logo search
ME-2013

Глава 3 Международная конкурентоспособность и методы ее оценки

В данной главе рассматриваются теоретические основы международной конкурентоспособности и современные методы ее оценки, вопрос о роли государства в решении проблем повышения международной конкурентоспособности. Анализируются проблемы конкурентоспособности экономики России.

3.Международная конкурентоспособность и методы ее оценки

3.1.Понятие международной конкурентоспособности

Конкурентоспособность — одна из сложных экономических категорий, которую необходимо рассматривать на нескольких уровнях:

конкурентоспособность товара;

конкурентоспособность товаропроизводителя (корпорации или фирмы);

отраслевая конкурентоспособность;

конкурентоспособность стран.

Между всеми этими уровнями конкурентоспособности существует определенная зависимость, которая заключается в том, что страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге определяются способностью конкретного товаропроизводителя выпускать конкурентоспособный товар. Под конкурентоспособностью товара понимается комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик товара, определяющих его успех как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Конкурентоспособность товара можно определить только в сравнении с товарами-аналогами.

Товарная конкурентоспособность находится в прямой зависимости от таких факторов, как издержки производства, производительность и интенсивность труда и т. д., которые непосредственно влияют на цену и качество изделий.

Развитие международного разделения труда привело к определенной специализации стран на мировой арене в зависимости от степени конкурентоспособности той или иной отрасли. В частности, в США наиболее конкурентоспособными отраслями являются авиационная и аэрокосмическая, уникальное машиностроение, автомобилестроение, производство суперкомпьютеров и разработка программного обеспечения. Синтетическим показателем, который объединяет конкурентоспособность товара, товаропроизводителя, отраслевую конкурентоспособность и характеризует положение страны на мировом рынке, является показатель конкурентоспособности стран.

В самом общем виде страновую конкурентоспособность можно определить как способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, соответствующие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние страны по сравнению с другими странами.

Общепринятого определения страновой конкурентоспособности нет. В Докладе о глобальной конкуренции Всемирного экономического форума «конкурентоспособность экономики определяется ее возможностью достигать высоких темпов роста на устойчивой основе». В США в официальном Докладе по вопросам конкурентоспособности Генерального ревизионного управления конкурентоспособность «на национальном уровне предполагает возможность нации достигать предельных уровней производительности, позволяющих поддерживать растущие стандарты жизни в комплексном мировом хозяйстве». Эксперты Международного института развития менеджмента определяют конкурентоспособность как «способность страны в условиях честных и свободных рыночных отношений производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям международных рынков, в то же время, поддерживая и повышая реальные доходы своих граждан в долгосрочной перспективе».

Для анализа проблем международной конкурентоспособности применяют два подхода. Первый из них, основанный на теории сравнительных преимуществ Д. Рикардо, предполагает, что торговля между странами приводит к увеличению доходов каждой из них. Второй подход, выдвинутый в 1992 г. американским экономистом Л. Туроу, основывается на утверждении, что в современной мировой экономике существует острая конкуренция, и экономический успех одной страны оборачивается потерями для другой, что неизбежно приводит к экономическим войнам.

Спорным является также и вопрос о роли государства в обеспечении национальной конкурентоспособности, однако бесспорно, что усиление роли государства в регулировании экономических процессов является заметной тенденцией в экономике как развитых, так и развивающихся стран. Так, в США в 1988 г. был принят Федеральный закон «О конкурентоспособности и торговле». После принятия этого закона в США был создан ряд структур по различным проблемам конкурентоспособности, свыше 100 представительств в 70 странах, разработаны долгосрочные (до 2015 г.) стратегии и программы обеспечения национальной конкурентоспособности. На протяжении всего XX в. многие ученые внесли свой вклад в изучение понятия конкурентоспособности. И. Шумпетер особо отмечал роль предпринимательства как двигателя экономического развития (позднее П. Друкер применил ту же теорию к менеджменту).

