logo search
ME-2013

Глава 20 Проблемы национальной экономической безопасности в современной мировой экономике

В данной главе рассматриваются вопросы, связанные с обеспечением национальной экономической безопасности государств, как основных субъектов мирового хозяйства,

в условиях глобализации экономики. Национальная экономическая без- опасность не только не утратила свою актуальность в современных условиях, но ее значение постоянно возрастает, в связи с нарастанием противоречий в современной мировой экономике.

Основные вопросы, поднимаемые в главе, следующие: понятие национальной безопасности, роль и место экономической безопасности в общей системе национальной безопасности страны. В главе анализируется структура системы национальной экономической безопасности, а также опасности и угрозы национальной экономической безопасности России и их классификация.

20.1. Понятие национальной экономической безопасности

Национальная экономическая безопасность является важнейшим компонентом национальной безопасности страны. Именно поэтому государственная политика предполагает создание определенной системы мер, обеспечивающих национальную безопасность страны во всех сферах, в том числе и экономической. Так, например, проблемы обеспечения национальной безопасности обязательно рассматриваются в ежегодном докладе президента США «О национальной безопасности США». В России по Закону РФ «О безопасности» (в ред. Закона РФ от 25.12.1992 № 4235-1, Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288, федеральных законов от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 07.03.2005 № 15-ФЗ) в ст. 1 «Понятие безопасности и ее объекты» безопасность определяется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». В принятой в развитие данного Закона Концепции национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 17.12.1997 № 1300, в ред. Указа Президента РФ от 10.01.2000 г. № 24) отражена «система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности». В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики РФ. В ней под «национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации».

Таким образом, национальная безопасность РФ в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами предполагает наличие уровней и сфер. Национальная безопасность различается в зависимости от того, к какой цивилизации принадлежит та или иная страна, т.е. какие основные потребности и ценности, формируемые длительное историческое время, лежат в основе государственной политики той или иной страны . Приоритеты потребностей в той или иной стране определяются в соответствии с национальными ценностями.

Ценности есть значение, которое придается человеком, обществом, народом тому или иному явлению, процессу.

Национальные ценности — интегрированный показатель ценностей того или иного народа на основе определенных ориентации (индивидуальных, групповых, коллективистских, национальных, общечеловеческих).

На сновании потребностей и ценностей формулируются национальные интересы. Интересы — осознанные, сознательно сформированные обществом, социальными группами, индивидами на основе ценностей, потребности.

В России — «жизненно важные интересы это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства», (ст. 1 Закона РФ «О безопасности»). В Концепции национальной безопасности Российской Федерации сформулировано понятие национальных интересов: «Национальные интересы России — это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции, в том числе 452 20. Проблемы национальной экономической безопасности... во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями».

Национальная экономическая безопасность является одним из основных элементов национальной безопасности и национальные экономические интересы являются также составной частью национальных интересов.

Понятие национальной экономической безопасности по разному рассматривается в различных государствах в зависимости от экономической политики, которую они проводят, от места в мировой экономике и от других факторов, влияющих на положение страны в мировом сообществе.

Экономическая безопасность (National economic security) США — способность защищать или укреплять экономические интересы США по отношению к событиям, процессам или действиям, которые могут угрожать этим интересам или препятствовать им. Эти угрозы или препятствия могут быть иностранного или внутреннего происхождения, умышленными или неумышленными, последствиями деятельности человека или природы.

Основное условие обеспечения экономической безопасности Японии — сохранение глобальной политической и экономической стабильности, всемерное поддержание системы свободной торговли и обеспечение дружественных отношений с теми странами, которые являются основными торговыми контрагентами Японии.

Экономическая безопасность Китая — синтез конфуцианской философии, реформ и открытости, правильное соотношение между реформами, развитием и стабильностью: «идти по пути индустриализации нового типа, всемерно осуществлять стратегию подъема страны за счет науки и образования и стратегию обеспечения продолжительного развития» (16-й Всекитайский съезд КПК —2002 г.).

