logo search
ME-2013

Глава 21 Международные корпорации в мировой экономике начала XXI века

В главе анализированы причины формирования и роль международных корпораций в развитии мировой экономики начала XXI в. Отражены характерные черты международных корпораций, осуществлена их типология и показаны отличительные черты транснациональных корпораций, географическое распределение и отраслевая структура международных корпораций. Показаны основные мотивы международной деятельности корпораций, специфика деятельности транснациональных корпораций и формы их внешней экспансии. Раскрыты основные положения глобальной стратегии ТНК.

Специальный параграф главы посвящен характеристике российских

ТНК, их основным видам и типам. Раскрываются проблемы и формы экспансии российских ТНК за рубежом.

21.1. Типология международных корпораций и отличительные черты транснациональных корпораций (ТНК)

Современные международные корпорации играют значительную роль в мировой экономике. Размах их деятельности характеризуется огромными масштабами. Самые крупные международные корпорации распоряжаются средствами, превышающими размер национального дохода многих суверенных государств. Самой крупной ТНК в мире по размерам прибавочной стоимости признана «Эксон Мобайл», занимающая 45-е место в общем рейтинге экономических структур для стран и корпораций (сразу вслед за Чили и перед Пакистаном). Следующий гигант — «Дженерал Моторс» (47-е место) по своей капитализации опережает Перу, Новую Зеландию и Объединенные Арабские Эмираты. Общая сумма зарубежных активов первой сотни компаний составила в 2005 г. 1,7 трлн долл. США.

К числу международных корпораций, по мнению экспертов ООН, долгое время относились фирмы, которые имели годовой оборот, превышающий 100 млн долл. США, и филиалы не менее чем в шести странах. В последние годы было сделано некоторое уточнение: о международном статусе фирмы теперь свидетельствует такой показатель, как величина процента ее продаж, реализуемых за пределами страны-резиденции. По этому показателю одним из мировых лидеров является швейцарская фирма «Нестле» (98% продаж).

Международную корпорацию, по методологии ООН, можно определить и по структуре ее активов. Самые большие заграничные активы имеет (кроме финансового сектора) тройка лидеров —

«Дженерал Электрик» (США) — представитель электронной промышленности с суммой зарубежных активов в 412 млрд долл. США, «Водафон» (Великобритания) — телекоммуникационная корпорация с 196 млрд долл. зарубежных активов и «Дженерал Моторз» (США) — производитель автомобилей с зарубежными активами в 175 млрд долл. • Международные корпорации являются «двигателями мировой экономики». Они обладают рядом специфических черт:

являются активными участниками системы международного разделения труда и способствуют его интенсивному углублению и развитию;

Существует достаточно парадоксальное мнение, что прообразом первой международной корпорации был Орден тамплиеров, основанный в 1118 г. Дело в том, что Орден принял на себя обязательства по выполнению самых простых функций банка, связанных с выполнением международных расчетов.

Однако классическими примерами первых международных корпораций все же принято считать две компании с одинаковым названием «Ост-Индская компания», одна из которых принадлежала Великобритании, а другая — Голландии.

движение капиталов международных корпораций, как правило, не зависит от процессов, происходящих в стране базирования корпорации, и носит во многом самостоятельный характер;

международные корпорации формируют систему международного производства, основанную на размещении филиалов, дочерних компаний, отделений по многим странам мира;

они, как правило, имеют многонациональный акционерный капитал;

доля иностранных операций в доходах или продажах фирмы определена в 25% в качестве необходимого минимума при отнесении компании к транснациональным корпорациям (ТНК);

для компаний характерен многонациональный состав персонала и высшего руководства.

Размышляем самостоятельно. Вспомните, в чем состоит сущность международного разделения труда (глава 2). Определите роль ТНК в международном разделении труда с точки зрения их стремления к получению максимальной прибыли. Попробуйте проанализировать также последствия переноса международными корпорациями на территорию развивающихся стран своих ресурсоемких и трудоемких производств. Учитывая отмеченные обстоятельства, можно утверждать, что международные корпорации играют важную роль в процессе глобализации экономики (см. гл. 4).

В зарубежной печати периодически публикуются рейтинги крупнейших компаний, составленные в зависимости от различных факторов. Достаточно представительным является ранжирование компаний, отражаемое в газете «Файнэншл Тайме» и журнале «Индастри Вик». В этих рейтингах ежегодно выделяется 500 лидеров мировой экономики в зависимости от размера рыночной капитализации компании, т.е. стоимости, полученной как произведение числа выпущенных компанией акций и их рыночной цены. Типология международных корпораций. Существуют несколько классификаций международных корпораций. В соответствии с классификацией известного американского специалиста в области международного маркетинга Ф. Котлера, по организационным принципам международные корпорации делят на четыре основных типа:

транснациональные компании;

многонациональные корпорации;

интернациональные корпорации;

глобальные компании.

В качестве транснациональных корпораций рассматривается международный комплекс предприятий производственного, торгового или финансового назначения с единым центром принятия управленческих решений в стране базирования и с филиалами в других странах. Право собственности над акционерным капиталом принадлежит только представителям страны-учредителя. Филиалы и дочерние предприятия могут быть смешанными, с преимущественно национальным участием. Характерной чертой ТНК является сочетание централизованного руководства с определенной степенью самостоятельности входящих в нее и находящихся в разных странах предприятий и структурных подразделений (филиалов, представительств).

Исторический экскурс. Одной из первых компаний такого типа принято считать американскую «Зингер & Ко.». Она была основана в 1851 г., а уже к 1879 г. продажи швейных машин, которые выпускались этой компанией, на иностранных рынках превысили уровень реализации на американском рынке. Следуя повышенному спросу на продукцию в Европе, владелец компании построил первую зарубежную фабрику в г. Глазго, Шотландия.

