Основные показатели по основным туристским макро-регионам
| прибытия туристов (млн. поездок) | поступления (млрд. долл.) | ||||
2000 г | 1990 г. | Среднегодовые темпы роста, (%), 1990-2000 гг. | 2000 г. | 1990 г. | Среднегодовые темпы роста, (%), 1990-2000 гг. | |
мир | 698,8 | 457,2 | 4,8 | 475,8 | 263,6 | 7,32 |
Африка | 27,6 | 15 | 7,64 | 10,7 | 5,3 | 9,26 |
Америка | 129 | 92,8 | 3,55 | 136,4 | 69,2 | 8,83 |
Европа | 403,3 | 282,7 | 3,88 | 231,5 | 143,5 | 5,57 |
Ближний Восток | 20,6 | 9 | 11,72 | 9,7 | 4,4 | 10,95 |
Южная Азия | 6,4 | 3,2 | 9,09 | 5,1 | 2,2 | 11,98 |
Виды туристических услуг, предлагаемых в качестве товаров, довольно разнообразны. К ним относятся: услуги по размещению туристов; услуги по перемещению туристов до страны назначения и по стране различными видами транспорта; услуги по обеспечению туристов питанием; услуги, направленные на удовлетворение культурных потребностей и деловых интересов туристов; услуги по оформлению документации (паспорта, визы и др.).
Международный туризм– важный источник валютных поступлений для многих развитых и развивающихся стран. В сфере туризма занято 8% трудоспособного населения (203 млн. чел.), вклад в мировой ВВП 3,3 трлн. долл. (свыше 11%), 630 млрд. долл. инвестиций, или 9% всех инвестиций в основной капитал. Быстрыми темпами увеличиваются и прибытия туристов, и поступления от туризма.
Но положительное влияние туризма на экономику государства происходит лишь в том случае, когда туризм в стране развивается всесторонне, т.е. не превращает экономику страны в экономику услуг. Другими словами, экономическая эффективность туризма предполагает, что туризм в стране должен развиваться параллельно и во взаимосвязи с другими отраслями социально-экономического комплекса.
В развитых странах туризм дает 3-10% ВВП и до 40% в развивающихся. Туризм один из 5 основных источников иностранной валюты в 160 странах мира и главный источник в 70-ти.
В системе ООН имеется специальная организация – Всемирная туристская организация, созданная в 1975 году, она объединяет правительственные организации по туризму, цель ее – содействие развитию туризма.
Лизинг. Международные арендные услуги предполагают предоставление внаем товаров, пересекающих границу страны арендодателя. В зависимости от сроков или продолжительности в международной практике различают 3 вида аренды: лизинг – долгосрочная аренда (3–5 лет и выше); хайринг – среднесрочная аренда (1–3 года); рентинг – краткосрочная аренда (от нескольких часов, дней, месяцев до 1 года). Наибольшее распространение в международной торговле приобрели лизинговые услуги, объем которых постоянно увеличивался, так же как и круг сдаваемых внаем товаров.
Выделяют прямой зарубежный лизинг – арендная сделка между юридическими лицами различных стран икосвенный лизинг– сдача в аренду через третье лицо. Сделка, в которой лизинговая компания покупает оборудование у национальной фирмы, а затем предоставляет его в аренду зарубежному арендатору, называетсяэкспортным лизингом. При закупке оборудования у иностранной фирмы и предоставлении его отечественному арендатору сделка носит названиеимпортного лизинга.
По определению Европейской федерации национальных лизинговых ассоциаций, под лизингом понимается аренда основных средств производства (машин, оборудования, заводов, транспортных средств и средств связи, конторского оборудования, складских помещений и т.п.), а также других товаров для их использования в производственных целях арендатором, в то время как арендодатель сохраняет право собственности до конца сделки.
