logo search
mirovaya_otvety

8. Природно-ресурсный потенциал России.

1.Нефть: 1. Большое месторождение - западно-сибирская низменность, где состедоточена большая часть разведданных запасов и 70% добычи нефти в России. Общая добыча нефти падает с 558 млн т (1988) до 350 млн т. (1992) и в случае наблагоприятного развития сократится до 100 млн. тонн, что связано с сокращением лучших ресурсов, изношенностью оборудования и сокращением экспорт (из-за падения цен) и внутреннего потребления из-за неплатежей. 2-ой район Волго-уральский по добычи нефти. Проблемы - выработки лучших ресурсов, для остаточных нужна новая технология, её внедрение - проблема. 3. - Республика Коми, Ненецкий, Усинская группа месторождений. Планируется выход нефтедобытчиков на Баренцево море, рядом - одно из крупейших в мире месторождений у одного из берегов Новой земли. Среди районов следует выделить Эвенкийский - нет инфраструктуры, есть планы на развитие. Богатые нефтяные ресурсы. Ресурсы нефти и газа добываются на Сахалине, Охотском море - экспорт в Японию.

Газ. Эта отрасль, в отличие от нефтяной, сконцентрирована в руках ГазПрома (только одно руководство), так как большая часть газа в одном месте - в Ямало-Ненецком округе (80% разведнного) и 14% в Уральском районе. Падение цен в меньшей степени коснулось газовой области, больше того, он вышл на современную черту лучшее оборудование. Высокая эффективность, позволяет осуществлять экспорт в Северо-Западной Сибири до Западной Европы. Кроме Западной Сибири районами крупной газодобычи является Южный Урал (Оренбург), районы Поволжья, на востоке это шельф Сахалин, Иркутская область (крупнейшее месторождение - Кувыткинское, ресурсы намечаются в КНР).

3. Уголь. Отрасль сейчас в наиболее сложном положении из з неэффективности шахт и нехватки средств на дотации. Только 10% в Европейской части России, 90% - за Уралом. В Кузбассе есть ряд эффктивных карьеров. КанскоАчинский угольный бассейн - для местного использования - электричество, передаётся в другие регионы. КА - топливноэнергетический комплект. Южноякутский басейн - тоже отрытый способ. Шахты есть на Кузбассе, Печорском Бассейне, на Донбасе. Большинство шахт нерентабельны из-за износа оборудования или иссякли ресурсы. На Донбассе ресурсы лёгкие иссякли, остались треднодобываемые. Кризис коснулся Донбасса, Печорского бассейна. Большенство шахт в тех местах нужно закрывать или реконструировать. Некоторые бассейны, видимо, подлежат полному закрытию (Изиловский бассейн, Подмосковный буроугольный бассейн).

4.Руды и цветные металлы: По железной руде Россия -одна из первых. 57% - в районе Курской магнитной аномалии (КМА).Хорошо - район приближен к потребителям, удобен для экспорта. Плохо потому что наличие железных руд параллельно с наличием черноземных земель. Поэтому сейчас помимо открытой добычи есть и закрытая (Яковлевский подземный рудник) в том же районе. 17% рзведанных запасов находится на Ур ле. Он отличается не только наличием подземной руды, но и её потреблением.Там находится одна из крупнейших её баз. Там же огромная потребность, в связи с чем, с Югозападной Сибири и из соседнего Казахстана ведётся импорт. Значительные запасы железной руды также в Восточной Сибири, также в Южной Якутии, на базе которых возможно создание ещё одной базы.

5.Марганцевые руды (также в чёрной металлургии). Руды по разведанным запасам которых Россия испытывает дефицит и большая часть потребности России удовлетворяется Украиной. 67% прогнозных ресурсов в Кемеровской области, остальные прогнозные ресурсы - в Коми, где уже начата небольшая добыча в Торнохском месторождении.

6.Хромовые руды (тоже черная металлургия). Все запасы в Пермскую область (Саратовское месторождение) и немного в Архонгельской области (Иксинское месторождение. Прогнозные ресурсы - в Карелии, в Тюменской обл сти.