Таким образом, современное понимание конкурентоспособности напрямую связано с развитием мировой экономики и международных рынков в условиях углубления процессов глобализации. Учитывая растущую взаимозависимость стран в современной мировой экономике различают конкурентоспособность страны на мировом рынке, конкурентоспособность страны на внутреннем и национальном рынках, конкурентоспособность страны на микроуровне (на уровне предприятий и фирм).

3.2.Теория конкурентных преимуществ М. Портера

В 1990 г. была разработана теория конкурентных преимуществ профессора Гарвардского университета М. Портера. К факторам, обусловившим появление теории конкурентных преимуществ, он относит следующие:

реальные изменения в мировой экономике и международной конкуренции в условиях глобализации, в силу чего прежняя классическая теория не способна была охарактеризовать конкурентные преимущества ;

революционные изменения в технологиях;

появление новых индустриальных стран;

расширение интернационализация производства (фирмы стали использовать преимущества не только той страны, в которой они базируются, но и тех стран, где находятся их финансы).

М. Портер в своей книге «Международная конкуренция» утверждал, что пока «не существует общепринятого определения конкурентоспособности. Для фирм конкурентоспособность означала возможность конкурировать на мировом рынке при глобальной стратегии. Для многих конгрессменов конкурентоспособность означала положительный внешнеторговый баланс. Для некоторых экономистов конкурентоспособность подразумевала низкие производственные издержки на единицу продукции, приведенные к обменному курсу. Единственное, на чем может основываться концепция конкурентоспособности на уровне страны — это продуктивность использования ресурсов». Вместе с тем он отмечает: «корпорации, не нации, находятся на переднем крае международной конкуренции... конкурентное преимущество компаний напрямую связанно с местом, которое они называют своей нацией или страной происхождения... формирование корпорации в «неправильной» нации должно вызывать фундаментальную стратегическую озабоченность... Корпорация получает важное преимущество от наличия в своей нации таких компаний-поставщиков и компаний-покупателей ее продукции, которые занимают ведущие позиции на мировом рынке, т.е. компаний мирового класса... Наиболее требовательные покупатели и поставщики подталкивают корпорацию-производителя к улучшению качества и конкурентоспособности ее продукции...».

Таким образом, конкурентоспособность, с его точки зрения, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства, а национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности постоянно развиваться и производить инновации. Первоначально национальные компании добиваются конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой они конкурируют. Удержать же преимущество им позволяет постоянное совершенствование товара, способа производства и других факторов, причем оперативно, чтобы конкуренты не смогли их догнать и перегнать.

Конкуренция — это не равновесие, а постоянные перемены. Поэтому в основе объяснения конкурентного преимущества лежит роль страны стимулирования обновлений и совершенствований (т.е. в стимулировании производства инноваций). Таким образом оказывается, что процесс создания и поддержания конкурентоспособности чрезвычайно локализован. Различия в экономике стран, в их культуре, населении, инфраструктуре, управлении, национальных ценностях и даже в истории — все это в той или иной степени влияет на конкурентоспособность национальных компаний и определяется набором факторов, зависящих от конкретных, локальных условий.

В основе его теории лежат четыре наиболее существенных фактора, которые можно представить в виде ромба (национального ромба, как называл его автор) и которые являются детерминантами конкурентных преимуществ. Страна располагает конкурентным преимуществом только тогда, когда обладает не одним, а всеми элементами ромба. К основным детерминантам конкурентных преимуществ относятся следующие.

Факторные условия — наделенность страны (фирмы) следующими факторами производства:

человеческие ресурсы — количество, квалификация и стоимость рабочей силы, норма рабочего времени, трудовая этика;

физические ресурсы — количество и качество полезных ископаемых, воды, земельных участков, лесных ресурсов, ресурсов гидроэнергетики и т.д., географическое положение и климатические условия страны;

инфраструктура — транспортная система, система связи, почтовая связь, система коммуникаций, здравоохранения и т.д.;

ресурс знаний — ресурсы, которые концентрируются в институтах и университетах, а также в научно-исследовательских институтах, банках данных;

денежные ресурсы — капитал, который может быть направлен в производство.

Факторы можно в свою очередь разделить по степени развитости и специализации. По степени развитости факторы делятся:

— на основные — это некая данность, которая не имеет существенного значения для завоевания конкурентного преимущества, они создают конкурентные преимущества низкого ранга (например, природные ресурсы, климатические условия, географическое положение, неквалифицированный и полуквалифицированный труд, дебетовый капитал и т.д.);

— развитые — это факторы, которые создают устойчивые конкурентные преимущества высокого ранга (например, современная инфраструктура, обмен информацией, высококвалифицированные кадры, исследовательские отделы учреждений и т.д.).

По степени специализации факторы делятся: м на общие — универсальные факторы (например, система транспортных коммуникаций, персонал с высшим образованием, дебетовый капитал и т.д.);

специализированные — узкоквалифицированный персонал, инфраструктура специализированных отраслей, базы данных узкой специализации. Развитые факторы могут эволюционировать в специализированные.

Условия спроса представлены тремя составляющими:

а) структура внутреннего спроса;

б) величина и характер роста внутреннего спроса;

в) интернационализация спроса.

На структуру внутреннего спроса в свою очередь воздействуют следующие факторы:

сегментная структура рынка — структура населения по возрастному, половому признаку, месту проживания, удельному доходу и т.д.;

требовательность и разборчивость потребителей—чем более требователен потребитель, тем более развита товарная структура;

предполагаемые потребности покупателей — если в одной стране потребность в каком-нибудь товаре опережает потребность в этом же товаре в другой стране, то эта страна будет располагать конкурентным преимуществом, поскольку фирма должна уловить потребность в этом новом товаре.

Влияние величины и характера роста внутреннего спроса определяется по следующим показателям:

емкий рынок позволяет использовать эффект масштаба;

расширение рынка дает возможность для развития технологий;

насыщение рынка подвигает фирмы на экспорт, стимулирует обновление товара.

Интернационализация спроса является важным фактором при завоевании конкурентного преимущества, поскольку покупатели —граждане данной страны, посещающие многие страны мира, требуют тех же стандартов, услуг и товаров, которые присущи внутреннему рынку их государства. Развитие ТНК ведет за собой интернационализацию торговли, заставляет фирмы выходить на внешний рынок, а также дает возможность использовать мировой опыт. Влияние фирмы на запросы таких покупателей способствует тому, что зарубежные потребители, живущие продолжительный период времени в данной стране, тянут за собой спрос на те товары, к которым они привыкли на родине.

Важное значение имеет и так называемый эффект демонстрации — фирмы других стран стараются перенять у страны (фирмы), имеющей конкурентное преимущество, опыт производства, особенности менеджмента, маркетинга и т.д., чему способствуют многочисленные выставки, ярмарки, распространение буклетов, каталогов.

В теории М. Портера рассматриваются родственные и поддерживающие отрасли.

Поддерживающие отрасли — это отрасли-поставщики, имеющие связи с производителями при поставке комплектующих изделий, полуфабрикатов и т.д. Следовательно, если поставщики будут также динамичны, как и потребители их товаров, если они будут вести исследования, стремиться к прогрессивному изменению структуры производства, выпуску современной продукции, то это будет давать результаты и для фирмы-потребителя. Соответственно это оказывает положительное воздействие на конкурентные преимущества фирмы-производителя.

Родственные отрасли — это отрасли, в которых фирмы могут осуществлять взаимодействие между собой в процессе формирования цепочки ценностей, а также отрасли, имеющие дело с взаимодополняющими технологиями (например, производство фотоаппаратов и пленок, производство компьютеров и программного обеспечения).

Стратегия фирмы, ее структура и конкуренты подразумевают наличие мотивации и эффективной структуры, делает возможным создание и удержание конкурентного преимущества. Стратегия фирмы оживляет, реализует все предшествующие компоненты. Насколько рационально управление фирмой, настолько структура фирмы соответствует национальному менталитету. На определение стратегии фирмы и удержания конкурентного преимущества влияют следующие факторы:

цели, к которым стремятся люди и управленцы — если в стране эти цели совпадают с источниками конкурентного преимущества, то эффект значителен;

структура собственности — естественно, что у крупной компании одни интересы, у мелкой — другие;

индивидуальные цели — важную роль имеет система вознаграждений, поощрений, мотивов, социальные ценности, ориентация на труд, отношение в обществе к богатству;

влияние национального престижа и национальных приоритетов — некоторые отрасли благодаря сложившейся конъюнктуре рынка могут быть негласно объявлены национальными отраслями, соответственно сюда будет стремиться попасть более квалифицированная часть населения (национальный престиж);

конкуренция на внутреннем рынке — ни одна фирма, завоевавшая лидерство на мировом рынке, не достигла его, не побеждая прежде всего на внутреннем рынке. Если существует конкуренция внутри и данная фирма является лидером, то, естественно, на внешнем рынке она также стремится к лидерству. Следовательно, внутренняя конкуренция обеспечивает фирме будущее конкурентное преимущество на внешнем рынке.

К особым детерминантам конкурентных преимуществ относятся случай или случайные события и государственная политика, благодаря которым может произойти изменение в конкурентном преимуществе (усиление или утрата).

При этом, как правило, ни фирма, ни национальное правительство не могут избежать определенных ситуаций, таких как результаты изобретательства; крупные технологические сдвиги; революционное производство; резкое изменение цен на ресурсы; значительные изменения на мировых финансовых рынках (валютные курсы); всплеск мирового или местного спроса; политические решения зарубежных правительств; войны и т.д.

Государство при помощи своей политики может оказывать влияние на все четыре компонента национального ромба, но это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Поэтому чрезвычайно важно четко сформулировать приоритеты государственной политики. Общими рекомендациями являются: поощрение всяческого развития, усиление конкуренции на внутреннем рынке, стимулирование производства инноваций. В комплекс правительственных мер по поддержанию и повышению конкурентоспособности страны должны входить:

а) воздействие правительства на факторные условия:

акцент на создании факторов (инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы, научно-конструкторских разработок и т.д.);

грамотные политические решения в отношении рынков факторов и валютных рынков (налоговая и денежная политика, регулирование рынка энергоносителей и регламентирование процесса заключения коллективных договоров); б) воздействие правительства на условия спроса:

государственные закупки (стимулирование спроса на раннем этапе, внутренней конкуренции, производства инноваций);

регламентация изделий и процессов (создание четкой системы технических и технологических стандартов для вытеснения с рынка некачественной продукции);

воздействие на структуру отраслей, выступающих в роли покупателей (политика правительства в отношении государственной собственности);

стимулирование раннего или усложненного спроса (использование лизинговых механизмов и других форм непрямого кредитования);

предоставление полной и качественной информации покупателям;

введение технических стандартов (для обеспечения совместимости различных типов устройств);

зарубежная помощь и политические связи (например, схема взаимодействия «колония — метрополия»); в) воздействие правительства на родственные и поддерживающие отрасли:

политика правительства в отношении СМИ;

образование кластеров (в трактовке Портера — создание вертикально-интегрированных структур, объединяющих в себе различных членов технологической цепи, от поставщиков сырья до производителей готовой продукции);

региональная политика (стимулирование развития отстающих районов);

воздействие правительства на стратегию, структуру и соперничество фирм: интернационализация (поощрение международной ориентации и экспорта); воздействие на цели как конкретных предпринимателей, так и целых фирм; регламентация соперничества внутри страны (антитрестовские законы, протекционизм и т.д.); образование новых фирм; внешнеторговая политика; привлечение зарубежных инвестиций.

Детерминанты образуют комплексную систему (взаимосвязанные отношения, находящиеся в процессе постоянного развития). Действуя друг на друга, они усиливают эффект друг друга, следовательно, усиливаются конкурентные преимущества.

В других работах М. Портер продолжил исследования по конкретным проблемам международной конкурентоспособности. В частности, в работе «Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов» он анализирует конкурентные стратегии в различных отраслях экономики от глобальных до новых отраслей. Идеи Портера заложили основу методики оценки страновой конкурентоспособности.

