logo search
УЧЕБНИК

5.3. Модернизация: понятие, сущность, типология. Проблемы модернизации современной России

Радикальные реформы современной России очень часто сегодня называют системной модернизацией, которая призвана вывести страну к новым историческим рубежам и горизонтам развития.

Модернизация (от фр. moderne – новейший, современный) – процесс обновления отсталого, устаревшего, традиционного общественного и государственного устройства.

Составляющие процесса модернизации:

Различают два типа модернизации:

  1. Первичная модернизация проходила в тех странах Западной Европы, США, Канады, которые были новаторами на этом пути, и разворачивалась благодаря внутренним факторам, в частности, коренным изменениям в сфере культуры, ментальности, мировоззрения. Ее становление связывают с появлением национальных централизованных государств, зарождением буржуазных отношений, а подъем – с первой промышленной революцией, разрушением традиционных наследственных привилегий и провозглашением равных гражданских прав, демократизацией политической жизни.

  2. Вторичная модернизация возникает как результат социокультурных контактов отставших в своем развитии стран (Россия, Бразилия, Турция и др.) с уже существующими центрами индустриальной культуры. Такая модернизация осуществляется преимущественно с заимствованием чужых технологий и форм организации производства и общества, приглашением иностранных специалистов, обучением кадров за рубежом, привлечением инвестиций. Ее основной механизм – имитационные процессы. Начинается она уже не в сфере культуры, а в экономике или политике и определяется как догоняющая модернизация.

Модернизация представляет собой достаточно длительный процесс. Еще в XIX веке Алексис де Токвиль сформулировал «золотой закон» политического развития, согласно которому: «самый быстрый путь к свободе ведет к наихудшей форме рабства». Он считал, что нет ничего опаснее для страны, где слабо развиты традиции демократии и свободы, чем слишком быстрые реформы и изменения. Закон Токвиля вполне применим к анализу российской истории начала XX в., когда в результате Февральской революции 1917 г. Россия очень быстро перешла от автократии к демократии, а затем через несколько лет к тоталитаризму. В силу этого современная модернизация России идет достаточно медленно, постепенно, уже почти два десятилетия. Она включает в себя модернизацию политической системы, социально-экономической, гражданского общества на основе фундаментальных демократических ценностей, внешней политики и безопасности страны. На ее ход существенным образом влияют особенности социально-политического развития России:

  1. Этатизм – решающая роль государства и бюрократии в реформировании всей общественной системы.

  2. Цивилизационный раскол российского общества, начало которому положили реформы Петра I. Конфликт двух субкультур – «почвы» и «цивилизации» длится уже три столетия и до сих пор не преодолен.

  3. Несоответствие прозападных преобразований менталитету российского общества и соответственно его критическое отношение к ним.

  4. Демократические идеи в России не имеют глубоких корней и традиций.

Эти особенности российского исторического пути затрудняют решение задач модернизационного процесса в современной России. Модернизация еще не стала реальной общенациональной стратегией, которую должна разрабатывать стратегически мыслящая и социально ответственная элита. Именно она должна сконцентрировать и мобилизовать все ресурсы страны для решения задач модернизации и заинтересовать в ней широкие слои населения. А пока нет стремления элиты и общества к реальным переменам, пока власть не обратила серьезного внимания на российскую науку и образование, которые призваны быть основным двигателем нашего инновационного прорыва, а, значит, и модернизации страны, отношение к ней в обществе неоднозначно. Есть и критическое отношение, и интересные предложения. Например, о создании условий и систем для превращения догоняющей российской модернизации в опережающую, используя опыт послевоенной Японии, Южной Кореи, Китая, Индии и др. стран, которая не только догонит передовые страны, обеспечит более высокие темпы роста, но и позволит России вырваться вперед.

Контрольные вопросы

  1. Назовите основные теоретические концепции революции.

  2. Каковы причины Февральской революции 1917 г. в России? Дайте ответ, опираясь на различные теоретические концепции.

  3. Какова история идеи социализма в России?

  4. Раскройте причины прихода к власти большевиков в Октябре 1917 г.

  5. По каким характеристикам различаются такие категории, как «революция» и «реформа»?

  6. Каковы особенности российских реформ?

  7. Назовите основные реформы XX в. и их особенности.

  8. Каковы сущность, содержание и основные виды модернизации?

  9. Охарактеризуйте социокультурные особенности российской модернизации.

  10. В чем заключается роль политической элиты в осуществлении модернизации?

  11. Каковы, с Вашей точки зрения, перспективы современной российской модернизации?

Литература

  1. Беляева Л. А. Социальная модернизация в России в конце XX в. М., 1997.

  2. Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

  3. Демидов А. В. Эволюция российской модернизации. М., 1998.

  4. Горбачев М. С. Жизнь и реформы. Кн I. М., 1995.

  5. Великая Октябрьская социалистическая революция. Энциклопедия. 3-е изд. М., 1987.

  6. Верт Н. История Советского государства. 1900–1991. М., 1992.

  7. Драма российской революции: большевики и революция. М., 2002.

  8. Из глубины: сборник статей о русской революции. М., 1990.

  9. Кулешов С. В., Свириденко Ю. П., Федулин А. А. Модернизация России (XIX–XX вв.): социальные и политические процессы: учеб. пособие для вузов. М., 2010.

  10. Пайпс Р. Русская революция. Ч. I-II. М., 1994.

  11. Пляйс Я. А. Новый этап реформирования российской государственности, проблемы и перспективы. М.; Ростов на Дону, 2002.

  12. Реформы в России XVIII–XX вв.: опыт и уроки: учеб. пособие. М., 2010.

  13. Стародубровская И. В., Мау В. А. Великие революции от Кромвеля до Путина. М., 2004.

  14. Сорокин П. А. Социология революции. М., 2005.

  15. Шубин А. В. Парадоксы перестройки. Упущенный шанс СССР. М., 2005.