Рост объема лизинговых услуг, предоставляемых на мировом рынке, составляет более 500 млрд. долл. Наибольшей популярностью пользуется лизинг машинного оборудования – 32,3%. Далее следует лизинг техники и оборудования – доля в объеме мирового лизинга составляет 25,6%, удельный вес этого типа активов также весьма отличается по странам: в Канаде – 40,2%, в Голландии – 0%. Преимуществом на мировом рынке лизинга недвижимости обладают промышленные здания, которые занимают около 30% рынка.
По данным Европейского федеративного объединения компании по лизингу оборудования (Leaseurope), в экономику Европы за счет лизинга было инвестировано 178449 млн. евро, доля лизинга составляет в среднем 9,7% всех инвестиций.
Самого большого объема инвестирования посредством лизинга добилась Англия – 39255 млн. евро, затем с небольшим отрывом следует Германия – 38200 млн. евро, а замыкает тройку лидеров Италия с объемом операций 26742 млн.евро.
Финансовые услуги.Мировой рынок финансовых услуг включает банковские, страховые сделки и операции с ценными бумагами. Объем этого рынка оценивается более 1,5 трлн. долл.
Финансовая деятельность– сравнительно молодая, но развивающаяся отрасль международных экономических отношений. Наиболее важным ее сектором являются международные перемещения капиталов, которые растут быстрее, чем торговля товарами. В настоящее время в мире насчитывается несколько главных центров, которые соперничают между собой в международном перемещении капиталов. В течение долгого времени в роли главного экспортера капитала в мире выступали США. В последние годы страны Западной Европы по масштабам своих заграничных инвестиций превзошли США. Велика роль в экспорте капитала Великобритании, Германии, Франции. Третьим финансовым центром является Япония. Наряду с ними в последние годы сложились новые финансовые базы в развивающемся мире (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ).
Разновидностью международной финансовой деятельности является страхование. Это такая форма экономических отношений, которая предполагает формирование за счет взносов участников этой деятельности целевых фондов для возмещения потерь, связанных со стихийными и случайными действиями природы и человека. Объектом страхования являются все факторы производства, каждый из которых подвержен различным рискам. Во внешнеэкономических связях страхуются сделки, заключаемые иностранными контрагентами. Страховой бизнес характеризуется постоянным расширением числа видов предоставляемых услуг. Они включают различные виды страхования, перестрахования, сервисное обслуживание, трастовые услуги и пр.
Инжиниринговые услуги представляют собой оказание одной стороной (консультантом) другой стороне (заказчику) комплекса или отдельных видов инженерно-технических услуг, связанных с проектированием, строительством и вводом объекта в эксплуатацию, с разработкой новых и усовершенствованием имеющихся технологических процессов на предприятии заказчика, внедрением изделия в производство, сбытом продукции.
Инжиниринговые услуги оказываются специализированными фирмами, строительными и промышленными компаниями на коммерческой основе. Обычная цена инжиниринговых услуг при оказании заказчику полного комплекса услуг по строительству объекта под ключ колеблется от 5 до 10% общей стоимости проекта, в случае оригинальных проектов стоимость увеличивается до 25%, при повторении существующих стандартизированных проектов уменьшается до 1-3%. Иногда рассчитывают оплату, исходя из почасовой оплаты работы специалиста. Специалист высокого класса получает 60-70 долл. в час, среднего класса – 30-35 долл. в час, низшего – 20-25 долл. в час. Средняя фирма имеет в штате не менее 3-4 высококвалифицированных специалистов, 1-2 секретарей, остальных приглашают по мере необходимости.
Консалтингпредставляет собой особый вид консультационных услуг, которые предоставляются фирмам и предприятиям в форме консультаций по экономическим вопросам на коммерческой основе. Эти консультации оказывают специализированные фирмы по широкому кругу проблем – делают аналитические обзоры экономической деятельности предприятий за определенный срок, дают прогнозы функционирования рынков, разрабатывают технико-экономические обоснования разных проектов и т.д. Консалтинговые фирмы разрабатывают также для предприятий и компаний экспортно-импортную стратегию. При этом они действуют как на национальной территории, так и за рубежом, открывая там собственные филиалы или участвуя в смешанных компаниях аналогичного направления.