Транснациональные корпорации являются международными по характеру своей деятельности: они владеют зарубежными предприятиями или контролируют производство продукции (или услуг) вне пределов страны базирования, располагая там свои филиалы, функционирующие в соответствии с общей стратегией, разрабатываемой материнской компанией (которая в максимальных случаях приобретает глобальный характер). Таким образом, зарубежные операции ТНК становятся определяющим фактором в жизни корпорации. Многонациональные корпорации (МНК) — это, собственно, международные корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств, как минимум двух, на производственной и научно-технической основе. В качестве своеобразного классического примера такой корпорации обычно приводят англо-голландский концерн «Ройал Датч/Шелл», существующий с 1907 г. Границы между указанными типами международных компаний подвижны, возможен переход компании из одной формы в другую.

Интернациональные корпорации — это (по Ф. Котлеру) национальные монополии с зарубежными активами. Их производственная и торгово-сбытовая деятельность выходит за пределы одного государства.

В процессе глобализации экономики появилась новая форма международных корпораций, которая носит название глобально интегрированное предприятие или, собственно, глобальная корпорация—ГК. Такие предприятия возникли в 1980-е гг. В наибольшей степени к глобальным формам деятельности тяготеют крупные фирмы, занятые в химической, электротехнической, электронной, нефтяной, автомобильной, информационной, банковской отраслях.

К числу глобальных относят такие корпорации, которые интегрируют крупномасштабную хозяйственную деятельность, осуществляемую в разных странах. Глобальная корпорация может распределять свои операции между предприятиями, рассредоточенными по всему миру. Определяющими моментами для организации становятся возможность экономии на издержках, наличие в разных странах квалифицированных сотрудников для выполнения конкретных операций, эффективность реализации на рынке и др. Государственные границы, которые в прошлом могли помешать перемещению рабочей силы, капитала, интеллектуальной собственности имеют все меньшее значение для осуществления деятельности корпораций в глобальном масштабе. Ареной деятельности глобальной корпорации является уже все мировое хозяйство. К концу XX — началу XXI вв. сформировались достаточно многочисленные стратегические альянсы между ТНК разных стран и многонациональными компаниями — МНК, международными не только по размаху деятельности, но и по составу капитала. Динамичное развитие и расширение масштабов международной деятельности предприятий, их растущее взаимодействие и конкуре-ция в рыночной экономике ведут к необходимости объединения отдельных предприятий. В то же время компании не идут на полное слияние, а создают тот или иной механизм взаимодействия, позволяющий им сохранить статус юридического лица и при этом сотрудничать с другими предприятиями. В связи с этим возникает принципиально новый вид компаний — точнее говоря, речь идет о международных объединениях компаний.

Можно выделить следующие характерные черты глобальной корпорации: я она охватывает компании практически всех государств;

по своей архитектуре данная корпорация является сетевой;

с правовой точки зрения представляет собой совокупность юридических лиц, связанных между собой системами перекрестного участия и договоров;

включает в себя ряд центров, а также компании, находящиеся на периферии;

внутри нее формируется специфическая рыночная среда (свой собственный внутренний рынок (internal market) и особая корпоративная этика.

Привлечение иностранных работников встречается в международных корпорациях всех типов, однако оно все чаще носит краткосрочный характер и осуществляется, как правило, «под конкретный проект».

В зависимости от структуры производства международные корпорации делят также на три большие группы:

горизонтально интегрированные;

вертикально интегрированные;

диверсифицированные.

Горизонтальная интеграция позволяет объединять предприятия в разных странах для выпуска одной и той же продукции или оказания однотипных услуг (по такой схеме действует компания «Мак Доналдс»).

Вертикальная интеграция подразумевает концентрацию производства в одной или нескольких странах, но при условии, что выпускаемая продукция используется в дальнейшем процессе производства на других предприятиях, входящих в состав этой же международной корпорации (например фирма «Адидас»). Диверсифицированная корпорация объединяет национальные предприятия с вертикальной и горизонтальной интеграцией, которые расположены в разных странах (такую структуру имеет «Майкрософт»), Причины возникновения международных корпораций. Наиболее общей причиной возникновения международных корпораций является интернационализация производства и капитала на основе развития производительных сил, которые перерастают национальные границы. Интернационализация производства и капитала приобретает характер экспансии путем создания крупнейшими компаниями собственных филиалов и отделений за границей и превращения национальных корпораций в транснациональные. Вывоз капитала становится важнейшим фактором в формировании и развитии международных корпораций. Первые ТНК образовались в странах с развитой экономикой, когда растущее производство стали переносить на территорию менее развитых государств. Выбор был продиктован поиском дешевой рабочей силы и доступом к природным ресурсам стран-реципиентов. Формирование ТНК связано также и с тем, что оно дает большие преимущества в сфере международной торговли, позволяя более успешно преодолевать многочисленные торговые и политические барьеры. ТНК используют дочерние компании в качестве своего внешнего плацдарма, с которого они беспрепятственно проникают на внутренние рынки стран-реципиентов.

К числу причин возникновения международных корпораций следует отнести и стремление к получению сверхприбыли. Жесткая конкуренция, необходимость выстоять в этой борьбе также способствовали концентрации производства и капитала в международном масштабе и появлению ТНК.

Выход компаний за пределы своей страны может быть также продиктован желанием открыть новые рынки для реализации своей продукции. Основание филиалов за рубежом помогает обходить тарифные и нетарифные ограничения, применяемые при регулировании внешней торговли.

Немаловажную роль в превращении национальных корпораций в международные играет государство. Оно поощряет их деятельность на мировом рынке и поддерживает их деятельность за рубежом путем заключения различных политических, экономических и торговых договоров с другими государствами. В качестве примера можно назвать практику поддержки крупного отечественного бизнеса в Японии. Китай также разработал и реализует специальную программу поддержки отечественных корпораций при выходе их на внешние рынки.

Создание международных корпораций становится неизбежным по мере развития региональной и мировой транспортной инфраструктуры, совершенствования систем связи, роста вывоза капитала.

Географическое распределение международных корпораций. Анализ данных зарубежных активов 100 крупнейших международных корпораций указывает на то, что на США приходится около ¼ компаний. США традиционно лидируют в этом списке. В целом на страны «триады» (Западная Европа, Япония и США) приходится 84 из 100 ведущих международных компаний, что свидетельствует о колоссальной концентрации капитала «в руках» корпораций этих государств.

В 2000-е гг. проявилась новая тенденция в географическом распределении международных корпораций, связанная с увеличением числа компаний из развивающихся стран. Так, в списке 100 компаний-лидеров присутствуют 6 компаний из азиатских стран (при этом в первую очередь следует выделить Китай с двумя компаниями) и 1 фирма из Мексики.

Впервые компании из развивающихся стран попали в первую сотню ТНН в 1995 г. Это были компания «Дэу» из Республики Корея и нефтяная компания «Венесуэла» из южноамериканской страны с таким же названием.

Головные компании 100 основных корпораций находятся в 39 странах мира. Лидером по распространенности филиальной сети является компания «Дойче Пост» (Германия), которая осуществляет свои операции на территории 103 стран. За ней по данному показателю следует британско-голландский концерн «Ройал Датч/ Шелл» с филиалами в 96 странах.

Отраслевая структура международных компаний. Отраслевая структура международных корпораций достаточно широка. 60% компаний заняты в сфере производства, 37% — в сфере услуг и 3% — в добывающей промышленности и сельском хозяйстве. Четко обозначилась тенденция увеличения инвестиций ТНК в сфере услуг и инновационных отраслях. Одновременно снижается доля в добывающей промышленности, сельском хозяйстве и ресурсоемком производстве. В основном крупнейшие корпорации относятся к шести отраслям:

автомобильная промышленность;

нефтяная;

электронная и электротехническая;

фармацевтическая;

телекоммуникационная;

энергетическая,газовая.

Позитивные аспекты воздействия международных корпораций на мировую экономику. Анализируя положительные черты функционирования международных корпораций для общемирового экономического развития следует отметить, что они вносят большой вклад в экономику принимающих стран и в мировое хозяйство по следующим направлениям:

способствуют эффективному распределению различных видов ресурсов (капитала, рабочей силы и др.) между различными странами и регионами мира;

способствуют оптимальному размещению производства;

стимулируют разработку, внедрение и распространение новых товаров, услуг и технологий;

способствуют усилению конкуренции;

участвуют в расширении международного экономического и технологического сотрудничества.

ТНК в целом ряде случаев включаются в борьбу с коррупцией (в ее национальных и международных проявлениях), что, безусловно, делает конкурентную борьбу более справедливой и эффективной.

Председатель «Ройал Датч/Шелл» Марк Муди-Стюарт разработал для своей компании новый кодекс деловой этики, определяющий, что корпорация не будет участвовать в деятельности, так или иначе связанной с коррупцией.

Негативное влияние международных корпораций на экономику. Отмечая положительные стороны функционирования транснациональных корпораций в системе мирового хозяйства и международных экономических отношений, следует обратить внимание и на их негативное влияние на экономику тех стран, где они функционируют. Среди основных форм негативного влияния можно выделить следующие:

ТНК вторгаются в сферы, которые традиционно считались областью государственных интересов. Они могут оказывать противодействие реализации экономической политики тех государств, где ТНК осуществляют свою деятельность. Нередко функционирование транснациональных корпораций может обернуться для принимающей страны крупными потерями;

ТНК способны нарушать государственные законы. Это происходит в тех случаях, когда их дочерние компании обходят национальное законодательство в целях сокрытия доходов от налогообложения. В результате принимающие страны недополучают средства в бюджет. ТНК способны также устанавливать монопольно высокие цены, диктовать условия, ущемляющие интересы принимающих стран;

ТНК во многих случаях не очень охотно заботятся о защите природных и трудовых ресурсов соответствующей страны, зачастую нанося вред экологии страны-реципиента или ухудшая условия труда и применяя запрещенный в развитых государствах детский и женский труд на своих предприятиях. В целом транснациональные корпорации во все большей степени оказывают воздействие на развитие экономики той или иной страны (особенно относительно небольших стран) и ее позиции в современной мировой экономике. Активная производственная, инвестиционная, торговая деятельность ТНК позволяет им выполнить функцию международного регулятора производства и распределения продукции и даже, как считают эксперты ООН, содействовать экономической интеграции в мире.

21.2. Стратегия деятельности ТНК в современной мировой экономике

Мотивы международной деятельности корпораций. Располагая мощной материальной базой, ТНК проводят такую производственно-торговую политику, которая обеспечивает высокоэффективное планирование производства и реализации товара. Планирование осуществляется в рамках материнской компании и распространяется на дочерние фирмы. Основу конкурентных преимуществ зарубежных ТНК составляет их стратегия интернационализации деятельности, обеспечивающаяся экспансию компаний.

Транснациональными корпорациями осуществляется динамичная политика в области капиталовложений и научно-исследовательских работ в континентальном международном масштабе. ТНК проникают в высокотехнологичные, наукоемкие отрасли производства, которые требуют огромных инвестиций и высококвалифицированного персонала. При этом заметно проявляется тенденция к монополизации этих отраслей транснациональными корпорациями. Четко обозначилась тенденция увеличения инвестиций в сферу услуг и наукоемкого производства (по оценкам экспертов ЮНКТДД, более 50% прямых иностранных инвестиций ТНК). Одновременно снижается их доля в добывающей промышленности, сельском хозяйстве и ресурсоемком производстве. Определяющими факторами осуществления международной деятельности ТНК становятся следующие мотивы:

необходимость получения доступа к природных ресурсам других стран. Это может быть продиктовано как производственными или торговыми интересами самой корпорации, так и сформулировано правительством государства, где расположена материнская компания, в качестве задачи для обеспечения стратегических потребностей страны (например, в области энергоресурсов);

поиск рынков сбыта. Это актуально для государственных ТНК, в первую очередь, занятых добычей полезных ископаемых;

стремление повысить эффективность своих операций. ТНК работают на межстрановых различиях в издержках производства. В расчет принимаются различные условия, например, различия в расходах на транспортировку продуктов;

желание победить в конкурентной борьбе. С этой целью ТНК приобретают патенты на новейшие технические разработки и ноу-хау, осуществляют слияния с бывшими соперниками для выстраивания препятствий для потенциальных конкурентов и реализации своих глобальных интересов.

