Общая характеристика Северной Америки
Понятие «Северная Америка» в социально-экономической географии включает в себя только США и Канаду. Этот регион занимает территорию 19,4 млн. км2 с населением 300 млн. человек.
По размерам территории США занимает четвертое место среди стран мира. В их состав входят три части: основная территория (или собственно США), Аляска и Гавайские острова в Тихом океане.
Экономико-географическое положение США весьма выгодное. Это объясняется наличием широкого фронта морских границ, естественных гаваней и положением страны между двумя океанами. Сухопутные границы с Канадой и Мексикой проходят по условным линиям, рекам и озерам, способствуя развитию торгово-экономических связей. По государственному строю США – федеративная республика, состоящая из 50 штатов.
По численности населения США занимает третье место в мире. Страна относится ко первому типу воспроизводства, но 30% естественного прироста населения достигается за счет иммиграции. Массовая иммиграция сыграла решающую роль в формировании национального состава населения. В США живут представители различных этнических групп, которые ученые-этнографы объединяют их в три большие группы: американцы (потомки переселенцев разных национальностей), переходные иммигранты (люди сравнительно недавно переселившиеся в США), жители-аборигены. Национальный состав жителей определяет различие в вероисповедании.
Размещение населения США определяется географией городов. США – типичная страна городских агломераций. Их в стране насчитывается около 35, где проживает более половины городского населения. В США начался процесс субурбанизации, проявляющийся в том, что в центральных частях городов население убывает, а в пригородных зонах возрастает.
В США в 50-е гг. XX в. географы отметили формирование более крупных городских образований – мегаполисов. В настоящее время в стране насчитывается три мегаполиса: Северо-Восточный (от Бостона до Вашингтона), Приозерный (между Чикаго и Питтсбургом) и Калифорнийский (Сан-Франциско – Сан-Диего).
Сельское население США живет на отдельно расположенных фермах. По условиям быта сельское население не особенно отличается от городского.
В настоящее время США занимает первое место по объему ВВП, по объему промышленного производства, по уровню научно-технического потенциала и выпуску высокотехнологичной наукоемкой продукции, по развитию непроизводственной сферы, по финансовой мощи и степени воздействия на мирохозяйственные связи.
Промышленность США отличается высоким уровнем, производственной и территориальной концентрацией. Она ориентируется на выпуск как массовой, серийной продукции, так и особо сложной, уникальной. В промышленности США представлены все существующие отрасли, подотрасли и виды производства. Среди них выделяют: во-первых, автомобилестроение, во-вторых, авиаракетно-космическую промышленность, в-третьих, микроэлектронику, в-четвертых, биотехнологию и биоиндустрию.
По размерам сельского хозяйства США превосходят любую другую страну мира. Производительность труда в агробизнесе растет быстрее, чем в промышленности. Многоотраслевое сельское хозяйство обеспечивает продовольствием не только страну, но и дает значительную продукцию для импорта. На США приходится около половины мирового экспорта зерна. Основной тип сельского хозяйства – это ферма, производящая главную часть продукции на продажу. При этом в условиях агробизнеса получила большое развитие постадийная специализация, когда происходит расчленение единого производственного процесса на отдельные звенья.
По развитию всех видов транспорта США занимает ведущее место в мире. Транспортная система США (совместно с Канадой) образует особый североамериканский тип. Для нее характерно развитие всех видов транспорта, большие размеры перевозок грузов и пассажиров, длительность этих перевозок.
Очень большое развитие получила сфера нематериального производства и услуг, доля которой в ВВП превысила 70%.
На территориальную структуру хозяйствования США оказывают влияние такие факторы, как наукоемкий, экологический и ЭГП. Для современного географического рисунка хозяйства США, в отличие от зарубежной Европы, характерна концентрация экономической жизни в «окраинных» приокеанских и приозерных районах.
Природно-ресурсные предпосылки для развития промышленности в США очень благоприятны. Бассейны и месторождения полезных ископаемых широко распространены по всей стране.
Особую роль в экономике США играет международный туризм. США по развитию международного туризма уступает только зарубежной Европе. Особенно развит соседский туризм с Канадой. Большое развитие получил внутренний туризм, сильно развита индустрия гостеприимства, включая автосервис.
США обладают большими и разнообразными природно-рекреационными ресурсами, на основе которых сложились крупные природно-рекреационные районы. Главные районы приморского туризма – Флорида, Калифорния и Гавайи, горного – Штаты Запада, приозерного – штаты Приозерья.
В США выделяют четыре микрорайона, которые различаются по историко-культурным особенностям и по характеру современного социально-экономического развития.