До Второй мировой войны продукция японских предприятий отличалась достаточно низким качеством по сравнению с аналогичной европейской или североамериканской. В настоящее время Япония является одним из лидеров мировой экономики и обладает высокой конкурентоспособностью. «Задача заключалась (и все еще заключается) в том, —писал японский экономист К. Кобаяси, — чтобы обеспечить импорт природных ресурсов из наиболее удобных и дешевых источников, переработать их с максимальным эффектом в конкурентоспособную высококачественную продукцию и сбыть ее с прибылью на наиболее емких и выгодных рынках».

3.3. Современные методы оценки международной конкурентоспособности

Одними из наиболее известных являются методики сравнительной оценки конкурентоспособности стран Всемирного экономического форума — ВЭФ в Давосе и Международного института развития менеджмента — МИМР в Лозанне.

Методика оценки конкурентоспособности ВЭФ строится на анализе 249 основных показателей, которые включают как статистические данные, так и результаты опроса менеджеров из различных стран (до 2/3 оценок показателей). Число опрашиваемых менеджеров постоянно растет: в 2005 г. — 8,7 тыс., в 2006 г. более 11 тыс. Эти показатели затем сводятся в индексы. В 2006 г. измерялись девять факторных индексов («Государство», «Институты», «Конкурентоспособность бизнеса», «Инфраструктура», «Инновационный потенциал», «Открытость», «Технологии», «Эффективность рынков», «Здравоохранение и школьное образование»), а затем определялся сводный индекс конкурентоспособности, в соответствии со значениями которого проводилось ранжирование стран.

До 2000 г. группа экспертов ВЭФ под руководством Дж. Сакса рассчитывала лишь один рейтинг, который назывался «Индекс конкурентоспособности» (С1) и измерял «способность национальной экономики достичь устойчивого экономического роста в среднесрочной перспективе (ближайшие пять лет), принимая во внимание текущий уровень экономического развития». В 2000 г. индекс конкурентоспособности был назван «Индекс конкурентоспособности для роста» (GCI), а затем был переименован в «Индекс глобальной конкуренции». Факторы, участвующие в формировании данного индекса, объединяются в три группы: качество макроэкономической среды, эффективность общественных институтов и технологический уровень.

В 2000 г. появился еще один рейтинг группы экспертов под руководством М. Портера — «Индекс текущей конкурентоспособности» (CCI), который с 2001 г. стал называться «Индекс конкурентоспособности для бизнеса». Он оценивает микроэкономические факторы, определяющие текущий уровень производительности национальной экономики. По мнению руководителей ВЭФ, данные индексы хорошо дополняют друг друга и служат источниками для определения национальной конкурентоспособности.

По методике и результатам исследований глобальной конкурентоспособности ВЭФ ученые Российской академии наук сделали следующие основные критические замечания:

а) несмотря на огромные фактологические и статистические

материалы, собранные по странам, ВЭФ не удалось измерить уровень конкурентоспособности страны как синтетический экономический показатель; индекс конкурентоспособности отражает по сути качество национальных конкурентных преимуществ по сравнению со средним качеством конкурентной среды охваченных обследованием стран;

б) рассчитанные индексы общей конкурентоспособности, определяющие ранги (место) стран, находятся в весьма узком диапазоне значений и изменение буквально на десятые доли процента пункта индекса конкурентоспособности может передвинуть страну на несколько рангов в ту или иную сторону, что трудно представить в реальной экономике. К тому же периодическая перегруппировка индексов затрудняет анализ конкурентоспособности страны в динамике;

г) признавая в целом правильность выбранных ВЭФ главных факторов конкурентоспособности (за исключением того, что не дана оценка природных ресурсов), вряд ли можно согласиться с тем, что веса этих факторов в экономическом развитии и формировании конкурентоспособности страны играют столь разную роль (например, роль управления и общественных институтов в три раза менее важна, чем открытость рынков и качество труда); д) в оценках глобальной конкурентоспособности весьма велика роль субъективного фактора. По мнению российских ученых, есть накопленные, потенциальные факторы конкурентоспособности, которые слабо учитываются в методике ВЭФ, хотя в ней справедливо утверждается, что кратковременные кризисные явления, финансовые коллапсы, девальвации валют и т.п. не могут оказывать решающего воздействия на ранги конкурентоспособности.