Прямое инвестирование ТНК. Транснациональные корпорации из развитых стран являются лидерами по объему прямых иностранных инвестиций. На них приходится 84% всего объема зарубежных инвестиций. В настоящее время наибольшую активность в вывозе капитала проявляют ТНК из стран ЕС, особенно, Франции, Испании, Великобритании.

Весьма характерна регионально-отраслевая направленность инвестиций транснациональных корпораций. Как правило, они осуществляют капиталовложения в отрасли обрабатывающей промышленности новых индустриальных стран и относительно развитых развивающихся государств. Для беднейших стран политика ТНК иная — транснациональные корпорации считают целесообразным осуществлять в них капиталовложения в добывающую промышленность, но при этом главным образом наращивать товарный экспорт. В этом случае развертывается жесткая конкурентная борьба между самими ТНК за продвижение своих товаров на местные рынки. Международные компании уделяют серьезное внимание особенностям национальных рынков, социокультурным требованиям со стороны потребителей в принимающих странах. Прежде всего, это характерно для корпораций, специализирующихся на производстве продуктов питания и готовой одежды.

Факты и цифры. Ярким примером возникновения и развития международной корпорации может служить сосредоточившая в своих руках 25% мирового рынка бытовых электроприборов и промышленного оборудования ТНК «Электролюкс». Возникшая в 1912 г. в результате слияния двух шведских компаний, «Электролюкс» уже в конце 1920-х гг. вышла на рынок Австралии и Новой Зеландии, организовав там свое производство. В последнее десятилетие «Электролюкс» приобрела компанию »Уайт Консолидейтед» —третьего в США производителя бытовой техники под маркой «Вестингауз», «Гибсон» и др., «Занусси» — крупнейшего производителя электротоваров в Италии и всей Южной Европе, а также «АЭГ» — главного производителя электротоваров в Германии.

После присоединения этих трех фирм «Электролюкс» превратилась в мирового лидера в своей отрасли, обладающего развитой системой производства, сбыта и обслуживания бытовой электротехники в 75 странах мира. Транснациональные корпорации вторгаются и в сферы, которые традиционно считались областью государственных интересов в различных странах.

Вместе с тем в современных условиях было бы преувеличением говорить о полной интеграции мировой экономики под воздействием и руководством со стороны транснациональных корпораций. В действительности, деятельность ТНК ведет к интеграции только в тех границах, которые определены задачами получения максимальной прибыли.

Слияния и поглощения. Для 1990-х гг. была характерна высокая степень слияний и поглощений компаний в различных сферах. И в начале нового тысячелетия этот процесс продолжается высокими темпами. В 2006 г. было зафиксировано свыше 6900 трансграничных сделок общим объемом 880 млрд долл. США, причем 172 из них относились к категории мегасделок, каждая из которых имеет стоимость более 1 млрд долл.

Одним из примеров подобных объединений можно назвать появление в апреле 1996 г. крупнейшей в мире финансовой корпорации «Токио Мицубиси банк». Эта корпорация возникла в результате слияния двух банковских институтов: «Банка Токио» и «Банка Мицубиси». Общие активы банка составляют около 800 млрд долл. У «Токио Мицубиси» 366 отделений в Японии и 83 отделения за границей.

Вслед за появлением японского банка-гиганта в США также возникла новая банковская корпорация «Чейз Манхэттен», образовавшаяся путем слияния банков «Чейз» и «Кемикл». Новая компания стала крупнейшей банковской корпорацией в США и располагает активами в размере 300 млрд долл. Слияния и поглощения характерны и для производственных международных корпораций. Наибольшую активность проявляют в настоящее время производители продуктов потребления, поставщики энергоносителей и фирмы, занятые в сфере услуг (в том числе финансовых). Для сравнения можно отметить, что еще 10—15 лет назад слияния и поглощения происходили, в основном, в сфере информационных технологий и телекоммуникаций. Глобальные корпорации обнаруживают тенденцию к образованию крупных групп, объединяющих промышленные, торговые и финансовые компании. Причинами этих действий, которые осуществляются как добровольно, так и силовым путем, является обострение конкурентной борьбы на мировых рынках. Современная стратегия ТНК с целью сохранения уровня конкурентоспособности обычно включает стандартизацию производства, концентрацию производственных мощностей и первоочередное внедрение инноваций в странах—основных потребителях продукции, координацию действий всех зарубежных филиалов. Стремление к лидерству на рынках стимулирует ТНК концентрировать усилия на выпуске высококачественной продукции ограниченного ассортимента. Например, 90% объема продаж корпорации «Боинг» (США) приходится на авиационную технику, 84% продаж у компании «Тойота моторе» (Япония) — на автомобили. Однако серьезные финансовые проблемы, неэффективное управление ТНК могут стать причиной слияния с преуспевающим партнером.

В последние годы широкое распространение получило глобальное стратегическое партнерство или альянсы между ТНК. Цель —объединить научный потенциал, ускорить инновационное развитие, разделить риски производства и сбыта новых сложных наукоемких изделий.

Корпорация «1ВМ» (США) для освоения производства новой микросхемы, стоимость разработки которой оценивалась в 1 млрд дол. США, образовала альянс с такими компаниями, как «Томсон» (Франция) —производство микропроцессоров, «Тошиба» (Япония) — производство микросхем памяти, «Сименс» (Германия) — разработка микросхем памяти. Многие слияния происходят между ТНК и фирмами, предоставляющими данным ТНК консультационные, транспортные услуги, связь. Такие слияния способствуют формированию глобальных сетей в разных сферах экономики. Трансграничные сли-ния и поглощения происходят преимущественно между фирмами, базирующимися в развитых странах. Все эти процессы являются одной из форм стратегии ТНК по освоению международных рынков и удержанию на них достигнутых конкурентных преимуществ. Они позволяют интегрировать в группу структуры, несущие с собой новые финансовые, технологические, управленческие возможности. Опыт западных стран и Японии свидетельствует, что национальный капитал может выдержать конкуренцию с ТНК только в том случае, если он сформирован в крупные промышленно-финансовые объединения.

Формы внешней экспансии ТНК. Расширяя свою экспансию, транснациональные корпорации используют разнообразные формы освоения мирового рынка. Эти формы в значительной степени могут основываться на контрактных отношениях и быть не связаны с участием в акционерном капитале других фирм. К числу таких форм ТНК обычно относят:

лицензирование (предоставление определенных прав на использование лицензий, ноу-хау, технических знаний, инжиниринговых услуг как по внутрифирменным договорам транснациональной корпорации, так и по внешним каналам передачи технологии);

франчайзинг (лицензионное соглашение, в соответствии с которым фирме-клиенту предоставляются права использования торговой марки или фирменного названия);

управленческие контракты;

оказание технических и маркетинговых услуг;

сдачу предприятий «под ключ»;

ограниченные во времени договоры по созданию совместных предприятий и соглашения по осуществлению отдельных операций.

На практике часто трудно четко провести границу между той или иной формой деятельности транснациональных корпораций. Они часто переплетаются и нередко дополняют традиционное заграничное инвестирование. Важная особенность развития этих форм состоит в том, что они используются в значительной степени в отношениях между самими транснациональными корпорациями.

В целом тенденция к использованию многообразных форм международных экономических связей ТНК развивается, как и сам процесс интернационализации капитала и производства в целом, демонстрируя новые формы и подходы.

Одной из новейших форм завоевания ТНК международных рынков является создание ими за рубежом специальных инвестиционных компаний. Задачей этих структур являются инвестиции в дочерние и партнерские предприятия ТНК для стимулирования продвижения их продукции на региональные рынки. Такой подход используют, в частности, крупнейшие международные компании по продаже безалкогольных напитков «Пепси-кола» и «Кока-кола» в Африке.

Международные корпорации создают совместные предприятия с местными компаниями. Партнеры договариваются о разделе своих производственных затрат или средств на добычу полезных ископаемых в соответствии с долями в акционерном капитале. Такая форма экспансии применена при создании компании «Нумми», в которой участвовали «Дженерал моторе» (США) и «Тойота» (Япония).

Глобальная стратегия ТНК. Корпорации в современных условиях придерживаются глобальной стратегии, которая носит достаточно сложный, комплексный характер. В частности, это проявляется в сочетании горизонтальной и вертикальной интеграции между ТНК с внутрифирменными связями. Стратегия международной корпорации является глобальной, если компания комплексно выполняет следующие требования:

рассмотрение рынков сбыта и конкуренции с общемировых позиций;

хорошее знание методов ведения глобальной конкурентной

борьбы;

осуществление своей деятельности в общемировом масштабе;

оперирование в высокотехнологичных отраслях и содействие проведению научных исследований;

интегрирование своих предприятий в единую международную сеть управления и поддержание тесных связей с другими транснациональными корпорациями.

Большую роль в успешной деятельности ТНК играет поддержка со стороны государства материнской компании. Например, три крупнейшие в мире корпорации нефтегазовой отрасли являются государственными: это — «Сауди Арамко» (Саудовская Аравия), «Газпром» (Российская Федерация) и Национальная Иранская нефтяная компания. Государство может оказывать финансовую поддержку своим компаниям, стремящимся к выходу на зарубежные рынки. В частности, китайские и индийские корпорации имеют возможность получать субсидии, льготные кредиты и государственные гарантии при проведении внешних операций. Регулирование деятельности международных корпораций. Масштаб концентрации капитала в руках некоторых международных корпораций становится все более значительным. Так, на долю десяти крупнейших компаний соответствующей отрасли приходится 58% всего мирового объема производства меди, десяти нефтяных и газовых корпораций — 41% мировой добычи. В отдельных регионах мира деятельность ТНК становится определяющей. Подсчитано, что в ряде африканских стран международные корпорации производят более 50% ВВП. На первый план выдвигается задача установления контроля за деятельностью ТНК и регулирования на международном уровне соответствия интересов корпораций и отдельных стран.

Декларация об иностранных инвестициях и многонациональных компаниях ОЭСР была принята в 1976 г. и в дальнейшем несколько раз пересматривалась. Последние изменения в этот документ были внесены в 2000 г. Приложением к Декларации являются Рекомендации для многонациональных предприятий. В них содержатся требования к 30 странам — членам ОЭСР и другим 10 государствам, не входящим в состав организации, но подписавшим данную Декларацию.

Требования Рекомендаций для многонациональных предприятий

касаются вопросов улучшения инвестиционного климата в странах, стимулирования международных корпораций в целях поддержки экономического и социального развития стран, на территории которых компании функционируют. В документе нашло отражение и понимание необходимости минимизации отрицательных последствий деятельности МНК и ТНК для экономик отдельных стран.

Помимо членов ОЭСР свои подписи под Декларацией поставили главы следующих государств: Аргентины, Бразилии, Чили, Египта, Эстонии, Израиля, Латвии, Литвы, Румынии, Словении. Пристальное изучение функционирования ТНК осуществляет и ЮНКТАД. Ежегодно эксперты этот международной организации подготавливают документ под названием «Отчет по мировым инвестициям», в котором содержится анализ инвестиционной деятельности международных корпораций, выявляются современные тенденции в процессе интернационализации их стратегий.

21.3. Российские транснациональные корпорации, их место и роль в современной мировой экономике

Все больше российских компаний приобретают отчетливые признаки международных корпораций. Конечно, российские транснациональные корпорации не настолько глобализированы, как ведущие ТНК, действующие на рынках развивающихся стран, для которых характерен большой разброс по отраслям экономики. Деятельность российских ТНК ограничивается отдельными секторами экономики, в которых они имеют конкурентные преимущества. Российские минерально-сырьевые компании участвуют в международном разделении труда и создают свои зарубежные филиалы. Наиболее интенсивно формирование ТНК идет в нефтяной и газовой отрасли российской экономики, формируется зарубежное производство в алмазном секторе, алюминиевой и золотодобывающей отраслях, в никелевом секторе сырьевого комплекса, телекоммуникациях, в сельскохозяйственном производстве. Исторический экскурс. До современных примеров создания и деятельности российских транснациональных корпораций (финансово-промышленных групп) идея создания крупных межотраслевых производственно-финансовых объединений реализовывалась на практике еще в период существования Советского Союза. Это проявилось в образовании научно-производственных объединений (НПО), агропромышленных комплексов (АПК), территориально-производственных комплексов (ТПК) и, наконец, государственно-производственных объединений (ГПО). Все эти образования были главным образом нацелены на решение внутриэкономических задач без планов внешнеэкономической ориентации.

Уже в советские времена существовали международные или транснациональные корпорации. Примером советской ТНК может служить «Ингосстрах» со своими дочерними и ассоциированными фирмами и отделениями в США, Нидерландах, Великобритании, Франции, Германии, Австрии, а позднее и в ряде стран СНГ.

Вопросы практики. ОАО «Газпром»: объем активов 26 млрд дол. США Ориентирует свою экспансию на формирование инфраструктуры поставок газа на рынки Европы и стран СНГ. Имеются дочерние предприятия в Великобритании, Австрии, Армении, Болгарии, Венгрии, Германии, Греции, Италии, Латвии, Нидерландах, Польше, Сербии, Словакии, Турции, Финляндии, Эстонии. Внешние стратегии: участвует в зарубежных проектах добычи и транспортировки газа, создает консорциумы и совместные предприятия за рубежом в Индии, Иране, Вьетнаме, Армении, Казахстане.

Такие российские корпорации, как «Лукойл», «Итера», «Русал», имеют диверсифицированное производство, которое расположено в разных странах, но сохраняют единый центр управления в России. Еще десятки наших фирм находятся в предстартовом состоянии для выхода на внешний рынок в качестве транснациональных.

Прямые иностранные инвестиции российских ТНК. Согласно данным ежегодного «Доклада о мировых инвестициях» ЮНКТАД за 2006 г. в числе лидеров по объему прямых заграничных вложений среди стран Юго-Восточной Европы и СНГ в 2005 г. оказалось 8 российских компаний: «Газпром», «Лукойл», «Норникель», «Новошип», «Русал», «ОМЗ», «Северсталь» и «Мечел». Кроме того, отмечаются значительные прямые иностранные инвестиции, осуществленные телекоммуникационными компаниями «Мобильные ТелеСистемы» (МТС), «Вымпелком» и «Мегафон». Объем прямых зарубежных инвестиций российских компаний в 2005 г. составил 120 млрд долл. США, что ставит Россию на 3-е место по зарубежным инвестициям среди развивающихся стран после Гонконга и Британских Виргинских островов. Вопросы практики. ОАО «Лукойл» — лидер транснациональной деятельности среди российских нефтяных компаний. Возглавляет рейтинговую таблицу ЮНКТАД по ТНК стран с переходной экономикой. Холдинг контролирует проекты в Азербайджане, Казахстане, Египте, Ираке. Имеются дочерние предприятия в странах Балтии, СНГ и в Европе (Болгария, Румыния, Чехия, Венгрия, Польша, Турция).

Внешние стратегии: создание совместных предприятий за рубежом, участие в консорциумах, поглощения иностранных компаний. Интересный факт: Лукойл формирует собственный ледокольно-танкерный флот для обеспечения поставки нефтепродуктов.

Очень активна на внешних рынках корпорация «Вимм-Билль-Данн». Она значительно расширяет свои мощности, открыла структурные подразделения за рубежом, вышла на американский рынок, привлекает иностранных акционеров.

Положительные моменты внешней экспансии российских ТНК:

выход за пределы России — это свидетельство высокой зрелости российских корпораций, они начинают уже играть не только роль крупных игроков в России, в Европе, но и в глобальном масштабе;

структура собственности включает не только российские предприятия, но и предприятия за рубежом, что позволяет повысить эффективность бизнеса через обмен технологиями либо за счет преодоления импортных барьеров. Например, когда российский холдинг экспортирует продукцию в дочерние компании за рубежом для дальнейшей технологической переработки, ограничения в виде квот на ввозимые товары на местных рынках не применяются;

появляются дополнительные возможности по диверсификации рисков, в том числе политических, которые могут иметь место как на глобальных рынках, так и в специфических российских условиях. Когда часть бизнеса переводится за пределы Российской Федерации, компания юридически и фактически становится транснациональной и уже является субъектом международного права, что позволяет ее владельцам эффективнее защищать свои интересы.

Виды российских ТНК. Наиболее представительным является тип классических ТНК, который можно встретить в любой крупной развивающейся стране. Он представлен в основном приватизированными нефтяными и металлургическими гигантами. Часть экспортной выручки владельцы российских ТНК предпочитают инвестировать за рубежом.

Как правило, российские ТНК данного вида преследуют две группы целей. Во-первых, легальные капиталовложения за рубежом позволяют обезопасить свой бизнес и повысить имидж, необходимый для выхода на западные фондовые рынки. Во-вторых, прямые иностранные инвестиции могут иметь и производственную целесообразность — ради обеспечения доступа к сырьевым ресурсам (при инвестировании в странах с развивающейся или переходной экономикой) или к новым технологиям (при слиянии и поглощении фирм в развитых странах). Реже преследуется цель облегчения доступа на зарубежные рынки сбыта.

В перспективе сырьевые российские ТНК и дальше продолжат активно покупать зарубежные активы по всему миру. Однако российские компании встречают активное противодействие при попытках диверсификации своего бизнеса за рубежом. Так, в Европе потерпела неудачу компания «Северсталь», запланировавшая слияние с компанией «Арцелор». Всего в 2006 г. сорвалось 13 сделок российских компаний по трансграничным слияниям на сумму свыше 50 млрд долл. США. У российских ТНК пока остаются шансы приобретать в развитых странах только фирмы среднего размера, причем находящиеся преимущественно в тяжелом финансовом положении. Другой вид российских ТНК — компании, интернационализацию которых обеспечил иностранный инвестор. Без капиталовложений телекоммуникационного гиганта «Дойче Телеком» трудно было бы представить столь стремительную экспансию компании «МТС» в Украине, Белоруссии, Узбекистане и Туркмении, хотя к концу 2005 г. германский стратегический инвестор перестал быть акционером компании. Конкурент МТС компания «Вымпел-ком» вышла за пределы московского региона, а затем начала экспансию в Казахстане и других странах СНГ только после появления в числе ее акционеров норвежского концерна «Теленор». Есть пример и в других отраслях — концерн «ТНК-ВР» смог осуществлять масштабные прямые инвестиции в Украину после слияния с британским концерном.