Цветные металлы :

7.Алюмиий. Россия, несмотря н свои природные богатств , слабо обеспечена качественным люминиевым сырьём (например, бокситами).Сейчас бокситы и глинозём не выдерживают конкуренции с западными. Сейчас ресурсы поступают из Ямайки, Гвинеи. В целом, наши ресурсы представлены бокситами (27% разведанных в Свердловской области - Урал), также на Североонежском (Архангельская обл сть). Поступают на Волховский завод. /. 8.Перспективная провинция - Север Коми. - там обнаружены ресурсы. По этим запасам был объявлен конкурс (тендер), но окончился он ничем (нет инвестора). Второе сырьё - нефелины добываются на Кольском п-ве в Мурманской области вместе с Апатитами. Это сырьё обогащается , поставляется на ближайшие заводы Северного и Северозападного региона (или района).

8.Медь. 66% разведанных приходится на Норильск (добывается вместе с никелем, кобальтом, платиной и другими). Там извлекается большая часть платины в мире (кстати), также платина есть в Корякском Авт.Окр. 27% меди есть ещё на Урале.Среди прогнозных ресурсов выделяется Удоканское (Читинская область). Размещается вблизи БАМа. По этому месторождению был несколько лет назад тендер, выиграл Китай. Не был утверждены правительством, так как нужны самим.

9.Никелевые руды - часто вместе с медью. 68% в Норильске. Раньше основные ресурсы были на Кольском п-ве в районе Печенги. Были постепенно исчерпаны и в настоящее время часть руд (обогащённых) поступает на Норильский комбинат, на комбинаты в Муромской обл сти. Новые ресурсы на Кольском п-ве.

10.Свинцовые руды. 83% разведанных - в Восточной Сибири (+ самые значительные балансовые ресурсы - Горебское месторождение под руслом нижней Ангары). 13% - на Дальнем Востоке.

9. Мировой рынок труда. Среди важнейших побудительных мотивов и причин международной миграции трудовых ресурсов находятся различные факторы экономического и неэкономического характера.

К причинам экономического характера следует отнести следующие: (1) различия в уровне экономического и, в частности, промышленного развития отдельных стран (как свидетельствует практический опыт, рабочая сила мигрирует в основном из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем); (2) наличие национальных различий в размерах заработной платы; (3) существование органической безработицы в некоторых странах и, прежде всего, в слабо развитых; (4) международное движение капитала и функционирование международных корпораций (как известно, корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещают свой капитал в регионы с избытком трудовых ресурсов).

Специалисты относят к причинам миграции рабочей силы неэкономического характера политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др.

Происходившее в последнее время заметное развитие средств связи и транспорта, в свою очередь, оказали стимулирующее воздействие на активизацию процессов современной международной трудовой миграции.

Следует иметь однако в виду, что по большей части в процессах международной трудовой миграции принимают участие не служащие, а представители рабочих специальностей.

На практике международная миграция рабочей силы возникала как стихийное явление, но по мере развития процесса начинала подпадать под регулирующие мероприятия государства. Тем не менее и в настоящее время не изжиты полностью черты стихийности в рассматриваемом процессе. На современном этапе мировое сообщество переходит к координации усилий многих стран по разрешению острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков. Организационно-институциональные, нормативно-правовые и финансовые механизмы регулирования, созданные в прошлые годы на глобальном (в рамках ООН и других организаций), региональном (региональные экономические организации) и национальном (в основном промышленно развитыми странами) уровнях, позволяют постепенно ослаблять остроту в сфере международной миграции населения и нормализовать миграционные потоки.

Последнее десятилетие нашего столетия характеризуется тем, что страны-импортеры и страны-экспортеры трудовых ресурсов вносят существенные коррективы в свою миграционную политику.

Как было показано выше, международная миграция населения и трудовых ресурсов возникает при наличии определенного контраста в уровнях экономического и социального развития и темпах естественного демографического прироста стран, принимающих и отдающих рабочую силу.

Ныне к положительным последствиям трудовой миграции специалисты относят: (I) смягчение условий безработицы, (2) появление для страны-экспортера рабочей силы дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от эмигрантов, а также (3) приобретение ими знаний и опыта. По возвращении домой они, как правило, пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места.

Среди негативных последствий трудовой миграции следует назвать (1) тенденции роста потребления заработанных за границей средств, (2) желание скрыть получаемые доходы, (3) «утечку умов», а иногда и (4) понижение квалификации работающих мигрантов. Современная история межстрановой миграции рабочей силы позволяет выделить несколько важнейших ее направлений.

К ним следует отнести: (1) миграция из развивающихся в промышленно развитые страны; (2) миграция в рамках промышленно развитых стран; (3) миграция рабочей силы между развивающимися странами; (4) миграция рабочей силы из бывших социалистических стран в промышленно развитые страны (сходна с миграцией из развивающихся в промышленно 9,развитые); (5) миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны.

Так, иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает для промышленно развитых стран обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда просто нормальная повседневная жизнь. В частности, во Франции эмигранты составляют одну четвертую всех занятых в строительстве и одну треть - в автомобилестроении; в Бельгии - половину всех шахтеров, в Швейцарии - две пятых строительных рабочих.

Современная межстрановая миграция рабочей силы, существующая в рамках промышленно развитой зоны, связана в большей мере с неэкономическими факторами, чем с экономическими. И тем не менее нередко такое явление, как «утечка умов», в частности из Европы в США. На современном этапе и страны-импортеры, и страны-экспортеры рабочей силы, международные организации по миграции совершенствуют законодательство, механизм регулирования этих процессов и потоков, руководствуясь принципами свободы и демократии с учетом национальных интересов. Особая роль принадлежит Международной организации труда (МОТ), одной из основных функций которой является принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые стандарты в таких областях, как свобода ассоциаций, зарплата, продолжительность рабочего дня, социальное страхование, оплачиваемый отпуск, охрана труда, служба найма, рабочая инспекция и др. Как известно, за время функционирования МОТ было принято более 300 конвенций и рекомендаций.

10. Государственное регулирование внешней внешней трудовой миграции.

Международная организация труда так определила цели эмиграционной политики стран-экспортеров: эмиграция трудо-вых ресурсов должна способствовать сокращению безработицы, поступлению от трудящихся-эмигрантов валютных средств, ко-торые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций; эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий жизненный уровень; требование возвращения на родину эмигрантов сочетается с приобретением последними в зарубежных странах профессий и образования.

Современная международная трудовая миграция характери-зуется активизацией и ростом влияния стран - экспортеров ра-бочей силы, которые применяют различные методы и средства для достижения целей эмиграции, а именно:

* методы и средства защиты интересов государства-экспортера трудовых ресурсов путем регулирования масштабов эмиграции и качественного состава эмигрантов, выезжающих за пределы страны. Большинство государств демонстрируют своей эмиграционной политикой уважение прав своих граждан на сво-бодное перемещение. Некоторые страны проводят политику сдерживания эмиграции, особенно в отношении высококвали-фицированных специалистов и при нехватке квалифицирован-ной рабочей силы, а также при неблагоприятной демографиче-ской ситуации;

* методы использования эмиграции в целях обеспечения ре-сурсами экономики страны путем привлечения валютных средств трудящихся-мигрантов. Для этого в национальных банках откры-вают эмигрантам валютные счета под более высокую процентную ставку, создают им выгодные условия использования своих ва-лютных средств для приобретения товаров и производственного оборудования и т.д. Ряд государств прямо обязывает трудящихся-эмигрантов переводить в страну происхождения значительную (иногда дифференцированную по категориям) долю полученной за границей заработной платы. Государство привлекает также средства частных посреднических организаций, занимающихся трудоустройством граждан за границей путем введения обязатель-ных вкладов и страховок;

* методы и средства по защите прав трудящихся-эмигрантов путем использования двусторонних соглашений и контрактной формы найма рабочей силы для работы за границей, которая при-звана обеспечить определенные экономические и социальные га-рантии (по заработной плате, оплате проезда, жилью, продоволь-ственному обеспечению и медицинскому обслуживанию и т.д.), а также путем организации учреждений, фондов, представительств, назначения специальных должностных лиц и т.п. в целях контро-ля за выполнением условий международных соглашений по тру-довой миграции, решения спорных вопросов в стране пребывания мигрантов и соблюдения их основных прав.

В посольствах и представительствах некоторых стран за ру-бежом назначаются атташе по труду, которые призваны обеспе-чивать защиту прав трудящихся-мигрантов, в том числе разре-шение спорных вопросов при их размещении, ведение перего-воров с работодателями.

Заслуживает внимания опыт создания специальных фондов, в задачи которых помимо контроля за соблюдением прав трудя-щихся-мигрантов и членов их семей входит накопление средств (фонда благосостояния), предназначенных для обеспечения ме-дицинского обслуживания, жилищного строительства, расшире-ния сети школ и т.п. возвращающихся на родину мигрантов;

* меры, способствующие как защите государственных инте-ресов, так и прав и свобод трудящихся-мигрантов.

Государство стремится выработать такой механизм регулиро-вания миграции, который позволял бы совмещать защиту госу-дарственных интересов и его граждан. Одним из инструментов реализации данной задачи является введение порядка обязатель-ного государственного лицензирования деятельности по найму граждан для работы за границей. Цель лицензирования - наде-ление правом посредничества при трудоустройстве за границей только тех организаций, которые обладают достаточными зна-ниями, опытом работы, располагают надежными международ-ными связями и способны нести материальную и юридическую ответственность за результаты своей деятельности;

меры, направленные на взаимную защиту интересов стран-экспортеров и стран-импортеров трудовых ресурсов (например, при проведении политики сдерживания масштабов миграции, нелегальных перемещений, стимулирования возвра-щения мигрантов на родину).

Миграционная политика Российской Федерации

Федеральной миграционной службой России предоставлены лицензии почти 150 организациям, занимающимся оформлени-ем трудоустройства российских граждан за рубежом. Введение системы лицензирования позволило пресечь недобросовестную деятельность со стороны ряда фирм и агентств. В то же время многие вопросы, в том числе связанные с возвращением ми-грантов, требуют дальнейшей доработки и детализации. Форми-рование правовой и организационной базы регулирования ми-грационных процессов в РФ продолжается.

Наиболее важные аспекты российской миграционной поли-тики:

* реализация гражданами РФ прав на свободу перемеще-ния;

* гарантия защиты и поддержки трудящихся-мигрантов за рубежом;

* обеспечение беспрепятственного возвращения на родину и помощь в адаптации мигрантов.

Поскольку Россия в международной миграции является од-новременно принимающей и направляющей стороной, при раз-работке российской миграционной политики приходится ориен-тироваться на реализацию многоцелевых направлений.

С целью дополнительного привлечения в страну валютных средств, заработанных мигрантами, и их адаптации к условиям российского рынка, требуется, по опыту зарубежных стран, принятие ряда мер, например:

* введение специальных депозитных счетов;

* продажа земельных участков под строительство;

* выдача на льготных условиях ссуд на строительство домов под переводы, хранимые в строго определенных банках;

* создание альтернативного жилого фонда для льготной реализации за валюту среди возвращающихся мигрантов;

* открытие валютного счета для беспошлинного провоза машин, товаров длительного пользования;

* создание специального пенсионного фонда.

11. Россия и международная трудовая миграция. Россия не осталась в стороне от миграционных процессов. Распад СССР, переход к рыночным отношениям, экономиче­ские и политические перемены и неурядицы, межэтнические столкновения и войны привели к тому, что на территории Рос­сии оказалось в середине 90-х годов около трех миллионов бе­женцев. Эти потоки беженцев, прежде всего из стран СНГ и Балтии, не прекращаются.

Рост безработицы подтолкнул сотни тысяч российских граж­дан, в том числе высококвалифицированных специалистов, трудо­устраиваться за рубежом. Это один из крупнейших исходов насе­ления в последние десятилетия нынешнего столетия. На Конфе­ренции стран СНГ в Женеве по проблемам беженцев и эмигран­тов была признана безотлагательная необходимость международ­ной помощи. На территории России оказались сотни тысяч пере­мещенных лиц не только из стран СНГ и Балтии, но и из других регионов.

Правительство Российской Федерации вынуждено в этих ус­ловиях формировать и осуществлять активную миграционную политику, искать поддержки — материальной и финансовой — у международных организаций, развивать сотрудничество с други­ми странами на двусторонней и многосторонней основе по про­блемам миграции населения и трудовых ресурсов.

