плавающего валютного курса, складывающегося под воздействием соотноше­ния спроса и предложения на валютных биржах страны.

Федеральный закон 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном конт­роле», который устанавливает пра­вовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля , полномочия органов валютного регулирования. права и обязанности резидентов и нерезидентов

Нормативная база совершенствуется постепенно с учетом происходящих тенденций и выполнения международных обязательств . Законодательная база дополняются новыми норма­тивными актами с учетом подписанных соглашений таможенного союза ЕврАзЭС.

сформирован правовой и институциональный механизм регламентации деятельности национальных органов управления ва­лютными отношениями, проведения валютной политики и валютного регулирования.

57.Система валютного контроля в России за экспортно-импортными операциями.

с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном конт­роле», принципами валютного регулирования и валютного контроля:- приоритет экономических мер

- исключение неоправданного вмешательства государства

- единство внешней и внутренней валютной политики;

- единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

- обеспечение государством защиты интересов резидентов и нерезидентов

призваны способствовать укреплению национальной валюты и уменьшению инфляционного давления, стимулированию притока иностранной валюты.

Органами являются Центральный банк и Правительство, издают акты

Центральный банк единые формы учета и отчетности по валютным операциям, опубликовывает статистическую информацию.

сложилась двухуровневая модель валютного контроля. осуществляется Правительством , органами и агентами валютного контроля в соответствии с Федеральным законом.

Органами являются Центральный банк, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством

Агентами являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности ». профессиональные участники рынка ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

охватывает операции с наличной иностранной валютой и работу обменных пунктов, операции нерезидентов в рублях, текущие валютные операции и с движением капитала.

основные усилия Банка России сосредоточены на созда­нии системы валютного контроля за совершением внешнеторговых сделок.

Механизмы валютного контроля приобрели форму таможенно-банковского контроля. принципе постоянного взаимодействия подразделений Банка Рос­сии обмен информацией между банками, Банком Рос­сии, территориальные учреждения, и таможенными орга­нами.

Принцип валютного контроля - сопоставлении и анализе информации, передаваемой таможенными органами о стои­мости экспортных и импортных товаров и дате его пере­мещения уполномоченных банков о размере и дате поступления .

основные методы:• установление порядка проведения валютных операций

• введение ограничений на совершение определенных валютных операций

• лицензирование деятельности, связанной с использованием иностранной валюты;

• регистрация валютных операций;• сбор и анализ отчетности ;

• контроль над соблюдением законодательства

• международное сотрудничество по вопросам валютного регу­лирования.

Установление порядка путем издания нормативно-правовых актов Центрального банка

58.Сущность и понятия паспорта сделки.

Одним из основных документов, в валютном кон­троле, является паспорт сделки, обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами и содержит докумен­тально подтвержденные сведения об этих операциях.

представлен таможенным органам при помещении товаров под заявляемую таможенную процедуру по воз­мездному договору .

федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» круг операций, оформляется паспорт сделки, был расширен, а форма была

действие Инструкции ЦБ «О порядке оформления паспорта сделки или ввозимые товары; за выполняемые работы, оказы­ваемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллек­туальной деятельности обслуживании кредитных договоров и договоров займа в иностранной валюте и в рублях . не составляются по валют­ным операциям нерезидентов с российскими физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, россий­скими кредитными организациями и федеральными органами испол­нительной власти, при небольших суммах контрактов 5 тыс. долл.

по каждому контракту оформляет один паспорт сделки в одном банке, называ­ется банк ПС. валютные операции только через свои счета, открытые в этом банке ПС

порядок действий экспортеров, органов и агентов валютного контроля:

- оформление паспорта сделки;- таможенное оформление экспортных товаров;

- передача в уполномоченные банки сведений об отгрузке ;

- контроль банками за поступлением валютной выручки ;

- передача уполномоченными банками в ФТС РФ сведений о поступлении валютной выручки

- конечная проверка сведений о поступлении валютной выручки

Паспорт сделки оформляется экспортером и импортером в уполномоченном банке в стандартизированной форме основные сведения о внешнеэкономической сделке,

Паспорт сделки оформляется при:- вывозе с таможенной или ввозе ;

- выполнении работ, оказании услуг, передаче информации

инструкция ЦБ РФ «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».

активно вовлекаются в механизм валютного контроля все коммерческие банки, а базовым документом становится паспорт сделки (ПС), оформляемый экспортером в банке, где у него открыт валютный счет.

59. Внешнеэкономические проблемы перехода России на инновационный путь развития.

Создание инновационной экономики стратегическим направлением развития нашей страны на основе глубокой диверсификации экономики страны, путем стимулирования инновационной деятельности, внедрения и развития конкурентоспособных производств.

развитие мировой экономики определяется широкомасштабным освоением достижений научно-технического прогресса. небольшой степени затронули Россию.

обсуждают вопрос о внешнеэкономических проблемах перехода России на инновационный путь развития. альтернативы нет, сырьевая экономика тормозит развитие страны и делает ее полностью зависимой от конъюнктуры мировых цен на сырье , перехода экономики на новый технологический уклад , новые подходы к природопользованию, освоение робототехники, вложения в самого человека в пользу политики, нацеленной на создание в России «новой экономики, основанной на знаниях».

для устойчивого развития экономики первостепенная роль принадлежит инновациям, инновационной деятельности. обеспечить непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, эффективное проникновение на мировые рынки .

стратегических задач - преодоление нынешней модели развития экономики и внешнеэкономических связей, изменение топливно-сырьевого профиля .

причиной отсутствия прогресса - низкая конкурентоспособность обрабатывающей промышленности, Задачи повышения конкурентоспособности и эффективности экономической деятельности . требует реформирования всех сфер общественной жизни,

всемерно содействовать активному участию отечественных исследовательских и предпринимательских структур в международном научно-технологическом сотрудничестве, а с другой, обеспечивать надежную защиту российских интересов на внешних рынках, не допускать ущерба национальной безо­пасности .важную роль играет эффективная государственная политика, стимулирующая функционирование институтов инновационного развития. ПроблемЫ: низкий уровень инновационной активности. Новые цели, не реализуются в полной мере, их законодательное и правоприменительное обеспечение несовершенно, запаздывает или откладывается. Повышение конкурентоспособности тормозится слабой проработанностью исследовательских проектов, отсутствием инновационных перспектив, низким уровнем технологических решений.