Кроме этого не учитывается то обстоятельство, что ВЭФ является в известной степени инструментом развитых стран, отстаивающим их интересы в мировой экономике, поэтому к его оценкам следует относиться с осторожностью. После мирового экономического кризиса 1997-1998 гг. практически всякое заседание ВЭФ стало сопровождаться акциями протеста антиглобалистов, ассоциирующих форум с негативными проявлениями глобализма. Еще в 1993 г. возникло объединение ученых и общественных дея-телей по всему миру под названием Лиссабонская группа — некое подобие Римского клуба, занимающаяся мониторингом и критическим анализом идеологических центров неолиберализма. В 2001 г. был впервые проведен масштабный социальный форум — «антипод» в бразильском городе Порту-Алегри. Другой форум под названием «Общественный взгляд на Давос» (Public Eye on Davos) про-водится с 2000 г. одновременно с ВЭФ для информированной критики Давоса со стороны неправительственных организаций. Международный институт менеджмента и развития — МИРМ публикует свои ежегодные доклады начиная с 1989 г. Известно, что МИРМ стоял у истоков работы по конкурентоспособности для ВЭФ и продолжает ежегодно публиковать собственный доклад «World Competitiveness Yearbook». Оценки строятся на основе обратного соотношения по сравнению с ВЭФ: примерно 1/3 — оценки экспертов и 2/3 — официальная статистика.

Эксперты института анализировали в 2006 г. конкурентоспособность 61 страны с развитыми и развивающимися рынками. Методология исследования МИРМ базируется на следующих принципах: первичная информация анализируется по 314 критериям, объединяемым в четыре главные группы факторов, формирующих конкурентоспособность страны. Эти четыре группы факторов («Экономические преобразования», «Эффективность государства», «Эффективность бизнеса», «Инфраструктура») в свою очередь включают пять субфакторов (всего 20). Каждый субфактор конкурентоспособности, независимо от количества критериев, которые он содержит, имеет одинаковый вес при формировании конечного результата, т.е. 5%. При этом первичные критерии, основанные как на статистических, так и на опросных данных, имеют одинаковый удельный вес.

Для характеристики состояния каждого из отмеченных выше факторов конкурентоспособности стран используется 314 показателей: 77 — в первой группе, 73 — во второй, 69 — в третьей и 95 —в четвертой. Вся совокупность показателей конкурентоспособности по характеру данных подразделяется на две группы. К первой относятся статистические показатели. Их удельный вес в структуре показателей составляет примерно 70%. Ко второй группе относятся показатели, базирующиеся на опросах менеджеров высшего и среднего звена каждой из анализируемых стран. Такие качественные показатели имеют характер экспертных оценок. С точки зрения экспертов института, для того, чтобы стать конкурентоспособным либо сохранить конкурентоспособность, страны должны:

создавать стабильное и предсказуемое законодательство;

работать над гибкостью и «эластичностью» экономики;

инвестировать в традиционную и технологическую инфраструктуру;

стимулировать частные сбережения и внутренние инвестиции;

проявлять агрессивность на международных рынках, а также повышать привлекательность для прямых иностранных инвестиций;

сосредоточиваться на качестве, оперативности и прозрачности деятельности правительства и администрации;

поддерживать паритет между уровнем заработной платы, производительности и налогообложения;

сохранять социальное равновесие, уменьшая неравенство заработной платы и усиливая средний класс;

делать крупные инвестиции в образование, особенно средне, а также в непрерывное повышение квалификации рабочей силы;

обеспечивать баланс между национальными особенностями и глобализацией экономики для гарантирования существенного роста богатства при сохранении системы ценностей и предпочтений граждан.

Вместе с тем оценкам МИРМ также присущ ряд недостатков. Так, например, оценка конкурентоспособности носит во многом качественный характер, а не качественно-количественный; недостаточное внимание уделяется социальным факторам; мало внимания уделяется микроэкономическим параметрам конкурентоспособности и т.д.