Есть еще один вид российских ТНК — это корпорации, деятельность которых разворачивается на экономическом пространстве бывшего СССР. Кроме РАО «ЕЭС России», можно назвать и другие государственные и частные фирмы, которые проводят интеграцию внутри СНГ предприятий-смежников: «ТВЭЛ» (инвестиции в добычу урана в Казахстане), «Атомредметзолото» (капиталовложения в горно-химический комбинат в Узбекистане), «Вимм-Билль-Данн» (создание молокозаводов на Украине и в Киргизии). Целый ряд факторов способствует активизации деятельности рос-сийских ТНК на территории бывших союзных республик: низкие транспортные издержки, часто налаженные еще в условиях СССР научно-технические и производственные связи, понятная местная предпринимательская среда, наличие емких рынков сбыта с низкой конкуренцией, лояльное отношение к российской продукции. Отдельным видом российских ТНК можно считать корпорации, являющиеся фактически наследниками советских ТНК. Дело в том, что Советский Союз также экспортировал капитал, как и любая западная держава. К началу 1990-х гг. накопленная сумма совет-494 Российские транснациональные корпорации, их место и роль в... мировой экономике ских прямых иностранных инвестиций в промышленность и сферу услуг достигала 0,7 млрд долл. США, а активы советских загранич-ных банков превышали 1 млрд долл. В настоящее время несколько таких компаний по-прежнему играют значительную роль в эконо-мике России — это «Газпром», «Зарубежнефть», «Банк ВТБ» (глав-ный российский транснациональный банк) и приватизированный «Ингосстрах». К числу такого рода компаний можно отнести и госу-дарственный концерн «Нафта Москва» (бывший «Союзнефтеэкс-порт») со своими дочерними компаниями в Финляндии, Бельгии, Англии, Дании, Италии и других странах.

Наконец, есть пятый вид — псевдо-ТНК, который представлен морскими пароходствами (перевод судов под контроль зарубежных дочерних фирм относится к типу прямых инвестиций). Их позиции в рейтингах ЮНКТАД (в 2006 г. там остался один «Новошип», хотя раньше в списке фигурировали Приморское и Дальневосточное мор-ские пароходства, государственная компания «Совкомфлот») посте-пенно сошли на нет, что определяется выводом российского торго-вого флота под «удобные» флаги Кипра, Мальты, Либерии. Однако не исключено, что благодаря капиталовложениям в зарубежные судо-ремонтные заводы и портовые комплексы часть российских мор-ских пароходств трансформируется в «классические» ТНК. Типы российских ТНК. Российские корпорации можно разде-лить на следующие типы:

группа интегрированных предприятий;

ш холдинги в рамках одной отрасли («Вымпелком»);

объединение отдельных предприятий, занятых в разных отрас-лях экономики («Альфа-групп»).

Вопросы практики. К группе интегрированных предприятий можно отнести «Базовый элемент» Олега Дерипаски, в состав которой входят корпорация «РУСАЛ», бывший «Ингосстрах», автомобильная компания «ГАЗ», золотодо-бывающая компания «Союзметаллресурс».

Формирование и развитие российских международных корпораций осуществляется двумя основными способами:

образованием мощных национальных корпораций — финансово-промышленных групп (ФПГ) с последующей их экспансией на мировом рынке;

использованием имеющейся системы разделения труда и соответствующей ей кооперации производства между странами СНГ, созданием транснациональных ФПГ с участием финансово-экономических ресурсов партнеров из стран содружества. Хотя первый способ появился еще в начале 1990-х гг., он до сих пор не реализован. В состав ФПГ могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций. Среди участников ФПГ обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства, а также банков. В качестве примера можно привести корпорацию «Интеррос» в том виде, в котором она существовала до 2007 г. В финансовый блок этой ФПГ, помимо Росбанка, входили инвестиционный банк «МФК- Ренессанс», страховая компания и компания по управлению активами. Производственный блок был достаточно диверсифицирован и включал нефтяную компанию «СИДАНКО», Новолипецкий металлургический комбинат, Норильский никель, Связьинвест, а также химические и деревообрабатывающие предприятия. Кроме того, холдинг приобрел некоторые средства массовой информации.

На начальном этапе создания и функционирования финансово-промышленных групп определенное предпочтение отдавалось второму подходу. Это объясняется нехваткой собственных средств и возможностей и тем, что создание таких компаний способствует поддержанию исторически сложившейся кооперации промышленного производства хозяйствующих субъектов стран содружества, восстановлению и развитию интеграционных процессов между странами СНГ. Межгосударственный экономический комитет стран СНГ разработал Конвенцию о транснациональных корпорациях в странах СНГ. Ее цель — содействовать формированию транснациональных производственных структур в странах СНГ, проведению активной промышленной политики, привлечению инвестиций. Общим базовым нормативно-правовым документом считается подписанное в 1994 г. Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений. В развитие его положений Россия заключила двусторонние соглашения с Белоруссией, Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией, Таджикистаном. Второй сценарий напоминает китайский, когда выход национальных компаний на мировые рынки основывается на государственной поддержке, планомерной экспансии во все ключевые регионы мира на базе холдинговых структур. Преимуществом использования государственного ресурса активно пользуются сырьевые и транспортные компании. Примером может служить подготовка Министерством иностранных дел РФ к подписанию специальных соглашений со странами ближнего зарубежья в интересах продвижения на внешние рынки таких корпораций, как «Российские железные дороги» и РАО «ЕЭС России». Формы экспансии российских ТНК разнообразны. Среди них следует выделить:

осуществление прямых зарубежных инвестиций. Финансирование зарубежных филиалов происходит преимущественно путем разовых прямых капиталовложений, после чего структурные подразделения развиваются за счет использования собственной прибыли;