1. Северо-Восток – самый небольшой микрорайон. В нем находится экономическая столица страны – Нью-Йорк и политическая столица – Вашингтон. Этот район является промышленным поясом страны.
2. Средний Запад – это район крупной промышленности и сельского хозяйства. Здесь находятся такие крупные промышленные районы, как Чикаго, Детройт, Кливленд.
3. Юг – занимает первое место по добыче нефти и природного газа, угля, фосфоритов, по мощности электростанций, нефтехимических комбинатов. Здесь концентрируется 9/10 выпуска тканей, табачных изделий.
4. Запад – самый молодой район США. В нем выделяют Дальний Запад, Горный Запад и Тихоокеанский Запад. В этом микрорайоне находится главный научный и военно-промышленный центр страны – штат Калифорния. В состав Запада входят также Аляска (главный район нового освоения) и Гавайи (главный центр туризма).
Основные регионы Америки:
Северная и Центральная Америка
Островные государства и территории Карибского бассейна
Южная Америка
Америка в настоящее время является вторым по популярности туристическим направлением после Европы. Разнообразные туристические ресурсы этой части света обусловливают развитие многих видов туризма.
Как известно, Америка была открыта по ошибке. Эту «великую географическую ошибку» совершил Христофор Колумб в 149 2г. Колумб плыл в Индию, а попал в Америку. Как часть света Америка состоит из двух субрегионов: Северной и Латинской Америки. В свою очередь Латинская Америка включает Центральную и Южную Америку. К Америке относят также островные государства и территории Карибского бассейна.
- Содержание
- 1 Cтрановедение – сердцевина географии. Предмет, задачи и методы страноведения.
- 1.1 Страноведение комплексное, проблемное, глобальное. Экологический и гуманистический принципы страноведения.
- 1.2 Типы страноведения. Описательно-познавательная и информационная функции страноведения. Просветительское, мировоззренческое, а также практическое значение страноведения.
- 1.3 Интегрирующее свойство страноведения в системе географических наук. Содержание страноведческого исследования.
- 1. По составу:
- 2. По размерам:
- 3.1 Этнические факторы регионализма (диффузия рас, Родина, этноценоз, этические признаки и контакты)
- 3.2 Демографический фактор (население, социум, геодемография). Расселение (миграция, города и агломерации, геоурбанистика).
- 3.3 Конфессиональный фактор (мировые религии и религиозное пространство)
- Возникновение буддизма
- Христианство и его течения
- Возникновение ислама
- Численность последователей современных религий
- 3.4 Политико-географический фактор (геополитика). Современные цивилизационные макрорегионы мира.
- 3.5 Политическая карта мира. Типология стран мира: показатели, методология, группировка стран.
- 4. Туристическое страноведение регионов и стран мира
- 4.1. Туристические ресурсы зарубежной Европы Общая характеристика зарубежной Европы
- 4.1.1. Скандинавские страны
- Финляндия
- Норвегия
- Исландия
- 4.1.2. Средиземноморский европейский курортный очаг
- Испания
- Гибралтар
- Португалия
- Франция
- 4.1.3. Страны Западной Европы германия
- Ирландия
- Страны бенилюкса включают бельгию, нидерланды и люксембург. Н идерланды
- Бельгия
- Люксембург
- 4.1.4. Альпийские страны Европы австрия
- Лихтенштейн
- 4.1.5. Страны Центральной и Восточной Европы ч ехия
- Венгрия
- 4.2. Туристические ресурсы Америки Общая характеристика Латинской Америки
- Общая характеристика Северной Америки
- 4.2.1. Северная и Центральная Америка
- Соединенные штаты америки
- Мексика
- 4.2.2. Островные государства и территории Карибского бассейна
- Д оминиканская республика
- 4.2.3. Южная Америка
- Б разилия
- Аргентина
- Венесуэла
- Уругвай
- 4.3. Туристические ресурсы Африки
- Общая характеристика Африканского материка
- 4.3.1. Северная Африка
- Марокко
- Коморские острова
- 4.3.3. Западная Африка
- Республика сейшельские острова
- 4.4. Туристические ресурсы Азии и стран Азиатско-Тихоокеанского региона (атр) Общая характеристика зарубежной Азии
- 4.4.1. Рекреационный потенциал и современное развитие туризма в Азии
- С аудовская аравия
- Монголия
- Таиланд
- 4.4.2. Рекреационный потенциал и современное развитие туризма в Австралии и Океании австралия
- Новая зеландия
- 5. Туристические ресурсы России. Характеристика основных туристических и курортных зон в России
- Заключение
- Приложение б. Характеристика основных типов городов мира по характеру их застройки и планировки
- Список рекомендованной литературы Основная литература
- Дополнительная литература