М. Портер при расчете индекса конкурентоспособности бизнеса разделил все страны в зависимости от ВВП по ППС на душу населения, по аналогии с классификацией Всемирного банка, на три группы: с низким уровнем доходов, со средним уровнем доходов и с высоким уровнем доходов. По его мнению, стадии развития страны, в зависимости от преобладания основных факторов экономического роста, могут быть следующими: природные факторы, управление инвестициями, управление инновациями и управление благосостоянием. В низкодоходных странах конкурентоспособность обеспечивается в основном за счет природных ресурсов, перерабатывающей промышленности и дешевого труда. Среднедоходные страны, к которым относится Россия, находятся на стадии инвестиций. Существенное значение на этой стадии начинают приобретать такие факторы, как повышение качества бизнес-среды, улучшение научного потенциала, развитие финансовых рынков и т.д. В высокодоходных странах развитие переходит в стадию управления инновациями —управления благосостоянием. Различие между данными странами концентрируется в следующих сферах: качество научных институтов, уровень развития венчурного капитала, интенсивность местной конкуренции, состояние НИР и НИОКР и др.

В ^стоящее время на первый план в мировой конкурентоспособности выходят неценовые факторы, из которых важнейшее значение приобретают: качество товара, его новизна, наукоемкость и интеллектоемкость изделий. Поэтому большинство стран мира обеспечивают повышение своей товарной конкурентоспособности за счет использования инноваций, разработки высокотехнологичных продуктов, создание которых невозможно без развития научно-технического потенциала.

Известная американская компания «Harley-Davidson», производящая мотоциклы, в 1970-х гг. столкнулась с обострением конкурен-ции с японскими компаниями: «Honda», «Yamaha», «Suzuki» и «Kawasaki». Боль-шинство ранее стабильных компаний в этой отрасли обанкротились. Четыре японские компании могли поставлять свои мотоциклы практически в любую точку мира с более высоким качеством и по более низкой цене, чем у конкурентов. В 1978 г. Harley-Davidson пыталась доказать в суде, что японские компании продают мотоциклы по демпинговым ценам, т.е. ниже их себе-стоимости. Но во время судебных слушаний выяснилось, что операционные издержки у японских компаний на 30% ниже, чем у Harley-Davidson. Одной из основных причин такого положения дел было использование ими инновационной концепции J IT (точно в срок).

Уже в Докладе о глобальной конкурентоспособности в 2000 г. (The Global Competitiveness Report-2000) эксперты ВЭФ окончательно сделали выбор в пользу инновационной экономики как главного фактора роста конкурентоспособности страны, использования конкурентных, построенных на инновациях, преимуществ. При этом все

страны были разделены на инновационно активные (24 страны) и инновационно пассивные, куда была отнесена и Россия. Данная методология начала применяться в официальных документах Министерства экономического развития и торговли РФ. Как уже указывалось выше, построение индекса глобальной конкурентоспособности

основано на трех субиндексах: уровне технологии, качестве общественных институтов, макроэкономических условиях для экономического роста. Причем если для инновационно активных стран вес технологического субиндекса составляет ½, а субиндексов общественных институтов и макроэкономической среды — ¼, то для прочих стран всем субиндексам придан одинаковый вес в размере 1/3. Таким образом, эксперты ВЭФ лишь констатировали давно существующую экономическую реальность: уровень развития той или иной страны определяется в первую очередь ее научно-техническим потенциалом, так как по мере увеличения массы используемого капитала норма прибыли понижается, ее устойчивый рост возможен только за счет внедрения новых технологий. Классификация ВЭФ достаточно условна, поскольку в разных странах, в частности в России, существовала другая система получения авторских свидетельств и не было средств для их оформления в качестве патентов. Поэтому инновационный потенциал российской экономики значительно выше, чем это вытекает из статистики патентов. Это подтверждается и таким фактом, что по данным экспертов из Роспатента, в США запатентованы российские разработки в области электронной, лазерной, волоконно-оптической техники, технологий переработки нефти и газа, органической химии, медицинской и экологической техники. В последние годы важное значение в обеспечении международной конкурентоспособности товаров приобретает экологический фактор. Более жесткие экологические стандарты, возрастающие требования к качеству товара и одновременно более острая конкуренция на мировом рынке заставляют компании при разработке новых изделий использовать принципы предупреждения загрязнений в комплексе с экологическим самоконтролем. В связи с этим важной задачей является совершенствование рыночных механизмов таким образом, чтобы экологические издержки включались в себестоимость выпускаемой продукции. Цены на товары и услуги должны учитывать экологический фактор их производства, а также использования, дальнейшей утилизации, удаления отходов и рециркуляции.

