3. Развитие ситуации вокруг северокорейской ядерной программы (2000-2003)
Ядерную программу КНДР возможно разделить на два условных этапа: первый – с 50-х до конца 70-х, когда в стране усиленно шла подготовка - подбирались кадры, проводились исследования в ядерной сфере, в это время страна тесно сотрудничала с СССР и в какой-то степени с КНР; для второго этапа, который стартовал в начале 80-х и не окончившегося до сих пор, характерно самостоятельное развитие и поддержание ядерной программы, которая служила единственным источником выживания режима. Именно в этот период Северная Корея приняла решение об осуществлении плутониевой ядерной программы, которая помимо электричества позволяла бы нарабатывать плутоний военного качества.
-
Стремясь предотвратить скорое появление в КНДР ядерного взрывного устройства (ЯВУ) США 21 окт 1994 года заключила с ней рамочное соглашение , в котором в обмен на отказ страны от продолжения плутониевой программы ей предоставлялась экономическая помощь в виде поставок мазута и строительства АЭС на легкой воде. КНДР приостановила процедуру выхода из ДНЯО и согласилась на возобновление гарантий МАГАТЭ на Я объектах страны. На базе заключенного СЩА, Ю Кореей и Японией 9 марта 1995 года соглашения была сформирована Орг. По развитию энергетики на корейском п-ве — КЕДО (для коорд работ по строительстству АЭС и поставки энергоресурсов). Реализация КЕДО столкнулась с трудностями, причина которых закл. в росте взаимного недоверия сторон в результате прихода к власти в США республиканцев, во главе с Дж.Будем-младшим. Он думал, что в КНДР скоро случится крах режима и политика США была ужесточена, был сделан акцент на угрозу применения превентивных акций. Курс республиканской администрации привел к прекращению в 2002 г. рамочного соглашения. Формальным поводом для этого стало обвинения СК со стороны США в том, что она осущ. тайную программу по обогащению урана, в нарушение ранее взятых на себя обязательств. 10 января 2003 г. - заявление КНДР о возобновлении процедуры выхода их ДНЯО; выслала инспекторов МАГАТЭ. Возобновила эксплуатацию ректора в Йонбоне и проведение испытаний ракет — потенциальных средств доставки ЯО. В 2003 году начались переговоры по ядерной программе КНДР с участием КНР, США, России, Южной Кореи и Японии. Первые три раунда (август 2003 года, февраль и июнь 2004 года) не принесли особых результатов. А от участия в четвёртом, намеченном на сентябрь, Пхеньян уклонился в связи с очередным обострением американо-корейских и японо-корейских отношений. На первом раунде переговоров (август 2003 года) США стали добиваться не только свёртывания северокорейской ядерной программы, но и ликвидации уже созданной в КНДР ядерной инфраструктуры. В обмен США соглашались дать гарантии безопасности КНДР и оказать экономическую помощь Пхеньяну, поставив ему, в частности, два легководных реактора. Однако США и Япония требовали свёртывания ядерной программы КНДР под контролем МАГАТЭ или комиссии пяти держав. КНДР на такие условия не согласилась. На втором раунде (февраль 2004 года) КНДР согласилась заморозить свою ядерную программу под контролем МАГАТЭ и в обмен на поставки мазута. Однако теперь США при поддержке Японии требовали не замораживания, а полной ликвидации ядерных объектов КНДР под контролем МАГАТЭ. КНДР отвергла подобные предложения. На третьем раунде (июнь 2004 года) США выдвинули проект передачи ядерных объектов КНДР под временное международное управление комиссии пяти держав или МАГАТЭ. В дальнейшем предлагалась ликвидация северокорейских ядерных объектов под международным контролем. Но КНДР не согласилась и с этим вариантом. 23 июня 2004 года третий раунд шестисторонних переговоров был окончен. МИД КНДР выразил неудовлетворение их результатами. 