Выход России на внешние рынки труда предполагает фор­мирование полноценной, обоснованной миграционной полити­ки. В России уже сложилась правовая база регулирования ми­грационных процессов, основанная на Конституции Российской Федерации, законах и законодательных актах, постановлениях Правительства РФ, определяющих порядок выезда и въезда в страну, трудоустройство российских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т.д.

Разработана федеральная миграционная программа. Прави­тельство РФ наметило меры по выполнению задач в области миграционной политики страны, первоочередными из которых являются регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов в этой области, создание условий для беспрепятственной реализа­ции прав мигрантов.

Практическому претворению в жизнь конституционных и законодательных норм, обеспечивающих права российских гра­ждан на трудоустройство за границей, способствуют заключен­ные международные соглашения РФ с Германией, Китаем, Польшей, Словакией, Финляндией и рядом других стран.

Федеральной миграционной службой России предоставлены лицензии почти 150 организациям, занимающимся оформлени­ем трудоустройства российских граждан за рубежом. Введение системы лицензирования позволило пресечь недобросовестную деятельность со стороны ряда фирм и агентств. В то же время многие вопросы, в том числе связанные с возвращением ми­грантов, требуют дальнейшей доработки и детализации. Форми­рование правовой и организационной базы регулирования ми­грационных процессов в РФ продолжается.

Наиболее важные аспекты российской миграционной поли­тики:

• реализация гражданами РФ прав на свободу перемеще­ния;

• гарантия защиты и поддержки трудящихся-мигрантов за рубежом;

• обеспечение беспрепятственного возвращения на родину и помощь в адаптации мигрантов.

Поскольку Россия в международной миграции является од­новременно принимающей и направляющей стороной, при раз­работке российской миграционной политики приходится ориен­тироваться на реализацию многоцелевых направлений.

В области импорта рабочей силы наиболее важными за­дачами, как показывают складывающаяся ситуация и опыт зару­бежных стран, являются: обеспечение защиты национальной экономики от избыточного притока трудящихся-мигрантов из других стран; разработка мер по регулированию количественных и качественных параметров потока иммиграции; обеспечение рационального использования прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и политических интересах России. Немаловажное значение, как показывает опыт стран-импортеров, имеет выбор концепции иммиграционной политики.

В области экспорта рабочей силы при разработке эмиграци­онной политики России особое внимание уделяется: улучшению ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы; привлечению валютных поступлений в страну за счет денежных переводов трудящихся-мигрантов из-за границы; защите прав и обеспечению поддержки российских граждан, 11.работающих за рубежом; получению мигрантами профессий, предприниматель­ского опыта и образования.

Принципиальное значение для РФ имеет создание приори­тетных условий возвращающимся мигрантам для инвестирова­ния в сферу экономики. С этой целью намечено создать специ­альную структуру, занимающуюся консультированием, инфор­мационным обеспечением возвращающихся мигрантов и оказы­вающую им конкретную помощь. Возможно также предоставле­ние различных налоговых льгот и льготное кредитование. Как и в большинстве стран мира, возвращающиеся мигранты должны иметь право беспошлинно ввозить средства производства для последующей производственной деятельности.

С целью дополнительного привлечения в страну валютных средств, заработанных мигрантами, и их адаптации к условиям российского рынка, требуется, по опыту зарубежных стран, принятие ряда мер, например:

• введение специальных депозитных счетов;

• продажа земельных участков под строительство;

• выдача на льготных условиях ссуд на строительство домов под переводы, хранимые в строго определенных банках;

• создание альтернативного жилого фонда для льготной реализации за валюту среди возвращающихся мигрантов;

• открытие валютного счета для беспошлинного провоза машин, товаров длительного пользования;

• создание специального пенсионного фонда.

