Инструменты внешнеторговой политики
Методы торговой политики делятся на тарифные и нетарифные.
Таможенный тариф– это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, пересекающим границу государства.Таможенные пошлины– а) налоги, взимаемые государством с товаров в момент пересечения ими границ в протекционистских либо фискальных целях; б) сбор, взимаемый со стоимости товаров таможенными органами при импорте и экспорте.
Таможенные тарифы выполняют следующие функции:
фискальная – пополнение госбюджета;
протекционистская – защита местных производителей от иностранных конкуренции;
балансировочная– предотвращения экспорта товаров, внутренние цены, которых ниже мировых.
Исследования зарубежных и отечественных экономистов показали, что следствием любой таможенной защиты является снижение совокупного благосостояния нации. Использование импортного тарифа может привести к ухудшению условий внешней торговли в каждой из торгующих стран. Импортный тариф вызывает рост обменного курса страны-инициатора его введения. Как следствие возможно уменьшение объема экспорта и, в конечном счете – сокращение экспортного производства. Между тем, при некоторых условиях использование тарифа может оказаться более эффективной мерой, чем экономическая пассивность. Важным является нахождение оптимального импортного тарифа для государства, потребителя и производителя.
Введение таможенного тарифа на импорт отвечает интересам, прежде всего отечественных производителей, конкурирующих с импортом. Во-первых, они повышают свои продажи, так как импортные товары становятся дороже и потребители вынуждены погашать растущий спрос отечественной продукцией. Во-вторых, они могут повысить цену на свой товар из-за повышения цены импортных товаров и получить дополнительный выигрыш.
Для потребителя сам факт ввоза импортного товара свидетельствует о том, что потребитель предпочтет его отечественному, но вследствие обложения этого товара импортной пошлиной потребитель будет вынужден тратить на его приобретение большую сумму денег, либо приобретать его в меньших количествах, либо то и другое одновременно. Таким образом, таможенный тариф, ограничивая импорт, приводит к ухудшению потребительских возможностей.
Отечественные производители, конкурирующие с импортерами, выигрывают лишь в том случае, если величина импортной пошлины будет достаточной, чтобы произошло действительное ограничение импорта, т.е. предложение зарубежных товаров сократилось при сопровождающем это ограничение повышении цены. Следствием этого удорожания будет переключение потребителя с импортных товаров на отечественные. Поскольку же повышение мировых (и импортных) цен вследствие введения тарифа повлечет за собой повышение цен и на отечественные товары, то производители-резиденты будут выигрывать как за счет повышения цен, так и за счет увеличения объема продаж. Однако, выигрыш производителей не покрывает потерь потребителей, что снижает совокупный выигрыш общества. Иначе говоря, если говорить только о потребителях и производителях, то введение тарифов приведет к потерям, т.е. к уменьшению совокупного выигрыша общества.
Следует также отметить, что доход от тарифа сам по себе будет не очень велик, так как будет частично расходоваться на разработку самого тарифа, ведение документации, содержание таможенной службы и многое другое. Итак, от введения таможенного тарифа на импорт выигрывают производители и государство, а проигрывают потребители. Происходит перераспределение доходов от потребителей в пользу государства и производителей импортозамещающих товаров.
При классификации таможенных тарифов используются различные критерии:
по объекту обложенияпошлины делятся на:
импортные– устанавливаются на товары, ввозимые в страну;
экспортные– применяются к вывозимым из страны товарам (используются редко, как правило. к тем товарам, которых в стране недостаточно);
по способу взиманияпошлины делятся на:
адвалорные – взимаются в виде процента от стоимости облагаемого товара;
специфические – в виде твердой денежной ставки с единицы веса, объема;
комбинированные (смешанные)– комбинация адвалорных и специфических пошлин;
по происхождениютаможенные пошлины делятся на:
преференциальные– пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран;
конвенционные (договорные)– устанавливаются на базе двусторонних или многосторонних соглашений, например ВТО;
автономные – вводятся на основании односторонних решений органов государственной власти страны;
по характеруразличают следующие особые виды пошлин:
сезонные – применяются для товаров сезонного характера (например, сельскохозяйственная продукция);
антидемпинговые– применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;
компенсационные – накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.