Данный рынок оценивается почти в 90 млрд. долл. с годовым потенциалом роста порядка 15-20 процентов в течение последних нескольких лет. В мире насчитывается около 1720 фирм, специализирующихся в области управленческого консалтинга.
Анализ структуры услуг, производимых 40 крупнейшими управленческими консалтинговыми фирмами, показал следующие результаты:
31% – консалтинговые услуги по вопросам управления операциями и процессами, включая вопросы реорганизации бизнеса и всеобщего управления качеством (TQM);
17% – консультирование по вопросам корпоративной стратегии;
17% – консультирование по вопросам информационно-технологической стратегии;
16% – консультирование по вопросам развития бизнеса;
11% – консультирование по вопросам организационного проектирования;
6% – финансовое консультирование;
2% – услуги по вопросам маркетинга и продажам.
Следует отметить, что на долю США приходится около 49% всего мирового рынка управленческих консалтинговых услуг. За последние три года рост объемов продаж консалтинговых услуг ежегодно составляет не менее 10%.
- Академия управления при Президенте Республики Беларусь
- Тема 1. Международные экономические отношения: основные черты и особенности 9
- Тема 1. Международные экономические отношения: основные черты и особенности Лекция 1. Международные экономические отношения: основные черты и особенности
- Сущность и основные формы международных экономических отношений
- Факторы развития международных экономических отношений
- Современные тенденции развития международных экономических отношений
- Контрольные вопросы к теме №1
- Тема 2. Международная торговля товарами Лекция 2. Международная торговля как форма международных экономических отношений
- Сущность, формы и тенденции международной торговли
- Динамика товарной структуры международной торговли товарами
- Основные виды мировых цен
- Внешняя торговля Республики Беларусь
- Динамика объема внешней торговли Республики Беларусь за 1995-2003 гг., в млн. Долл.
- Экспорт основных видов товаров Республики Беларусь в 2003 году
- Основные торговые партнеры Республики Беларусь в 2003 году
- Контрольные вопросы к теме № 2
- Тема 3. Международная торговля услугами Лекция 3. Международная торговля услугами как форма международных экономических отношений
- Структура и специфика мирового рынка услуг
- Виды международных услуг и сферы их реализации
- Объем и динамика транспортных услуг
- Основные показатели по основным туристским макро-регионам
- Регулирование рынка услуг
- Контрольные вопросы к теме № 3
- Тема 4. Международный обмен научно–техническими знаниями Лекция 4. Международный обмен научно-технологическими знаниями
- Международный технологический обмен: предпосылки и экономическая целесообразность
- Экономическая целесообразность экспорта технологий
- Экономическая целесообразность импорта технологий
- Особенности мирового рынка технологий
- Международное техническое содействие
- Контрольные вопросы к теме №4
- Тема 5. Международное движение капитала Лекция 5. Международное движение капитала
- Формы международной миграции капитала
- Ведущие десять стран-получателей и поставщиков пии
- Свободные экономические зоны
- Свободные экономические зоны в Республике Беларусь
- Контрольные вопросы к теме №5
- Тема 6. Международная миграция рабочей силы Лекция 6. Международная миграция рабочей силы как форма международных экономических отношений
- Международная миграция рабочей силы: особенности и последствия
- 1) По направлениям:
- 2) По территориальному охвату:
- 3) По времени:
- 4) По степени законности:
- Инструменты регулирования миграции рабочей силы
- Контрольные вопросы к теме №6
- Тема 7. Механизм регулирования международных экономических отношений Лекция 7. Наднациональное регулирование международных экономических отношений
- Необходимость регулирования международных экономических отношений на межгосударственном уровне
- Роль международных организаций в регулировании мэо
- Лекция 8. Национальное регулирование внешней торговли товарами и услугами
- Внешнеторговая политика государства
- Инструменты внешнеторговой политики
- Контрольные вопросы к теме №7
- Вопросы к экзамену
- Литература Основная
- Дополнительная
- Список Internet-источников
- Рутко Диана Федеровна Международные экономические отношения
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.