12. Понятие и виды международная миграция рабочей силы — это объективный процесс, присущий рыночной экономике. Он так же объективен, как процесс перелива капитала между странами, развития внешнеторговых связей, международной экономической интеграции. Трудовые ресурсы в соответствии с рыночными законами ищут себе наиболее выгодное применение, дающее максимальную эффективность. Часто решения о миграции объясняются индивидуальными представлениями о более благополучных районах и странах, а не фактическим положением вещей. Этим, например, экономисты-неоклассики объясняли миграционные потоки в урбанизированные районы с высокой безработицей.В отличие от классических теорий приверженцы исторических и структуралистских концепций объясняют миграцию экономическим и политическим неравенством различных субъектов (стран, регионов, предприятий, индивидов), когда более сильные субъекты определяют направленность миграционных потоков в выгодном им направлении. Эти же теории признают важность таких факторов, как этнические и семейные связи среди мигрантов, роль государственного регулирования в данной области. В реальной жизни все перечисленные подходы и объяснения дополняют друг друга и взаимопереплетены.Говоря о сопоставимости человеческих ресурсов с другими экономическими ресурсами на международных рынках, важно отметить и их особенности. Они отражают специфику товара «рабочая сила», который является не только объектом, но и субъектом международных экономических отношений в данной сфере. Кроме того, процесс международной миграции оказывает не только экономическое, но и многоплановое социальное, демографическое и социально-психологическое влияние как на страны-доноры, так и на принимающие страны.

Виды международной трудовой миграцииЧТОБразобраться в структуре международного миг-рационного оборота, необходимо установить виды трудо-вой миграции, классификация которых может проводиться в зависимости от различных критериев. Наиболее признан-ными из них являются следующие:

* по продолжительности - временная, возвратная (се-зонная) и постоянная, безвозвратная (т. е. выезд на посто-янное место жительства в другую страну);

* по социальному составу - неквалифицированные ра-бочие, средний технический и сервисный персонал, студен-ты (в период каникул), специалисты, деятели науки, куль-туры и спорта, предприниматели);

* по характеру - прямая и косвенная (внутрифир-менная в рамках ТНК);

* по форме трудового соглашения - индивидуальная и коллективная);

* по типу статуса в принимающей стране - ассими-ляционная (с последующим предоставлением вида на жи-тельство, а затем и гражданства/подданства) и неасси-миляционная.Международная статистика свидетельствует, что пока основную часть трудящихся-мигрантов составляют малоква-лифицированные рабочие, занятые на производстве и в сельском хозяйстве. Вместе с тем постоянно возрастает по-ток мигрирующих специалистов, т. е. рабочей силы высокой квалификации, занятой на престижных и высокооплачива-емых должностях в структурах ТНК. Кроме того, с каж-дым годом усиливается мобильность женщин и молодежи, особенно в границах интеграционных объединений типа ЕС.Свозрастанием объемов миграционных потоков в международных экономических отношениях их воздействие на экономику принимающих и направляю-щих государств становится все более ощутимым. Поэтому представляется крайне важным рассмотреть проблему ми-рового рынка рабочей силы под этим углом зрения.

13. Мждународные экономические организации стали глобальным, всеохватывающим явлением, оказывающим многогранное влияние на мировую экономику и политику. Оценка этого влияния и перспектив международных экономических организаций представляет большой на-учный интерес.

До Великой Депрессии 30-х годов преобладали неоклассические взгляды на экономику, которая рассматривалась как саморегулируемая система. Великая депрессия обнаружила несостоятельность "рыночного романтизма", уповавшего только на магическую силу "невидимой руки" рынка. Возникла потребность в повои теории, но только раскрывающей глубокие причины разрушительных кризисов, но и вооружившей поли-тиков действенным инструментов экономической' стабилизации. Джон Кейнс обосновал необходимость активного", государственного вмеша-тельства в экономические процессы.

"Великая депрессия" выявила взаимную зависимость экономик ка-питалистических стран. В этой связи действия правительства одной страны в сфере национальной экономики неизбежно воздействовали на экономические процессы в других странах. Поэтому возникла объектив-ная необходимость межгосударственного согласования экономической политики.

