46. Гос регулирование торговли .
Существует две экономических концепции в подходе к мировым связям и соответственно два направления в государственной внешнеэкономической политике – протекционизм и фритредерство (концепция свободной торговли). Сторонники протекционизма отстаивают необходимость государственной защиты промышленности своей страны от иностранной конкуренции. Сторонники свободной торговли считают, что в идеале не государство, а рынок должен формировать структуру экспорта и импорта. Сочетание этих подходов в той или иной пропорции отличает внешнеэкономическую политику государств в разные периоды их развития.
Для национальных экономик большая открытость либерализация торговли характерна для периодов высоких темпов экономического роста, сильного экспортного потенциала. И, напротив, в периоды экономического спада, ослабления экспортных потенциалов, как правило, прислушиваются к аргументам сторонников протекционизма.
Внешнеэкономическая политика — это деятельность, регулирующая экономические отношения страны с другими государствами. Ей принадлежит значительная роль в обеспечении эффективного использования внешнего фактора в национальной экономике. По мере эволюции международных экономических отношений сформировался обширный инструментарий внешнеэкономической политики.
Все множество инструментов, которое есть в распоряжении государства для регулирования внешнеэкономической деятельности, можно условно разделить на три большие группы:
— таможенные тарифы;
— нетарифные ограничения;
— формы стимулирования экспорта.
1.Тарифные методы регулирования.
1.1 Таможенный тариф на импорт.
Наиболее распространенным видом ограничения торговли является таможенная пошлина на импорт, представляющая самой государственный денежный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства. При введении тарифа отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены.
1.2. Тариф на экспорт.
Введение таможенного тарифа на экспорт может быть целесообразным в том случае, когда цена на какой-либо продукт находится под административным контролем государства и удерживается на уровне ниже мирового, путем выплаты соответствующих субсидий производителям. В этом случае ограничение экспорта рассматривается государством как необходимая мера для поддержания достаточного предложения на внутреннем рынке и предотвращения избыточного экспорта субсидируемого продукта. Государство может быть заинтересовано в установлении экспортного тарифа и с точки зрения увеличения доходной части бюджета. Экспортные тарифы используют в основном развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Промышленные развитые страны используют их редко, а в США налогообложения экспорта запрещено конституцией.
1.3. Таможенный союз.
Одним из направлений развития тарифных методов регулирования внешней торговли является координация таможенной политики между странами путем создания зон свободной торговли или таможенных союзов. При создании зоны свободной торговли, участвующие в ней страны ликвидируют таможенные пошлины в торговле между собой, но сохраняют каждая свой уровень таможенной защиты по отношению к третьим странам. Таможенный союз предлагает не только беспошлинную торговлю между странами – участницами союза, но и установление единого внешнего таможенного тарифа.
2. Нетарифные методы регулирования
По сравнению с тарифными методами, наиболее расширенными формами и методами регулирования внешнеторговой деятельности являются нетарифные ограничения. Они представляют не меньшую угрозу либерализации торговли. К нетарифным барьерам относятся разнообразные (насчитывают свыше 2000 различных видов) экономические, политические и административные методы прямого или косвенного ограничения внешнеэкономической деятельности.
2.1. Квотирование
Наиболее распространенной формой нетарифного ограничения является квота. Квотирование представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период.
2.2. Экспортные субсидии
В особую группу мер, которые использует государство, регулируя отношение страны с мировым хозяйством, относятся так называемый активный протекционизм или различные формы стимулирования экспорта.
Для защиты национальных производителей государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Одной из форм стимулирования отечественных экспортных отраслей являются экспортные субсидии, т.е. льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. Экспортные субсидии могут быть прямыми ( выплата дотации производителю при его выходе на внешней рынок ) и косвенными ( путем льготного налогообложения, кредитования, страхования и т.п.).