3.4.Конкурентоспособность России в мировой экономике

Национальную конкурентоспособность нельзя исследовать в отрыве от характера и тенденций развития мировой экономики и международных рынков. По методике ВЭФ Россия за последние 7 лет имела следующие рейтинги конкурентоспособности: в 1999 г. — 59-е место среди 59 стран, в 2000 г. — 55-е среди 59; в 2001 г. — 63-е среди 74; в 2002 г. — 64-е среди 80 стран; в 2003 г. — 65-е место среди 80 стран, в 2005 г. — 75-е место среди 117 стран, в 2006 г. — 62-е место среди 125 стран. Основные причины низкого рейтинга России — слабо защищены права собственности и отсутствует независимость судов. Поэтому Россия в 2006 г. в рейтинге глобальной конкурентоспособности проигрывает не только Швейцарии (1-е место), но и Эстонии (25-е), Китаю (54-е), Индии (43-е) и даже Индонезии (50-е). Всего в России были опрошены представители 553 компаний. Эксперты проводили опрос не только в относительно благополучных регионах России, где сконцентрирована деятельность крупных компаний, но и в целом по стране, поскольку существуют сильные региональные диспропорции экономического развития.

Наихудший показатель в России — качество институтов (114-е место). В 2005 г. из 117 стран Россия занимала 102-е место по независимости судебной системы, 106-е — по объективности решений чиновников и 109-е — по защите прав миноритариев. В 2006 г. ситуация не улучшилась: 110-е, 114-е и 120-е соответственно (из 125 стран). «Предприятия частного сектора испытывают серьезные опасения относительно независимости судебной системы. Получение правовой помощи — длительный, непредсказуемый процесс, обременяющий структуру затрат предприятий. Условия защиты прав собственности крайне плохи (114-е место) и продолжают ухудшаться», — констатировали эксперты ВЭФа. Непредсказуемость судебной системы России, по их мнению, одна из причин, по которой предприниматели консервативно планируют долгосрочные инвестиции, поскольку время и ресурсы отвлекаются на защиту прав собственности. По другому рейтингу ВЭФ — индексу конкурентоспособности для бизнеса (ВС1) Россия в 2006 г. заняла 79-е место. По рейтингу конкурентоспособности Международного института развития менеджмента Россия занимает 54-е место из 61 возможного. Таким образом, показатели конкурентоспособности России в целом достаточно низкие.

Вместе с тем необходимо отметить, что данные оценки носят достаточно субъективный характер и вызваны достаточно жесткой позицией российского государства в вопросе о проекте Сахалин-2, увеличением капитализации Газпрома и его активной политикой

на международных рынках. Не стоит забывать и о том, что на внутреннем рынке в условиях экономического роста в последние годы обострилась конкуренция между российскими фирмами, а также между российскими и зарубежными производителями.

Контрольные вопросы и задания

1.Что такое международная конкурентоспособность? Дайте наиболее точное и полное определение.

2.Перечислите и охарактеризуйте основные детерминанты конкурентных преимуществ в соответствии с теорией М.Портера.

3.Какова роль государства в обеспечении международной конкурентоспособности национальной экономики?

4.Охарактеризуйте методику определения страновой конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ВЭФ).

5.Перечислите основные факторы конкурентоспособности по методике Международного института развития менеджмента.

6.Каковы основные недостатки современных методик определения конкурентоспособности Всемирного экономического форума и Международного института развития менеджмента?

7.Какие страны в современной мировой экономике обладают наибольшими конкурентными преимуществами?

8.Каковы конкурентные позиции России в современной мировой экономике?

9.Укажите основные направления повышения конкурентоспособности экономики России.