Первыйэтап охватывает период с конца второй мировой войны до конца 50-х г.г. Характерной особенностью данного этапа является опре-деляющая роль США в деятельности международных экономических организаций. В этот период большинство организаций было создано по инициативе США и контролировалось ими. К таким организациям сле-дует отнести Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБ РР). Генеральное соглашение по та-рифам и торговле (ГАТТ), Организация экономического сотрудничества и развитие (ОЭСР) и Координационный комитет по контролю за экспор-том стратегических товаров в социалистические страны (КОКОМ). Кро-ме того, следует также отметить, что создание ООН сопровождалось уч-реждением специализированных экономических структур в рамках со-общества наций. Это создавало определенный противовес монополии США в формировании мирового экономического порядка. Кроме того, важным событием было создание в 1957 г. Европейского экономическо-го сообщества (ЕЭС), заложившего организационную основу мощных интеграционных процессов в Западной Европе.

В целом система международных экономических организаций этого периода соответствовала потребностям развития мировой экономики, прежде всего целям ведущих капиталистических стран. Характерные черты этой системы были следующие:

- во-первых, она включала в основном промышленно-развитые капи-талистические страны;

- во-вторых, регулирование сводилось, в основном, к либерализации международной торговли путем снижения таможенных пошлин.

Второй этп начался в начале 60-х годов. Он отражал существенные изменения в соотношении сил в мировом хозяйстве. Эти изменения бы-ли обусловлены усилением Западной Европы и Японии, ликвидацией колониальной системы и появлением множества новых государств, а также необходимостью определенной экономической координации со странами социалистического блока. Вследствие этого формы взаимо-действия стали более разнообразными и разносторонними.

Действующие организации (МВФ, МБРР, ГАТТ) утратили однород-ность состава в связи с вступлением в них большого числа освободив-шихся и некоторых социалистических стран. В целом промышленно развитые капиталистические страны стали занимать в них около 1/4 численного состава этих организации. Конечно, изменение количест-венного соотношения еще не означает качественно новой обстановки внутри них. Но прежней свободой действий ведущие державы уже не располагали. Тем более, что во многих организациях решения принима-лись большинством голосов, и каждая страна обладала только одним го-лосом. Вовлечение в орбиту международных экономических организа-ций большинства стран мира было весьма важным качественным изме-нением. Оно показывало, что мировая экономика находится в таком ка-чественном состоянии, когда координация экономической политики и сотрудничество становится насущной потребностью любой страны ми-ра. При этом различия политического устройства даже отходят на вто-рой план, а на первое место выходят интересы экономической выгоды.

Третий этап развития международных экономических организаций начался в 70-е годы. Усилилось экономическое сотрудничество капита-листических стран со странами социалистического блока. Развивающие-ся страны стали требовать установления более справедливого мирового экономического порядка, эквивалентного обмена с развитыми капитали-стическими странами. В результате краха Бреттон-Вудской системы, усиления Западной Европы и Японии обострились экономически проти-воречия между индустриальными державами. Многочисленность неко-торых международных экономических организаций стала препятство-вать эффективному решению некоторых мировых экономических про-блем. Возросла необходимость согласования экономической политики главных капиталистических стран, поскольку их взаимозависимость в экономике еще более усилилась. Вследствие этого возник новый между-народный орган с ограниченным числом участников, в рамках которого легче было добиться согласованности. С 1975 г. такой орган стал дейст-вовать - стали проводиться ежегодные встречи на высшем уровне пред-ставителей стран "большой семерки": США, Канады, Японии, ФРГ, Англии, Франции и Италии. И хотя этот форум не имеет постоянно дей-ствующих органов и аппарата, его влияние на мировые процессы вели-ко. Несомненно, что "семерка" контролирует большую часть мировой экономики.

Четвертый этап в развитии международных экономических органи-заций связан с распадом социалистической системы. В результате рас-пался Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), а на месте СССР возникло СНГ, по сути представляющее орган координации экономиче-ской политики республик бывшего СССР. Ликвидация идеологических основ участия в международных организациях бывших социалистиче-ских стран и республик СССР обнаружила направления их экономиче-ских интересов. Страны Восточной Европы, страны Балтии устремились в европейские экономические организации. Украина, учитывая эконо-мическую взаимозависимость с Россией, не отказалась от координации экономической политики в рамках СНГ. Но при этом всячески подчер-кивала свое стремление в организации Европейского Союза. Республики Средней Азии и Казахстан пытаются формировать Центральноазиатское экономическое сообщество с общими рынками товаров, труда и капита-ла. Кроме того все страны бывшего социалистического лагеря участвуют в ООН и большинство - в деятельности МВФ. Кроме того, Россия как правопреемница СССР вероятно будет участвовать в ежегодных встре-чах "семерки", как равноправный партнер, и "семерка" со временем пре-вратится в "восьмерку".