трансграничные слияния и поглощения. Этот способ инвестирования оказался весьма действенным;

создание консорциумов. Российский монополист добычи алмазов «АЛРОСА» является участником консорциума (32% участия) с ангольской государственной компанией «Андтума», бразильской «Одебрехт Дуймонти» и нидерландской «Фанензинг Б.В.» по разработке кимберлитовой трубки «Катока» в Анголе, одного из крупнейших месторождений алмазов мира;

приобретение лицензий. Покупаются лицензии на право поиска, разведки и добычи полезных ископаемых на территориях принимающих стран. Особое внимание уделяется стратегическим видам минерального сырья, импортируемого в Россию (бокситы, марганцевые руды, титановый концентрат). Вопросы практики. В 2007 г. завершилась сделка по созданию крупнейшей в мире компании по производству алюминия и глинозема. Новая транснациональная корпорация, получившая название «Российский алюминий», создана на базе двух алюминиевых компаний из России «Русал» (66% акций объединенной компании) и «СУАЛ» (22% акций) и швейцарской компании «Гленкор» (12%). Стоимость приобретения оценивается в 2,5 млрд долл. США. Проблемы интернационализации российских корпораций. Российские корпорации при выходе на внешние рынки сталкиваются с различными препятствиями:

недостаток финансовых средств и практического опыта у российских ТНК для реализации глобальных стратегий (прежде всего это относится к новым классическим ТНК — «Эльдорадо», «Глория Джине»);

низкая капитализация и неустойчивость развития российского банковского сектора;

низкая конкурентоспособность российских предприятий на мировых рынках. В среднем, лишь 20—25% российских корпораций считаются конкурентоспособными на мировых рынках. Характерно, что этот показатель существенно различается в зависимости от отрасли: если в химической промышленности доля конкурентоспособных компаний превышает 45%, то в пищевой промышленности — 10—12%;

географическая структура инвестиций российских ТНК, в основном, характеризуется вложением финансовых ресурсов в страны СНГ и Восточной Европы;

исторически сложившийся негативный имидж российских ТНК в развитых странах, характеризующийся отношением к российскому бизнесу как к бизнесу с «низкими стандартами» с правовой точки зрения и пронизанному коррупцией. Поданным опросов журнала «Слияния и поглощения», российскому бизнесу в развитых странах доверяют лишь 18% топ менеджеров;

несоответствие государственных и частных экономических интересов, преследуемых участниками процесса при выходе на зарубежные рынки;

отсутствие четко выработанной позиции государства в отношении глобальных целей ТНК;

недостаточная разработанность механизмов выхода российских ТНК за рубеж (в первую очередь инвестиционных и финансовых).

Российским ТНК необходимо переходить к использованию долгосрочных стратегий расширения конкурентных преимуществ, к числу которых можно отнести внедрение инновационных решений, совершенствование технологий процессов производства и управления, повышение качества выпускаемой продукции и др., а не сосредотачивать внимание на стратегиях снижения издержек производства или привлечения крупных инвестиций.

В целом российские ТНК находятся только на начальных стадиях интернационализации своей деятельности. В перспективе ожидаются новые крупные зарубежные сделки с участием российских корпораций. По-прежнему основными направлениями их экспансии останутся страны СНГ (прежде всего Казахстан и Украина), Европа (главным образом Великобритания, Италия и Германия, хотя будут предприниматься новые попытки закрепиться в странах Центральной и Восточной Европы), а также богатые сырьем государства Азии, Африки и Латинской Америки.

В условиях глобализации экономики российские ТНК должны участвовать в приобретении относительно дешевых природных ресурсов путем инвестирования средств в свои зарубежные филиалы. Это необходимо осуществлять с целью недопущения ситуации, когда после экономического передела мира экономика России может оказаться зажатой в рамках собственной территории. Для поддержания интересов национальной безопасности государство должно оказывать помощь российским компаниям в приобретении ими зарубежных активов и применении разнообразных форм международного экономического сотрудничества и в изменении стереотипов отношения к российскому бизнесу в других странах.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите примеры негативного воздействия ТНК на экономику развивающихся стран.

2. Приведите примеры положительного влияния ТНК на экономику и социальную сферу стран-реципиентов?

3. В чем состоит основное отличие транснациональной компании от многонациональной?

4. Какие факторы способствовали развитию международных корпораций?

5. Дайте определение глобальной корпорации.

6.Определите, к какому типу международных корпораций следует отнести шведский автомобильный концерн «Вольво»:

транснациональная;

многонациональная;

глобальная.

Справка: Компания выпускает не только известные во всем мире автомобили. У нее имеется более 30 крупных дочерних компаний разного профиля в Швеции и несколько десятков за рубежом. Вольво производит моторы для катеров, авиационные двигатели и даже продукты питания.

7. Какие мотивы, на Ваш взгляд, являются определяющими во внешней деятельности ТНК?

8. Охарактеризуйте отраслевую направленность прямых иностранных инвестиций крупнейших корпораций.

9. Какие формы выхода на рынки других стран применяются международными корпорациями?

10 Что характерно для глобальной стратеги современных ТНК?

11. Когда и кем была принята Декларация об иностранных инвестициях и многонациональных компаниях?

12.Какие преимущества дает вертикальная интеграция российским ТНК?

Рассмотрите при этом пример АО «Русский алюминий»:

РУСАЛ осуществляет добычу собственных бокситов;

производит глинозем;

выпускает алюминиевые изделия.

13.Группа компаний «ИТЕРА» имеет в своем составе предприятия, занятые добычей и транспортировкой природного газа, реализующие проекты газификации социально-бытового сектора, осуществляющие операции с недвижимостью, изготовляющие пластиковые изделия, добывающие золото. К какому типу интеграции производства вы могли бы отнести эту группу предприятий? Какие цели преследовали владельцы ИТЕРА при создании такого объединения?

14.Что послужило причинами появления российских ТНК?

Контрольные вопросы и задания

15. Приведите примеры различных форм экспансии, которые наиболее активно применяются российскими ТНК в процессе интернационализации их деятельности.