В нашей стране понятие «экономическая безопасность» вошло в научный оборот примерно в середине 1990-х гг. Тем не менее, среди российских ученых и специалистов-практиков пока еще не сложилось единой теоретически и методологически обоснованной точки зрения на экономическую безопасность как на научную категорию. Об этом, в частности, свидетельствует то, что к настоящему времени предложено уже достаточно большое количество определений экономической безопасности.

Наиболее полное определение национальной экономической безопасности дано в книге В. К. Сенчагова: «Сущность экономической безопасности можно определить как такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов». Важно подчеркнуть, что защищенность национальных интересов обеспечивается готовностью и способностью институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.

Таким образом, исследование проблем национальной экономической безопасности и создание системы ее обеспечения является важнейшей задачей государственных, общественных и научных структур.

20.2. Структура системы национальной экономической безопасности

Как указывалось выше, национальная экономическая безопасность предполагает защищенность жизненно важных интересов личности, государства, общества и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз.

Исторический экскурс. Еще в XIX в. в Российской империи осознавали необходимость обеспечения экономической безопасности и подходили к ней с вполне современных позиций, подчеркивая, что «безопасность ...имущественная является залогом человеческого развития. Важнейшими составляющими компонентами экономической безопасности являются: энергетическая, военно-экономическая, научно-технологическая, продовольственная, финансовая, безопасность собственности.

Энергетическая безопасность. Целесообразность выделения энергетической безопасности в специальный раздел экономической безопасности обусловлено тем, что безопасное состояние мировой энергетики является предметом острых дискуссий между ведущими странами мира.

В США энергетическая безопасность имеет особую значимость, поскольку они в больших масштабах импортируют нефть. Примерно 45% всех потребностей США в нефти покрывается за счет импорта. Поэтому перебои в поставках нефти могут оказать значительное влияние на экономику США. Еще в 1987 г. в США был подготовлен доклад президенту под общим названием «Энергетическая безопасность».

В условиях глобализации экономики от работы ее энергетического сектора во многом зависит бесперебойное функционирование всех остальных ее сегментов. Энергия — такой универсальный, структурообразующий товар, непоступление которого на мировой рынок нарушает весь ход воспроизводства, может резко подорвать функционирование как отраслей старой, традиционной экономики, так и новой экономики высоких технологий. Их большая доходность сразу резко снизится, что подтверждают законы перелива капитала и невозможность длительного извлечения сверхприбыли от инновационных технологий. Россия занимает исключительно важное место в мировой энергетике, но ей все труднее поддерживать достигнутые объемы производства. Все больше инвестиций требуется на разведку полезных ископаемых и добычу природного сырья. Поэтому для безопасного развития топливно-энергетических отраслей, безаварийного их функционирования первостепенное значение приобретает их модернизация. Применение новых технологий в отраслях-потребителях топливно-энергетических ресурсов — другой важный путь обеспечения энергетической безопасности страны.

Военно-экономическая безопасность — это характеристика состояния структуры армии, ее боеготовность к отражению внешних угроз, которая во многом зависит от состояния оборонной промышленности. Это не пассивное описание состояния вооружен-ных сил государства, а активная оценка важнейших элементов ее структуры под углом зрения способности вести боевые действия для отражения внешних угроз. Военно-промышленный компонент занимает важное место в структуре национальной экономической безопасности развитых стран, более того, как показывает война в Ираке, его значение усиливается.

Именно поэтому необходима разработка системы геополитических и геоэкономических интересов России, определение геополитического статуса и на этой основе аналитическая оценка составляющих элементов военно-экономической безопасности: количественного и качественного состава армии, ее структуры, ее боевой и моральной готовности, управляемости войск, взаимодействия различных родов войск и стоимость ее функционирования; состояния и качества оборонных сооружений, обустройство границ и т.д.; состояния и качественного состава всех видов вооружения. Оборонно-промышленная безопасность — это сфера деятельности промышленности и соответствующих ведомств Министерства промышленности и науки и его агентов.

Научно-технологическая безопасность предполагает возможность той или иной страны самостоятельно или на основе равноправного партнерства развивать фундаментальную и прикладную науку и использовать ее достижения в целях экономического развития страны. К концу XX в. стало очевидно, что уровень развития и динамизм инновационной сферы — науки, наукоемких отраслей и компаний, мировых рынков технологий — определяет границы между богатыми и бедными странами, создает основу устойчивого экономического роста. Технический прогресс изменил не только масштабы и структуру производства индустриально развитых стран, но и оказал заметное влияние на качество жизни, взаимоотношения людей между собой и с окружающим миром. Определение научно-технологической безопасности основывается на различных оценках, основными из которых являются: доля расходов на НИР и НИОКР в ВВП страны; расходы на душу населения на НИОКР; численность специалистов в абсолютном и относительном исчислении; доля наукоемкой продукции в ВВП страны; доля страны на мировом рынке высоких технологий и т.д. Продовольственная безопасность определяется как постоянная доступность достаточного количества продовольствия для поддержания активной, здоровой жизни всех людей. В основе безопасности находится достаточность продовольствия и способность людей физически и экономически получить его.

Продовольственная безопасность определяется на различных уровнях: мировом, региональном, национальном, местном и на уровне домашних хозяйств.

Мировая продовольственная безопасность подразумевает, что мир как единое целое должен производить достаточное количество продовольствия для удовлетворения растущих потребностей населения. Она измеряется количеством дней, в течение которых потребление может быть обеспечено за счет существующих запасов всех стран минимальным уровнем. Для стабильного обеспечения продовольственными товарами Продовольственная и сельскохозяйственная организация — ФАО ООН считает мировые запасы продовольствия от прошлого урожая, равные 17% мирового потребления или достаточные для удовлетворения потребностей в течение примерно двух месяцев.

Концепция продовольственной безопасности на национальном уровне не означает самообеспечение продовольствием. Она предполагает, что страна должна производить достаточно продуктов для собственных нужд, но если сравнительные преимущества не способствуют этому, то она должна быть в состоянии импортировать необходимое количество продовольствия для обеспечения потребностей в нем.

Определение национальной продовольственной безопасности основывается на различных показателях, включая существующий уровень потребления продовольствия на душу населения и коэффициент самообеспеченности. Индекс продовольственной безопасности хотя и показывает уязвимость страны, но не дает полного представления о действительном обеспечении населения продовольствием.

Продовольственная безопасность на национальном и региональном уровнях — необходимое, но не достаточное условие для обеспечения продовольствием людей. Она включает способность страны, домашних хозяйств получить необходимые товары. Обеспечение продовольственной безопасности на уровне домашних хозяйств связано с доходами на душу населения. Низкий уровень доходов населения приводит к тому, что колебания цен непосредственно сказываются на продовольственном положении беднейших слоев не только в городе, но и в сельской местности. Финансовая безопасность также является частью экономической национальной безопасности. Ее исследование предполагает необходимость анализа и прогнозирования широкой совокупности факторов, характеризующих устойчивость финансово-банковской системы, выявление угроз и слабых мест в ее функционировании. Такой подход позволяет определить, в какой мере устойчивость и безопасность экономического и социального развития зависят от факторов, лежащих на стороне финансов, и в какой —от особенностей экономики и технологии развития отраслей реального сектора.

Финансовая безопасность — это такое состояние финансово-банковской системы, при которой государство может в определенных пределах гарантировать общеэкономические условия функционирования государственных учреждений власти и рыночных институтов. Мировой опыт показал, что при построении модели финансовой системы с позиции национальной безопасности важно не встать на путь двух крайностей.

К первой крайности следует отнести такую децентрализацию, при которой финансовой системе государства не остается необходимого минимума средств для текущих платежей и даже выплаты заработной платы государственным служащим и довольствия военнослужащим. Вторая крайность — это такая централизация средств в бюджете, при которой ни корпорациям, ни малому бизнесу, ни отдельному индивидууму не остается средств для самостоятельного инновационного развития.

Безопасность собственности предполагает защиту предпринимателей от незаконной национализации или конфискации имущества. Необходимо отметить, что с точки зрения выдающегося немецкого экономиста и социолога М. Вебера только государство обладает правом на легитимное насилие. Отсутствие гарантий безопасности собственности является основным препятствием для привлечения иностранных инвестиций.

