logo search
DO_ak_meo

Свободные экономические зоны

Современные международные экономические отношения невозможно представить без инвестирования капиталов в свободные (или специальные) экономические зоны (СЭЗ). Сегодня в мире действует около 4000 различных видов свободных экономических зон, что свидетельствует об огромной популярности подобных экономических образований в мире. СЭЗ играют важную роль в стимулировании внешнеэкономических связей и являются инструментом общенационального экономического развития; это одна из новых форм международного разделения труда.

Согласно Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур, принятой в городе Киото 18 мая 1973 г., под свободной зоной (или «зоной-франко») понимается часть территории страны, на которой ввезенные товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной юрисдикции и, следовательно, освобожденные от обычных в таких случаях процедур таможенного контроля и налогообложения.

В более широком толковании, характерном для международной практики, СЭЗ является частью национального экономического пространства с преференциальной системой льгот и стимулов для хозяйствующих субъектов, не применяемой на остальной территории.

При создании специальных экономических зон могут быть использованы два концептуальных подхода: территориальный и функциональный. Согласно первому подходу льготным режимом пользуются предприятия и организации, расположенные на определенной, специально оговоренной территории. Во втором случае льготы устанавливаются для определенных видов предпринимательской деятельности вне зависимости от места размещения фирм и предприятий, занимающихся этой деятельностью.

Выбор одного из этих двух подходов зависит от конкретных задач, которые государство хочет решить при образовании свободной экономической зоны. Территориальный подходпозволяет в большей мере решить проблему развития какого-либо региона, афункциональный– проблему развития определенных отраслей. На практике преобладает территориальный подход к образованию СЭЗ.

Льготы,предоставляемые иностранным инвесторам на территории специальных экономических зон, можно подразделить на четыре основные группы.

Льготы различных видов могут применяться в свободных экономических зонах в различных комбинациях, в зависимости от приоритетных целей образования СЭЗ.

Создание свободных экономических зон преследует различные цели. Прежде всего, привлеченные иностранные инвестиции используются для расширения производства товаров на экспорт, либо импортозамещающих товаров. Такие производства развиваются, как правило, на основе новейших технологий. Некоторые СЭЗ создаются с ориентацией на развитие иностранного туризма на территории зоны.

И в первом, и во втором случае создание СЭЗ способствует ускоренному развитию экономики, созданию современной инфраструктуры, повышению квалификации местных работников, и, в конечном итоге, увеличению притока валютных средств в страну.

Однако, для привлечения иностранных инвесторов недостаточно только провозглашения определенных льгот. Практика показывает, что создание СЭЗ будет эффективным, с экономической точки зрения только тогда, когда имеются следующие условия:

Для создания предпосылок успешного развития СЭЗ государство должно произвести определенные затраты на обустройство зоны в соответствии с вышеприведенными требованиями. Практика показывает, что государству необходимо вложить приблизительно 4 доллара на каждый доллар первоначальных иностранных инвестиций в СЭЗ.

Однако, правительства, создающие СЭЗ, идут на эти затраты, исходя из того, что положительный эффект функционирования таких зон вполне их окупит. Привлеченный иностранный капитал создаст новые рабочие места, организует производство по наиболее современным технологиям, что будет способствовать повышению квалификационного уровня работников. В стране может быть создан крупный экспортный сектор экономики, за счет которого увеличатся валютные поступления в страну. Опыт таких стран, как Южная Корея, Малайзия, Филиппины показывает, что примерно половина всех валютных поступлений от СЭЗ составляют суммы, выплаченные работникам в виде заработной платы. Вторым, по значимости, источником валютных поступлений являются поставки электроэнергии предприятиями принимающей стороны для предприятий, работающих в зоне. Следует отметить, что крупные затраты могут окупиться лишь в том случае, когда СЭЗ будут функционировать длительный период с неизменно высокой отдачей. В научной литературе выделяется до 30 разновидностей СЭЗ и, хотя они проявились давно, тем не менее, общепринятая классификация типов СЭЗ отсутствует. Не претендуя на класси-фикацию всех видов существующих СЭЗ, кратко охарактеризуем те из них, которые имеют четкий хозяйственный профиль: