32.Франчайзинг во внешнеэкономической деятельности, понятие, виды и особенности.
Франчайзинг (в переводе с английского означает привилегия, право) – это система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак. Суть франчайзинга заключается в том, что фирма (франчайзер), имеющая высокий имидж на рынке, передает на определенных условиях неизвестной потребителям фирме (франчайзиату) право, т.е. лицензию (франчайз) на деятельность по своей технологии и под своим товарным знаком, получив за это определенную компенсацию (доход).
Франчайзер – это лицензиар франчайза, который будто бы представляет главную фирму системы франчайзинга.
Франчанзиат – это лицензиат франчайза. Ему предоставляется право принимать участие в бизнесе по системе, определенной в значительной степени франчайзером.
Франчайз – это договор, в котором отражены условия бизнеса.
Начиная собственное дело, предприниматели могут выбрать один из трех вариантов:
1) начать бизнес, используя свои средства, собственное имя и знания;
2) купить уже существующее дело и стать ее владельцем без всякого контроля со стороны третьего лица;
3) купить одну из форм лицензии, чтобы продавать товар или оказывать услуги, используя при этом имя, технику сбыта и управленческие приемы головной компании.
Третий вариант и представляет собой покупку франчайза. Согласно статистике Министерства торговли США, возможность успеха в бизнесе, организованном на основе франчайзинга, считается в большинстве случаев много больше, чем организация бизнеса с нуля или даже при покупке уже существующего дела. К тому же важно помнить, что риск неудачи существует при покупке любого дела.
Обычно выделяют три типа франчайзинга:
1) производственный, предусматривающий поставку франчайзером основных элементов или комплектующих для изготовления продукции, которая реализуется затем под фирменным названием (товарным знаком) головной компании франчайзера;
2) торговый, что представляет собой организацию дела, При которой франчайзиат покупает у известной фирмы право на продажу ее товаров с ее товарным знаком;
3) лицензионный, что представляет собой наиболее распространенный тип франчайзинга. Суть его в том, что франчайзер, заинтересованный в продвижении своего товарного знака, выдает франчайзиату лицензию на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набора товаров и услуг под именем франчайзера.
Вида франчайзинга:
Характер отношений между франчайзером и франчайзи в значительной степени зависит от вида франчайзингового соглашения.
В зависимости от уровня эксклюзивности предоставляемых прав франшиза делится на исключительную (эксклюзивное право франчайзи использовать франшизу на определенной территории) или неисключительную, предполагающую возможность конкуренции на определенной территории нескольких франчайзи одной и той же сети и непосредственного франчайзера.
В зависимости от содержания франшизы (франчайзингового пакета) выделяются такие виды франчайзинга:
производственный;
товарный;
сервисный;
франчайзинг бизнес-формата.
Производственный франчайзинг
Производственный франчайзинг предполагает передачу франчайзером запатентованных технологий и сырья для производства определенного продукта. Чаще всего при этом франчайзер производит и поставляет франчайзи определенные ингредиенты, технология производства которых не разглашается.
Франчайзинг товара
При товарном франчайзинге франчайзи на льготных условиях получает от франчайзера товары для их дальнейшей реализации. При этом франчайзером, как правило, выступает крупный производитель, предоставляющий франчайзи право на продажу и сервисное обслуживание под торговой маркой франчайзера товаров, изготовителем которых может быть как сам франчайзер, так и другие компании. Как правило, франчайзер поставляет франчайзи определенный товар в рамках оговоренного ассортимента для продажи по оговоренной технологии. В отличие от дилерских договоров, в рамках соглашений о торговом франчайзинге детально прописываются требования к технологии продаж и условия использования товарного знака. Кроме того, франчайзер, как правило, обеспечивает франчайзи финансовой (в случае приобретения или строительства объектов недвижимости), рекламной, консультационной и информационной поддержкой, предоставляя также услуги обучения и стажировки персонала.
Сервисный франчайзинг
В рамках сервисного франчайзинга франчайзер, кроме передачи оборудования и предоставления права на продажу услуг, осуществляет передачу технологий продаж, обслуживания клиентов, а также контролирует все аспекты их применения. В целом, сервисный франчайзинг представляет собой синтез двух описанных выше видов франчайзинга в сфере услуг. Сущность его заключается в том, что франчайзи предоставляется право на осуществление определенного вида деятельности под торговой маркой франчайзера.