10 февраля 2005 г. – КНДР офиц. провозгласила себя яд. державой. Вместе с тем, США и КНДР осознавали опасность яд. войны и решили вернуться в режим переговоров. В 2005 г. США и СК подписали в Пекине новое рамочное соглаш. (Совместное заявление), предусм. отказ СК от продолжения яд. программы и обяз-ва США и ЮК вывести ам. ЯО с тер. Кор. полуострова; П подтвердил свое намерение вернуться в ДНЯО и отказаться от военных яд. программ при сохранении прав на развитие гражд. ат. энергетики; США и ЮК согласились заявить об отсутствии у них намерений нападать на КНДР подтвердили обещание поставить П реактор на легкой воде. Однако между сторонами выявились разногласия и в рез. к началу 2006 г. решение СК проблемы приостановилось. К сер. 2006 г. участники шестист. переговоров начали склоняться к тактике двуст. контактов с П. Но СК пошла на обострение ситуации. В ночь с 4 на 5 июля 2006 г. КНДР провела испытание серии баллистических ракет различного радиуса действия. В ответ 15 июля 2006 г. СБ ООН принял резолюции № 1695, в кот. призвал СК отказаться от проведения ракетных испытаний; с аналогичных обращением к КНДР выступили уч-ки «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге. Оба документа были проигнорированы СК. Последовала эскалация напряженности, заверш. очередной «ядерной тревогой» на Кор. полуострове. 9 октября 2006 г. КНДР провела на подземном полигоне испытания яд. взрывного устройства мощностью около 15 килотонн, что вывело СК кризис на качественно новый уровень. В ответ Япония ужесточила режим санкций против КНДР, а СБ принял очередную рез. № 1718, кот. запретила продажу или передачу СК любой военной техники и воор. Однако за обострением сит. последовал новый раунд переговоров → были возобновлены шестист. переговоры. Условия компромисса были окончательно согласованы 19 января 2007 г. на Берлинской встрече представителей США и КНДР, а 12 февр. 2007 г. в Пекине было подписано соглаш., по условиям кот. П согласился остановить реактор в Йонбоне и извлечь из него топливные стержни в обмен на поставки топливного мазута. Но между СК и США не была достигнута договоренность об очередности полит. шагов; это может вновь привести к обострению кризиса.
- 2. Террористические нападения на Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября 2001 г. И реакция международного сообщества. Антиталибская операция в Афганистане (2001-2002)
- 3. Развитие ситуации вокруг северокорейской ядерной программы (2000-2003)
- 4. Интеграционные процессы в Северной и Латинской Америках после распада биполярности: основные институты и мотивирующие факторы
- 1) Нафта (Североамериканская зона свободной торговли)
- 2) Меркосур (Общий рынок южного конуса – Mercado Comun del Cono Sur)
- 3) Цаис (Центральноамериканская интеграционная система)
- 4) Кариком (Карибское сообщество)
- 6) Группа «Рио»
- 7. Палестино-израильский конфликт (2000-2006). Смерть я. Арафата и смена власти в Палестинской автономии
- 8. Иракская кампания сша и проблемы государственного строительства в Ираке (2003-2010)
- 9. Американский проект переустройства «Большого Ближнего Востока». Дебаты вокруг стратегии демократизации и «смены режимов»
- 17 Декабря 2005 года официальный статус кандидата на вступление в ес был предоставлен Македонии.
- 11. Смена власти в Грузии (2003), на Украине (2004-2005) («цветные революции»): подходы России и других государств
- 12. Переворот в Киргизии (март 2005). Заключение военного союза России и Узбекистана (ноябрь 2005)
- 13. Ситуация в Ливане в середине 2000-х годов. Курдский вопрос в Ираке и Турции
- 16. Ситуация в Пакистане в середине и конце 2000-х годов. Ядерный фактор в индо-пакистанских отношениях. Положение Индии и Пакистана в режиме нераспространения ядерного оружия
- 17. Эволюция региональной и глобальной роли кнр в 2000-е годы. Китайско-американские отношения. Подход России к отношениям с Китаем
- 18. Япония в среде безопасности Восточной Азии в 2000-е годы
- 21. Энергоснабжение и энергетическая безопасность в мировой политике в середине 2000-х годов. Проблема транзита и торговли энергоносителями в международных отношениях России
- 22. Экологические проблемы в современной мировой политике. Потепление климата и возможная роль парниковых газов. Загрязнение среды обитания человека и его воздействие на мировую политику.
- 23. Проблемы режимов контроля над обычными и ядерными вооружениями в Европе в 2000-е годы
- 24. Отношения России с ес и нато в конце 2000-х годов
- 25. Международно-политические аспекты использования арктических природных ресурсов и транспортных путей, а также проблемы защиты окружающей среды Арктики
- 26. Военно-политическое измерение космического пространства. Возможности использования космоса в военных целях
- 28. Переговоры по иранской ядерной программе в конце 2000-х годов. Позиции сторон и возможные сценарии развития ситуации
- 30.Российско-американское взаимодействие в сопредельных России регионах. Перспективы расширения нато на страны постсоветского пространства