14. Промышленно развитые страны - страны, обеспечивающие развитие экономики на основе накопленного большого объема технически передового основного капитала и наличия высококвалифицированной рабочей силы.

- страны с высоким уровнем дохода на душу населения, в которых большая часть населения имеет высокий уровень жизни.

В промышленно развитых странах проживает около 15% населения мира.

Развитие индустриальных стран неразрывно связано с внешней сферой: капитал может развиваться, только постоянно расширяя масштабы своего влияния. Раздвигая рамки внутренних рынков, внешнеэкономические связи могут содействовать смягчению социально-экономических диспропорций или усугублять их. За счет внешнеэкономических отношений обычно достигается снижение издержек производства и повышение его эффективности.

Развитие внешнеэкономических связей приводит у усилению взаимозависимости стран и подсистем, открытости их хозяйства.

Открытость экономики. Отношение внешнеторгового оборота (экспорт + импорт) к ВВП значительно возросло в 90-е годы. 1/4 часть совокупного ВВП этой подсистемы мирового хозяйства реализуется за рубежом и примерно такая же часть ВВП обеспечивается за счет импорта. Сегодня более половины компаний производят и реализуют свою продукцию за пределами страны происхождения, примерно половина сырья и промежуточных продуктов приобретается по импорту или производится за границей их дочерними компаниями.

Движение капитала. Международное движение капитала занимает центральное место в сегменте внешнеэкономических связей. Оно определяет развитие других форм этих связей.

Индустриальные страны выступают основными субъектами и объектами приложения предпринимательского и ссудного капитала. Примерно 90% ссудного капитала международных рынков размещается внутри стран.

Движение предпринимательского капитала. Наиболее крупные потоки капитала перемещаются в форме прямых и портфельных инвестиций, которые стали важным фактором экономического развития. Об этом свидетельствуют значительное превышение темпов роста прямых иностранных капиталовложений над темпами внешней торговли и совокупного ВВП (в 90-е годы — в 2,5 и 1,7 раза), активизация деятельности практически всех стран по привлечению иностранных инвестиций и глобализация стратегий международных компаний.

Экономическая помощь. 11% всего чистого оттока капитала из развитых стран составляет экономическая помощь, предоставляемая развивающимся странам и странам с переходной экономикой. Она формально классифицируется как официальное финансирование развития и делится на два подвида — официальная помощь развитию и другое официальное финансирование развития. Различия между ними определяются условиями предоставления средств. Наиболее льготны средства официальной помощи развитию, в меньшей мере — другое официальное финансирование развития, но и оно более выгодно, чем кредиты, полученные на рынках капитала.

Внешняя торговля. Динамика внешнеторгового оборота развивалась неравномерно. В 80—90 годы темпы прироста снизились в 1,5 раза по сравнению с 50—60-ми годами, когда среднегодовой темп прироста превышал 9%, но оставались значительно выше 30-х годов. Расширение внешней торговли обеспечивало до 15% прироста совокупного ВВП в каждый период за счет экономии масштаба и специализации.

Международный технологический обмен. Обмен технологией, которая воплощаются в машинах, знаниях, квалификационных навыках, осуществляется в виде лицензий, технических услуг вместе с движением прямых капиталовложений и торговлей оборудованием. Характерной чертой этой сферы является усиление технологических обменов между самими промышленными странами и увеличение их доли в этом сегменте мировых обменов с 85% в начале 70-х годов до более 90% в конце 90-х годов. Поступления развитых и прежде всего ведущих стран от интеллектуальной собственности резко возросли.

Условия торговли. Внешнеэкономические связи выступали важным условием развития индустриальных стан. Этому способствовало улучшение условий торговли (ТоТ), под которыми донимается соотношение экспортных и импортных цен определенного товара, страны, группы стран. Его увеличение ведет к росту доходности внешней торговли, а сокращение к его ухудшению.