Угрозы национальной экономической безопасности. Национальная экономическая безопасность так же, как и национальная безопасность страны, подвержена угрозам. В России не принято рассматривать эволюционное развитие угроз, в отличие от США, где установлена четкая последовательность ее развития. Первый этап — это вызов, совокупность обстоятельств не обязательно угрожающего характера, но требующих реакции на них. Второй этап — это опасность, осознаваемая, но не высокая вероятность нанесения вреда реализации национальных интересов. И третий этап — это собственно угроза, конкретная и непосредственная форма опасности данным интересам, которая способна сорвать их реализацию.

Угрозы имеют субъекты и объекты. Объекты угроз — это экономические интересы личности, общества и государства. Субъекты (источники угроз) — личности, группы, партии, государства, организации и т.д. В результате их взаимодействия возникает риск,

вероятность реализации угрозы. В результате реализации угрозы возникает ущерб — разница между экономическими характеристиками одного и того же объекта угрозы до и после ее реализации. Ущерб можно в свою очередь классифицировать как допустимый, при котором объект может продолжать функционировать, но с измененными параметрами и недопустимый, при котором объект прекращает свое существование (в экономике — это банкротство, ликвидация предприятия и т.д.).

Классификация угроз национальной экономической безопасности приведена на рис. 20.5.

В России угроза безопасности в соответствии со ст. 3. Закона РФ «О безопасности» определяется как «совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности».

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации угрозы национальной безопасности определены следующим образом: «состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны».

В Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации 1996 г. и Концепции национальной безопасности Российской Федерации приведена классификация угроз, которые сохранили свою актуальность до настоящего времени. В экономической сфере угроза — совокупность условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства (Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. Основные положения. Одобрена Указом Президента РФ от 29.04.1996 №608).

В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего:

существенным сокращением валового внутреннего продукта;

снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала;

стагнацией аграрного сектора;

разбалансированием банковской системы;

ростом внешнего и внутреннего государственного долга;

тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках — продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.

Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов РФ.

Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.

Согласно Концепции национальной безопасности Российской Федерации наиболее вероятными угрозами экономической безопасности РФ, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются следующие:

1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов:

расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей;

увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений — наркомании, организованной преступности, проституции и тому подобного;

рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам;

задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и т.д.

2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как:

усиление топливно-сырьевой направленности экономики;

отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;

низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;

свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего, в машиностроении;

снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;

завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка

России по многим видам товаров народного потребления;

приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка;

рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов.

Важнейшими факторами этой угрозы являются:

объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей;

нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;

увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами РФ.

4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как:

рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;

сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры;

ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли.

20.3. Критерии национальной экономической безопасности и понятие открытой экономики

В условиях глобализации мировой экономики главным критерием национальной экономической безопасности является степень зависимости экономики страны от мирового сообщества, которая определяется степенью открытости ее экономики. Открытость экономики обычно рассматривается в функциональном и организационном, институциональном аспектах. Функциональный подход определяет степень вовлеченности страны в международное разделение труда или зависимость национального воспроизводства от внешнеэкономических связей. На практике функциональная открытость оценивается чаще всего размерами экспортной и импортной квот, т.е. отношением экспорта и импорта к ВВП.

Институциональная открытость измеряется уровнем либерализации торгового и валютного режимов страны. Принимается в расчет значение торговых субсидий, косвенных налогов, валютных, лицензионных и других ограничений.

Под открытой экономикой понимается такое хозяйство, направление развития которого определяется тенденциями, действующими в мировом хозяйстве, а внешнеэкономические связи усиливаются, при этом внешнеторговый оборот достигает такого уровня, когда он начинает стимулировать или тормозить общий экономический рост (определение проф. В. Ломакина). Считается, что он начинает оказывать стимулирующее и тормозящее влияние на хозяйство с того момента, когда он достигает уровня около 25% к валовому внутреннему продукту.

Открытость экономики связана с влиянием участия страны в международном разделении труда на формирование структуры ее производства. В хозяйстве замкнутого характера структура производства зависит, с одной стороны, от имеющихся в стране капитала и ресурсов, с другой — от структуры внутреннего спроса. Для открытой экономики характерно, что международное разделение труда влияет на принятие решений, касающихся формирования внутренней структуры производства.

