25. Международно-политические аспекты использования арктических природных ресурсов и транспортных путей, а также проблемы защиты окружающей среды Арктики
Арктика – регион, на территории которого согласно большому количеству экспертов находится до четверти углеводородов мира. Регион, богатый не только нефтью и газом, но и такими металлами как цинк, никель, железная руда и т.д. Также очень важен факт наличия там биоресурсов моря. (Умные америкашки подсчитали, что в этом океана хранится до 30% неразведанных мировых запасов природного газа и 13% запасов нефти! И это все хранится на глубине менее, чем 500 метров! Так вот, запасы газа сосредоточены в основном в России, так что, вероятно, РФ получит самый большой кусок пирога.)
Более того, регион очень важен в стратегическом плане.
Кроме того, через Арктику проходят морские пути между рынками Северо-Западной Европы и Тихоокеанского региона. При использовании Северного Лед Океана путь из Йокогамы в Роттердам сократится на 40%! Поэтому возникает вопрос: кто будет контролировать эти пути и кому достанутся все бабки? Плюс ко всему, таяние льдов грозит потенциальной террористической угрозой (не вижу связи, и в тексте это не объясняется), нелегальной иммиграцией, пиратством и может способствовать транзиту ОМУ.
И уже сейчас существует конфронтация в регионе между «приарктическими» странами – США, Канада, Норвегия, Россия и Дания (через Гренландию имеет выход). Более того, даже Китай претендует на Арктику.
В настоящий момент отношения между приарктич странами регулируются Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. Согласно ей, страны могут использовать ресурсы только в пределах исключительной экономической зоны в 200 морских миль. (Все 4 страны ратифицировали ее за исключением США.) И согласно ей, Северный полюс и прилегающие к нему территории объявлены нейтральными водами. Однако, сейчас начинается борьба. Россия уже подала заявку 20 декабря 2001 году в ООН на рассмотрение вопроса о разрешении осваивать ресурсы хребтов Ломоносова и Менделеева, так как они являются частью Сибирской континентальной платформы (согласно конв ООН 1982 можно расширить искл эк зону,если дальнейшая территория является продолжением той, что входит в исключит эк зону). Комиссия рассмотрела заявку, но попросила провести более детальные исследования хребтов. В 2007 году во время экспедиции РФ в Арктику на дне Северн Ледов океана в точке Северного полюса был установлен флаг РФ, а междунар реация была негативной. Страны восприняли это как знак односторонних действий РФ. Дания тоже претендует на часть хребта Ломоносова, которая входит в ее «сектор». А другие страны не хотят, чтобы комиссия ООН одобрила заявку РФ, так как на этих хребтах огромное количество ресурсов.
Важен также статус Северного морского пути. Это кратчайший путь из Европы в Дальний Восток. Но пока там льды. Но в связи с глобал. потеплением – он может стать важной транспортной артерией. С 1926 г. он считался транспортной коммуникацией СССР, а также согласно закону «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» подтверждается статус Северного морского прохода как транспортной артерии РФ. Но сейчас арктические страны, а особенно США могут поставить вопрос о свободном судоходстве на восточной ветке Северного морского пути от Маточкина Шара до Берингова пролива.
Нужно отметить, что считается, что страны сейчас заявляют свои претензии на Арктич регион скорее не с целью разработки ресурсов, а для утверждения своих стратегических интересов. Согласно статье Роджера Ховарда Russia's New Frontline Россия как раз этим больше и интересуется. Если учесть, что еще не известно, будет ли глобальное потепление иметь такие последствия, после которых льды в Арктике действительно растают, если не все полностью, то хотя бы часть, что откроет реальный доступ к той четверти мировых запасов углеводородов, которая находится на арктическом пространстве. Даже если это и произойдет, то вряд ли в ближайшие двадцать, а то и тридцать лет. И даже по прошествии стольких лет не факт, что, получив доступ к ресурсам, страна сможет добывать их беспрепятственно, а тем более транспортировать через весь Северно-Ледовитый океан в страны-импортеры.7 Все это – вопрос времени и финансовых средств и пока он лишь теоретический, в то время как вопрос о занятии стратегического положения – насущный и очень важный для России.
(Howard R. Russia’s New Frontline)
Таяние льда в Океане представляет угрозу безопасности России, т.к. ее теперь можно будет атаковать с севера. Москва опасается военного удара НАТО с стороны Океана. Американские или китайские военные корабли могут, используя базы в Гренландии, Исландии или Норвегии, через Берингов пролив добраться до материковой части РФ, которую традиционно прикрывали ледники. При самом худшем сценарии РФ будут атаковать одновременно с разных направлений, и это то, чего она всегда боялась.