2.3. Демпинг
Распространенной формой конкурентной борьбы на мировом рынке является демпинг, когда экспортер продает свой товар на зарубежном рынке по цене, ниже нормальной. Обычно речь идет о продаже по цене ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортера. Демпинг может являться, во-первых, следствием государственной внешней политики, когда экспортер получает субсидию; во-вторых, демпинг может стать результатом типично монополистической практики дискриминации в ценах, когда фирма-экспортер, которая занимает монопольное положение на внутреннем рынке при неэластичном спросе максимизирует доход, повышая цены, тогда как на конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается максимизации дохода путем снижения цены и расширения объема продаж. Такого рода дискриминация в ценах возможна, если рынок сегментирован, т.е. затруднено выравнивание цен внутреннего и внешнего рынка путем перепродажи товара из-за высоких транспортных расходов или установленных государством ограничений торговли.
2.4. Экономические санкции
Крайней формой государственного ограничения внешней торговли являются экономические санкции, например, торговое эмбарго – запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой –либо страны товаров. Страна вводит эмбарго на торговлю с другой страной, как правило, по политическим мотивам. Экономические санкции по отношению к какой-либо стране могут также носить коллективный характер, например, когда они вводятся по решению ООН.
- 4. Природно-ресурсный потенциал
- 8. Природно-ресурсный потенциал России.
- 15. Цели, причины международной миграции капитала.
- 16. Проблемы и перспективы вступления России в вто.
- 17. Международные экономические организации и их роль в регулировании мировых экономических связей.
- 18. Новые индустриальные страны и особенности их социально-экономического развития.
- 19. Развивающиеся страны в мировой экономике. Дифференцация развивающихся стран.
- 20. Трудовые ресурсы мира.
- 21. Международная миграция рабочей силы: сущность и последствия.
- 22. Система золотого стандарта.
- 24.Шпора
- 25. Интеграционные группировки: асеан
- 26. Внешнеторговая политика государства. Инструменты внешнеторгового регулирования.
- 27. Международные валютно–кредитные и финансовые организации.
- 29. Эволюция мировой валютной системы.
- 30. Валютная политика и валютное регулирование.
- 31. Проблема бегства капитала из России
- 32. Глобальные проблемы современности и пути их решения
- 35. Проблемы и перспективы интеграции стран снг
- 36. Неоклассическая концепция Хекшера- Олина
- 37. Меркосур
- 38.Основные способы гос регулирования валютных курсов:
- 39. Формы м/унар экономических интеграций
- 40. Классификация м/нар экономических организаций
- 41. Шпора
- 42. Экономическая глобализация: тенденции, противоречия, поиски альтернативной модели
- 44. Положительные и негативные последствия м/нар трудовой миграции для стран-реципиентов
- 45. Шпора
- 46. Гос регулирование торговли .
- 47. Место международной торговли и ее особенности
- 50. Международное разделение труда.
- 51. Опек
- 52. Ямайская валютная система.
- 53. Иностранные инвестиции в России: проблемы и перспективы.
- 55.Валютные операции и валютный рынок
- 58. Товарная и географическая структура мировой торговли.
- 61. Современные особенности и тенденции в международном движении капитала
- 63. Теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина.
- 64. Два типа внешнеторговой политики: протекционизм и фритредерство
- 67. Тарифные методы регулирования.
- 68. Нетарифные методы регулирования
- 70. Интеллектуальная эмиграция из россии: факторы, причины и геополитические последствия
- 72. Международное движение капитала
- 74 Валюта и ее типы
- 75. Конкурентные преимущества и слабости России.
- 79. Сущность и причины возникновения тнк.
- 80. Центры миграции.
- 81. Место развивающихся стран в мрт
- 82. Основные субъекты мировой экономики
- 83. Понятие и сущность Мировой экономики.
- 84. Структура тнк.
- 85. Меркантилистская теория внешней торговли.
- 86. Вто и юнктад.
- 87. Классификация стран в современной мировой экономике.
- 88. Бреттон-Вудская валютная система.
- 89. Современные тенденции и последствия международной миграции капитала.
- 90. Тнк_ позитивные и негативные аспекты деятельности.