В настоящее время основным препятствием развития международной торговли являются нетарифные ограничения. Эти ограничения создают значительную неопределенность в международной торговле из-за своего скрытого характера, что дает возможность правительству действовать более бесконтрольно. Поэтому ВТО выступает против количественных ограничений в торговле и за замену их тарифами.
Наиболее распространенные нетарифные ограничения включают следующие меры:
количественные ограничения и сходные административные меры (импортные квоты, экспортные ограничения, лицензирование, добровольные ограничения экспорта, валютные ограничения и другие меры валютного и финансового контроля, запреты, внутренние требования об обязательном использовании национальных товаров при производстве готовой продукции);
ограничительная практика на уровне органов государственного управления;
субсидии и другие дотации экспортерам, предпочтительная система государственных заказов, а также дискриминационная налоговая, финансовая, валютная политика и политика регулирования платежных балансов и валютных курсов, создающая преимущества для отдельных потоков торговли или тормозящая их;
таможенные процедуры и формальностив том случае, когда они превышают нормальные и обще принятые нормы, что превращает их в дополнительный барьер в торговле, в частности, усложненная процедура таможенной оценки, нечеткая система таможенной классификации, в тех случаях, когда они задерживают таможенное оформление или дают возможность толковать и применять их произвольно;
технические барьерыв торговле (санитарно-ветеринарные нормы и стандарты, в тех случаях, когда они затрудняют экспорт или импорт товаров или прямо дискриминируют иностранные товары, промышленные стандарты и требования безопасности, требования к упаковке и маркировке товаров, включая торговые знаки, экологические нормы и требования).
Наиболее распространенной формой нетарифных ограничений является квота. Квотированиепредставляет собой ограничение в количестве или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Государство осуществляет квотирование путем выдачилицензий на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и в то же время запрещает нелицензированную торговлю. Квота оказывает такое же влияние на уровень благосостояния, как и тариф. Разница заключается в том, что при использовании квоты этот доход может полностью (если лицензия выдается бесплатно) или частично (если лицензии продаются) достаться импортерам. У квот есть свои преимущества и недостатки.Во-первых, квота гарантирует ограничение импорта до определенной величины.Во-вторых, она является более гибким инструментом внешнеторговой политики.В-третьих, с помощью выборочного распределения квот государство оказывает поддержку определенным предприятиям. К негативным эффектам можно отнести ее способствование монополизации экономики из-за ограничения ценовой конкуренции, а также произвольное, а потому часто неэффективное распределение лицензий (с возможностью коррупции).
Следующим распространенным нетарифным инструментом являются «добровольные экспортные ограничения». В этом случае страны-экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. По сути, добровольные экспортные ограничения представляют собой ту же квоту, только устанавливаемую не импортером, а экспортером.
Для защиты национальных производителей государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Одна из форм такого стимулирования – экспортные субсидии, которые являются льготами, предоставляемыми государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. Благодаря этому, экспортеры могут продавать свою продукцию на внешнем рынке дешевле, чем на внутреннем. Производителям, получающим субсидию, становится выгодно продавать товар на внешнем рынке. Для этого им необходимо снизить цены.
Но так как это снижение цен покрывается субсидией, то экспорт увеличивается. Увеличение экспорта сокращает количество товаров на внутреннем рынке. Внутренние цены растут, а вслед за ними растет внутреннее предложение и сокращается спрос. Потребители несут потери, а производители получают дополнительный выигрыш. При этом надо учитывать размер субсидии для страны в целом. В конечном результате потери благосостояния страны будут больше, чем прибыли.
Распространенной формой конкурентной борьбы является демпинг.В этом случае экспортер продает товар на рынке по цене ниже той, по которой он продавал бы на внутреннем рынке своей страны. Демпинг может – быть следствием внешнеторговой политики государства, если экспортер получает субсидию, или может стать результатом ценовой дискриминации, когда фирма-экспортер, являющаяся монополистом, добивается максимального дохода на внешнем рынке с помощью снижения цен и увеличения продаж.