Франчайзинг бизнес-формата
Наиболее же перспективным на сегодняшний день видом франчайзинга является франчайзинг бизнес-формата. Здесь франчайзер, кроме прав на использование товарного знака, передает франчайзи отработанную модель организации и ведения бизнеса. Франчайзинг бизнес-формата предполагает составление франчайзером обширного пакета сопутствующих аренде торговой марки документов - так называемого brand-book, включающего в себя детальные технологии ведения бизнеса и правила, вплоть до параметров работы с недвижимостью (месторасположение, интенсивность людских потоков, диапазон арендной ставки и так далее), оформления интерьера помещений, освещения, расположения мебели, внешнего вида сотрудников, специфики работы с поставщиками, рекламной политики и т.д.
Особенности использования франчайзинга во внешнеэкономической деятельности
Франчайзинг стал международным в различных секторах. Все большее число компаний создают франчайзинговые компании по всему миру. Рынок Международного франчайзинга сильно увеличился за последние несколько лет. Страны во всем мире участвуют в развитии своей промышленности.
Мировой франчайзинг насчитывает около семидесяти отраслей хозяйства, которые обычно используются при франчайзинговой системе. Взаимоотношения при франчайзинге должны быть стабильно прибыльными как для франчайзера, так и для франчайзи, заинтересованного в крупных продажах при минимальных затратах. Наиболее стабильными для мирового франчайзинга считаются компании, которые имеют четкую структуру бизнеса и работающие в следующих областях: продажа одежды и обуви, продовольственные магазины, строительство, отели, рестораны, бухгалтерский учет, авторемонт, туризм, развлекательный бизнес, книжные магазины и т.д.
В настоящее время мировой франчайзинг является перспективной стратегией инвестирования, особенно это касается развития ресторанного бизнеса. По всему миру открытие ресторанных сетей практикуется по системе франчайзинга. Хорошим примером такой системы служит одна из самых крупных сетей ресторанов быстрого питания Subway, которая занимает самые высокие позиции на мировом ресторанном рынке.
Некоторые крупные отрасли – питание (пищевая промышленность), электроника, а также автомобильная индустрия, продемонстрировали быстрый рост за счет франчайзинга. Международный франчайзинг позволяет фирмам проникнуть в страны путем внедрения продукта через франчайзинговые компании.
Франчайзинг тесно связан с промышленной собственностью, исключительным правом воспроизводства новых технологических решений, что защищается в правовом и экономико-финансовом отношении товарным знаком, юридическим держателем которого являются соответствующие предприятия, фирмы, компании. Как таковые, они обладают всеми правами и преимуществами, обеспечиваемыми этим товарным знаком, несут соответствующую юридическую и экономическую ответственность.
Особая роль франчайзинга как формы международного сотрудничества связана с деятельностью ТНК: вступая в контакты с национальными предприятиями принимающей стороны, предоставляют им на возможных условиях свой товарный знак, обеспеченный высокими качественными характеристиками выпускаемых изделий, получающих реальные конкурентные преимущества на рынке в силу известности фирмы-франчайзера, его высокого имиджа, обусловливающих предпочтение потребителей.
Начинать международный франчайзинг может оказаться очень трудным делом, которое требует обширных и долгих исследований на международном рынке. Компания должна удостовериться, что сырье и другие реквизиты имеются в стране, где будет оперировать компания-франчайзер, а также оценить рентабельность франшизы.
В разных странах есть свои юридические обязательства относительно аренды земли или офисов, получения разрешения правительства на использование торговых марок, налоговые вопросы, вопросы по найму региональных менеджеров или руководителей. Договор, все содержащий эти аспекты, а также другие управленческие критерии, должен быть составлен в первую очередь.
Поскольку существует разница в валюте, нужно будет тщательнее рассмотреть денежные вопросы, например, касающиеся платы за лицензию франшизы. Некоторые страны могут иметь ограничения на сумму, которая может быть перевезена в страну, в определенный момент.
Все правительственные утверждения должны быть рассмотрены на начальном этапе. Некоторые страны требуют от компании специальные лицензии при создании франчайзинга в стране.