Сейчас в мире все больше стали понимать значение Сев.Лед.океана (далее просто Океан или Арктик Си), где взаимодействуют такие факторы, как безопасность, экономика и окружающая среда. Ввиду климатических изменений, которые открывают новые экономические перспективы, споры по поводу этого региона ведутся между Россией и 4 другими арктическими государствами – US, Канадой, Норвегией и Данией, которая представляет Гренландию. Военный конфликт между ними хоть и маловероятен, однако не может быть полностью исключен. Есть даже вероятность, что несмотря на тот факт, что 4 вышеперечисленные страны есть союзники по НАТО, они все равно переругаются из-за бабла, которое им светит, если океан растает (читай – будут преследовать нац.интересы). Всё то сотрудничество по широкому кругу вопросов, которое имело место после окончания Холодной войны, сейчас находится под угрозой.
Вывод: Океан – это источник сложных, разносторонних глобальных проблем человечества в XXI веке. Потенциальные экономические выгоды, которые Он сулит, заставляет страны данного региона жестко соревноваться. Самая большая опасность, которая существует, заключается в том, что стратегическая важность региона создаст порочный круг из подозрений, националистической политики и ремилитаризации, а также, что краткосрочные национальные интересы поставят под угрозу важнейшие стратегические цели, сохранение стабильности в регионе – зоне мира и сотрудничества.
Что касается экологической ситуации. Об этом нет особой информации. Нужно сказать, что работает Арктический совет, созданный в 1996 году. Это международная организация, созданная в 1996 году по инициативе Финляндии для защиты уникальной природы северной полярной зоны. Он отвечает исключительно за вопросы экологии. Вопросами безопасности он не регламентирует. Одной из его целей является надзор и координация программ, учрежденных в рамках Стратегии охраны окружающей среды Арктики по Программе арктического мониторинга и оценки, Программе сохранения арктической природы и фауны, Программы защиты арктической морской среды. Его участиники – 8 приарктических стран – Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция.
- 2. Террористические нападения на Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября 2001 г. И реакция международного сообщества. Антиталибская операция в Афганистане (2001-2002)
- 3. Развитие ситуации вокруг северокорейской ядерной программы (2000-2003)
- 4. Интеграционные процессы в Северной и Латинской Америках после распада биполярности: основные институты и мотивирующие факторы
- 1) Нафта (Североамериканская зона свободной торговли)
- 2) Меркосур (Общий рынок южного конуса – Mercado Comun del Cono Sur)
- 3) Цаис (Центральноамериканская интеграционная система)
- 4) Кариком (Карибское сообщество)
- 6) Группа «Рио»
- 7. Палестино-израильский конфликт (2000-2006). Смерть я. Арафата и смена власти в Палестинской автономии
- 8. Иракская кампания сша и проблемы государственного строительства в Ираке (2003-2010)
- 9. Американский проект переустройства «Большого Ближнего Востока». Дебаты вокруг стратегии демократизации и «смены режимов»
- 17 Декабря 2005 года официальный статус кандидата на вступление в ес был предоставлен Македонии.
- 11. Смена власти в Грузии (2003), на Украине (2004-2005) («цветные революции»): подходы России и других государств
- 12. Переворот в Киргизии (март 2005). Заключение военного союза России и Узбекистана (ноябрь 2005)
- 13. Ситуация в Ливане в середине 2000-х годов. Курдский вопрос в Ираке и Турции
- 16. Ситуация в Пакистане в середине и конце 2000-х годов. Ядерный фактор в индо-пакистанских отношениях. Положение Индии и Пакистана в режиме нераспространения ядерного оружия
- 17. Эволюция региональной и глобальной роли кнр в 2000-е годы. Китайско-американские отношения. Подход России к отношениям с Китаем
- 18. Япония в среде безопасности Восточной Азии в 2000-е годы
- 21. Энергоснабжение и энергетическая безопасность в мировой политике в середине 2000-х годов. Проблема транзита и торговли энергоносителями в международных отношениях России
- 22. Экологические проблемы в современной мировой политике. Потепление климата и возможная роль парниковых газов. Загрязнение среды обитания человека и его воздействие на мировую политику.
- 23. Проблемы режимов контроля над обычными и ядерными вооружениями в Европе в 2000-е годы
- 24. Отношения России с ес и нато в конце 2000-х годов
- 25. Международно-политические аспекты использования арктических природных ресурсов и транспортных путей, а также проблемы защиты окружающей среды Арктики
- 26. Военно-политическое измерение космического пространства. Возможности использования космоса в военных целях
- 28. Переговоры по иранской ядерной программе в конце 2000-х годов. Позиции сторон и возможные сценарии развития ситуации
- 30.Российско-американское взаимодействие в сопредельных России регионах. Перспективы расширения нато на страны постсоветского пространства