Для обеспечения национальной экономической безопасности крайне важно рассмотреть пределы открытости национальной экономики, т.е. степень включенности в мирохозяйственные связи, которые имеют важнейшее значение для ее стабильного развития. Изоляция и замкнутость экономики при современных возможностях коммуникаций, формирования мирового информационно-финансового пространства отбрасывают страну на периферию мировой экономики. С другой стороны, полная открытость экономики, чрезмерное заполнение внутреннего рынка импортными товарами и соответствующее сокращение отечественного товарного производства ведут к деградации национальной экономики, к выкачиванию ресурсов и их переливу с периферии в финансовые центры узкой группы стран. Открытость должна иметь определенные границы и по причине несовершенства финансовых рынков, их неустойчивости, дестабилизации и резких кризисных спадов. Тотальная, законодательно не отрегулированная открытость экономики, незащищенность границ России с новыми государствами, вышедшими из состава СССР, привели, особенно в 1992—1996 гг., к невиданному ранее оттоку из России материальных ресурсов, человеческого и финансового капиталов. Это резко снизило инвестиционный потенциал России, способствовало обогащению небольшой группы олигархов и резкому понижению жизненных стандартов большей части населения. Именно поэтому в России до настоящего времени нарушено единство внутреннего и внешнего рынков, важнейших секторов экономики. Одни почти полностью ориентированы на внутренний рынок, а другие — на внешний рынок.

В настоящее время за счет продажи минерально-сырьевой продукции Россия получает примерно 70% всех своих валютных поступлений. Экспортная часть в балансе основных видов сырья очень велика и составляла в 2006 г.: нефти — 45%, нефтепродуктов —

30—34%, газа — 30—33%, меди — 85—90%, никеля — 97%, алюминия — 99% от объема производства. При этом в оценке эффективности вхождения России в мировую экономику нельзя ограничиваться показателем активного сальдо торгового баланса (в 2006 г. он достиг 164,5 млрд долл.). Дело в том, что нужно учитывать структуру экспорта, а она в России носит в основном сырьевой характер; вывоз продукции с добавленной стоимостью незначителен. Благоприятные условия конъюнктуры подталкивают ко все большему вывозу природного сырья, однако это происходит в ущерб стратегическим целям развития экономики и создает диспропорции на внутреннем рынке. Единственный выход из этого положения — это переход экономики России на инновационную модель развития.

Вот почему для экономической безопасности страны необходимо разработать допустимые пределы экспорта и импорта. Чрезмерная импортная зависимость означает завоевание внутреннего рынка иностранными компаниями. Япония, например, использует индикатор импортной зависимости и ограничивает присутствие иностранных компаний на внутреннем рынке. Чистый экспорт (превышение экспорта над импортом) в процентах к ВВП должен составлять не более 2—3%.

К основным индикаторам открытости экономики относятся: экспортная и импортная квоты; доля экспорта в объеме реализованной продукции; доля импорта в товарообороте промышленных и продовольственных товаров; вывоз капитала; доля нерезидентов на отечественном фондовом рынке; доля нерезидентов в акционерном капитале отечественных компаний и корпораций; доля нерезидентов в финансовой системе страны; активное участие страны в международных экономических отношениях, членство в международных экономических организациях и др.

Для России в настоящее время участие в деятельности ВТО с целью обеспечения национальных экономических интересов представляет важный элемент интеграции в современную мировую экономику.

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте понятия «национальная безопасность» и «национальная экономическая безопасность».

2. Перечислите основные нормативно-правовые документы РФ по национальной безопасности.

3. Что такое потребности и ценности и каким образом они связаны с национальной экономической безопасностью?

4. Что такое национальные экономические интересы?

5. Охарактеризуйте национальные экономические интересы современной России.

6. Раскройте структуру национальной экономической безопасности.

7. Укажите критерии классификации и перечень угроз национальной экономической безопасности.

8. Какие основные угрозы национальной экономической безопасности России существуют в настоящее время?

9. Что такое открытая экономика?

10. Перечислите и охарактеризуйте основные индикаторы открытости экономики.