Компании должны иметь достаточные ресурсы для финансирования международного франчайзинга. Эффективная подготовка позволит обеспечить успех франчайзинга и гарантирует, что не возникнет никаких непредвиденных расходов. Есть целый ряд других аспектов, которые предстоит рассмотреть до открытия франшизы в другой стране.
БИЛЕТ 13.
- 1. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: понятие, сущность и цели.
- 21. Международные расчеты во внешнеэкономической деятельности предприятия, формы, особенности и методы снижения риска неплатежей.
- 2. История внешнеэкономической деятельности в России, основные этапы, особенность и проблемы.
- 22. Кредитование внешней торговли, цели и методы. Факторинг и форфейтирование экспортных операций.
- 3.Система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, понятие, цели и направления.
- 4. Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, их виды, инструменты и практика применения в России.
- 24. Система таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации, понятие, цели и методы.
- 5. Правовые основы внешнеэкономической деятельности предприятия в Российской Федерации.
- 6. Классификация фирм функционирующих на мировом рынке, их виды специализация и основные организационные формы.
- 26. Таможенный тариф, понятие, структура и функции в регулировании внешнеэкономической деятельности.
- 7. Внешнеторговые операции предприятия, понятие, особенности и виды.
- 27. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, ее цели и структура.
- 8. Информационное обеспечение внешнеэкономической деятельности, цели и методы. Источники коммерческой информации в России и за рубежом.
- 1. Метод оценки по цене сделки с ввозимыми товарами
- 2. Метод оценки по цене сделки с идентичными товарами
- 3. Метод оценки по цене сделки с однородными товарами
- 4. Метод на основе вычитания стоимости
- 5. Метод оценки на основе сложения стоимости
- 6. Резервный метод
- 9. Структура управления внешнеэкономической деятельностью на предприятии, цели и особенности специализации отделов и служб.
- 29. Система управления рисками на предприятии. Виды и особенности рисков во внешнеэкономической деятельности.
- 10. Основные виды оперативной и финансовой отчетности предприятия. Показатели, характеризующие результаты деятельности фирмы.
- Годовой отчет фирмы
- 2. Финансовый отчет.
- 3.Баланс.
- 4.Счет прибылей и убытков.
- 30.Патентные отношения во внешнеэкономической деятельности, понятие, особенности и основные методы передачи технологий.
- 11. Подготовка внешнеторговой сделки, основные этапы и последовательность.
- 31. Объект интеллектуальной собственности во внешнеэкономической деятельности, его понятие и особенности. Порядок подготовки и подписания лицензионного договора.
- 12. Правовые основы договора международной купли-продажи товаров.
- 32.Франчайзинг во внешнеэкономической деятельности, понятие, виды и особенности.
- 13. Договор международной купли-продажи товаров, понятие, содержание и особенности.
- 33. Международные товарные биржи, их цели и функции. Виды биржевых товаров и операций.
- 14. Международные торговые термины «Инкотермс», понятие, толкование и функции.
- 34. Хеджирование на товарных биржах, понятие, цели и виды операций с фьючерсными и опционными контрактами.
- 15. Механизм заключения международного контракта. Формы и особенности делового общения.
- 35. Международные торги и аукционы, понятие, цели и методы проведения.
- 16. Стандарты упаковки и маркировки товаров во внешнеэкономической деятельности, понятие и правила.
- 36. Арендные отношения во внешнеэкономической деятельности, понятие, цели и условия арендного договора.
- 17. Ответственность за нарушение условий международного контракта, порядок применения санкций и основания освобождения от ответственности.
- 37. Лизинг во внешнеэкономической деятельности, понятие, виды и особенности мировой практики лизинговых операций.
- 18. Валютный курс, понятие, виды и факторы, влияющие на его динамику.
- 38. Посредническая деятельность во внешней торговле, понятие, цели и особенности.
- Вопрос 19. Валютно-финансовые условия международного контракта, их особенности и методы защиты от валютных рисков.
- 39. Классификация торгово-посреднических фирм и виды посреднических операций
- 1. Операции по перепродаже
- 3. Агентирование
- 4. Брокерские операции
- 5. Прочие виды торгово-посреднических операций
- 20. Операции с иностранной валютой, понятие и особенности. Методы хеджирования на валютной бирже.
- 40. Выбор посредника во внешнеэкономической деятельности, механизм и особенности.