logo search
ЛЕКЦИЯ 2011

6.2 Тарифное регулирование в связи с вступлением России в вто

С 1995 года Россия ведет переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию(ВТО), которая в настоящее время объединяет 150 государств. Сегодня переговоры выходят на завершающую стадию. Присоединение России к ВТО в целом отвечает ее долгосрочным интересам экономического и социального развития. При существующем потенциале и возможностях российская экономика может эффективно развиваться лишь при активном использование всех преимуществ международного разделения труда.

Процесс подготовки к вступлению в ВТО происходит на фоне существенной и односторонней либерализации торговой политики России - снижения налоговой нагрузки в сфере таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, фискальной нагрузки на бизнес и ликвидации различного рода нетарифных мер регулирования. По Федеральному закону РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ таможенно-тарифное регулирование - это метод государственного управления внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин, которое является неотъемлемой часть таможенной политики государства. Целью проводимых переговоров по тарифным вопросам является определение максимального уровня («связывания») ставок ввозных таможенных пошлин по всей товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право на применение, которых Россия получит после присоединения к ВТО. По итогам уже проведенных переговоров и достигнутых двусторонних договоренностей определено, что начальный уровень «связывания» пошлин ни для одной ставки не должен быть ниже действующих. Предполагается, что уровень таможенной защиты сельского хозяйства не уменьшится ни по одному из базовых сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия имеет право даже увеличивать ставки пошлин на переходный период. По 2009 год включительно Российской Федерации разрешено использовать тарифные квоты на три вида мяса (говядину, свинину, мясо птицы) в удовлетворяющих российскую сторону объемах. По итогам переговоров, средний размер пошлины на импорт сельскохозяйственной продукции будет снижен с нынешних 21% до 18 %. Тариф по промышленным товарам - с 10 до 7,5 %. Ставка пошлины на товары информационных технологий (компьютеры и средства их производства) опустится до нуля и течение трех лет после вступления в ВТО. В отношении потребительских товаров ставка пошлины уменьшится с 15% до 10% в течение 3-4 лет.

Снизятся ввозные пошлины на товары пищевой промышленности, овощи и фрукты (особенно тропические). Неизменными останутся ставки пошлин для спирта (150%), а для крепких напитков снизятся с 2 евро/л до 1,5 евро/л. Это важно иметь в виду, поскольку потребительский рынок, по некоторым данным, составляет около 22% от ВВП России и практически опережает ТЭК.

Для защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции после вступления в ВТО РФ сможет применять следующие меры:

Однако, следует выделить пять отраслей, которые потенциально окажутся более чувствительны к изменению таможенных ставок. Это - мясомолочная, химико-фармацевтическая, микробиологическая промышленности, авто- и авиастроение, сел­скохозяйственное машиностроение.

Присоединение к ВТО обещает быть противоречивым и для высокотехнологичных отраслей промышленности. Доля их продукции в российском экспорте составляет до 1%, что делает их весьма слабыми конкурентами в рамках ВТО. Существуют угрозы секторам страхования, финансовых услуг и розничной торговли, мелкому и среднему бизнесу.

Среди нерешенных проблем для этих отраслей и секторов следует отметить отсутствие:

Эти и другие проблемы никак не связаны с присоединением к ВТО, а являются скорее проблемами внутриэкономического развития России.

Эффект же вступления в ВТО будет вариантным в зависимости от того, в какой степени Россия сможет воспользоваться механизмами государственного стимулирования инноваций, разрешенными ВТО.

Высказывается мнение, о том, что экспортно-ориентированные отрасли ожидает значительное повышение конкурентоспособности, так как ВТО создает для российских предприятий равные и благоприятные условия для коммерческой деятельности в иностранных государствах в обмен на открытие отечественного рынка для иностранной конкуренции.

Вместе с тем, очевидно, что вступление в ВТО само по себе вряд ли приведет к его заметному немедленному увеличению. Во-первых, ВТО стимулирует в основном торговлю готовыми изделиями и наукоемкой продукцией, тогда как основу российского экспорта составляют сырье и топливо. Во-вторых, структура российского экспорта не сможет сразу переориентироваться в сторону перерабатывающих отраслей ввиду чрезмерной изношенности производственных мощностей отечественной промышленности (транспорта), ее недогрузки и слабого технического прогресса в стране. В-третьих, Россия уже сейчас имеет доступ к основному объему тарифных льгот, зафиксированных ВТО, через свои двусторонние торговые соглашения со странами - членами этой организации.

По иному прогнозируется перспектива импорта товаров и услуг. Их расширенный допуск на отечественный рынок способен существенно обострить конкуренцию по многим позициям, к чему российская промышленность пока не готова. Изменения импортного тарифа с разной степенью интенсивности влияют на динамику производства, занятость и доходы различных субъектов в зависимости от величины импортной составляющей на их рынке (иными словами, чем более импортозависим регион, тем болезненнее для него либерализация тарифа).

Важным является то, что российскому рынку угрожает не снижение пошлин, а неготовность большинства компаний конкурировать с иностранными производителями.

Среди рекомендаций, которые важно учитывать при вступлении Российской Федерации в ВТО, следует отметить: отсутствие программы по вступлению страны в ВТО, отсутствие качественного анализа по проблемам исследования последствий от вступления в ВТО (так в настоящее время наблюдается большой разброс по показателям) и необходимость решения проблем с таможенным законодательством (проблемы, связанные с механизмом определения таможенной стоимости; вопросы о транспарентности; ограничения на пунктах пропуска и проблемы либеральности режима для физических лиц).