Экономические санкции– наиболее жесткая форма ограничения внешней торговли. Примером их является торговоеэмбарго, т.е. запрещение ввоза в страну или вывоза из страны товаров. Эмбарго вводится обычно по политическим мотивам. Это видно уже из того, что эмбарго наносит ущерб и стране, вводящей эмбарго, и стране, против которой оно вводится. С политической точки зрения применение эмбарго оправдывает себя, если страна, вводящая его, может относительно безболезненно сократить объем своего экспорта, а страна, против которой вводится эмбарго, сильно зависит от внешней торговли. При этом санкции должны быть неожиданными и масштабными.
В настоящее время нетарифные ограничения внешней торговли распространены во всех странах мира. Отношение к ним правительств, экспортеров и импортеров в различных странах не одинаково. Однако ни одна страна мира не отказалась от их применения, и не ставит этой задачи на ближайшее будущее.
- Академия управления при Президенте Республики Беларусь
- Тема 1. Международные экономические отношения: основные черты и особенности 9
- Тема 1. Международные экономические отношения: основные черты и особенности Лекция 1. Международные экономические отношения: основные черты и особенности
- Сущность и основные формы международных экономических отношений
- Факторы развития международных экономических отношений
- Современные тенденции развития международных экономических отношений
- Контрольные вопросы к теме №1
- Тема 2. Международная торговля товарами Лекция 2. Международная торговля как форма международных экономических отношений
- Сущность, формы и тенденции международной торговли
- Динамика товарной структуры международной торговли товарами
- Основные виды мировых цен
- Внешняя торговля Республики Беларусь
- Динамика объема внешней торговли Республики Беларусь за 1995-2003 гг., в млн. Долл.
- Экспорт основных видов товаров Республики Беларусь в 2003 году
- Основные торговые партнеры Республики Беларусь в 2003 году
- Контрольные вопросы к теме № 2
- Тема 3. Международная торговля услугами Лекция 3. Международная торговля услугами как форма международных экономических отношений
- Структура и специфика мирового рынка услуг
- Виды международных услуг и сферы их реализации
- Объем и динамика транспортных услуг
- Основные показатели по основным туристским макро-регионам
- Регулирование рынка услуг
- Контрольные вопросы к теме № 3
- Тема 4. Международный обмен научно–техническими знаниями Лекция 4. Международный обмен научно-технологическими знаниями
- Международный технологический обмен: предпосылки и экономическая целесообразность
- Экономическая целесообразность экспорта технологий
- Экономическая целесообразность импорта технологий
- Особенности мирового рынка технологий
- Международное техническое содействие
- Контрольные вопросы к теме №4
- Тема 5. Международное движение капитала Лекция 5. Международное движение капитала
- Формы международной миграции капитала
- Ведущие десять стран-получателей и поставщиков пии
- Свободные экономические зоны
- Свободные экономические зоны в Республике Беларусь
- Контрольные вопросы к теме №5
- Тема 6. Международная миграция рабочей силы Лекция 6. Международная миграция рабочей силы как форма международных экономических отношений
- Международная миграция рабочей силы: особенности и последствия
- 1) По направлениям:
- 2) По территориальному охвату:
- 3) По времени:
- 4) По степени законности:
- Инструменты регулирования миграции рабочей силы
- Контрольные вопросы к теме №6
- Тема 7. Механизм регулирования международных экономических отношений Лекция 7. Наднациональное регулирование международных экономических отношений
- Необходимость регулирования международных экономических отношений на межгосударственном уровне
- Роль международных организаций в регулировании мэо
- Лекция 8. Национальное регулирование внешней торговли товарами и услугами
- Внешнеторговая политика государства
- Инструменты внешнеторговой политики
- Контрольные вопросы к теме №7
- Вопросы к экзамену
- Литература Основная
- Дополнительная
- Список Internet-источников
- Рутко Диана Федеровна Международные экономические отношения
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.